Методические рекомендации "Развитие речи у младших школьников"
Методические рекомендации "Развитие речи у младших школьников"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.
Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления.
Речевые умения являются составной частью коммуникативной культуры. В понятие «коммуникативная культура» входит устная и письменная речь, характеризующаяся точностью, образностью, выразительностью.
Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку, ни для кого ни секрет, что состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.
Малый объем словарного запаса объясняется тем, что
интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);
трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации; тематической разобщенностью материала;
происходит развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;
непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Развитие речи у младших школьников" »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.
Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления.
Речевые умения являются составной частью коммуникативной культуры. В понятие «коммуникативная культура» входит устная и письменная речь, характеризующаяся точностью, образностью, выразительностью.
Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку, ни для кого ни секрет, что состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.
Малый объем словарного запаса объясняется тем, что
интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);
трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации; тематической разобщенностью материала;
происходит развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;
непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.
Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:
Развитая речь – залог успешного обучения и развития. Поэтому необходимо:
Создать ребенку благоприятную речевую среду: в семье, в школе.
Развитие речи должно проводиться на всех предметах школьного курса и на каждом уроке в системе.
Работу по развитию речи необходимо начинать как можно раньше. Отсюда следует взаимодействие детского сада и школы.
Задача начальной школы – продолжить начатое в детском саду развитие речи на более высоком уровне.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их речи на уроках актуальной.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.
Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.
Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:
Зрительный диктант:
Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.
Картинный диктант:
Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.
Буквенный диктант:
Очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.
Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.
Словарный диктант с использованием загадок:
Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.
Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.
Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(пчелы)
Творческий диктант (лексический диктант):
Заменить развернутое определение одним словом. Например:
Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.
Горящая куча хвороста (костер).
Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).
Головка капусты (кочан).
Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).
Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).
Лопата с загнутыми краями (совок).
Задняя часть судна (корма).
Металлический денежный знак (монета).
Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.
Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).
Земельное пространство с определенными границами (территория).
Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).
Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).
Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).
Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).
Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы – О — , -А – в корне –рос-, -раст- », «Гласные –О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы – чик -, — щик-» и т.д.
Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Игра «Справочное бюро»: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом, толковом словаре и объяснит, как это слово писать, что оно обозначает.
В своей практике я использую памятку « Как работать со словарём».
Памятка « Как работать со словарём».
Тщательно изучи предисловие к словарю.
Знакомство со словарём осуществляй по плану:
Назначение словаря;
Характер и содержание словника;
Порядок расположения слов;
Структура словарной статьи;
Система помет;
Система иллюстраций;
Правила пользования словарём.
Закрепляя умение работать со словарём, провожу упражнения, основанные на словотолковании на основе словаря.
А) Пользуясь словарём, определите, у каких из данных слов есть омонимы, а какие из них являются многозначными: болеть, броня, везти, величина, дело, дрогнуть, класс, манера.
Б) Какое слово синонимичного ряда может быть выбрано в качестве доминанты? Почему? Проверьте по словарю.
В) Вспомните 20 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких, например, как: больной – здоровый, мягко – жестко, утро – вечер, свет – тьма.
За справками обращайтесь к словарю антонимов.
Кроме словарных диктантов много внимания уделяю упражнениям лексического характера.
Упражнения игрового характера.
В начальных классах преобладающей является игровая деятельность. Цель игры – помочь серьёзный, напряжённый труд сделать занимательным и интересным для школьников. Игры – упражнения развивают память, внимание, сообразительность, общий кругозор детей.
1. Игра «Перевертыш»
Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.
Особое внимание уделяю заданиям типа: «Устранить недочеты в употреблении…»
Предлагаю такие задания не только после работы над сочинениями и изложениями, но и на обычных уроках.
Провожу в игровой форме «Корректор»:
Найти ошибку в выборе слова, типа:
Солдаты (принимали) давали присягу.
(Молодой) юноша признался в том, что хочет испытать себя в спорте.
Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.
Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших спортсменов – победителей.
Он вполне ясно объяснил вам это.
В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.
Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина:
Западня – квартира с окнами на запад.
Маховик – регулировщик на перекрёстке.
Застрельщик – браконьер.
Найди лишнее слово:
Мальчик ушиб колено ноги.
Робинзоны ослабели от недоедания пищи.
Конкурс чтецов будет проходить в феврале месяце.
Многие города были превращены в руины и развалины.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Он написал свою автобиографию.
Игра «Эрудит» активизирует мыслительную деятельность, содействует расширению кругозора детей.
Игра «Дай определение».
Правила игры: сверху вниз записывается слово (буква под буквой), рядом – то же слово снизу вверх. Нужно придумать слова, начинающиеся на букву первого столбика и заканчивающиеся на соответствующую букву второго столбика. Ребята по определению должны угадать задуманное слово.
П илотк А (форменный головной убор)
А нтрак Т (перерыв между действиями в спектакле)
Р екто Р (руководитель ВУЗа)
Т арелк А (предмет столовой посуды)
А рхиеписко П( церковный сан)
Часто в конце урока провожу сочинения – миниатюры
Им уделяю особое внимание. Вот примеры некоторых заданий.
«Кто лучше и интереснее». Составить текст – описание: а) по картинке, б) на предложенную тему.
Сочинение – миниатюра по воображению: а) сочини сказку, например: «Рассказ старого учебника»
б) по данному началу: «В некотором царстве, в некотором государстве строили замок…»
Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка.
Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает уч-ся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.
Предметная сущность живописи дает материал, как для формирования речевых навыков, так и для активации пассивного словаря школьников. Работая над картиной, ребята самостоятельно извлекают факты культуры из содержания картины и находят им словесный эквивалент. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса обучающихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности, т.к. она является зрительно-смысловой опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме.
Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.
Приведу систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием картины для обучения одному из видов речедеятельности – говорению. Эта система характеризуется тем, что она позволяет обеспечить овладение речью на «высшем уровне» при большой нагрузке на эмоции и воображение ребят. Система включает в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов уч-ся и создающие условия для выхода в свободную речь в социально-культурной сфере.
Вопросы для первичного восприятия картины:
Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Что вы видите на заднем плане?
Не каком фоне изображены предметы?
Какое время года изображено на картине?
Какой день показал художник?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает?
Кто главный герой картины? Как вы догадались?
Что можно сказать о главном герое?
Почему художник дал такое название картине?
Как бы вы ее назвали?
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение она вызывает? Почему?
Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:
Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…
Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).
Выразите свое отношение к картине.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных.
На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер, интеграционный, они объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например:
Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)
Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?
Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:
Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?
Эти упражнения готовят уч-ся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.
Еще один способ развития речи – устное народное творчество, а именно пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки помогают учащимся начальной школы лучше понять художественную речь, смысл которой воплощён в фольклоре. Чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной.
Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Чаще всего пословицы и поговорки я использую в качестве материала для осознания идеи произведения и смысла пословицы или поговорки:
- выбери наиболее подходящую пословицу к произведению из нескольких: «Догадка не хуже разума», «Сметка - лучшее богатство», «Жизнь пройти - не поле перейти».
Часто предлагаю задания: «Вспомни пословицы о книгах», «Объясни смысл пословицы». Они направлены на запоминание пословиц и поговорок, развитие речи и мышления.
Такие задания, как «Выпиши в свою тетрадь слова из басни Крылова И.А., которые употребляются как пословицы» направлены на обогащение речи учащихся, формирование умения точно и образно выражать свои мысли, осознание особенностей басен И.А. Крылова. А также использую задания типа «Приведи примеры из жизни, когда можно употреблять эти пословицы и поговорки. Они помогают учителю оценить глубину осознания изученных пословиц учащимися.отлично дети реагируют на задания типа:
а) на осознание смысла пословиц.
- Почему так говорится:
«Пословица не даром молвится», «Пословица - всем делам помощница», «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». Эти задания помогают осознать функцию пословиц как жанра устного народного творчества, разграничить понятия «пословица» и «поговорка».
- Найди в сказке «Мороз Иванович» пословицу и объясни, как ее понимаешь.
- К какому из героев сказки про «Храброго зайца» Д.Н. Мамина - Сибиряка можно отнести пословицы:
«Смелый приступ - половина победы»,«Смелость города берет».
б) Задания, направленные на обогащение и развитие речи: Вспомни пословицы и поговорки на темы «труд, мастерство», «лень, безделье».
в) Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с содержанием текста.
г) Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с текстом.
- Соотнеси пословицы со сказкой (о семье)
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»; «При солнышке тепло, при матери добро».
- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
«Вся семья вместе - и душа на месте». Найдите в тексте, который есть в книгах о семье, такие же пословицы. Данное задание направлено также на обогащение речи учащихся.
д) Задания, направленные на проверку знания пословиц (правильно ли запомнили текст пословицы).
- Эти пословицы и поговорки кто-то с плохой памятью передал «из уст в уста». Исправь их, пожалуйста.
Поспешишь - не вынешь и рыбку из пруда;
Что с возу упало - не вырубишь топором;
Красна птица перьями - вылетит, не поймаешь.
На уроках русского языка использую следующие приемы работы с пословицами и поговорками:
1. Приемы работы при изучении раздела «Орфография».
б)- Спиши, разделяя слова на слоги. Поставь точку под гласными буквами. «Если взялся за дело - доведи его до конца»
в)- Спиши пословицы, выдели парные согласные в корнях слов. «Птица сильна крыльями, человек - дружбой».
г)- Подберите проверочные слова к словам с безударной гласной в корне. «Сломить дерево - секунда, вырастить - года». - Объясните выделенные орфограммы.
д) - Вставьте пропущенные буквы (при изучении слов с удвоенными согласными) «Хороша нива у дружного ко.. ектива»; «.. .ора до добра не доведет».
2. Приемы работы при изучении грамматических тем.
а) - Определи падеж имен существительных в пословицах, назови знакомые тебе части речи. «Тот герой, кто за родину горой»; «Кто за правое дело стоит, тот всегда победит».
б) - Прочитай, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. «Человеку по (работа) воздается честь»; «Не боится смотреть (правда) в глаза»; «Букварь - к (мудрость) ступенька». Образец: человеку (почему?, Д.п., 1-е скл.) по работе воздается честь.
в)- Вставьте в пословицы подходящее по смыслу прилагательное, выдели окончание.
«За ... дело берись смело».
3. Приемы работы при изучении лексического материала.
Найдите антонимы в пословицах. «Мир строит, а война разрушает»; «Ласточка день начинает, а соловей - кончает».
4. Приемы работы с пословицами и поговорками при организации работы по развитию речи учащихся:
Составление рассказа по пословице.
а)- Прочитай пословицу. Когда так говорят? «Ученье и труд вместе живут».
- Рассмотрите рисунок. Что видите?
- Мальчик по книге учится строить скворечник.
- Составить два - три предложения к рисунку по этой пословице.
б) - Прочитай пословицы:
«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»; «Теплое слово и в мороз согреет».
- Составь рассказ, заголовком которого будет одна из этих пословиц.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что предлагаемые задания к пословицам и поговоркам, позволяют решить определенные программные задачи: запоминать и узнавать жанры, развивать речь, осознавать смысл пословиц и поговорок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1982.
Выготский А.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1997.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи уч-ся. – М.: Просвещение, 1975.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: просвещение, 1985.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1989.
Программа для 3 класса общеобразовательных учебных заведений, Астана, 2010 г.
Бурлакова М.К. Советы логопеда, - М.: В. Секачев, 2001. - 64с.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1980 Т.3, с.335
Кирюхина О.О. используйте на уроках русского языка. Начальная школа. - 2001, №9 с.50 - 55.
Королева Т.П. работа с пословицами на уроках русского языка. Начальная школа. 2000, №7, с.58 - 61.
Рендакова Е.М. использование методик для развития речи младших школьников. Начальная школа. 2000. №11, с.34 - 37.
Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся. - собр. Соч. - Т.6.
Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактического материала К.Д. Ушинского. Начальная школа. №10, 2001. - с.27-31.
ПРИЛОЖЕНИЕ
3 класс
Урок №1
Тема: «Слово. Речь»
Цели урока: - создать условия для повторения понятий слово, речь, язык; - создать условия для развития речи и обогащения словарного запаса; - дать возможность оценить значимость языка и речи для человека.
Содержание урока:
Этап урока и его цель.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I. Организационный момент.
Приветствие
Приветствие
II. Мотивация учебной деятельности.
«Слова, слова, слова,
Язык - и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!»
- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этого четверостишья?
- Сегодня мы будем продолжать разговор о словах и о нашей речи.
III.Сообщение цели урока.
Приглашаю вас продолжить путешествие в мир слов.
- Что такое слово?
- Что включает в себя понятие слово?
- А что такое речь?
- Какой она бывает?
-Какой должна быть речь, чтобы ее приятно было слушать?
- Слово – это единица речи.
- Слово состоит из звуков и имеет значение.
- Речь – это слушание, говорение, чтение, письмо.
- Речь бывает устной и письменной.
- Грамотной, красивой, учтивой.
IV. Словарная работа.
- йние, дабкреь, онкиьк, тевре.
- Можно ли утверждать, что это слова?
- Докажите, что это не слова.
- Образуйте слова. Озвучьте.
- В чём особенность этих слов?
- Запишите.
- Взаимопроверка.
Итог: оцените работу соседа по парте.
- На какую тему эти слова?
- Нет
- Набор слов, они непонятны.
Выполняют задание 1 в рабочей тетради.
- Это слова из словаря.
- Тема «Зима».
V. Обобщение изученного.
Посмотрите на схему.
Сильный ветер со снегом. вьюга буран метель
-Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову?
-Речь должна быть красочной, чтобы интересно было слушать.
VI. Изучение нового материала.
-А на каком языке мы с вами пишем и говорим?
-Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет язык в жизни народа?
-Давайте прочитаем пословицы, вставим недостающие слова и попробуем объяснить их смысл.
Пень не околица, глупая __________ не пословица.
_______ не воробей – вылетит, не поймаешь.
Кстати промолчишь - что большое ________ скажешь.
Не пройми копьем, а пройми ________.
Красна _______ пословицей.
- Не только простой народ прославлял значение языка и речи, но и великие писатели и поэты восхваляли русскую речь.
- Действительно, русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением людей. Русские писатели и поэты, собирая богатства народного языка, рисовали чудесные картины родной природы.
Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева, параллельно под музыку демонстрируются слайды - картины природы.
VII. Физкультурная пауза.
Организует необходимый для младшего возраста отдых на уроке.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы писать,
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
VIII. Закрепление изученного материала.
- А кто является носителем языка, речи, слова?
- Вспомните пословицы и поговорки со словом человек. Давайте одну из них запишем в тетрадь и разберем по членам предложения.
- Человек
IX. Домашнее задание..
- А дома нужно будет составить четверостишье со словами на выбор: речь, слово, язык, человек
XI. Рефлексия.
Благодарю всех за работу. Урок окончен.
3 класс
Урок №4
Тема: «Окончание и основа слова»
Цели урока: - создать условия для формирования понятия окончание и основа слова; - создать условия для развития речи и обогащения словарного запаса; - дать возможность оценить значимость языка и речи для человека.
Содержание урока:
Этап урока и его цель.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I. Организационный момент.
Приветствие
Приветствие
II. Мотивация учебной деятельности.
- Вот и прозвенел звонок –
Начинается урок!
Но чтоб красиво нам писать,
Надо пальчики размять!
(проводится пальчиковая гимнастика и прописываются элементы букв на усмотрение учителя)
III Актуализация опорных знаний.
-Какие слова мы называем словарными?
На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).
Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить.
После записи слов на экране появляется список данных слов.
- Что объединяет все эти слова?
- Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.
Выполняют задание 1 в рабочей тетради.
Дети проверяют написание слов самостоятельно.
- Все они обозначают растения.
IV. Изучение нового материала.
На экране появляются слова: Астана, астанчане, Астану, Астаны
-Что общего у всех этих слов?
-Определите, какое слово лишнее
-Почему?
-Да, действительно, в словах «Астана, Астану, Астаны изменился только конец слова или окончание. Это и будет темой нашего урока. Мы с вами научимся находить в словах окончание и основу слова. Определение окончания можно найти в нашем учебнике русского языка. Давайте его отыщем.
- А если в слове нет окончания?
- Вставь слово «Астана» в нужной форме. Выдели окончание и основу.
______________ - столица нашей Родины. Часто приезжают в ______________ наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади _____________ заливает море огней. В __________ много мостов. Я горжусь __________ !
На экране слова в хаотичном порядке: коза, козочка, козы, козлёнок, козу, козлик, козе.
-Напишите слова в два столбика. В 1 столбик выпишите формы слова «коза», а во 2 столбик – однокоренные слова. -Выделите во всех словах корень. В 1 столбике выделите окончание и основу.
Вывод: окончание изменяемая часть слова. Окончание не влияет на образование однокоренных слов.
- Корень -астан- .
- Астанчане.
- В словах «Астана, Астану, Астаны» меняется только последняя буква. Слово «астанчане» - родственное. «Астана, Астану, Астаны» - форма одного и того же слова.
Находят в учебнике правило. «Окончание – это изменяемая часть слова».
- Тогда это основа слова. Основа слова- это часть слова без окончания.
Выполняют задание 2 в рабочей тетради.
Выполняют задание 3 в рабочей тетради.
V. Физкультурная пауза.
Плаваем мы как дельфины
И летаем как орлы,
Дружно ходим как пингвины,
Выше зайца прыгнем мы.
Мы быстрее волка мчимся
И тихонечко садимся.
VI. Закрепление изученного материала.
На экране текст.
Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.
-Что вам не понравилось в тексте?
-Как исправить текст?
-Спишите текст, изменяя форму слова «гроза». Выделите окончание и основу.
После проверки делается вывод: Окончание служит для связи слов в предложении.
- Изменить окончание у слова «гроза»
Выполняют задание 4 в рабочей тетради.
VII. Домашнее задание.
Рассмотрите картину. Ответьте письменно на вопросы:
Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Что вы видите на заднем плане?
Не каком фоне изображены предметы?
Какое время года изображено на картине?
Какой день показал художник?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает?
Как бы вы ее назвали?
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение она вызывает? Почему?
3 класс
Урок №12
Тема: «Имя прилагательное»
Цели:
Обучающая: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.
Развивающая: развить коммуникативные навыки и словарный запас учащихся.
Воспитывающая: воспитание здорового образа жизни, уважительного отношения к мнению другого.
Ход урока
Ι. Организационный момент. (2 мин.)
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий.
II. Каллиграфическая минутка.
Чтобы узнать, какую букву вы должны прописать, найдите закономерность в схеме, обоснуйте ответ.
– Верно, это буква З. Вспомните, как каллиграфически верно пишется заглавная и строчная буква Зз, пропишите. Что расскажете о ней? – Прочитайте предложение. Слышали ли вы когда-нибудь это высказывание? Что оно означает?
Здоровье дороже денег.
Запишите пословицу, обозначив орфограммы. Найдите имена существительные, подберите однокоренные слова к слову здоровье.
III. Объявление целей и задач урока.
Учитель: У многих поэтов русский язык был любимым предметом в школе. Они с удовольствием сочиняли стихи о правилах русского языка. Прослушайте стихотворение Ольги Высотской и постарайтесь угадать тему нашего урока. Но чтобы это стихотворение прочитать, вам необходимо вставить в текст пропущенные части речи.
Работа в рабочей тетради.
________________– школа, Просыпается – глагол. С _______________ веселый Новый школьный день пришел. Встали мы – ___________, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы, Нам их надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья Ох и Ах. А потом у теплой печи Повторяем части речи.
После выполнения задания проводится проверка.
Прочитайте полный текст стихотворения и определите тему урока.
Итак, правильно, мы продолжаем изучать части речи, а конкретно начнём изучать имя прилагательное.
Определить учебную задачу вам поможет памятка, которую по ходу урока мы будем заполнять.
IV. Работа над темой.
1. Создание проблемной ситуации.
Отгадайте ещё одну загадку.
Сам ……, ……… Кафтан ……., ………. Почему вы её не поняли? Послушайте ещё раз. Сам алый, сахарный Кафтан зелёный, бархатный. Что это? (Арбуз)
Какие слова вам помогли отгадать загадку?
Что эти слова обозначают: предмет,признак предмета, действие предмета? (Признак предмета.)
2. Решение проблемы, выдвижение гипотез.
Работа по учебнику. Рассмотрите иллюстрацию на стр.67 учебника. На чём спит Афанасий? Подушка (какая?) …
Вспомните, ребята, какой должна быть подушка для сна? Почему? А какую часть речи вы использовали, давая характеристику подушке? (Прилагательные.) В сладких сна Афанасия проплывают слова из упражнения 304. Прочитайте их, догадайтесь, что снится ему? (Сад, небо, музыка.) Определите род этих существительных. Поставьте вопрос от них к прилагательным, назовите окончания.
(По ходу работы заполняется таблица-памятка).
А кого хочется пригласить в тенистый, яблоневый сад под высоким голубым небом, слушая весёлую народную музыку? (Гостей, друзей.)
Подберём прилагательные для этого существительного. Поставьте вопрос. Друзья (какие?) верные, дружные, справедливые, здоровые.
(По ходу заполняется таблица-памятка.) Определите число этих имён прилагательных.
3. Вывод, обобщение.
Работая в парах, попробуйте составить правило об имени прилагательном, пользуясь таблицей-памяткой.
(Заслушивание нескольких пар.)
Откройте учебник на с.69, найдите правило, прочитайте его, сравните с вашими выводами. Совпадает ли смысл? Значит, мы сами смогли сделать небольшое открытие о части речи – имя прилагательное.
А может, кто-то из вас догадывается, почему имя прилагательное так назвали? (Ответы детей.)
А проверить себя можете по тексту упражнения 308. Прочитайте.
V. Ф/м.
1) Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой, существительное – приседание с вытянутыми вперёд руками, местоимение – круговые вращения головы.
Здоровье, богатырское, оно, движения, крепкий, с ним, режим, правильный, он.
2) Гимнастика для глаз.
“Радуга” – движение глаз по дуге кверху на счет 1–2 в одну сторону, 3–4 в другую.
VI. Закрепление.
Дидактическая игра “Собери пословицу” (работа в группах).
Здоровое тело лучше богатства. В зимний холод всякий молод. Береги нос в большой мороз. Старый недуг расходится не вдруг. Большая сыть брюху вредит. У него девичья память. Весёлый смех – здоровье. Ловкий спортсмен – выносливый воин.
(Заслушивание групп.)
VII. Обобщение, итог урока.
Игра “Корректура”. Соедини слова парами.
память здоровье зрение настроение день
богатырское светлая чудесное острое ясный
И я желаю вам памяти светлой, здоровья богатырского, зрения острого, настроения чудесного, дня ясного.
VIII. Рефлексия.
Ваши ответы хочется подытожить словами:
Очень занимательное – Имя прилагательное, Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Ну, представь-ка себе это! Как без признаков предмета Будешь спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Не скажем мы “прекрасное”, Не скажем “безобразное”! Не скажем маме “милая, красивая, любимая”, Отцу и брату, и сестре, Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ны-е. Чтобы всё отлично стало, Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи Их вставлять.
IX. Д/З.
Разработать игру “Корректура” на тему “Здоровье”.
3 класс
Урок №13
Тема: «Использование имен прилагательных в тексте-описании. Подбор и употребление в речи прилагательных-синонимов и антонимов»
Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в тексте;
2) устанавливать грамматическую связь имен прилагательных с именами существительными;
3) формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
4) обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов к прилагательным;
5) обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы; 6) способствовать развитию орфографической зоркости;
7) расширять знания об окружающей действительности; развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).
ХОД УРОКА
I. Организационная часть. Приветствие. Здравствуй, небо голубое.
- Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка и понаблюдаем, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи. Но прежде, чем приступим к работе, давайте выясним, что означают слова «исследовать», «исследование» и кого мы называем «исследователями».
/Заранее подготовленный ученик читает определение из словаря С. И. Ожегова:
1. Исследовать – осмотреть для выяснения, изучения чего-либо.
2. Исследование – научный труд.
3. Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями./
- Кто сегодня на уроке хочет стать исследователем? Итак, ребята, чтобы стать исследователями, будем сегодня работать индивидуально, в парах, по вариантам и выполнять различные виды работ: устные и письменные, творческие, по карточкам. Пожелаем всем удачи. За работу, в добрый час.
III. Проверка знаний по ранее изученным темам.
- Проверим знания по ранее изученным темам.
- Когда пишется в именах прилагательных одна -Н- и две буквы -НН?
- От каких условий зависит написание гласной в приставках ПРИ- и ПРЕ-, гласных букв И и Ы после приставок?
- В каких случаях сложные слова пишутся слитно, а в каких – через дефис?
Объяснительный диктант. Повторение орфографии.
Задание 1. Перепишите. Объяснить выбор гласной после приставки.
С…грать в шахматы, от…скать номер телефона, от…мённое наречие, дез…нформировать противника, пред…дущее предложение, меж…здательский договор, под…тожить сказанное, сверх…зысканный вкус, пред…стория событий.
Задание 2. Перепишите. Объясните написание Н и НН в именах прилагательных.
Задание 3. Перепишите. Объясните слитное-дефисное написание сложных слов.
Пеше(?) ходный -
Ярко(?)желтый ковер -
Трудо(?)любивые люди -
Пол(?)огурца -
Железно(?)дорожный мост -
Красно(?)грудый снегирь -
Полу(?)оборот -
Северо(?)западный ветер -
Садово(?)огородный участок -
Горько(?)соленый вкус -
Санкт(?)Петербург –
Пешеходный - с/с
Ярко-желтый ковер – оттенок цвета
Трудолюбивые люди - с/с
Пол-огурца - перед гласной
Железнодорожный мост - с/с
Красногрудый снегирь - с/с
Полуоборот – с полу- всегда слитно
Северо-западный ветер - сторона света
Садово-огородный участок - равноправные слова
Горько-соленый вкус - равноправные слова
Санкт-Петербург – географическое название
Задание 4. Отметь один правильный вариант ответа. Обведи нужную цифру карандашом.
1) Буква и пишется в слове:
1. Пр..держиваться
Пр..интересный
Пр..лестный
Пр..одолеть
Пр..восходные
2) Буква е пишется в слове:
1. Пр..школьный
2. Пр..неприятное
3. Пр..спустить
Пр..прыгать
Пр..йти
3) Буква и пишется в слове:
1. Пр..красная
2. Пр..одолеть 3. Пр..мчаться
Пр..спокойная
5. Пр..забавный
4) Буква и пишется в слове:
1. Пр..длинный
2. Пр..добрый
3. Пр..подаватель 4. Пр..ступил (к работе)
5. Пр..кратился
5) В каком слове пре-и при-не являются приставкой? 1. Пригород
2. Припрятать
3. Прерванный
4. Премилый
5. Присягать
1) Буква и пишется в слове:
1. Пр..держиваться
Пр..интересный
Пр..лестный
Пр..одолеть
Пр..восходные
2) Буква е пишется в слове:
1. Пр..школьный
2. Пр..неприятное
3. Пр..спустить
Пр..прыгать
Пр..йти
3) Буква и пишется в слове:
1. Пр..красная
2. Пр..одолеть 3. Пр..мчаться
Пр..спокойная
5. Пр..забавный
4) Буква и пишется в слове:
1. Пр..длинный
2. Пр..добрый
3. Пр..подаватель 4. Пр..ступил (к работе)
5. Пр..кратился
5) В каком слове пре-и при-не являются приставкой? 1. Пригород
2. Припрятать
3. Прерванный
4.Премилый
5. Присягать
Ответы: 1-1; 2-2; 3-3; 4-4; 5-5.
3) Объяснительный диктант. Повторение орфографии.
- Запись и комментирование по цепочке с места.
Задание 5. Записать слова и словосочетания, объяснить правописание изученных орфограмм.
Вагоноремонтное депо, называть поименно, комариный писк, оловянный солдатик, ветреная погода, президент страны, пол-Оренбурга, Ростов-на-Дону, приехал на вокзал, внимательный пешеход, дезинфицировать, полукруг, ценный подарок, кожаный плащ, литературно-музыкальный вечер.
- А теперь понаблюдаем, как настоящие исследователи, за ролью имен прилагательных в речи.
IV. Устная работа со стихотворением О. Головко. Беседа с учащимися.
- М.Горький говорил, что «язык - инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться им владеть». В своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремиться не только дать предметам название, но и показать его свойства и признаки. А для того, чтобы понять, о какой части речи я говорю, прочтем стихотворение О.Головко. /
Я - часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет - В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. О.Головко
- Исследователи, догадались ли вы, о чем рассказал поэт? /Поэт рассказал об имени прилагательном и о его роли в речи/
- Конечно, речь в стихотворении идёт о роли имени прилагательного в речи.
- Итак, запишите тему урока: «Употребление имен прилагательных в речи».
- Ребята, что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?
/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? -ая? -ое? -ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/
- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык? - Исследователи, попробуем предположить, что произойдет? /Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой/
- Я думаю, что текст, написанный на экране, поможет в этом убедиться.
V. Творческая работапо тексту И. Соколова-Микитова «Русский лес».
Задание. 1. Прочитаем текст вслух.
2. Перепишите текст и вставьте вместо многоточий имена прилагательные.
Русский лес Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … и … сугробы. Над …тропинками согнулись под тяжестью инея стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью…
Спят … сосны. … тени их … стволов лежат на … сугробах.
- И пока вы работаете, уважаемые гости, вы и я насладимся прекрасной музыкой П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь».
/Звучит пьеса П.И.Чайковского. Времена года. Декабрь./
3. Прочитайте один вариант текста.
4. Сравним ваши тексты с авторским.
5. Прочтем авторский вариант.
6. Проверьте свою орфографическую грамотность по слайду, ошибки исправьте карандашом.
- Обратите внимание на написание некоторых видов орфограмм. /Написание окончаний глаголов «выйдешь», «рассыплется»/
- Исследователи, что изменилось в описании картины зимнего леса? Сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.
/Имена прилагательные придают описанию зимнего леса не только точность и меткость, но образность, яркость, выразительность, передают настроение писателя./
VI. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».
Устная работа.
- Употребления имен прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое четвёртое слово - это прилагательное. Послушаем стихотворение И.Бунина «Листопад» и понаблюдаем за ролью прилагательных в этом стихотворении.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной, Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют, То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
- Найдите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются? / Лиловый, золотой, багряный, пестрою, светлою, желтою, пестрый; глаголы - темнеют, синеют/ - Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных? /Красочно нарисовать картину осени/.
Работа со словарём. - Определите лексическое значение слова пестрый. Подберите синоним. Поработаем со словарем. /Один ученик работает со словарем С. И. Ожегова (вписать фамилию учащегося _________/ /Пёстрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный/
VII. Игра.
1) - В художественных текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антонимы. /Антонимы - противоположные по смыслу слова/ - А теперь немного поиграем. Разделимся на три команды по рядам: 1-ый ряд – первая команда, за ним – вторая и третья. У вас на столе у каждого лежит карточка, на которой написаны слова. Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним к нему, поднимаете руку, произносите и записываете его. Какая команда окажется проворнее?
Веселый, Богатый, Новый , Горячий , Близкий , Безобразный , Высокий , Грубый , Красивый , Молодой , Мягкий , Нежный ,
- Команда исследователей ______________ оказалась самой активной и назвала наибольшее количество слов-антонимов. - Какой вывод сделает внимательный исследователь о роли антонимов-прилагательных в речи? /Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной/ - Выполните морфемный разбор слов у доски: прекрасный, маленький, низкорослый и укажите способ образования данных слов. /прекрасный – приставочный, маленький – суффиксальный, низкорослый – сложение/
2) - А что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? /Синонимы – близкие по значению слова, они обогащают речь, придают ей выразительность, устраняют повтор слов/ - Продолжим нашу игру. Я показываю цветную карточку, а вы находите на слайде нужный синоним или синонимы к определенному виду цвета. Устно называете.