Главное назначение начальной школы состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Важнейшая роль в достижении этой цели принадлежит умению осмысленно читать. Чтение - это источник обогащения знаниями. Чтение включает в себя несколько компонентов, которые необходимо учитывать при обучении чтению. Это умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, освоить выразительное чтение, не следует забывать и о темпе чтения. Каждый их компонентов, образующих в целом технику чтения имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие ее стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения: побуквенное, отрывистое слоговое, плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Наиболее продуктивным являются последние три способа чтения. Поэтому необходимо отрабатывать именно их. В данном пособии собраны тексты для проверки техники чтения в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для проверки навыка чтения»
Методические материалы по чтению
Главное назначение начальной школы состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Важнейшая роль в достижении этой цели принадлежит умению осмысленно читать. Чтение - это источник обогащения знаниями. Чтение включает в себя несколько компонентов, которые необходимо учитывать при обучении чтению. Это умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, освоить выразительное чтение, не следует забывать и о темпе чтения. Каждый их компонентов, образующих в целом технику чтения имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие ее стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения: побуквенное, отрывистое слоговое, плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Наиболее продуктивным являются последние три способа чтения. Поэтому необходимо отрабатывать именно их. В данном пособии собраны тексты для проверки техники чтения в начальной школе.
В соответствии с программой у учащихся должен быть сформирован навык чтения, соответствующий следующим показателям.
1класс. Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. Темп чтения вслух незнакомо го текста в конце учебного года от 30-40 слов в минуту и выше.
2класс. Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.
В I полугодии темп чтения незнакомого текста - 40-50 слов и выше.
IIполугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами, с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста - 50-60 слов и выше.
3класс. I полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (многосложные, малоизвестные слова - по слогам). Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частямитекста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух незнакомого текста - 60-70 слов и выше.
IIполугодие. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста - 75-80 слов в минуту и выше.
4 класс. I полугодие. Сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание смысла и свое отношение к прочитанному. Темп чтения вслух незнакомого текста - 80-90 слов в минуту и выше. II полугодие. Беглое, сознательное,правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Темп чтения вслух незнакомого текста - 90 слов в минуту и выше.
Необходимо обратить внимание, что в период обучения чтению, необходимо формировать осознанное чтение про себя. К концу обучения в начальной школе дети должны читать осознанно про себя. Темпы чтения про себя в II классе на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух; в III классе - на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух; в IV классе - на 50 и более слов выше, чем при чтении вслух.
Iкласс (к концу учебногогода)
Буква "Ты".
(отрывок)
Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За десять дней мы одолели всю русскую азбуку... (22 слова)
JI. Пантелеев
1.Как звали девочку?
2.Сколько ей лет?
3.Что изучала девочка?
Маша и медведь.
Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
- Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками! Дедушка-» с бабушкой говорят:
- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.
(49 слов)
1.Что потом случилось с Машенькой?
2.Что придумала Машенька, чтобы уйти от медведя?
2 класс I полугодие
Ежик.
Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтую лисичку и тоже наколол.
Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть - да ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопушком вместо голубой звезды нашел красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень.
(62 слова) Г. Циферов.
1.Где гулял ежик?
2.Что он наколол на свои колючки?
3.Что сделал ежик с голубой звездочкой?
4.Во что превратилась звездочка утром?
Не ладно скроен, да крепко сшит.
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
- Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
- Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
(42 слова) К. Ушинский.
1. Как ты думаешь: у кого платье лучше - у ежа или зайчика?
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница рысь.
У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес наблюдают они с высокой тёмной вершины.
(75 слов) И. Соколов-Микитов.
1. Каких птиц можно увидеть в лесу летом? А зверей?
3 классIполугодие.
Красное лето.
На реке, в заводях, раскрылись белые лилии и желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водная кашка.
Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит их плавать и ловить мошек. Летят над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.
Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей травой затих, притаился зубастый щуренок.
Ходко бегают по пруду на длинных лапках водяные пауки челноки.
На берегу трава выше колена. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка и качаются пушистые одуванчики.
На листке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, играет на скрипке.
(93 слова) И. Соколов-Микитов.
1.Какие цветы встретил автор на реке?
2.Каких животных он там увидел?
3.Что делал кузнечик?
Память сердца.
Чарующе прекрасна русская осень. Но почему мы называем осень грустной? Так ли это? Оглянись вокруг. Ведь лес нынче даже прекрасней, чем летом. Недавно ещё шумел он зелёной листвой и был весь пушистый. Но однотонный - одна зелень кругом. А теперь посмотри: вот дерево вытянуло корявые свои руки вслед за солнцем, словно хочет задержать его. А вокруг пламенно-красивые осины, светло-желтые берёзки, бурый палый лист. А берёзка и сейчас, в старости своей, которая повторяется ежегодно, нарядна и нежна.
Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. А память уносит сердце к ушедшим дням знойного лета. Неужели так недавно шелестели буйные травы, звенел жаворонок свою песню? Это память сердца. Оно сохранило для нас всё самое прекрасное, чего часто не замечали, когда блуждали по полю да по лесу.
(122 слова) Из журнала "Юный натуралист".
1.Как автор называет русскую осень?
2.Почему автор считает, что лес осенью прекрасней, чем летом?
IIполугодие.
Родина.
Родина - могучее слово. Родина для нас всё. Она дала нам жизнь, ради неё мы живём. Мы любим Родину всем своим существом.
Родина... Какой смысл вкладываем мы в это слово? Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он родиной считает не село и не город, а всю страну.
Родина - это вся страна, её необозримые пространства.
С гордостью сознаём мы, что нет на земле страны больше нашей. Она расположена в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.
Равнины нашей Родины покрыты плодороднейшей почвой и ценнейшими лесами. Горы обильны полезными рудами. Реки несут в себе неиссякаемую силу. Сказочно богата природа нашей страны.
(121 слово)По Н. Михайлову.
1.Чем богата наша Родина?
2.Почему мы гордимся нашей Родиной? Прочитайте.
3."Родина для нас всё". Как вы понимаете эти слова? Выразите эту мысль по-другому.
Земля показалась.
Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом. Петя сказал:
- Выйди, папа, посмотри, послушай, как славно овсянки поют.
Вышел я и послушал, - правда, очень хорошо, и ветерок такой ласковый. Дорога стала совсем рыжая и горбатая.
Казалось, будто кто-то долго бежал за весной, догонял и, наконец, коснулся её, и она остановилась и задумалась... Закричали со всех сторон петухи. Из тумана стали показываться голубые леса.
Петя всмотрелся в редеющий туман и, заметив в поле что-то тёмное, крикнул:
- Смотри, земля показалась!
Побежал в дом, и мне было слышно, как там он крикнул:
- Лёва, иди скорее смотреть, земля показалась! Не выдержала и мать, вышла, прикрывая от света ладонью глаза.
- Где земля показалась?
Петя стоял впереди и показывал рукой в снежную даль, как в море Колумб, и повторял: Земля, земля!
(128 слов) М. Пришвин.
1.Кто первым встречал весну?
2.Что в тумане заметил мальчик?
4 класс Iполугодие.
Осень.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жёсткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
(119 слов)С. Аксаков.
1.Как писатель изобразил именно глубокую осень?
4 класс (II полугодие)
Лягушонок.
(Отрывок).
В полдень от горячих лучей солнца стал плавиться снег. Пройдет два дня, может три, и весна загудит. В полдень солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колесах покрывается какой-то черной пылью. Мы думали, где-то угли жгут. Приблизил я ладонь к этому грязному снегу и вдруг - вот те угли! На сером снегу стало белое пятно: это мельчайшие жучки-прыгунки разлетелись в разные стороны.
В полуденных лучах на какой-нибудь час или два оживают на снегу различные жучки, паучки, блошки, даже комарики перелетают.
Случилось, талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. Он выполз из-под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать.
(116 слов) М. Пришвин.
1.Какое время года описано?
2.Кого принял автор за угольную пыль?
3.Кого разбудила под снегом талая вода? Куда он отправился?
Шарик и Белянок.
Летом я жил в деревне. В лес ходил с ребятами по грибы, в речке купался, в футбол на лугу играл.
Часто возле меня крутился деревенский пёс Шарик. Приветливый был Шарик, добрый. Но взрослые пугали меня: "Не подходи к нему, он злой!"
Раз бросил я псу кусочек мяса. Он съел его. Я выпросил у мамы ещё кусок. На этот раз я бросил смелее и подошёл к Шарику поближе. Шарик подпрыгнул и схватил кусок. Так началась наша дружба.
Однажды отец принёс с охоты зайчонка. Я назвал его Белянок. Сначала я опасался, что Шарик разорвёт Белянка.
Раз я пошёл гулять и взял с собой Шарика. Белянка я держал на руках. Но скоро зайчонка выпустил. На улице я не заметил, что из-за поворота выскочила гончая и помчалась за Белян-ком. Тут Шарик бросился наперерез гончей и сцепился с ней. Когда я подбежал к собакам, Шарик ещё висел на шее у гончей. Расцепив собак, я увидел, что у Шарика была разодрана вся морда, но он, не замечая боли, подбежал к Белянку и стал его вылизывать.
(169 слов)С. Чижиков.
1.Где жил автор летом?
2.С кем подружился автор?
3.От кого Шарик защитил зайца? Как он себя вел?
Снег.
Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней.
Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие как две капли воды один на другой.
Вот наконец пошли косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт.
Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю.
Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шёл беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.
Я всегда любил смотреть на тихое падение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали длинные зимние сумерки; падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю...
Я воротился домой, но не в душную комнату, ав сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями. Засветились огоньки в крестьянских избах, и бледные лучи легли поперёк улицы; предметы смешались, утонули в потемневшем воздухе.
(213 слов)С. Аксаков.
1.Как Аксаков изображает зиму?
2.Что поражает в снегопаде?
3.Как называет автор это зрелище?
4.Как вы понимаете выражение "и белым мраком одевал землю"?
Утренние лучи.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: "Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!"
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум! - полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.