Просмотр содержимого документа
«"Младший школьник как читатель" (по результатам социологических опросов)»
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК КАК ЧИТАТЕЛЬ
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ)
В России, как и во всем мире, процессы глобализации и информатизации, социокультурные перемены образовательного контекста дают основания исследователям констатировать особую ситуацию развития чтения.
Исследовательские данные о том, что для современных школьников чтение, какое место оно занимает в их жизни, достаточно противоречивы.
Опросы школьников 10–16 лет, проводившиеся в начале 2000-х гг., свидетельствуют о положительном отношении к чтению [Голубева 2006].
80% участников опроса «Мои любимые книги детства» (2011 г.) в возрасте от 7 до 20 лет (объем выборки – 158 человек), считают чтение увлекательным способом проведения досуга. 95% учащихся с1 по 5 классов и 64% старшеклассников и студентов отметили, что любят читать книги и журналы для детей [Мисина 2011].
Таким образом, очевидно, что ценность чтения для младших школьников достаточно высока.
Однако в других работах отмечаются другие факты, характеризующие то, что принято сегодня называть кризисом чтения.
Это хорошо видно из результатов исследования журнала «Школьная библиотека» [цит. по: Чудинова 2003]:
Не читают ничего, кроме задания учителя –10% школьников;
Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся;
Читают познавательную литературу 21% школьников;
Читают для самообразования 10% школьников.
Согласно статистическим данным (за 2004–2009 гг.), в среднем преобладающая часть детей на досуге читает. Причем, если пятая часть опрошенных на чтение тратит до 30 минут в день, то треть из них читает от получаса до часа. Около 42% читали более одного часа в день. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мне нравится читать, много читаю», в младшем возрасте составляет 43%, то к 5-6 классу она падает до 17%, и в то же время доля тех, кто среди младших школьников выбрал вариант ответа «читаю редко, не люблю», возрастает с 8% до 17% в старших классах [Максимова 2014].
Результаты этих статистических исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков. [Максимова 2014].
Однако говорить о «не читающем поколении» пока все-таки рано. Социологические исследования детского и подросткового чтения в целом показывают – дети читают. В общем, интерес юного читателя можно назвать в какой-то степени прикладным: он хочет найти в книге отражение своей жизни и ответы на свои вопросы. А еще детским библиотекарям известно, что читающим может стать любой ребенок или подросток, если встретит свою книгу, попадающую именно в его ожидания так, как в свое время попал в читательские ожидания «Гарри Поттер».
Интересно, как и что читают современные дети.
Подавляющее большинство школьников младших классов самостоятельно читают детские книги, хотя в 2006 г. таких детей насчитывалось 95% (среди первоклассников таких было 87%, а четвероклассников – 99%), а в 2013 г. количество учеников младших классов, читающих самостоятельно детские книжки, сократилось до 89% (в первом классе – 75%, к четвертому – 95%). Уже в младшем школьном возрасте более активными читателями являются девочки, хотя показатели за 7 лет немного уменьшились: 97% девочек в 2006 г. И 92% - в 2013 г. сами читают детские книжки, среди мальчиков 92% – 2006 г. и 85,5% – 2013г. [Веденяпина 2013].
РГДБ в 2013 г. был задан вопрос, как дети больше любят: читать книжки сами, или когда им читают взрослые (родители, братья, сестры). Судя по ответам, больше половины (56%) детей любят читать сами, четверть предпочитают слушать чтение взрослых членов семьи (24%), почти пятая часть опрошенных не имеют предпочтений, т.е. любят читать сами и слушать чтение взрослых (18%).
В отличие от результатов 2006 г., которые показали, что младшие школьники, обучающиеся в специальных школах или лицеях, демонстрируют более высокий показатель приобщенности к чтению, чем младшие школьники обычных школ (соответственно, 97% и 91%), в 2013 г. таких сильных различий не наблюдается (90% и 88% соответственно) [Веденяпина 2013].
В исследовании РГДБ 2013 года ответы на вопрос о количестве прочитанных за три месяца книг (в период летних каникул, т.к. опрос проводился в сентябре) позволяют, хотя и примерно (хотя бы потому, что неизвестным остается объем каждой прочитанной книги), говорить об интенсивности чтения детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте чтение помимо школы характерно для подавляющего большинства детей. Доля школьников младшего возраста, которые не прочитали за последние три месяца до момента опроса ни одной книги, совпадает и в 2006 г., и в 2013 г. и в среднем составляет лишь 3%. К этому показателю следует также отнести затруднившихся ответить (еще 2% и в 2006, и в 2013 гг.) и тех детей, которые утверждали, что читали, но не смогли вспомнить, сколько книг они прочитали – это 7% опрошенных учеников 1-4 классов по результатам обоих исследований.
Таким образом, примерно каждого десятого опрошенного школьника младших классов можно считать не читающим детскую литературу.
Широко популярны исследования читательских предпочтений школьников по гендерному признаку. Данные приводятся в приведенной ниже таблице.
Таблица 2
Интенсивность чтения в зависимости от пола и возраста
(количество книг, прочитанных за последние три месяца)
в 2006 и 2013 гг.
Книги
в среднем
мальчики
девочки
в среднем
мальчики
девочки
2006
2013
1-2
31
35
27
26
29
24
3-4
24
23
26
21
23
20
5-6
14
13
14
12
12
12
Больше 7
19
17
21
29
25
32
Не помню, затрудняюсь ответить
9
9
9
7
7
6
Не прочел ни одной книги
3
3
4
2
1
3
Как видим, в младших классах школы более интенсивное чтение характерно для девочек. В этом возрасте девочек больше среди наиболее активных читателей: более 5 книг за три месяца прочло 30% мальчиков и 35% девочек в 2006 г., и 37% мальчиков и 44% девочек в 2013 г. Результаты получились выше по сравнению с 2006 г., т.к. речь шла о чтении летом, когда нет школьных занятий, и дети могут читать в любое время. Более семи книг за лето прочитали почти треть опрошенных младших школьников. Ученики обычных средних школ и специальных школ, лицеев и пр. отличались по интенсивности чтения в 2006 г. лишь тем, что среди первых несколько меньше доля читающих довольно много (более 5-ти книг) – соответственно 30% и 35%; а в 2013 г. Доля читающих менее 1 книги за лето выше в обычной школе, чем в лицее (28,5 и 23,5 соответственно) [Веденяпина 2013].
Книга все – таки для ребенка очень важна: в жизни юного читателя она значительнее, чем для взрослого человека. Ведь стоящая книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь, дает пример для подражания, иногда определяет весь жизненный путь ребенка, формирует его миропонимание, может стать его настольной книгой. Но в разное время развития нашего общества герои книг юных читателей тоже менялись.
Сравнение результатов исследований 2006 и 2013 гг. показывают, что произошли изменения в предпочтениях младших школьников. Так, из ответов школьников видно, что Гарри Поттер как любимый герой стал менее популярен для этой возрастной группы детей: если в 2006 году его назвали 39 детей, то в 2013 он упомянут всего 3 раза, другие персонажи книг Дж. Роулинг не назывались младшими школьниками. Возможно, некоторое охлаждение к данному персонажу связано с тем, что его читатели, как и сам герой, выросли за последние 10 лет, и сюжет повествует не о мальчике-волшебнике, а о юноше, который вступил во взрослую жизнь. Маленьким читателям (до 11 лет) это может быть еще не очень интересно.
Незнайка, Буратино и Винни–Пух по-прежнему входят в пятерку лидеров в предпочтениях детей, однако Винни–Пух сместился в рейтинге любимых героев – с 3-го места в 2006 году на 5-е в 2013. Появились новые лидеры – Золушка и Колобок, которых не было ранее на верхних позициях рейтинга. Поднялся на пять позиций и любимый герой многих детей дошкольного и младшего школьного возраста Карлсон (с 7–го на 2–е место).
Примечательно, что персонажи «Волшебника Изумрудного города» и книги «Алиса в Стране Чудес» все так же пользуются популярностью у детей младшего школьного возраста (Алиса поднялась на одно место в рейтинге: с 8 на 7).
Персонажи русских авторов и народных сказок пользуются популярностью у нынешних младшеклассников больше, чем 7 лет назад. Так, в десятку лидеров вошли персонажи книги и одноименного мультфильма «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского (дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик), Конек-горбунок, Иван-царевич, Чебурашка, Алиса Селезнева, Витя Перестукин, Дениска.
Среди наиболее популярных детских книг школьники отметили произведения классических зарубежных детских писателей Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», бр. Гримм «Белоснежка», «Бременские музыканты», Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Русалочка», А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок», Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье», М. Твена «Приключения Тома Сойера». В список вошли также произведения отечественных авторов А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы», П. Ершова «Конек–горбунок», К. Булычева «Приключения Алисы», Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Младшие школьники (в особенности 1–2 класс) в качестве любимых называли традиционные русские сказки «Колобок», «Маша и Медведь», «Репка» [Веденяпина 2013].
Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Наличие детских книг дома позволяет говорить о возможностях литературной социализации детей, обеспеченных семьей. Почти у каждого десятого ребенка младшего школьного возраста в 2006 г. дома не было своей детской библиотечки, причем это общая ситуация во всех опрошенных группах детей разных типов поселения, типов школ и возраста (вопрос подразумевал наличие дома отдельного шкафа или книжных полок, в которых собрана домашняя детская библиотечка). В 2013 г. ситуация изменилась в лучшую сторону, сегодня детская библиотечка есть у 93% детей, только 7% указали на ее отсутствие [Веденяпина 2013].
Большинство педагогов всерьёз озабочено проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются.
Но наличие книги в руках ребенка не должно успокаивать взрослых. Ведь в современном мире огромное количество книг и их содержание порой губительно для психики ребенка, в которых воспевается культ денег и насилия, отчуждения от взрослых. Результатом такого чтения станет заторможенность в его развитии или даже деградация личности ребенка. Поэтому взрослым стоит чутко следить за содержанием книг, посоветовать что-то более полезное, корректно объяснив все отрицательное влияние такой книги.
Школьники – это особый вид читателей, не имеющих жизненного опыта, поэтому они нуждаются в постоянном внимании и совете взрослых.
Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет – магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов.
Что касается восприятия читаемого текста, то замечено, что у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным, а по характеру – клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения, утверждают психологи [Чудинова 2003].
Чем старше, тем больше различия в чтении девочек и мальчиков.
В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей все более популярной становится литература о спорте, технике, компьютерах, у девочек – подростков, а особенно девушек, становятся популярными романы о любви. Однако в старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя [Чудинова 2004].
Особое место в процессе чтения всегда занимала библиотека. Библиотекарь всегда поможет и посоветует в выборе книг. Как современный школьник этим пользуется? В среднем больше половины учеников 1-4 классов (66% – 2006 г., 56% –2013 г.) пользуются услугами библиотеки (без уточнения типа), наблюдаемое снижение показателя может быть объяснено тем, что в период, прошедший с момента первого опроса, происходил активный процесс оптимизации библиотек, приведший к закрытию части библиотек в регионах. Весьма значительно в этом плане отличалось поведение мальчиков и девочек – почти 74% девочек ходили в библиотеку в 2006 г., и 63% – в 2013 г., среди мальчиков таких 57% было в 2006 г. и стало 48% в 2013 г. Отметим, что количество мальчиков, не пользующихся библиотекой, в 2013 г. больше, чем тех, кто посещает библиотеки (в 2006 г. была обратная тенденция). Доля учеников младших классов, пользующихся библиотекой, плавно растет с возрастом, но зафиксированы некоторые существенные изменения: так, если в 2006 г. в первом классе не ходили в библиотеку почти половина учеников (48%), то в 2013 г. количество таких детей увеличилось до 75%, далее по возрастам динамика сохраняется.