kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование культуры речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ

Борьба за чистоту,
за смысловую точность,
за остроту языка есть
борьба за орудие культуры.
М. Горький.

Русский язык – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Совершенно естественно, что в наше время особенно широко ставится задача изучения научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганда лингвинистических знаний в школе.
Конечно, есть такие скептики, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно поймут!” Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “ неувязки ” выходят иной раз из-за неправильного толкования. Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом “ все равно поймут ”. Нет, неправильную речи или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Профессор Б.Г. Бобылев в своем учебнике «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи, как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи, т.е. тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Задачи воспитания навыков культуры речи у учащихся – одни из серьезных задач, стоящих перед школой. Однако, следует признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.
Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся я считаю развитие речи.
Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.

 Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?
Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.
Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.
Чрезвычайна важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.
И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.
Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть соответствие литературной нормы.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если она богата и разнообразна по использованным в ней лексическим и грамматическим средствам; если в ней точно передано содержание высказывание; если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.
Актуальность речевого  развития   младших   школьников  подтверждается и государственными документами. В пояснительной записке программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения,  в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе указано в первой строке развитие   речи, мышления, воображения  школьников. Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка -  один из показателей общего развития его личности.           Вот и я, работая по данной теме, систематизируя и обобщая свой опыт, попыталась найти ответ на главный для меня вопрос: - Как сделать так, чтобы ребенок сказал свое слово? Как создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?

Педагогический стаж моей работы 12 лет и тема «Формирование культуры речи младших школьников как средства развития образовательной компетентности в соответствии с требованиями начального общего образования» стала для меня приоритетной. За время работы учителем начальных классов у меня сложилась своя система использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением культуры речи младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры речи младших школьников »

Беляева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов МОУ «Борисовская СОШ №1 имени А.М. Рудого»




Формирование культуры речи младших школьников

как средства развития образовательной компетентности

в соответствии с требованиями начального общего образования















































Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ


Борьба за чистоту,

за смысловую точность,

за остроту языка есть

борьба за орудие культуры.

М. Горький.


Русский язык – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Совершенно естественно, что в наше время особенно широко ставится задача изучения научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганда лингвинистических знаний в школе.

Конечно, есть такие скептики, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно поймут!” Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “ неувязки ” выходят иной раз из-за неправильного толкования. Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом “ все равно поймут ”. Нет, неправильную речи или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.

Профессор Б.Г. Бобылев в своем учебнике «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи, как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи, т.е. тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Задачи воспитания навыков культуры речи у учащихся – одни из серьезных задач, стоящих перед школой. Однако, следует признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.

А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся я считаю развитие речи.

Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.


 Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.

Чрезвычайна важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.

Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть соответствие литературной нормы.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если она богата и разнообразна по использованным в ней лексическим и грамматическим средствам; если в ней точно передано содержание высказывание; если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.

Актуальность речевого  развития   младших   школьников  подтверждается и государственными документами. В пояснительной записке программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения,  в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе указано в первой строке развитие   речи, мышления, воображения  школьников. Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка -  один из показателей общего развития его личности.           Вот и я, работая по данной теме, систематизируя и обобщая свой опыт, попыталась найти ответ на главный для меня вопрос: - Как сделать так, чтобы ребенок сказал свое слово? Как создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?


Педагогический стаж моей работы 12 лет и тема «Формирование культуры речи младших школьников как средства развития образовательной компетентности в соответствии с требованиями начального общего образования» стала для меня приоритетной. За время работы учителем начальных классов у меня сложилась своя система использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением культуры речи младших школьников. 

         При работе над культурой речи выделяются 4 уровня работы по формированию речевой деятельности:

  • произносительный,

  • лексический,

  • грамматический,

  • работа над связной речью.

К каждому из этих уровней мной разработаны задания и упражнения.

Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности  артикуляции. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому, в начале урока, я всегда использую дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата.     Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки.   Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:

- прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко,

- прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.

- Поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.


Лексический уровень

Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса.  Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие

                                      Упражнения и задания:

1)      Подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить - …)

2)     Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)

3)   Подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая)

 4)  «Что бывает?»      ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …;  )

5) «Узнавание»      ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)

6)     «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями)   (учитель … ( учит); кузнец - …)

7)     «Сравни» 

a.      по вкусу – лимон и мед

b.     по цвету – грушу и сливу

c.      по высоте – куст и дерево

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.


Грамматический уровень 

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.

         1) «Найди ошибку»:

         * Зимой в саду расцвели яблони.

         * В полу лежит красивый ковер

 2) Составление предложений по разным моделям :

         * Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)

 3) Изменение порядка слов.

         * На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

   4) Распространение предложения

          Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной речью.


Работа над связной речью  

         Для этого необходимо учить:

- рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение);

- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;

- строить логически обоснованное высказывание.

         При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у  него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

         Жанры, в форму которых можно облекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра,  непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление и др.

   1) «Если бы…»

       «Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?)

«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)

 2) Повествование от имени неживого предмета.

                   «История из жизни старого башмака»

                   «Кочан капусты»

                   «Новая сковорода»

3). «Цветные рассказы»

         Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых и придумывается история.

         Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?»

         Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зеленого, голубого, желтого, белого.

         Рассказ может быть таким:  * Зеленый лес улыбался солнцу. На голубом небе светило ярко-желтое солнце. На ветке белой  березы сидела птичка.

4).    «Ролевые диалоги»

 - придумать разговор сказочных персонажей по телефону;

На  всех четырех уровнях развития речевой деятельности я представила упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь.

Это необходимо для того, чтобы:

- развить речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности ;

- полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.

Этого я добиваюсь с помощью следующих несложных упражнений:

1.      Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи:

1)     повторение вопроса

2)     хоровое повторение вывода

3)     чередование индивидуальных ответов с хоровыми.

             

2.      Для развития слуховой памяти..

1)     Выделение  голосом главного

2)     Проговаривание хором

3)     Построение ответа на основе слов вопроса

               

 Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:

- исправление недочетов произношения, постановки ударения;

- анализ допущенных речевых ошибок и их исправление;

- помощь в выборе слов, наиболее точно выражающих мысли; в синтаксически правильном оформлении мыслей;


Следует помнить, что развитие мелкой моторики детей тесно связано с речевой деятельностью. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому очень широко на уроках я использую пальчиковую гимнастику. К тому же следует помнить, что пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

       Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)


Следующий прием, который используют многие учителя пи формировании культуры речи - дидактическая игра. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована. Чтобы заставить ребенка говорить, учитель намеренно ставит обучающегося в такие условия, в которых он не может не проявить активности (игра, проблемные ситуации, решение познавательных задач и др.), либо учитывает личностные мотивы, т.е. интересы и увлечения учащихся. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.  Игр со словами мы знаем великое множество:

1)"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".
Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает?»

Задание №2.
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
- Подбери рифму к словам, отгадай кроссворд или составь сам.

- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

Для меня является обязательным  введение новых слов на уроке: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.

Словесное рисование.

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Для этого я подбираю специальные задания, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:

  • Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.

  • Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;

  • Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.


Синквейн

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

В первой строчке называется тема (обычно это существительное).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Это задание для более сильных учеников, владеющих достаточным словарным запасом, очень полезно для активизации словарного запаса детей. Но, как показывает практика, через определенное время все учащиеся овладевают технологией его создания и очень любят выполнять это задание.

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство


  Составление кластера
Этим приемом я пользуюсь давно и часто, так как он всегда результативен. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать мыслительные процессы наглядными. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану. Учитывая то, что письменная речь ребенка беднее, чем устная, при регулярном использовании такого приема эта разница пропадает.



На уроках я использую индивидуальную, фронтальную, самостоятельную формы работы. Но особенно эффективной я считаю групповую форму работы.        

Опыт показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Но иногда ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Особенно часто при групповой форме работы я использую ролевую игру. Роли распределяются между участниками группы . Ролевая игра, как никакое другое упражнение, способствует вовлечению учащихся в учебную деятельность. Разумеется, роли могут быть различны по объему. Но даже если по роли участнику необходимо сказать 2-3 реплики, это не означает, что все остальное время он бездействует, он должен постоянно перерабатывать информацию, поступающую к нему от других участников игры, понимать и оценивать ее, чтобы своевременно и адекватно выступить в своей роли. С другой стороны, преимущество ролевой игры заключается еще в том, что «спрятавшись» за роль, застенчивому человеку легче говорить: он говорит не от своего имени и действует в рамках, предписанных ролью. Отсюда - одно из достоинств ролевой игры: благодаря условности игровой ситуации снижается психологическая напряженность участников игры, повышается их контактность.


Интегрированные уроки и ИКТ

Считаю, что процесс развития речи  младших школьников нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного какого-то учебного предмета (например, чтения или русского языка). Только комплексный подход к решению проблемы – через все учебные дисциплины – обеспечивает хороший результат. В моей практике проведение интегрированных уроков, занимает одно из ведущих мест.

Еще Я. А. Коменский говорил: «Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены».  Как раз этому способствуют и межпредметные связи в обучении школьников. Наблюдения за реакциями учащихся на различных уроках показывают, дети  проявляют интерес тогда, когда ученики в связи с новым материалом вспоминают что-либо, уже известное им из прошлого опыта. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: 

  • способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

  • позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний;

Результаты, которых я стремльсь достичь при проведении интегрированных уроков в начальной школе, как раз соответствуют требованиям Федеральных образовательных стандартов второго поколения: происходит присвоение учеником нового социального опыта путем самостоятельного усвоения новых знаний на основе уже имеющихся.Т.е. мы учим не только запоминать, а использовать свой опыт на практике, а значит происходит формирование универсальных учебных действий.

Интегрированию учебных предметов помогает использование на уроках ИКТ.

Большую роль для эффективной работы по формированию речевой деятельности играет и то, что мой учебный кабинет оснащен мультимедиапроекторм и компьютером, что позволяет в полной мере использовать информационные технологии. Всем известно, что речь возникает из потребности высказаться, а значит мы должны создать такие условия, чтобы у ребенка появилось желание поделиться своими мыслями и чувствами. Как я это делаю? Я опираюсь на слова К.Д. Ушинского, который писал: “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринуждённо…” Для этого на уроках развития речи я демонстрирую произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения. Например, при написании сочинения на тему «Зима» дети знакомятся с репродукциями картин В.Серова «Зима в Абрамцево», И. Левитана «Занесённые снегом парк», И.И.Шишкина «Зима»; а также прослушивают аудиозапись музыки П.И.Чайковского
«Времена года»; читается стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою». Использование  ИКТ  даёт возможность сделать занятия по  развитию   речи  учащихся более содержательными, насыщенными, разнообразными,  интересными. Компьютерные презентации, Интернет-ресурсы я часто использую  на   уроках  русского языка, посвящённых различного вида описаниям (картины, места, скульптуры, человека, животного, внутреннего состояния и т.п.).

Кроме того, можно продемонстрировать  фрагменты из фильмов, мультфильмов, а ребятам предлагается внимательно послушать  речь  героев и исправить ошибки. 

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.


Часто на уроках речевого развития используется и диалоговая технология. Данная технология способствует формированию культуры речи, развитию дискуссионных навыков, демократических убеждений. Учитель побуждает учащихся к самостоятельному высказыванию, предлагает разнообразные проблемы для обсуждений, учит ребят отстаивать своё мнение и делать выводы. Школьники учатся выражать свои мысли, отношение к событиям, обосновывают и отстаивают свою точку зрения. Главное, создать на уроке благоприятную психологическую атмосферу для того, чтобы учащиеся не боялись делать ошибки и свободно участвовали в обсуждении услышанного или прочитанного. Большое значение при этом придаётся работе в парах, т.е. диалогической речи. Особое место занимает эмоциональный фактор, именно поэтому отбираются такие приёмы, как игра, беседа в парах с приятными партнёрами, применяется такой приём как одновременное говорение.


III Результативность опыта

Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах. В качестве критериев эффективности сложившейся системы работы по теме «Формирование культуры речи младших школьников как средства развития образовательной компетентности в соответствии с требованиями начального общего образования» были выделены следующие критерии:


  1. % уровня словарного развития ребёнка.(диагностика)


  2. % уровня развития культуры речи. (диагностика)


  3. % уровня развития диалогической  речи . (диагностика)


  4. % учащихся с положительным отношением к учебе (анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» Т.И.Шамовой).


В процессе работы по  формированию   культуры речи  младших   школьников  мотивации учащихся на уроках очевидны положительные результаты:

большинство учащиеся к окончанию начальной школы владеют навыками речевой  культуры . Это подтвердила диагностика «Азы культуры общения»



Сколько себя помнит человек, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. Всегда остро стоял вопрос: “Как правильно говорить?!”

А.Н.Толстой говорил: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти”.

Своей работе я хочу показать борьбу за точность русского слова, за красоту русской речи, что все мы – для кого русский язык дорог – несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность.

Анализ результатов работы по формированию и развитию речевой деятельности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы. Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

И, как показывает практика, наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи.

Справедливо говорится и повторяется, что “язык – это орудие культуры”. А ведь овладение культурой, “всеми знаниями, которое выработало человечество”, - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.

Работая над культурой речи, мне хочется показать, что часто мы говорим небрежно, кое-как пишем, слышим искаженную речь наших учеников и закрываем на это глаза. Хотя знаем, сколько недоразумений возникает из-за небрежного отношения к нашей речи. Как раз эти – то и ошибки и следуют искоренять из речи наших детей.

“Мал язык – да горами качает!” – говорит пословица. Так будем же с уважением относится к этому гиганту.

У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Буду рада, если приведенные мною формы работы кто-то добавит в свою копилку и будет использовать в дальнейшей своей работе. Желаю успехов!







































Библиографический список

2. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В. Архипова. М. : Вербум, 2004. - 192 с.

3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. М. : Питер Пресс, 2008. - 320 с.

4. Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б.Ц. Бадмаев, A.A. Малышев. М. : Владос-пресс, 2002. - 224 с.

5. Бархин, К.Б. Развитие речи в начальной школе: Методическое пособие для учителей / К.Б. Бархин. М. : Учпедгиз, 1936, - 298 с.

6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.

7. Еремеева, А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: Пособие для учителя / А.П. Еремеева. М. : НИИ школ, 2005. -119 с.

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

9. Капинос, В.И. и др. Развитие речи : теория и практика обучения: 5-7 кл. : Кн. для учителя / В.И. Капинос, H.H. Сергеева, М.С. Соловейчик. 2-е изд. -М. : Линка-Пресс, 1994. 196 с.

10. Ладыженская. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. М. : Педагогика, 1975. - 255 с.

11. Ларин, Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б.А. Ларин. Л. : Художественная литература, 1974. — 66 с.

12. Ларских, З.П. Обучение грамматико-орфографическим темам в начальной школе с компьютерной поддержкой (2 класс): Учебно-методическое пособие / З.П. Ларских, И.Б. Ларина. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - 85 с.

13. Леонтьев, A.A. Язык, речь, речевая деятельность / A.A. Леонтьев. — М. : Просвещение, 1969. 214 с.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование культуры речи младших школьников

Автор: Беляева Елена Анатольевна

Дата: 04.09.2014

Номер свидетельства: 113310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Мастер-класс «Использование речевых разминок для формирования выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения» "
    ["seo_title"] => string(151) "mastier-klass-ispol-zovaniie-riechievykh-razminok-dlia-formirovaniia-vyrazitiel-nosti-riechi-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414661349"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Формирование учебной деятельности младших школьников  средствами предмета «Обучение грамоте» "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-priedmieta-obuchieniie-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "125847"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415078369"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Основные аспекты в формировании речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(62) "osnovnyie-aspiekty-v-formirovanii-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415735252"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Формирование выразительной речи младших школьников в рамках внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_vyrazitelnoi_rechi_mladshikh_shkolnikov_v_ramkakh_vneurochnoi_deiat"
    ["file_id"] => string(6) "651903"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1717147922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства