«Формирование познавательных универсальных учебных действий: анализ жанра рассказа на уроках литературы в 5 классе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий: анализ жанра рассказа на уроках литературы в 5 классе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий: анализ жанра рассказа на уроках литературы в 5 классе».
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Объектом исследования данной работы является процесс формирования познавательных УУД школьников на уроках литературы в 5 классе. Предмет исследования – средства формирования познавательных УУД.
Цель работы: показать, как на уроках литературы через анализ текста можно формировать познавательные УУД.
Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:
1) провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;
2) раскрыть возможности средств формирования познавательных универсальных учебных действий школьников 5классов на уроках литературы. Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий пятиклассников на уроках литературы посредством анализа жанра рассказа.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Более подробно остановимся на познавательных УУД, которые включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Учебный предмет «Литература» содержит огромный потенциал для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
В программах по литературе для пятого класса центральное место отводится изучению малых эпических жанров (рассказы, сказки, повести). Это обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учетом возрастных психологических особенностей детей этого возраста.
Одной из главных возрастных особенностей пятиклассников является наивно-реалистическое восприятие художественных произведений, что затрудняет понимание литературы как искусства слова. Преодолению наивно-реалистического восприятия литературы способствует формирование познавательных учебных действий школьников через реализацию разнообразных методических приёмов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательных универсальных учебных действий: анализ жанра рассказа на уроках литературы в 5 классе». »
«Формирование познавательных универсальных учебных действий: анализ жанра рассказа на уроках литературы в 5 классе».
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Объектом исследования данной работы является процесс формирования познавательных УУД школьников на уроках литературы в 5 классе. Предмет исследования – средства формирования познавательных УУД.
Цель работы: показать, как на уроках литературы через анализ текста можно формировать познавательные УУД.
Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач: 1) провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников; 2) раскрыть возможности средств формирования познавательных универсальных учебных действий школьников 5классов на уроках литературы. Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий пятиклассников на уроках литературы посредством анализа жанра рассказа.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Более подробно остановимся на познавательных УУД, которые включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Учебный предмет «Литература» содержит огромный потенциал для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
В программах по литературе для пятого класса центральное место отводится изучению малых эпических жанров (рассказы, сказки, повести). Это обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учетом возрастных психологических особенностей детей этого возраста.
Одной из главных возрастных особенностей пятиклассников является наивно-реалистическое восприятие художественных произведений, что затрудняет понимание литературы как искусства слова. Преодолению наивно-реалистического восприятия литературы способствует формирование познавательных учебных действий школьников через реализацию разнообразных методических приёмов.
Анализ рассказа А.П. Чехова «Мальчики»
Рассмотрим процесс формирования познавательных универсальных учебных действий в контексте использования методических приёмов на примере анализа рассказа А. П. Чехова «Мальчики» в пятом классе.
Данное произведение привлекает учащихся сюжетной занимательностью, динамикой изложения, простотой и ясностью композиции, ярким повествованием о жизни литературных героев-ровесников и возможностью задуматься о человеческих ценностях.
Изучение рассказа способствует становлению у учащихся умения раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных взаимосвязях, связывать и соотносить единичное с общим, развивать критическое мышление.
На первом этапе урока ставится учебная задача, которая предполагает формирование познавательных общеучебных универсальных действий учащихся в поиске и выделении необходимой информации в тексте, становлении умения прогнозировать и грамотно строить речевое высказывание.
Урок начинается с проверки домашнего задания, что принципиально для выяснения уровня подготовленности учащихся к уроку.
С этой целью класс делится на группы, каждая из которых получает файл с фрагментами статьи учебника о жизни и творчестве А. П. Чехова. Учащиеся в течение двух минут восстанавливают последовательность текста и придумывают к нему вопросы.
Использование приёма «Собери текст» способствует формированию познавательных общеучебных универсальных действий учащихся.
Второй этап актуализирует умение осмысленно читать и свободно ориентироваться в произведении, формируя познавательные универсальные учебные действия постановки и решения проблем.
Учитель апеллирует к личному опыту ребят, который важен при подготовке к первичному восприятию произведения, с помощью вопросов:
«Хотелось ли вам когда-нибудь совершитьчто-то необычное?»;
«Какие чувства вы испытывали в ожидании осуществления своей мечты?»;
«Обманывались ли вы когда-либо в своих ожиданиях? Почему?».
Эвристическая беседа становится, с одной стороны, своеобразным проективным тестом, позволяющим понять чувства и мысли учащихся, с другой стороны, неким мостиком, связывающим личный опыт с восприятием произведения посредством применения приёма «Дерево предсказаний».
Учитель предлагает ребятам в течение пяти минут поразмышлять о возможном развитии сюжета произведения, опираясь лишь на его название. Прогноз сюжета незнакомого рассказа существенно повышает интерес к чтению, поскольку каждому хочется понять степень своей правоты. Акцент наназвании позволяет школьникам осознать его ключевую роль в структуре композиции текста
Этап смыслового чтения произведения принципиально важен, поскольку позволяет учащимся исследовать текст, развивать логическое мышление и память.
Использование приёма «Инсерт» помогает для развития этого вида деятельности.
Учащимися вслух попеременно читается рассказ «Мальчики» А. П. Чехова и делаются следующие пометки на полях:
++ (соответствует тому, что я знаю);
–(противоречит тому, что я знаю);
+ (новое);
? (надо обсудить).
После прочтения произведения школьники, работая в группах, обсуждают содержание рассказа в течение четырёх минут, а затем обмениваются опытом совместной работы.
Таким образом, система заданий, предложенная на первых двух этапах урока, способствует формированию у учащихся познавательных общеучебных универсальных действий, интегрирующих в себе умение прогнозировать, находить и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, свободно ориентироваться в художественном тексте и воспринимать его.
Третий этап урока позволяет реализовать знаково-символические универсальные учебные действия посредством структурирования информации, осуществления выбора эффективных способов решения задач, грамотной передачи содержания текста.
Новые знания требуют закрепления, обогащения понятий на практике. Поэтому учитель даёт учащимся задание зафиксировать последовательность событий произведения А. П. Чехова «Мальчики» в схематических рисунках в соответствии с композиционными элементами, опираясь на приём «Соотнесение».
Экспозиция рассказа связывается с приездом героев домой.
Завязка актуализируется в эпизоде вечернего чаепития и определяется странным поведением Чечевицына.
Развитие действия составляет обсуждение готовящегося побега в Америку. Кульминационным моментом становится исчезновение мальчиков во время обеденной трапезы.
Развязка соотносится с возвращением героев домой, а эпилог – с отъездом Чечевицына.
Учащиеся разбиваются на пары и работают над заданием в продолжение трёх минут, по истечении которых выслушиваются и корректируются полученные результаты.
Четвёртый этап способствует становлению познавательных логических универсальных учебных действий, предполагающих анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение причинно-следственных связей.
Понимание жанра, сюжета, композиции является существенным аспектом в литературном образовании пятиклассников, что позволяет выйти на более высокий уровень, связанный с элемента психологического анализа поступков героя. В этой связи эффективен приём «Досье на литературного героя».
На проекционный экран выводится слайд с таблицей, которую учащиеся заполняют в тетради, работая в группе в течение трёх минут и записывают ответы на вопросы о поступке героев:
«Чего хотят мальчики?»
«Каковы их цели?»
«Чем они пренебрегают?»
«Какие средства используют?»
Ребята полагают, что побег совершается героями из-за желания путешествовать, испытывать радость новых открытий. Однако мальчики пренебрегают семейным благополучием и спокойствием дорогих и близких им людей.
Школьники, работая над заданием, приобретают умение объективно оценивать поступки, видеть в них скрытые мотивы, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи.
Таким образом, третий и четвёртый этапы урока позволяют формировать познавательные действия постановки и решения проблем, а также знаково-символические, связанные с умением структурировать информацию, грамотно и аргументированно строить речевое высказывание.
Использование действий позволяет школьникам выделять существенные признаки и выводить причинно- следственные связи.
На пятом этапе формируются познавательные логические универсальные учебные действия: синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, обоснование выдвинутых мнений.
На этом этапе урока проводим работу, связанную с систематизацией нового учебного материала.
Школьники размышляют об изображении в рассказе Чехова мира детей, отвечая на вопросы:
«Чем мир мальчиков отличается от мира девочек?»;
«Почему девочки не рассказали родителям о готовящемся побеге?».
В течение пяти минут каждая группа записывает свой ответ на листе ватмана, после чего он вывешивается на доске: учащиеся ставят рядом с каждым ответом-мыслью условный знак: + (согласен), – (не согласен), 0 (хочу дополнить).
Таким образом, реализация приёма «Точка зрения» позволяет учителю увидеть степень заинтересованности каждого учащегося материалом урока и отношение ребенка к вопросу-проблеме.
Шестой этап урока позволяет формировать знаково-символические универсальные учебные действия, включающие в себя рефлексию деятельности, соотношение цели и её результатов, фиксацию степени их соответствия и умение наметить дальнейшие цели деятельности.
Рефлексия урока проводится с помощью техники «З-Х-У».
Ребятам раздаются карточки с таблицей, состоящей из трёх граф: «знаю», «хочу узнать», «узнал».
В течение двух минут работа выполняется и сдаётся учителю для выяснения уровня самоопределения школьников в рамках учебного процесса.
Пятый и шестой этапы урока способствуют формированию познавательных логических универсальных учебных действий, таких как умение обобщать, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказывать выдвинутые предположения. Развиваются и знаково-символические универсальные учебные действия, предполагающие рефлексию деятельности, соотношение цели и её результатов.
На заключительном этапе урока организуется работа, связанная с выбором учащимися домашнего задания, исходя из собственных способностей, формируются познавательные логические универсальные учебные действия.
Домашнее задание предлагается учащимся по выбору, с учётом их индивидуальных психологических особенностей.
В этой связи нам представляется актуальным методический приём «Три уровня домашнего задания».
Первое задание может быть выполнено любым учащимся, второе предполагает элементы самостоятельного поиска новой информации, а третье заявлено в виде творческого задания.
Таким образом, предлагаются следующие задания.
Кто из персонажей вам особенно понравился? Опишите его, используя цитаты из текста.
Используя географическую карту, попытайтесь восстановить маршрут возможного путешествия мальчиков в Калифорнию. Какие сложности могли возникнуть на пути беглецов?
Проведите опрос среди одноклассников, чтобы выяснить, какие книги о детях они читают, о чём мечтают? Сопоставьте свои наблюдения с содержанием рассказа А. П. Чехова.
Заключение
Таким образом, на уроке литературы в контексте использования различных методических приёмов могут быть реализованы различные виды познавательных универсальных учебных действий.
Во время проверки домашнего задания и практической деятельности учащихся – познавательные общеучебные, при решении проблемных ситуаций – действия постановки и решения проблем, а также знаково-символические.
Анализ литературного произведения и синтез предполагают использование логических действий.
Рефлексия результатов деятельности обеспечивает развитие знаково-символических действий.
Формирование на уроках литературы познавательных универсальных учебных действий способствует развитию логического, творческого мышления учащихся, а также механизмов памяти, внимания и рефлексии, обеспечивает повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.
Список литературы
1. Техника: ремесло или искусство [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/pedagogicheskayatexnika-remeslo-ili-iskusstvo .
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2011. 48 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2011. 159 с.