Методические рекомендации по формированию коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Методические рекомендации по формированию коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основой её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С пой целью большое внимание часто уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах.
Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:
ориентация в пространстве:
умение слушать партнёра и слышать то. что он говорит;
работа в постоянном шуме;
поиск нужной информации:
Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе »
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основой её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С пой целью большое внимание часто уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах.
Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:
ориентация в пространстве:
умение слушать партнёра и слышать то. что он говорит;
работа в постоянном шуме;
поиск нужной информации:
Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и технологии.
В работе на уроках русского языка по ОС «Школа 2100» уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:
разбор слов по составу:
выделение группы слов с одинаковыми частями слова;
объяснение лексического значения слов.
С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, работу с пословицами и фразеологизмами, словарную работ).
Коммуникативное развитие по ОС «Школа 2100» обеспечивается и за счет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка. Поэтом)' материал в учебнике подается по-особенному. Все задания адресованы непосредственно ученику-. Авторы обращаются к каждому из них: советуют, подсказывают, напоминают, предлагают. Происходит заочное общение учеников с авторами. Тему урока формулирую в виде вопроса. Дети выдвигают множество мнений. А чем больше мнений, тем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа, стараюсь строить уроки, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников.
Коммуникативное развитие на уроках литературного чтения по ОС «Школа 2100» идет по разным линиям. Первая линия: количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и вторая линия: качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).
Для развития коммуникативной компетентности, и использую на уроках следующие задания:
1 задание: «Рассказ от первого лица». ( так, например, при изучении отрывка из произведения Аллана Милна «Винни-Пух» ребята пересказывали этот отрывок от лица Винни-Пуха. Пятачка. Кристофера Роббина. тоже самое при знакомстве с «Приключениями Буратино. повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»)
3 задание: «Сказка в заданном ключе» (сочинить новую сказку, введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова»).
4 задание: «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
5. задание: Рассказ о сказочном герое по плану.
Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (разговор двух героев произведения).
На внеклассные занятия ребята рассказываю! о прочитанных книгах, участвуют в викторине. В классном уголке размещаются написанные учащимися стихотворения.
Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики. $ использую следующие:
-практические работы
- математические игры;
-задачки в стихотворной форме:
- чтение математических сказок;
- математические загадки, ребусы.
Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира. Использую следующие:
• проведение виртуальной экскурсии по разным местам
• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.
В учебнике «Мир вокруг нас» (2класс ОС «Школа 2100») почти совсем нет готовых текстов для пересказа. Проводя уроки, направляю ребят на необходимые выводы, а иногда дети сами друг другу рассказывают и коллективно обсуждают материал (выделяют главное, рассказывают на уроке одноклассникам, продумывают вопросы). Гак же используется для развития коммуникативной компетентности и проектная деятельность. Ребятам на зимние каникулы задана работа над созданием и защитой проекта «Моя страна», в котором им необходимо схематически показать отдельный участок местности и рассказать о его природных особенностях.
На уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п., что в свою очередь гак же способствует развитию коммуникативной компетентности.
В 1 классе сегодня ведется обучение по новым образовательным стандартам по ОС «Перспектива». В этой образовательной системе в формировании учебных компетенций большое значение имеют проектная и исследовательская технология обучения, которая внедряется, начиная с 1 класса. Она является универсальной применительно к формированию всех компетенций, составляющих общеучебную компетентность.
Общеучебные умения авторской модели ОС «Перспектива» обеспечивает своим
выпускникам владение всеми компетенциями: организационными,
интеллектуальными, оценочными и коммуникативными, позволяющими учащимся в дальнейшем самообразовываться, самоопределяться и самореализовываться в процессе образования и решения жизненно важных задач.