kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Проектная (исследовательская) деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого ни секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловленна биологически. Исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов.  Усешность обучения во многом зависит от организации учебно-познавательгой деятельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и учеников. За основу своей педагогической деятельности я беру методику Шумаковой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Проектная (исследовательская) деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»»



«Проектная (исследовательская) деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

С. Я. Маршак

Слайд 2 Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Именно внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

        В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению, но у них не сформированы УУД. Исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов.

 Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

 Успешность обучения во многом зависит от  организации учебно - познавательной дея­тельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и уче­ников. Слайд 3 За основу своей педагогической деятельности я взяла методику Шумаковой, которая выделяет шесть этапов учебного исследования:

I.                  Мотивация

II.      Исследование

III.    Обмен информацией

IV.    Организация информации

V.      Связывание информации

VI.    Подведение итогов, рефлексия

и два дополнительных, возникающих по ходу исследования.

VII.   Постановка новых вопросов

VIII. Применение

Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть систематической и творческой в  подборе соответствующего определенной проблеме материала.

 2.  Представление системы уроков

Слайд 4 Формирование УУД происходит на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-экскурсиях,  через исследовательские ситуации.

Слайд 5 При этом использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную.  

Методы:  поисковый, частично-поисковый, метод проектов.

Слайд 6 Приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приём ключевых слов, приём загадки – интерпретации; выполнимое – невыполнимое действие

3 . Слайд 7 Урок  окружающего мира в 1 классе.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в сказочную страну.
«Давным – давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не умели разговаривать. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки:
Смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
- Давайте и мы пожмем друг другу руки. Что вы чувствуете?
Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело? (друг).
- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? (дружбе)
Тема: «Ты и твои друзья». (крепится на доске)

Уважаемые коллеги! Используя метод проблемных ситуаций была совместно с детьми сформулирована тема урока-исследования, что позволяет формировать личностные УУД. Переходим к этапу исследования.

Слайд 8 На уроке идет работа в группах. У каждой группы свое задание. Задание 1группе:
Вам необходимо выбрать кирпичики для дома дружбы и наклеить их.

Подарок Счастье
Мир Радость
Любовь Доверие

А эти кирпичики нам не пригодились:

Горе Злость
Жадность Гнев

Задание 2 группе:
Вам нужно соотнести качества человека с изображением. И определите, какого бы человечка вы хотели поселить в нашем доме дружбы. (нарисованы лица с разным настроением)

Задание 3 группе:
Вам нужно заполнить схему «Друг» – выбрать такие качества, которые вам бы хотелось видеть в друге.
На выполнение дается 5 минут. В это время звучит песня «Подари улыбку миру».

На данном этапе происходит формирование познавательных и коммуникативных УУД. Предложенные группам задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. На уроках дети сами выбирают уровни сложности заданий. Слайд 9 Следующие этапы:  обмен,  организация  и связывание информации.


Проверка выполнения. Выступление каждой группы.
На данных  этапах  формируются регулятивные,   коммуникативные, познавательные  и личностные УУД. И в завершении я покажу еще один этап, который является дополнительным.

Нам необходимо составить правила, которые помогут вам дружить и сохранить дружбу.
Далее продолжим работать в парах. Откройте учебник с. 76.из каждой пары картинок выберете ту, которая вы считаете должна быть правилом дружбы.
Ответы:
Умей выслушать своего друга.
Называй друга по имени.
Совершив ошибку, признай и исправь её.


Слайд 10 Для дальнейшего определения правил, каждая группа подготовила сценку.
1 группа:
Быть преданным.

Сценка 2 группы:

Тебе купили велосипед. Ты еще ни разу не прокатился, как к тебе подошел твой друг и попросил тебя: дай мне покататься. Какое правило мы можем определить?
Делись с товарищами своими игрушками и другими предметами.

Сценка 3 группы:
Ты видишь, что твой друг дерется с одноклассником. Что ты будешь делать?
Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Сценка 4 группы:
Ваша подруга во время игры нечаянно испачкала платье вашей куклы. Что вы будете делать?
Не ссорьтесь с друзьями.

На этапе применения формировалась социальная активность, рефлексия результатов своей деятельности.

Слайд 11 Домашнее задание – изготовить книгу дружбы. Дети с родителями подошли очень творчески.

Это урок в 1 классе. Слайд 12 Посмотрим, как проходит урок-исследование в 4 классе.

Урок окружающего мира «Расы и народы Земли»

Цель урока: Организация деятельности детей по осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей.

Создание условий для формирования коммуникативных, регулятивных универсальных действий, развитие умений ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения.

Слайд 13 Вспомните этот план исследования (на доске появляются таблички)

Определить проблему

Поставить цель

Выбрать объект исследования

Выдвинуть гипотезу

Изучить научную литературу

Провести наблюдение

Сделать вывод

-В работе нам поможет дневник исследования. С помощью проблемного диалога подвожу к теме и ставим цель.

Слайд 14 - Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество.

Что заметили?

Чем они отличаются? (Фото людей. У них разный цвет кожи)

Люди бывают с разным цветом кожи

Постановка проблемы.

Все мы представители человечества, но мы отличаемся цветом кожи.

Какой вопрос у вас возникает?

Почему люди, живущие на Земле, разного внешнего вида?

(аншлаг появляется напротив проблемы)

- Решение этой проблемы связано с такими понятиями как расы, народы и национальности. Наша цель выяснить, кто они такие и чем отличаются.

- Вот расы, народы и национальности и будут объектом нашего исследования.

- Урок ведется совместно с детьми, которые заранее поделены на теоретиков, социологов и практиков.

Цель: подведение учащихся к самостоятельному выводу о том, что такое расы и какие бывают народы.

- Проблему мы поставили, а верна или нет гипотеза профессора Кювье о классификации людей на белых, черных и желтых нам предстоит исследовать.

Слайд 15 Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний.

– У каждой группы на столах лежат фотографии людей. Они разбивают на группы и объясняют.

Слайд 16,17,18 Заранее подготовленная группа теоретиков рассказывает с помощью презентации о расах.

Выход на подтверждение гипотезы.

А что такое раса вы попробуете догадаться, выполнив второе задание из дневника исследователей. Ваша задача прочитать три определения расы и подчеркнуть правильное.

Слайд 19,20,21 Работа над понятием «народы». Давайте обратимся к словарю

На этапе закрепления учебного материала рассказ социологов по процентному соотношению национальности России, Волгограда, гимназии нач.шк.)

Слайд 22-23 Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

(Рассказ практиков о знаменитых людях, в том числе олимпийских чемпионах)

Работа над понятием «толерантность» и общечеловеческим законом "Люди всех рас и народов равны между собой", который записан в Конституции РФ.

Единое человечество состоит из разных рас и народов. Люди всех рас и народов равны между собой. Надо проявлять терпимость и толерантность к людям и принимать их такими, какие они есть.

Слайд 24 «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рудакова Елена Викторовна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Учебный проект как средство достижения  метапредметных результатов младших школьников "
    ["seo_title"] => string(99) "uchiebnyi-proiekt-kak-sriedstvo-dostizhieniia-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "231467"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442506261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Проектно- исследовательская деятельность" "
    ["seo_title"] => string(45) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "109139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404142338"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формирование исследовательской деятельности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440596828"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Проектная деятельность как часть системно - деятельностного подхода в обучении" "
    ["seo_title"] => string(88) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-chast-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "109122"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404137692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства