Моя работа описана в проекте "Младший школьник как читатель".
Цель: формирование читательского интереса у младших школьников.
Здесь я раскрываю 7 секретов вспитания у детей интереса к чтению, описываю виды упражнений для развития способа чтения и всех качеств навыков чтения. В работе можно ознакомиться с "Клубом любителей чтения".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Младший школьник как читатель»
«Младший школьник - как читатель»
Чтение должно стать для ребёнка очень тонким
инструментом овладения знаниями и вместе
с тем источником богатой душевной жизни.
В.А.Сухомлинский
Тема проекта: Младший школьник – как читатель.
Проблема: Как организовать чтение младших школьников.
Цель: Формирование читательского интереса у младших школьников.
Задачами моей работы являются:
1) поиск путей развития интереса к книге и стремление к чтению;
2) привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;
3) создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя.
Введение.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, « есть соучастие в творчестве».
В процессе чтения необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности детей. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Для того, чтобы помочь ученикам в начальной школе сделать первые серьезные шаги в «Страну книг», чтобы эта работа была интересной, разнообразной и увлекательной, налажена тесная связь с детской библиотекой, так как пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты.
В течение двух лет мы работаем в тесном содружестве с детской библиотекой имени А.Барто по теме «Формирование читательского интереса».
Библиотечные уроки, проводимые в детской библиотеке, предоставляют широкие возможности для творчества детей. Формы проведения разнообразны. Это и обсуждение книг, и читательские конференции, и устные журналы, и конкурсы, и литературные праздники.
Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Способствуют привитию уважения к живому слову, развитию творческих способностей детей.
Волшебный мир литературы даёт возможность почувствовать глубокую духовную связь человека с природой. Во время проведения устного журнала «Волнуется природа неспроста», ребята расширили экологические знания, почувствовали ответственность за всё живое на Земле.
Пробудить интерес к чтению помогают «Встречи с книгой», посвящённые творчеству В.Берестова, Н.Носова, К.Чуковского, К.Паустовского, А.Барто и других детских писателей. Готовясь к ним, дети разучивают стихи, песни, инсценируют отрывки, составляют кроссворды, загадки на литературную тему.
На начальном этапе формирования читателей, когда начинается пробы детьми сил в самостоятельном чтении (I-II кл.) рекомендуем детям вести вместе с родителями «Дневник читателя», занося туда названия любимых книг.
Учащимся предлагается выполнять в дневнике иллюстрации к прочитанному произведению. Учитель обязательно слушает рассказ о прочитанном и выражает своё мнение. На родительских собраниях проводятся беседы о круге детского чтения, о том, как выбрать книгу, ведь не всякая книга полезна для детского чтения. Обращается внимание на художественный уровень иллюстраций в книге, чтобы формировался эстетический вкус ребёнка. Эта работа продолжается в семье, родители учат ребёнка, как читать книги, как вести читательские дневники, чтобы чтение действительно расширяло его познания, учило правильно мыслить и действовать. В классе оформляется « Уголок чтения ». Постоянно действует книжная выставка из тех книг, которые приносят дети, их можно рассматривать, взять для чтения домой.
На основном этапе подготовки младших школьников-читателей под руководством (III-IV кл.) начинается поэтапная, систематическая работа в « Дневнике читателя». Даются алгоритмы-памятки, которые помогают сделать первые попытки анализа прочитанного произведения.
План устного рассказа о книге
1. Покажи книгу.
2. Назови автора, художника, издателей.
3. Познакомь с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких).
4. Назови героев книги.
5. Что происходит с героем (героями книги).
6. Самое интересное – зачитай.
7. Вырази своё отношение к герою (героям).
8. Понравилась ли тебе книга?
План рассказа о писателе
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Когда и сколько лет жил.
3. Детство писателя.
4. Где учился.
5. О ком или о чём писал.
6. Что ты читал?
7. Что тебе больше всего понравилось? Почему?
План письменного отзыва о прочитанной книге
1. Автор, название книги.
2. Краткое содержание:
-тема;
-главные герои;
-интересный отрывок или эпизод.
3. Чему учит эта книга?
4. Выпиши значения неизвестных слов и выражений (пользуйся словарём).
5. Понравилась ли тебе книга? Почему?
6. Выполни иллюстрацию (по желанию).
В классе слушаются и анализируют ответы всех детей, школьники учатся работать по алгоритмам, объяснять, составлять высказывания, оценивают поступки героев, делают свой первый нравственный выбор.
Развитие воображения в устной речи даёт положительные результаты в письменной форме. Примеры тому – сочинения-миниатюры, размышления о герое, этюды-фантазии, экспромты на заданную тему.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь!
Хотите верьте, а хотите – нет, а скажу вам только одно: я вчера была в Китае! Там очень красиво! Причудливые домики, удивительные растения. Я там познакомилась с мальчиком Айа-ми. Он очень милый. Айа-ми показал мне разные достопримечательности Китая. Мы были в самом знаменитом ресторане этой страны. Там подавали разные неизвестные блюда. Я попробовала салат «Фен-шуй». Было очень вкусно, до тех пор, пока Айа-ми не сказал мне, из чего сделан этот салат. Блюдо было приготовлено из трёх кузнечиков, ящерицы и листьев салата. Потом мы пошли осматривать Великую Китайскую Стену. Она была такой огромной, что я ходила с задранной головой. И ещё мы сходили в Китайский парк аттракционов. В общем, я отлично провела день! Хотите - верьте, а хотите – нет, но завтра я собираюсь в Африку! И вообще, очень интересную книгу мне подарили!
Екатерина Ш.
Только совместными усилиями школы, семьи, библиотеки можно добиться того, чтобы ребёнок полюбил книгу.
«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» –Х.С.Лупан.
Чтобы ребенок стал Читайкой!
7 секретов воспитания интереса к чтению.
Как воспитать у ребенка интерес к чтению? Что надо для того, чтобы ребенок читал хорошо и с удовольствием? Как развивать желание читать? Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успешного обучения ребенка.
Для того, чтобы ребенок наш стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные, моменты. Возможно, кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле именно такие неважные факторы оказывают самое сильное влияние на ребенка.
Нам, взрослым, надо понять, что ребенок – это не заводная игрушка, которую можно включить по определенной программе. Ребенок – это маленькая личность со своими чертами характера, интересами и желаниями. И эта маленькая личность развивается по своей схеме.
Хотите видеть ребенка успешным? Умным? Счастливым? Воспитывайте его с опорой на эту схему, и вы добьетесь хороших результатов без лишних проблем.
Схема развития ребенка касается всех сторон его жизни. Мы же сегодня отметим только те секреты, которые непосредственно влияют на чтение ребенка.
7 секретов воспитания интереса к чтению.
1 секрет. Читайте сами.
Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Если папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.
2 секрет. Учите в игре.
Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.
3 секрет. Все через интерес!
На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.
4 секрет. Оформление книг.
Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.
5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».
Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.
Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь.
И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.
6 секрет. Читайте ребенку!
Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать. Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует иHYPERLINK "http://chitalochka-ru.ru/ychim/chitaem-igraya-igryi-na-razvitie-vnimaniya.html"развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.
7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.
Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких спорных вопросов можно придумать множество.
Например: дети с детского сада знают, что ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе. А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге. Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу. Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется, что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.
Рассказывайте ребенку. Пересказывайте ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.
Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.
Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек – это всегда интересный и успешный человек.
На родительском собрании каждый родитель получил памятку о «щадящем чтении».
Памятка
1. Читать 5-7 минут
2. пересказ прочитанного (абзаца)
3. отдых час-два
4. Чтение еще одного абзаца
5. Пересказ
6. Отдых
Я стараюсь строить уроки так, чтобы детям было интересно на протяжении всего урока, чтобы ни одна минута не была прожита ребенком бесцельно. Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включаю упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
Приведу примеры данных упражнений:
I. Упражнения, которые помогут увеличить темп чтения.
1. Многократное прочтение
а) Учителем
б) ученик (1 минута отметить)
в) повторить (1 минута отметить)
2. Молния
Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»
3. Чтение «Слоговичков»
С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
II. Упражнение над артикуляцией
1. Чтение чистоговорок
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Ло-ло-ло – а на улице тепло
Чи-чи-чи – у дома кирпичи
2. Скороговорки
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.
3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп)
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
1. «Назови слова»
· Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а (т, о, р и т. д.)
· Назови слова, которые заканчиваются на звук п.
· Назови слова, в середине которых есть звук л (м, н и т.д.)
2. «Хлоп – хлоп»
Нужно поймать слово, которое начинается со звука с (г, в и т. д.)
· Придумай слово, которое заканчивается (начинается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «стол».
· Назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила» и т.д.
· Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча» и т.д.
4. «Путаница»
Послушай внимательно стихотворение:
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я колдую: раз-два
И приказываю вам
Всех расставить по местам!
5. «Придумай новое слово»
· Я придумаю слово, а ты измени в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово:
Дом, сок, сон, пил, мел.
· Измени первый звук:
Точка, лук, лак, день, педаль, макет.
· Измени последний звук:
Сыр, сон, сук, мак, стоп.
6. «Длиннее – короче»
Слова называются парами. Ребенок должен выбрать слово более длинное. Нужно сравнивать слова, а не предметы.
Стол – столик
Карандаш – карандашник
Усики – усы
Пес – собака
Хвост – хвостик
Змея – змейка
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1. «Вторая половинка»
При чтении произносится только вторая половина слова. Используйте это упражнение чаще, если ребенок искажает окончания слов при чтении.
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке.
Это упражнение можно использовать на любых текстах.
2. «Догадайся»
Нужно догадаться, каким должно быть окончание.
Выгляну… солны…обрадо… молод… синич… запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, еще будут моро… . Но синич… лишь хвости… вильну… и поле… за новостя… . Смотрит, стало в ле.. тем… . Побежа… по ле… поземка. Налет.. пурга. Присмире… синич… сжалось в комоч… . Ветер рвет ее с веет… , ерошит перыш… леден… голое тель… . Сжалился дятел над синич… , пуст… ее в свое запасн… дупло. Поняла синич… , что вью… да мете… под февраль полете… .
(В. Бианки)
3. «Кто? Что?»
Составление предложений по моделям.
Кто? Что делает? Что?
Кошка пьет молоко.
Кто? Что делает? Что? Чем?
Галя поливает цветы водой.
4. «Угадай конец фразы»
Дети ели ка… .
На столе лежат бумага и кра… .
В лесу растут гри.. .
У нас есть петух и кур… .
5. «Добавь слово»
Распространение предложений
6. «Слова перепутались»
Восстановление предложений
· Дымок, идет, трубы, из.
· Любит, медвежонок, мед.
· Стоят, вазе, цветы, в.
7. «Пропавшие слова»
Сейчас прочитаем рассказ, но некоторые слова потерялись. Догадайтесь какие.
Тишина царит в дремучем ____________. Черные ________________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот – вот пройдет __________.
8. «Найди ошибку»
Зимой в лесу расцвели яблони.
В ответ я киваю ему рукой.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
9. «Правильно или нет»
Можно ли так сказать?
· Когда хотят что – то купить, теряют деньги.
· Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
· В полу лежит красивый ковер.
10. «Где начало рассказа?»
Установить последовательность событий по серии картинок.
11. «Рассказ по картине»
· О чем эта картина?
· Кто главный герой?
· Что происходит? И т.д.
12. «Подбери рифму»
Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например вол – гол.
Подбери не менее трех рифм.
Каша –
Кошка –
Вой –
Кружок –
Снег –
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ
1. По сигналу «внимание» детям показывают карточки, в течение 2 сек. дети должны прочесть и записать:
a) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.
Рбвл ктмц
Жкпрч дзнтк
Кптнсц пртк
Лда сказ
Баолари мртьо
Тмить торг
Мкет маез
Пролб прпннео
Апкенепкиа апврерпар
Рогнор пгюолг
б) стол ваза
чашка плита
машина солнце
конфета чернила
карандаш пистолет
телевизор спектакль
магнитофон автомобиль
мотоциклист кондуктор
командировка велосипедист
в) я бегу что ты?
Дай мне я плыву
Дым идет лень мне
Двор чист один – воин
Что делать? Птица поет
Учение свет делу – время
Все по колено вода в решете
Работа не волк слово – серебро
Счастье в труде всем не угодишь
( карточки рекомендуется показывать в количестве возрастания букв)
г) (Проводится индивидуально)
Сейчас я буду показывать таблицу с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее найти в ней числа от 1 до 9. Нужно их показывать и называть вслух, громко и четко. (Учитель фиксирует время работы над каждой таблицей и количество ошибок).
1
7
4
9
5
2
3
6
8
2
5
3
1
8
6
7
9
4
9
5
8
4
1
6
3
7
2
6
9
3
2
5
8
4
1
7
2. Возможны два варианта работы:
а ) С таблицей №1
б ) С таблицей №2
Время работы а) 3 мин, б) 7 мин.
Перед тобой таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит 9 пропущены. Я написала в тетради ряд чисел от 1 до 25, а теперь посмотри на таблицу. Тебе нужно отыскать числа по порядку, начиная с 1. Если не найдешь в таблице какое – то число, вычеркни его в тетради. Исправлять ничего нельзя.
1
18
5
9
3
13
22
6
8
19
7
21
25
10
4
15
16
1
12
27
13
30
5
11
8
19
7
21
24
20
8
19
3. Игра «Путаница»
4. «Слушай внимательно»
Для концентрации слухового внимания очень удобно проводить арифметические диктанты.
Например: Сейчас я буду читать тебе арифметические задания. Ты должен решать их в уме. Полученные числа нужно держать в уме. Результату запишешь только тогда, когда я скажу «Пиши».
Даны два числа 6 и 3. Сложи первое число, и второе… от полученного числа отними 2… затем отними еще 4. Пиши! (ответ 3)
5. Игра-соревнование «Кто лучше запомнит?»
Нужно внимательно рассмотреть несколько предметов в течение 1-2 мин, а затем их подробно описать.
6. «Найди спрятанное слово»
Среди буквенного текста спрятаны слова. Нужно найти их и подчеркнуть.
Например: бсолнцеитранвстолрюджывтокногтщзпмашина
7. (На любом тексте)
а) Одну букву вычеркиваем, другую подчеркиваем. (Например: е – вычеркиваем, м – подчеркиваем)
Говорила мышка мышке – не хочу читать я книжки.
б) Сначала одну букву подчеркиваем, а другую – вычеркиваем, затем по команде «Внимание» работа идет наоборот – первую вычеркиваем, вторую подчеркиваем.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
1. «Игра в слова»
Назови как можно больше слов обозначающих фрукты (овощи, цветы, транспорт и т.д.).
2. «Назови действие»
Метель метёт, а гром …, ветер …, а снег …, дождь …, а солнце … .
3. «Признак».
4. «Сравни»
По вкусу – лимон и мед.
По цвету – ромашку и гвоздику.
По ширине – дорогу и тропинку.
5. «Угдадй – ка»
· Отгадай загадку
· Как ты догадался, о чем речь?
6. «Слова – синонимы»
· Как можно по – другому сказать о грустном человеке?
· Каким словом можно заменить слово конь? Врач?
· Какое слово лишнее?
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
7. «Слова – антонимы»
Холодный, тупой, поднять, зима, чистый, мокрый.
Врач, день, толстый, светлый, утро, весна.
8. «Один – много»
9. «Много – один»
10. «Уменьшение»
Скажи мне как будет называться маленький предмет.
Маленький мяч – мячик
Трава, рука, солнце, стул, книга, чашка.
11. «Закончи слово»
Отгадай, какое слово я хочу сказать ПО… и т. д.
12. «Объясни слово»
Что такое велосипед? (шляпа, нож, мяч, и т.д.)
13. «Найди слова»
Найди слова, в которых первый слог такой же, как в нашем слове.
Слова: слава, слоги, слоны, слова, снега, зима.
14. «Составь слова»
Помоги слову найти свою последнюю букву
Кро р
Тро т
Вра ч
Сто к
Пло н
Сту л
Узо р
15. «Найди лишнее слово»
Мак, ромашка, роза, лук.
Кошка, воробей, собака, корова.
Береза, дуб, осина, малина.
Корова, лиса, волк, медведь.
16. «Лесенка»
Чтение, придумывание лесенок слов.
л
а
к
л
а
п
а
л
а
м
п
а
л
а
н
д
ы
ш
л
ы
ж
н
и
ц
а
л
у
к
о
в
и
ц
а
р
р
р
р
р
р
Так как одной из важных задач начальной школы является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, то на своих уроках литературного и внеклассного чтения я использую смысловое прогнозирование (прием антиципации – предугадывание, предотвращение, предположение, чем закончится, о чем будет читать, какое название (после чтения)).
Примеры заданий, используемые на уроках.
Задание 1. «Узнавание слова», дополнение его нужными буквами.
П – РО В – РА Д – Р –ВО
Г –РА Н – ГА К – Л – НО
П – ЛЕ Л – ЖА К – Л – НО
Т – ЛО
Задание 2. Чтение страницы текста с закрытием последних пяти букв всех строчек листом бумаги.
Задание 3. Чтение страницы текста с закрытием первых пяти букв всех строчек листом бумаги.
Задание 4. Чтение текста по строчкам с закрытием текста, который предстоит прочесть, листом бумаги и с ответом на вопрос «А что дальше?»
Задание 5. Чтение половины текста с попыткой «угадать» события, которые произойдут дальше.
Задание 6. Чтение текста учителем вслух отдельными строчками с постановкой вопроса «Что произойдет дальше?
Задание 7. Чтение учителем вслух незаконченных предложений, которые нужно завершить.
Задание 8. Детям дается «отправное» высказывание, которое служит исходной точкой для развития сюжета или рассказа. Организуется беседа с постановкой вопросов детьми и обсуждением ответа.
Пример: «Наконец они подошли к деревне. Вокруг все было тихо и спокойно…»
Задание 9. Собирание осмысленных предложений из рассыпанных слов.
1. Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк.
3. Почему, у , рождения, день, играем, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был.
Задание 10. Игра «Волшебный чемодан». Ребятам сообщается, что был найден чемодан с набором предметов. Перечисляются предметы. Предлагается установить владельца.
Задание 11. Закончить крылатые фразы:
Поди туда – не знаю куда..
Скоро сказка сказывается…
Это все присказка…
Задание 12. Наблюдая за животными, люди замечают в них человеческие черты характера. Как можно сказать о человеке? Голоден как …(волк); хитер как … (лис); грязный как … (свинья); трусливый как … (заяц); здоров как … (бык); изворотлив как… (уж, змея); нем как … (рыба).
Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга – это часто бывает – не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать – это значит быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение, как одну из сфер духовной жизни ребенка.
Для повышения эффективности уроков литературного чтения и внеклассного чтения я использую творческие виды работ:
1. Краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно, без пропусков, а для этого учащемуся придется прочитать текст несколько раз.
2. Пересказ с изменением лица рассказчика.
3. Пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами, а это опять же требует неоднократного прочтения.
Иллюстрирование я провожу с разными целями: и при составлении плана, и при подготовке к пересказу, и для уточнения какого – то эпизода. Например, я предлагаю детям нарисовать словесную картинку к наиболее понравившемуся отрывку и подобрать к ней слова автора. Этой работой любят заниматься все без исключения дети, т. к. у каждого учащегося есть памятка к словесному мышлению.
С большим интересом и удовольствием дети на уроках литературного чтения занимаются экранизацией, т.е. составлением диафильмов – это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом.
Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией мы вместе определяем кадры, подбираем подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение. Для того, чтобы детям было легче (особенно на первых порах), я использую алгоритм, который доступен каждому ребенку.
Сегодня необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а для этого необходимо много читать, общаться с книгами.
Начиная с первого класса, я предлагаю своим ученикам следующие задания: подбор рифмы
1. В нашем доме на окошке
Сидят серенькие …
2. Мишка плачет и ревет
Просит пчел, чтоб дали … . И т.д.
С большим удовольствием учащиеся моего класса выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, Например:
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Выполняя это задание, ученики придумали следующие варианты продолжения стихотворных строк: Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Бегу скорей на улицу
Послушать пенье птиц.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Журчат и улыбаются,
проснувшись ручейки.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
В лесу цветут подснежники,
Бегут, звенят ручьи.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Все зеленью покроется,
Распустятся цветы.
Такие задания помогают развивать у детей способность к стихосложению. В моем классе есть ребята, которые пробуют сочинять стихи.
- Что ж ты, еж, такой колючий?
-Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
-Волки, лисы да медведи!
Колючий ежик, зверь лесной
Сел под зеленою сосной
Боятся даже волки
Наткнуться на иголки.
Он на иголках гриб несет
Никто его не отберет
Казался ежик грозный
И вид такой серьезный…
Его принес я как – то в дом
Поставил блюдце с молоком
Но спрятался в нем ежик –
Ни головы, ни ножек.
За холодильником сидит
И что – то сам себе шипит,
Свернулся он в клубочек
Сидел до самой ночи,
Но только весь наш дом уснул –
Раздался очень страшный шум:
Он топал, фыркал и чихал
По дому смело он сновал.
Нет! Все же дом его в лесу.
Его назад я отнесу.
О защите природы.
Защити же ты природу!
Защити!
И от вырубки лесов,
От накуренных бычков,
От напада браконьеров, Защити природу ты!
Не топчи ты старый гриб,
У тропинки, у моста,
Он зверьку помочь бы мог,
Вылечить болезнь слегка.
Посмотри ты на березку,
Что качается в дали
Сока нет уже внутри
У нее слеза упала
Вот цветочек расцветает
Для себя его не рви!
Защити же ты природу!
Защити!
Также есть учащиеся, которые придумывают сказки, рассказы на заданные темы. Например, сочиняли рассказы к пословице «У страха глаза велики»
Пример: У страха глаза велики.
Однажды вечером была сильная гроза. Вова был один дома. Ему стало страшно. Он спрятался в шкаф. Там на него упала вешалка, а ему показалось, что на него кто – то свалился. Он с криком вылетел из шкафа и забрался под кровать. При свете молнии он увидел огромную тень паука. Он подумал, что это какое – то чудовище и выскочил из – под кровати. Тут закончилась гроза. Выглянуло солнышко. Вова решил проверить кто же в шкафу. Он открыл шкаф и увидел упавшую вешалку. Заем заглянул под кровать, увидел маленького паука и рассмеялся над своими страхами. Вот уж и правду говорят, что у страха глаза велики, чего не видят и то придумывают.
Длинные задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к литературе, а это, на мой взгляд, и есть любовь к чтению, к книге, т.к. ученик, который может сочинить, то у него и проявляется необходимость записать придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов.
Программой начальной школы определены требования к изучению стихов наизусть и выразительному прочтению их.
Во II классе – не менее 8 стихотворений;
В III классе не менее 9 стихотворений;
В IV классе – не менее 10.
Чтобы данный вид работы не вызвал у учащихся трудностей, а наоборот, способствовал приобщению младших школьников к литературе, я каждому учащемуся (папка по литературному чтению) своего класса предложила следующие виды памяток?
1. Памятка, если стихотворение надо выучить к завтрашнему дню.
2. Памятка, если стихотворение надо выучить не на следующий день, а через 2 – 3 дня.
3. Памятка, для запоминания большого по объему стихотворения.
Так же я предлагаю им памятки – пиктограммы.
Данный прием приобщает детей к красоте поэтических произведений, к поэтическому творчеству.
С целью повышения интереса у младших школьников к чтению мне помогают групповые формы работы на уроках литературного чтения. Дети на этапе проверки домашнего задания работают в парах постоянного состава. При этом, если задано выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а другую – второй, аналогично и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди. Тем самым мы избегаем лишних повторов и детям не становится скучно.
Эту работу я регламентирую с помощью песочных часов от двух до пяти минут, что приучает детей не отвлекаться, работать над техникой чтения. По окончании задаю вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» учащиеся с помощью памятки»Слова – помощники для рецензии ответа» характеризуют ответ учащегося (папка по литературному чтению).
Используют групповую форму работы при изучении произведений, которые можно прочитать по ролям. Предварительно выяснив, у учащихся, сколько в рассказе действующих героев, я выписываю их на доске. Затем дети образуют группы, часть учащихся встают, разворачивают стульчики и образуют группы по 4 – 6 человек.
На данном этапе учащиеся пользуются памяткой для работы в группе (правила работы в группе).
Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя более сильный учащийся, а остальные роли распределяют по степени трудности.
Я же в это время перехожу из группы к группе, прислушиваюсь к их работе. Если кто – то не вошел в состав группы, я работаю с такими учащимися индивидуально.
Так же на уроках литературного чтения использую методику «Мозаика» - обучение детей в группе, где каждый учащийся что – то усваивает сам, а затем передает свои знания другим.
Также на уроках литературного чтения и при выполнении домашних заданий по чтению, учащиеся моего класса пользуются папками – помощниками по литературному чтению, в которой собраны памятки, рекомендации, упражнения. Они помогают учащимся правильно организовать и облегчить работу на уроках литературного чтения и дома, а это в свою очередь способствует развитию интереса у младших школьников к чтению.
Уроки самостоятельной читательской деятельности, как одна из форм приобщения младших школьников к миру книг
Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения, на которых младшие школьники учатся читать детские книги, овладевают приемами их самостоятельного выбора.
С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих детей с книгой, научить читать, а стараюсь делать, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира. Так, например, при проведении уроков внеклассного чтения в первом классе, я
1. Использую яркие книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги.
2. На каждое занятие новая книга – формирование читательского кругозора.
3. Провожу простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге», и т.д.
4. Для уроков внеклассного чтения старалась, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомились на уроке (в этом оказывали помощь родители), для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.
5.Со второго полугодия в первом классе с целью привития любви к чтению, я предложила своим маленьким ученикам помочь «распуститься дереву познания». В классе появился плакат, на котором было нарисовано сказочное дерево, а вот цветы – это лепестки, на которых написаны названия книг (сказки), которые дети прочитали дома. В оформлении лепестков участвовали родители.
1. Утром, придя в класс, ребенок вешал лепесток, а были такие ребята ,что и два, затем перед началом занятий мы подходили к дереву и учащиеся называли сказки или рассказы, которые они прочитали.
2. На уроке чтения пять минут я отводила тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревая о том, сами рекламировали книги. А это способствовало развитию интереса к чтению. Ребята обменивались не только мнениями, впечатлениями, но и книгами.
3. Благодаря родителям, в классе появилась своя классная библиотека, в которой были созданы книги, представляющие на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного, эстетического воспитания: русские народные сказки, авторские книги.
4. Однако этого оказалось недостаточно и к концу 1 класса все учащиеся моего класса были записаны в школьную библиотеку, а также 15 человек из 21 уч-ся в библиотеку нашего поселка. Они становились активными читателями.
В свою очередь я поддерживаю тесную связь с библиотекарями, т.к. они помогают мне выяснить читательские интересы моих учащихся и тем самым спланировать уроки внеклассного чтения, индивидуальную работу и внеклассное мероприятие.
Так же раз в месяц к нам приходит школьный библиотекарь и отмечает ребят, которые много читают, но при этом она отмечает, что ребята читают вдумчиво, т. к, когда дети сдают книги, она всегда интересуется, что особенно запомнилось, понравилось, а это в свою очередь способствует внимательному чтению. Фотографии активных читателей находятся в классном уголке, это же дает толчок для остальных учащихся к приобщению к самостоятельной читательской деятельности. Фотографии с каждым месяцем становится все больше и больше.
Уроки внеклассного чтения создают условия для творчества, поэтому на своих уроках я стараюсь, чтобы каждый мой ребенок проявил себя, т.к. для подготовки к данным урокам отводится целый месяц (во II и IV классах).
На уроках внеклассного чтения я предлагаю учащимся следующие виды творческих занятий:
1. Передача прочитанного в ролях
2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги
3. Иллюстрирование прочитанного
4. Составление диафильмов
5. Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям
6. Сочинительство стихов о полюбившихся героях
Благодаря творчеству ребенок приобщается к литературе, к желанию читать, познавать мир, а это приводит к расширению читательского кругозора.
Уроки внеклассного чтения я стараюсь проводить в групповой форме, учащиеся объединяются по интересам, готовятся совместные творческие задания, а у же непосредственно на уроке ребятам представляется возможность обмениваться заданиями (кроссворды, ребусы, рисунки с заданиями и т.д.). Такая работа позволяет увидеть, насколько ребенок был внимателен при выборе книги и прочтении ее. Данная форма урока способствует активности всех учащихся. Стараюсь, чтобы на уроках внеклассного чтения читали все, даже плохо читающие. С этими ребятами мы готовимся к чтению или краткому изложению определенного отрывка, который они сами выбирают, т.е. идет индивидуальная работа. Такая работа позволяет данных учащихся, а у меня их два человека, не стать перед товарищами в неловкое положение, а наоборот, чувствовать себя уверенными т. к. их слушают с удовольствием. Это помогает их приобщить к чтению т.к. они чувствуют себя комфортно. Также одной из активных форм приобщения к чтению, книге является литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки).
Традиционные игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным открыткам, воссоздания строк и строф по заданным словам, «Хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.
Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки и викторины.
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, появляется и совершенствуется их кругозор.
Литературные игры – это игры – состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Являясь по форме знаменательными, оживленными и даже веселыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавание знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.
В конце учебного года мы проводим уроки литературных игр, которые помогают подытожить прочитанное. Дети с начала учебного года знают о таком традиционном итоговом уроке и поэтому, читая книги, они делают пометки в карточки – учеты, в которых записывают автора, название книг, главных героев. На эти уроки ребята приглашают своих родителей, которые решают, кто был активным читателем в течение учебного года и лучших ребят награждают книгами. Обычно все ребята уходят с подарками, т.к взрослые (родители) придумывают разнообразные номинации, например, «Активный читатель», «Юный читатель», «Лучший сочинитель», «Лучший сценарист», «Лучший актер», «Лучший кроссворд»…
Приведу примеры игр из заданий, которыми я пользуюсь при проведении таких уроков.
Чтобы ребенок приобщился к книге, я с первых дней стараюсь, чтобы в детские руки не попала ни одна плохая книжка, чтобы ребенок жил в мире интересных произведений, которые вошли в золотой фонд национальной и образовательной культуры. Как писал В.А. Сухомлинский: «Человек за свою жизнь может прочитать не более 2000 книг – следовательно, в годы детства и ранней юности надо вдумчиво отбирать материал для чтения. Пусть ребенок прочитает не много, но каждая книга пусть оставит свой след в его сердце и сознании, чтобы человек обращался с ней несколько раз, открывая все новые и новые духовные богатства».
С этой целью уже в первом классе у нас была создана своя библиотека. Состояла она из двух отделов. Первый – это русские народные сказки, народные песни, загадки.
Второй отдел – это авторские сказки. С.Маршак, В.Бианки, С.Михалков, К.Чуковский и стихи А.Барто и другие. (Все книги подобраны с учетом возрастных особенностей).
Третий отдел – рассказы, представляющие, на мой взгляд наибольшую ценность для нравственного, умственного и эстетического воспитания. ( Е.Чарушин, Л.Толстой…)
Во втором и последующих классах, первый и третьи отделы объединились в один отдел, второй отдел стал – это детские периодические издания «Мурзилка», «Вяселка», «Юный спасатель», «Зорька», и другие; Третий отдел - это справочная литература, энциклопедия, словари. Со второго класса, чтобы ребенок не растерялся в выборе необходимой книги в читательском уголке висят рекомендации по выбору книги, для подготовки к внеклассному чтению.
На данном этапе помощь в приобщении учащихся моего класса к самостоятельному чтению оказывают родители.
На одном из первых родительских собраний в первом классе, я провела анкету для родителей «Книга в вашей семье» с целью выяснить, как родители заботятся о развитии у детей развитию к книге.
Школьный библиотекарь рассказала родителям о книгах, которые необходимо иметь в детской домашней библиотеке.
В конце 1 класса я вновь провела анкету для родителей с целью выяснить, какие изменения произошли в их семьях по развитию интереса к книге у детей. Результаты оказались, на мой взгляд, радостными, это же можно было проследить и по успехам моих учеников в чтении, улучшились результаты техники чтения и «Дерево распустилось» и стало давать плоды.
Из 22 родителей – 22 читали детям вслух систематически, все старались обсуждать прочитанное а самое главное, что большинство моих учащихся (18 человек) были созданы собственные домашние библиотеки из полюбившихся им книг. Ребята без особых усилий называли свои любимые книги и авторов.
Как результат такой заинтересованности моих детей и их родителей в чтении книг во 2 классе был создан «Клуб любителей книги». Заседание клуба проводилось 1 раз в два месяца, подготовка проходила дома, в кругу семьи. Так, например, к заседанию клуба на тему «Любимые животные» дети готовились два месяца, (сентябрь и октябрь).По вечерам в семьях проводилось коллективное чтение рассказах о животных, велись оживленные беседы по содержанию прочитанных книг. Большой популярностью книга В.Бианки и М.Пришвина, откуда дети узнали много нового о жизни обитателей леса, нашли ответы на многие вопросы: «Где зимуют ежи?», «Что ест белка зимой?», а так же прочитали книги, рассказывающие о повадках животных. Ребята вместе с родителями были в постоянных поисках.
Заседание прошло очень интересно: ребята читали свои рассказы, рассказывали самое интересное из прочитанного ими, показывали инсценировки из книг. В заседании участвовали и родители, они помогали и поддерживали своих детей, а в конце для детей родители приготовили сладкое угощение.
Такие заседания у нас проходили на протяжении всего 2 класса, каждые два месяца.
В третьем классе «Клуб любознательных» продолжают свою работу, только сейчас ребята задают интересующие их вопросы по очереди друг другу, опуская их в ящик для вопросов. Одна часть класса задает, другая – отвечает. А помогают моим ученикам в этом книги художественные и справочные, а также периодическая печать.
Много интересного и полезного мои ученики узнают из газет и журналов, которые выписали им родители «в складчину» («Юный спасатель», «Зорька», «Мурзилка», «Вяселка»). Подписанные изделия хранятся в классе в читательском уголке. Дети с удовольствием читают их на перемене, обсуждают между собой прочитанное, разгадывают кроссворды, ребусы, выполняют различные задания, особенно моим ученикам нравится читать статьи о своих сверстниках, а по пятницам мы все вместе их обсуждаем.
Так же при подготовке к занятиям по здоровому образу жизни ребята часто прибегают за помощью к газете «Народный доктор». На мой взгляд, работа с газетой играет огромную роль в установлении ребенка – будущего активного читателя.
Однако чтобы узнать читательские возможности своих детей и готовность к самостоятельному выбору и чтению книг в начале учебного года я провожу следующую анкету:
1. Где ты провел лето?
2. Читал ли ты книги?
3. Читал ли газеты, журналы?
4. Сколько книг за лето ты прочитал?
5. Какие помнишь? Назови.
6. О чем читаешь сейчас?
7. О чем хочешь читать в ближайшее время?
Такая анкета помогает мне спланировать уроки внеклассного чтения.
Эффективность литературного образования в развитии читательской самостоятельности
Овладение учащимися ценным навыком чтения является важнейшим условием обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьника. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Учителю необходимо верить в то, что плохих учеников не бывает – всех ребят можно научить учиться и получать удовольствие от учения. Данное утверждения является для меня девизом в работе с моими учениками и помогает не только мне, но и ученикам чувствовать себя уверенней.
В связи тс этим я проанализировала уровень навыка чтения в своем классе с прихода моих учеников в школу.
Заключение
С приходом ребенка в школу перед учителем стоит задача не только научить его читать, но и приобщить к миру литературы для подготовки к самостоятельной читательской деятельности.
Ребенок, который хорошо и много читает, успешно усваивает и другие школьные предметы.
Чтение – очень специфический процесс деятельности головного мозга. Способность к чтению заложена в человеке генетически. Еще никто точно не дал ответ, как происходит слияние гласных и согласных в человеческом мозге, но это происходит и человек начинает читать. Именно на данном этапе учителю необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью. Это возможно при следующих условиях (из опыта работы):
1. Не заставлять ребенка подолгу читать, лучше меньше, но чаще.
2. Чтение перед сном.
3. Режим «щадящего чтения»
4. Упражнения для преодоления трудностей в обучении чтению.
5. Использование памяток – рекомендаций для родителей и памяток – помощниц для учащихся.
При этом учитель должен помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – это задача педагога, в решении которой помогает литературное образование.
Эффективность литературного образования в начальных классах зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности. В реализации этой задачи во многом способствует содержание курса чтения для каждого класса, основой которого, являются гуманистические традиции национальной и мировой культуры, а так же методика работы с текстом.
В первом классе дети узнают буквы, учатся читать сначала по слогам, затем словами, понимать прочитанное. Это своеобразный подготовительный этап на пути к литературному чтению.
Во 2 – 4 классах чтение продолжает функционировать как учебная деятельность, но появляется и новый ракурс – удовлетворение познавательных интересов и потребностей, осознанное получение эстетического наслаждения от чтения.
С этой целью на уроках литературного чтения, внеклассного чтения я применяю разнообразные примеры, методы, которые предлагаю пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры:
1. Упражнение для развития всех качеств чтения.
2. Смысловое прогнозирование (антиципация) – условие развития мышления младших школьников.
6.Пропоганда книги (читательский уголок, выставка книг)
7. Работа клуба «Любознательных».
8. Помощь памяток учащихся по литературному чтению.
9. Групповые формы работы (группы постоянного и сменного состава).
Заботясь о качестве обучения младших школьников – читателей, на уроке я не забываю о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащегося, его активности в самостоятельном чтении, в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет и о библиотеке, которой он пользуется.
1. Помощь родителей в организации школьной библиотеки.
2. Совместно домашнее чтение книг с детьми с последующим обсуждением.
3. Помощь родителей и библиотекаря в подготовке заседаний клуба «Любознательных»
4. Приобретение и организация домашней деятельности библиотеки.
Работа по приобщению младших школьников к литературе для подготовки к самостоятельной читательской деятельности мною ведется систематически, поэтому уже к середине второго года обучение в классе не осталось ни одного ученика, которой не хотел бы, не умел бы, не привык бы пользоваться своим умением читать на доступном уровне.
Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы.
Словарь терминов (голоссарий)
1. Литература – это совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).
2. Функции литературы:
- воспитательная функция литературы основана, прежде всего, на том, что каждое истинно художественное произведение дает ребенку нравственные представления о добре, зле, предательстве, порядочности и т.д.;
- Образовательная функция – формирует у читателя глубокое обобщенное представление о жизни и деятельности человека, его гармоническом единстве с природой и одновременно позволяет сформировать навыки чтения, расширить диапазон чтения за счет включения в каждом классе новых тем, новых авторов, дать учащимся элементарные представления о жанрах, видах литературы, о творчестве писателя и поэта;
- коммуникативная функция – развитие речи, овладение детьми богатством русского языка, его изобразительно – выразительными средствами, использование чтения, как инструмента познания и межличностного общения.
- эстетическая функция заложена в самом предмете искусства слова.
3. Навык чтения – это умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного); способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами); умение правильно читать (без технических ошибок и искажений);выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержание текста; темп, скорость чтения, которые зависят от множества факторов.
4. Осознанность – понимание того, что ребенок читает. Понимание прочитанного – это понимание читающим:
- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание читающим содержания и своего отношения к прочитанному;
- содержание и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) не только того, о чем говорится в данной части, но и что этим сказано;
- содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;
- слов, употребленных как в прямом, так и в переносном смысле.
5. Правильность чтения – это умение читателя избегать замен окончаний слов, повторений слов или слогов, искажений, пропусков, добавлений, ошибок ударения.
6. Выразительность чтения – умения читателя использовать паузы, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко, внятно.
7. Кругозор – объем интересов, знаний.
8. Творчество – деятельность человека, направленная на создание новых по содержанию и по форме материальных и культурных ценностей.
9. Самостоятельность – личностное свойство человека.
Самостоятельность – существование отдельно от других, независимость.
Решительность, обладание собственной инициативой.
Литература
1. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению / «Пачатковая школа» 2004, №10, с. 36 - 38 /
2. Богруменко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993
7. Косаревская Т.Е. смысловое прогнозирование при чтении – условия развития мышления младших школьников. / «Пачатковое учение» , 2004, №6, с. 32 - 36 /
8. Костиневич С.А. «Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе», Мозырь, 2006.
9. Костомина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении к чтению /Костомина С.Н., Нагаева М. 1999 /
10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
11. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча. Мозырь, 2006.
12. Программа для учреждений, обеспечивающих получение полного среднего образования с русским языком обучения с 12 – летним сроком обучения. 1 – 1У классы, М., 2004.
13. работа с родителями /Под ред. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мн., 2003 /
14. Сидорова Л.А. «Психологические и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений / «Начальная школа», М., 1989, с. 21 - 25 /
16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Мн., 1982, с 199
17. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы, Мн, 1982, с.19.
18. Учебно – методическое пособие для учителей по курсу «Человек и мир в подготовительном курсе» /Вдовиченко В.М.,Дурейко Л.И., Кучинский В.И., Докши С.П., Мн., 1998, с. 113 - 114 /