Пояснительная записка
Речь - это канал развития интеллекта...
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.И. Жинкин
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Разделы программы «По волнам моей речи»: формирование устной и письменной речи, развитие связной речи, лексика, направлены на реализацию обозначенных проблем.
Также большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление.Психофизиологические особенности младших школьников наиболее интенсивно протекают, поэтому занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является повышение творческо-поисковой активности детей.
Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Развитие познавательных процессов у детей тесно взаимосвязано с развитием речи у учащихся. Повышение уровня познавательных процессов способствует преобразованию и совершенствованию уровню речевых навыков, расширение и обогащение словарного запаса учащихся. Учащиеся успешно способны рассуждать, строить логические цепочки при обобщении и классификации, что позволяет построить речь на более высоком уровне.
В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации.
Поэтому приоритетным направлением является целенаправленное развитие познавательных процессов в тесной взаимосвязи с развитием речевых навыков, которое отражено в разделе программы «Развитие познавательных процессов»
Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, формирование и совершенствование познавательных и творческих способностей и возможностей учащихся.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
6. Развитие и формирование эмоционально-волевой и познавательной сферы учащихся.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на учащихся 1-го класса (всего 33 часа) - на 33 учебные недели в год – 1 час в неделю.
Данная программа состоит из 4-х разделов:
- формирование устной и письменной речи (7);
- развитие связной речи (7);
- лексика(7 часов);
- развитие познавательных процессов (12 часов).
Методические рекомендации представляют собой комплекс материалов:
программа факультативного курса «По волнам моей речи», календарно-тематического планирования, разработок занятий для учителей, тетради для учащегося.