Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения посредством индивидуализации и дифференциации
в обучении.
(методический проект учителя)
1.Автор/исполнитель: Федотова Ю.В., учитель начальных классов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
2.Сроки реализации: 01.10.2011г.-15.09.2012 г.
3.Концепция
Актуальность: постоянно совершенствуется образовательное пространство, введены новые федеральные государственные стандарты. Актуальной задачей в настоящее время становится формирование личностных универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированные личностные универсальные учебные действия обеспечивают:
мотивацию на успешное обучение, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;
ориентацию в нравственном содержании, как в собственных поступках, так и поступках других людей;
понимание чувства других людей и сопереживание, которое выражается в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
коммуникационному взаимодействию и толерантности к разнообразным мнениям, умению слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
В учебной деятельности можно выделить три вида личностных действий:
установление обучающимися связи, между целью учебной деятельности и мотивацией к получению качественного образования;
нравственно-этическая ориентация.
С одной стороны, каждый ребенок имеет право получить качественное образование, эффективно использовать полученные в школе знания в практической деятельности, быть гармонично развитой личностью с другой стороны, недостаточно методической литературы по данной теме, не всегда адекватное поведение учащихся, поэтому есть необходимость разрабатывать и использовать принципиально новые дидактические методы, приемы, новые технологии для развития личностных универсальных учебных действий. В этом заключается основное противоречие.
Проблема: с одной стороны школьные предметы, в том числе литературное чтение, обеспечивают разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе участвуют обучающиеся с разным уровнем подготовки, мотивации, познавательными интересами.
Формирование личностных универсальных учебных действий, включающее урочную и внеурочную деятельность учащихся по литературному чтению, а также профессиональное развитие и саморазвитие учителя, позволит снять остроту названной проблемы и планомерно способствовать не только увеличению усвоенной информации, но формированию личностных учебных действий, которые ученик может использовать в практической деятельности, а значит и будет постепенное продвижение его к успеху.
Базовой целью является образовательная цель, а именно, формирование личностных универсальных учебных действий как обеспечение системного подхода к личностному развитию школьника, что будет способствовать повышению уровня качества обучения, повышению мотивации к изучению предмета, формированию сознательной дисциплины.
4.Задачи и методы их решения
4.1. Профессиональное саморазвитие:
4.1.1. Изучение литературы по проблеме.
4.1.2. Разработка индивидуальных дифференцированных заданий и упражнений, для детей с разным уровнем обученности.
4.2. Изучение психологических особенностей учащихся класса:
4.2.1. Диагностика уровня мотивации.
4.3. Использование в учебной деятельности приемов и форм для формирования личностных универсальных учебных действий
4.3.1. Использование разнообразных образовательных технологии: технология проблемного диалога, проектная деятельность, ИКТ технологии, технологии ситуативного обучения, технологии продуктивного чтения, технологию уровневой дифференциации.
4.3.2.Использование разнообразных дифференцированных заданий на интерпретацию текста, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев, сравнительный анализ героев, их поступков, формулирование своего отношения и т.д.
4.4.Мониторинг уровня обученности.
4.4.1.Проведение входной работы
4.4.2. Проведение промежуточных контрольных срезов
4.4.3. Сравнительный анализ результатов
Год, месяц
№
Действия
2011-2012 учебный год
Октябрь
1.
Изучение методической литературы.
2.
Разработка методического проекта.
3.
Анализ результатов техники чтения, с целью выявления учащихся требующих дифференцированного подхода в обучении.
4.
Составление коррекционного плана работы на ноябрь.
Ноябрь
1.
Индивидуальная работа по подготовке к игре "Русский медвежонок".
2.
Подготовка дидактических материалов для индивидуальной и групповой работы.
3.
Разработка технологических карт для промежуточной ежемесячной проверки техники чтения у слабоуспевающих детей.
4.
Подготовка к промежуточной аттестации.
5.
Диагностика уровня мотивации обучения, консультация психолога.
6.
Планирование коррекционной работы на 2 триместр.
Декабрь
1.
Тренировочные упражнения для совершенствования навыка техники чтения со слабоуспевающими учащимися.
2.
Подготовка одаренных детей к олимпиадам по русскому языку.
3.
Анализ результатов техники чтения.
Январь
1.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.
2.
Викторина по литературному чтению для одаренных детей.
3.
Подготовка дидактических материалов для индивидуальной работы на уроке.
Февраль
1.
Мониторинг техники чтения по технологическим картам.
2
Групповые работы по формированию умения работать с текстом как с источником информации, для совершенствования навыка осознанного чтения.
3.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.
4.
Индивидуальные занятия с одаренными учащимися по подготовке к триместровой сессии.
Март
1.
Анализ результатов триместровой сессии.
2.
Мониторинг техники чтения по технологическим картам.
3.
Литературная викторина.
4.
Подготовка дидактических материалов для групповой работы.
Апрель
1.
Индивидуальная работа по анализу технологических карт учащихся.
2.
Игра для одаренных детей "Умники и умницы".
3.
Групповые и индивидуальные занятия по подготовке к итоговой контрольной работе.
Май
1.
Итоговая проверка техники чтения.
2.
Анализ результатов итогововой проверки техники чтения, с целью планирования коррекционной работы на 2012-2013 учебный год.
3.
Мониторинг читательских интересов по анализу библиотечных формуляров учащихся.
4.
Награждение лучших читателей.
5.
Презентация опыта работы.
5.Предполагаемые результаты
5.1.Непосредственные результаты:
5.1.1.Будет осуществляться системное проведение уроков литературного чтения с использованием форм и приемов, способствующих формированию универсальных учебных действий.
5.1.2.Повысится уровень профессионализма учителя на основе самообразования.
5.1.3.Будет осуществлён обмен опытом работы на методическом объединении по названной теме.
5.2. Результаты согласно поставленной цели:
5.2.1.Повысится уровень результативности и качества обученности школьников.
5.2.2. Будут сформированы личностные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Автор / исполнитель: Федотова Ю. В., учитель начальных классов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический проект учителя. »
Утверждаю______________
О.П.Бурдакова, директор МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
Приказ № _____ от ____ноября 2011 г.
Согласовано на заседании научно-методического совета МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
Протокол № 2 от «11» ноября 2011 г.
Секретарь___________( )
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения посредством индивидуализации и дифференциации
в обучении.
(методический проект учителя)
1.Автор/исполнитель: Федотова Ю.В., учитель начальных классов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
2.Сроки реализации: 01.10.2011г.-15.09.2012 г.
3.Концепция
Актуальность: постоянно совершенствуется образовательное пространство, введены новые федеральные государственные стандарты. Актуальной задачей в настоящее время становится формирование личностных универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированные личностные универсальные учебные действия обеспечивают:
мотивацию на успешное обучение, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;
ориентацию в нравственном содержании, как в собственных поступках, так и поступках других людей;
понимание чувства других людей и сопереживание, которое выражается в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
коммуникационному взаимодействию и толерантности к разнообразным мнениям, умению слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
В учебной деятельности можно выделить три вида личностных действий:
установление обучающимися связи, между целью учебной деятельности и мотивацией к получению качественного образования;
нравственно-этическая ориентация.
С одной стороны, каждый ребенок имеет право получить качественное образование, эффективно использовать полученные в школе знания в практической деятельности, быть гармонично развитой личностью с другой стороны, недостаточно методической литературы по данной теме, не всегда адекватное поведение учащихся, поэтому есть необходимость разрабатывать и использовать принципиально новые дидактические методы, приемы, новые технологии для развития личностных универсальных учебных действий. В этом заключается основное противоречие.
Проблема: с одной стороны школьные предметы, в том числе литературное чтение, обеспечивают разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе участвуют обучающиеся с разным уровнем подготовки, мотивации, познавательными интересами.
Формирование личностных универсальных учебных действий, включающее урочную и внеурочную деятельность учащихся по литературному чтению, а также профессиональное развитие и саморазвитие учителя, позволит снять остроту названной проблемы и планомерно способствовать не только увеличению усвоенной информации, но формированию личностных учебных действий, которые ученик может использовать в практической деятельности, а значит и будет постепенное продвижение его к успеху.
Базовой целью является образовательная цель, а именно, формирование личностных универсальных учебных действий как обеспечение системного подхода к личностному развитию школьника, что будет способствовать повышению уровня качества обучения, повышению мотивации к изучению предмета, формированию сознательной дисциплины.
4.Задачи и методы их решения
4.1. Профессиональное саморазвитие:
4.1.1. Изучение литературы по проблеме.
4.1.2. Разработка индивидуальных дифференцированных заданий и упражнений, для детей с разным уровнем обученности.
4.2. Изучение психологических особенностей учащихся класса:
4.2.1. Диагностика уровня мотивации.
4.3. Использование в учебной деятельности приемов и форм для формирования личностных универсальных учебных действий
4.3.1. Использование разнообразных образовательных технологии: технология проблемного диалога, проектная деятельность, ИКТ технологии, технологии ситуативного обучения, технологии продуктивного чтения, технологию уровневой дифференциации.
4.3.2.Использование разнообразных дифференцированных заданийна интерпретацию текста, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев, сравнительный анализ героев, их поступков, формулирование своего отношения и т.д.
4.4.Мониторинг уровня обученности.
4.4.1.Проведение входной работы
4.4.2. Проведение промежуточных контрольных срезов
4.4.3. Сравнительный анализ результатов
Год, месяц
№
Действия
2011-2012 учебный год
Октябрь
1.
Изучение методической литературы.
2.
Разработка методического проекта.
3.
Анализ результатов техники чтения, с целью выявления учащихся требующих дифференцированного подхода в обучении.
4.
Составление коррекционного плана работы на ноябрь.
Ноябрь
1.
Индивидуальная работа по подготовке к игре "Русский медвежонок".
2.
Подготовка дидактических материалов для индивидуальной и групповой работы.
3.
Разработка технологических карт для промежуточной ежемесячной проверки техники чтения у слабоуспевающих детей.
4.
Подготовка к промежуточной аттестации.
5.
Диагностика уровня мотивации обучения, консультация психолога.
6.
Планирование коррекционной работы на 2 триместр.
Декабрь
1.
Тренировочные упражнения для совершенствования навыка техники чтения со слабоуспевающими учащимися.
2.
Подготовка одаренных детей к олимпиадам по русскому языку.
3.
Анализ результатов техники чтения.
Январь
1.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.
2.
Викторина по литературному чтению для одаренных детей.
3.
Подготовка дидактических материалов для индивидуальной работы на уроке.
Февраль
1.
Мониторинг техники чтения по технологическим картам.
2
Групповые работы по формированию умения работать с текстом как с источником информации, для совершенствования навыка осознанного чтения.
3.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.
4.
Индивидуальные занятия с одаренными учащимися по подготовке к триместровой сессии.
Март
1.
Анализ результатов триместровой сессии.
2.
Мониторинг техники чтения по технологическим картам.
3.
Литературная викторина.
4.
Подготовка дидактических материалов для групповой работы.
Апрель
1.
Индивидуальная работа по анализу технологических карт учащихся.
2.
Игра для одаренных детей "Умники и умницы".
3.
Групповые и индивидуальные занятия по подготовке к итоговой контрольной работе.
Май
1.
Итоговая проверка техники чтения.
2.
Анализ результатов итогововой проверки техники чтения, с целью планирования коррекционной работы на 2012-2013 учебный год.
3.
Мониторинг читательских интересов по анализу библиотечных формуляров учащихся.
4.
Награждение лучших читателей.
5.
Презентация опыта работы.
5.Предполагаемые результаты
5.1.Непосредственные результаты:
5.1.1.Будет осуществляться системное проведение уроков литературного чтения с использованием форм и приемов, способствующих формированию универсальных учебных действий.
5.1.2.Повысится уровень профессионализма учителя на основе самообразования.
5.1.3.Будет осуществлён обмен опытом работы на методическом объединении по названной теме.
5.2. Результаты согласно поставленной цели:
5.2.1.Повысится уровень результативности и качества обученности школьников.
5.2.2. Будут сформированы личностные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Автор / исполнитель: Федотова Ю. В., учитель начальных классов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
ОТЧЁТ
о реализации методического проекта (темы)
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения посредством индивидуализации и дифференциации в обучении.
за период с: 01.10.2011г.-15.09.2012 г
Автор / исполнитель: Федотова Ю.В., учитель начальных классов МОУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5».
Задача 1
Профессиональное саморазвитие.
Метод 1
Изучение литературы по проблеме.
Результат
1.Изучена литература по формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся 2 классов, в рамках ФГОС.
2. Повышена квалификация учителя по программе «ФГОС второго поколения в начальной школе».
Метод 2
Разработка индивидуальных дифференцированных заданий и упражнений, для детей с разным уровнем обученности.
Результат
1.Разработаны индивидуальные дифференцированные задания и упражнения, для детей с разным уровнем обученности.
2. Разработан «Лист индивидуальных учебных достижений учащихся» по литературному чтению, в рамках ФГОС.
Задача 2
Изучение психологических особенностей учащихся класса.
Метод 1
Диагностика уровня мотивации учащихся.
Результат
Проведение диагностики для определения уровня мотивации учащихся (октябрь – первичное определение мотивации, сентябрь – уровень).
Задача 3
Использование в учебной деятельности приемов и форм для формирования личностных универсальных учебных действий
Метод 1
Использование разнообразных образовательных технологий.
Результат
1.На уроках и во внеурочной деятельности, использованы: технология проблемного диалога, проектная деятельность, ИКТ технологии, технологии ситуативного обучения, технологии продуктивного чтения.
2. На уроках литературного чтения использование разнообразных дифференцированных заданий, технология уровневой дифференциации.
Изучена литература по формированию личностных УУД в рамках ФГОС.
2.
Разработан методический проект учителя.
3.
Проведен анализ результатов техники чтения на начало учебного года, с целью выявления учащихся требующих дифференцированного подхода в обучении.
4.
Составлен коррекционный план работы на ноябрь: 7 уч-ся – 38,8%
Ноябрь
1.
Подготовка к игре «Русский медвежонок», приняли участие: 6 уч-ся -33%
2.
Разработан «Лист индивидуальных достижений учащихся» по литературному чтению.
3.
Разработана технологическая карта для ежемесячной проверки техники чтения.
4.
Проведена диагностика уровня мотивации обучения (внешняя: 10 уч-ся – 55,5%; внутренняя – 7 уч-ся – 38,8%; не удалось определить – 1 уч-ся - 5,5 Иванов Михаил)
Декабрь
1.
Поурочное выполнение тренировочных упражнений для совершенствования навыка техники чтения со слабоуспевающими учащимися с использованием индивидуальных заданий.
2.
Подготовка одаренных учащихся к олимпиаде по литературному чтению. Проведено 5 занятий – 5 учащихся – 27,7%.
4.
Анализ результатов проверки техники чтения, заполнение технологической карты.
2012
Январь
1.
Проведена индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися с использованием разработанных индивидуальных дифференцированных заданий: 7 уч-ся – 38,8%.
2.
Проведена викторина по литературному чтению «По страницам прочитанных книг».
3.
Разработаны дидактические (интерактивные) материалы для работы на уроке, учащихся с разной степенью обученности.
Февраль
1.
Анализ результатов проверки техники чтения, заполнение технологической карты.
2.
Проведение групповой работы на уроке, по формированию умения работать с текстом как с источником информации, для совершенствования навыка осознанного чтения.
3.
Проведена индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися с использованием разработанных индивидуальных дифференцированных заданий: 7 уч-ся – 38,8%.
4.
Проведены индивидуальные занятия с одаренными учащимися по подготовке к триместровой сессии. Проведено 5 занятий – 5 учащихся – 27,7%.
Март
1.
Анализ результатов триместровой сессии, заполнение технологических карт учащихся и «Листов индивидуальных достижений учащихся» по литературному чтению.
2.
Проведен мониторинг техники чтения по технологическим картам учащихся, на март месяц в сравнении с октябрем.
3.
Проведена литературная викторина «В гостях у сказки…»
4.
Разработаны дидактические(интерактивные) материалы для работы в группах, учащихся с разной степенью обученности.
Апрель
1.
Анализ индивидуальных карт учащихся.
2.
Проведение игры для одаренных детей «Умники и умницы» 12 уч-ся – 66,6%
3.
Проведение индивидуальных и групповых занятий по подготовке к итоговой контрольной работе за 2 класс.
Май
1.
Проведение итоговой проверки техники чтения.
2.
Заполнение технологических карт и «Листов индивидуальных достижений» каждого учащегося.
3.
Анализ результатов итогововой проверки техники чтения, с целью планирования коррекционной работы на 2012-2013 учебный год. Анализ технологических карт учащихся:
Повышение по всем показателям – 11 уч-ся – 61,1%
Повышение по ряду показателей – 6 уч-ся – 33,3%
Нет повышения – 1 уч-ся – 5,5 % - Иванов Михаил
4.
Проведен мониторинг читательских интересов по анализу библиотечных формуляров учащихся.
Пользуются книгами из библиотеки – 17 уч-ся- 94,4%
Не воспользовались ни разу за год – 1 уч-ся Иванов Михаил
5.
Награждение лучших читателей года (Воронцова Е., Карачунова К., Карпова Д., Щетинин Е., Семенова В., Петруничева Е., Шарова А.)
Сентябрь
1.
Проведена диагностика уровня мотивации обучения (внешняя: 6 уч-ся – 35,29%; внутренняя – 66,6%. Повышение уровня внутренней мотивации обученности на 27,8 %
2.
Планирование коррекционной работы по литературному чтению на 2012 -2013 учебный год.
3.
Разработка технологических карт на 2012-2013 учебный год, для проверки техники чтения.
4.
Разработка «Листа индивидуальных достижений учащихся» по литературному чтению.
Автор / исполнитель: Федотова Ю.В., учитель начальных классов МОУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5».