Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении действия федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
2. Примерная основная образовательная программа. Книга
Образовательная система «Школа 2100». Программа для начальной школы. Под научн. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс,2011 г.
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования.
Образовательная система «Школа 2100».
На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 170 часов в учебный год (5 часов в неделю).
По программе-170 ч.
По плану-170 ч.
Проверочные работы –7 (1 четв.- 2, 2 четв.- 3, 3 четв.- 1, 4 четв.- 1)
Итоговая контрольная работа –2 ( 4 четв. - 2 .)
Диктанты –5 (3 четв.- 3, 4 четв- 2)
Списывание –2 (1 четв- 1, 4 четв.- 1)
Учебно-методический комплект:
- Программа по русскому языку, авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина из Сборника программ «Образовательная система «Школа 2100» под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011г.
- Учебник «Русский язык», авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. – М.: Баласс, 2011.
- тетрадь. Проверочные контрольные работы по русскому языку 2 класс, вариант 1,2 . – М.: Баласс, 2012г
-Методические рекомендации для учителя. Русский язык 1- 2 класс. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева. Образовательная система «Школа 2100».- Москва «Баласс» 2100 г.
Рабочая программа согласована и утверждена на заседании НМС, протокол №1 от 31.08.2012 г.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
-развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
-осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
-формирование у детей чувства языка;
-воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
-сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Распределение часов по темам:
№
Тема
Кол.час.
Примечание.
1.
Вводный урок.
1.
2.
Слово.
5.
3.
Предложение.
11.
4.
Текст.
12.
5.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
6.
6.
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
10.
7.
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делал? Что сделал?
5.
8.
Связь слов в предложении.
7.
9.
Слова, к которым нельзя задавать вопрос.
8.
10.
Части слова, корень.
3.
11.
Суффикс.
4.
12.
Приставка.
7.
13.
Алфавит. Написание большой буквы в словах.
13.
14.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
14.
15.
Правописание букв ь и ъ .
15.
16.
Буквы безударных гласных в корне слова.
12.
17.
Буквы звонких и глухих согласных в конце слова.
12.
18.
Повторение.
13.
19.
Резервные уроки.
12.
Обучающиеся к концу 2 класса должны знать:
-признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие;
- пары согласных по глухости- звонкости и твёрдости- мягкости;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- названия, порядок букв русского алфавита;
-правила переноса слов;
- названия частей слова (кроме окончания);
- признаки предложения и текста;
- изученные орфограммы;
Обучающиеся к концу 2 класса должны уметь:
-правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;
-составлять предложения из слов; по данным схемам;
-определять границы предложений в тексте без знаков препинания;
-составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и -записывать его с помощью учителя;
-составлять текст из данных абзацев;
-выбирать заглавие к тексту из ряда данных
-выполнять звуко - буквенный анализ доступных слов;
- видеть несоответствия произношения и написания в слове;
-находить корень в группе однокоренных слов;
-подбирать однокоренные слова;
-находить суффиксы и приставки в доступных словах;
-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
-отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);
-ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)
-находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;
-находить предлоги в предложении (тексте)
-делить слова на части для переноса;
-видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
-писать предлоги раздельно со словами;
-писать большую букву в словах (изученные случаи);
-писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;
-писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;
-писать буквы проверяемых согласных на конце слова;
-употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
-не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и др.;
-писать ъ и ь разделительные;
-графически объяснить выбор написания;
-находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила
Литература:
1. Программа по русскому языку, авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина из Сборника программ «Образовательная система «Школа 2100» под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011г.
2. Учебник «Русский язык», авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. – М.: Баласс, 2011.
3.Методические рекомендации для учителя. Русский язык 1- 2 класс. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева. Образовательная система «Школа 2100».- Москва «Баласс» 2100 г.
4.Нормативные документы.
Внеаудиторная самостоятельная работа :
1. Устная работа с источником.
2. Заучивание текста наизусть.
3. Сочинение.
4. Составление кроссворда
5. Написание плана (краткого и развернутого).
6. Составление теста.
7. Заполнение таблицы.
8. Проведение опросов.
9. Изготовление учебных пособий.
10. Заполнение рабочих тетрадей.
11.Оформление газеты.
Предметными результатами изучения курса Русского языка является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звуко- буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.