Методика проектной и исследовательской деятельности младших школьников
Методика проектной и исследовательской деятельности младших школьников
Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Значит, обучение должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный поиск.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика проектной и исследовательской деятельности младших школьников»
Методика проектной и исследовательской деятельности младших школьников
Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Значит, обучение должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный поиск.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
Методпроектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
(А. А. Хромов)
Проект (лат) – брошенный вперёд.
· совокупность документов, расчётов;
· предварительный текст документа;
· замысел, план.
Проектирование – процесс создания проекта- прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта.
Цель проекта
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
История возникновения и развития метода учебных проектов
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952).
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности и может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Типы проектов:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие. Проект всегда требует творческого подхода. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видео фильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями..
Информационные. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры
По количеству участников можно выделить
- индивидуальные
- групповые проекты.
По продолжительности выполнения
- краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),
- средней продолжительности (от недели до месяца),
- долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта
Ученик
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Активен
Субъект обучения
Несёт ответственность за сою деятельность
Учитель
Помогает определять …
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр ученика
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Проектную работу можно представить в виде такой схемы:
Поиск вариантов решения
Защита результатов
Обобщение данных
Постановка
проблемы
Группы умений
на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
Коммуникативные (сотрудничать, оказывать помощь и принимать помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций);
Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности);
Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
Менеджерские (планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения);
Выполненный проект должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
Реферат
Альбом, газета, гербарий;
Журнал, книжка-раскладушка;
Костюм, макет, модель, сувенир;
Сценарий праздника;
Учебное пособие
Критерии успеха работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.
Получено удовольствие от самой деятельности.
Подробнее я остановлюсь на исследовательской работе, т. к. работаю над этой темой давно.
Учебная исследовательская деятельность
это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся:
- целенаправленностью
- активностью,
-предметностью
- мотивированностью и сознательностью
результатом которой является формирование исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
.Цель технологии — осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.
- содержание обучения рассчитано на возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
— возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Методы, применяемые в учебном исследовании:
1.Практический (опыт) 4. Работа с книгой (чтение, изучение)
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может быть внеклассной или внешкольной работой, тесно связанной с учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эту работу можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.
Приведу примеры различных типов исследований.
Учебное исследование в начальной школе.
Экспресс – исследование.
Это форма организации предполагает массовое участие детей и одарённых, и тех, кто не может быть отнесён к этой категории. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом теме. Например, отправляясь на прогулку, экскурсию дети получают задания: какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, кустарники, травы, какие насекомые живут на территории школы, основные признаки зимы, как зимуют травы, как ложится снег, как и почему люди прокладывают тропинки по территории, как деревья сбрасывают листву и т. д. Это эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах) исследования.
Теоретическиеэкспресс – исследования сложней, но продуктивней, т. к. их можно привязать ко всем традиционным дисциплинам, но возникает проблема с источниками информации. Задача ребёнка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего были связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством. Например: искусство портрета (классификация, современные портреты, портреты прошлого), народные музыкальные инструменты.
Долговременные исследования.
Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности и имеет следующие этапы:
- ребёнок выделяет и ставит проблему;
- предлагает возможные варианты решения;
- собирает материал;
- делает обобщения;
- готовит проект;
- защищает проект.
Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.
Тема должна быть интересна ребёнку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы, которые можно использовать в работе мы объединили в три группы:
- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
- теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
- эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования, но их способны выполнять только одарённые младшие школьники.
Правила выбора темы.
Тема должна быть интересна и увлекать ребёнка.
Исследовательская работа, как всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта.
Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования.
Предложить ребёнку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребёнка к этой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.
Учитывать интересы детей, стараться держаться ближе к той сфере, в которой педагог разбирается.
Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам.
Тема зависит в первую очередь от интересов ребёнка, но следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя «как рыба в воде».
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – сверхчувствительности к проблемам.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Тема должна быть доступной. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня её подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для её решения.
Сочетание желаний и возможностей.
Надо учитывать наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.
С выбором темы не стоит затягивать.
Большинство детей не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее.
Поиск вариантов решения и сбор материала.
найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые и нестандартные, альтернативные.
Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.
Защита результатов исследования (макет, книга, научный отчёт).
Ребёнок выбрал тему, проводил исследование, как же теперь обобщить полученную информацию. Здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого
Защита результатов исследования
макет
книга
научный отчёт
Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; может быть книга, и научный отчёт о проведенном эксперименте, и многое другое. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.
Защита результатов исследования
Защиту своих работ проводится в торжественной обстановке, с привлечением зрителей, родителей. В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
Для оценки результатов формируется жюри.
Время представления проекта 4-5 минут. По итогам защиты необходимо поощрить ребят.
Любая информация становится знанием тогда, когда она основывается на прежнем опыте ребёнка. Поэтому учебные исследования должны быть систематическими. Систематизация учебных исследований способствует классификации по темам.
Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн, строительство.
Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.
Этот список является общим, его можно расширить или сделать более дробное деление.
Особую сложность для младших школьников вызывают работы на изучение теоретических тем, когда требуется серьёзная работа с текстовой информацией. Поэтому можно использовать такие алгоритмы.
Все проблемы вполне разрешимы по мере взросления ребёнка, приобретение им опыта исследовательской работы и жизненного опыта, умению самостоятельно находить нужную литературу. Для ребят всего класса и отдельных групп можно проводить коллективные исследования.
Вообще разработанные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания можно рассматривать как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей детей.
Литература
Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы.
Суслова Л. Н. Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002
Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003
Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //
Начальная школа, 2003. № 12
Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся.
Типы проектов:
Исследовательские. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
Творческие. Результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция, сценарий видеофильма, спектакля, программа праздника, план сочинения, статьи, репортаж, дизайн рубрик газеты, альманаха, альбома.
Ролевые, игровые. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Информационные. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
Реферат
Альбом,
Журнал, книжка-раскладушка
Костюм, макет, модель, сувенир;
Сценарий праздника;
Учебное пособие
Темы, которые можно использовать в исследовательской работе: