Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы повышения техники чтения в начальной школе»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Чтение занимает важное место в жизни каждого культурного человека. Именно через чтение книг дети приобретают первичные ценностные представления, формируется их целостная картина мира. Развитие интереса к чтению начинается задолго до того, как ребёнок сам научится читать, формирует правильную речь. Развивается поэтический слух, чувство языка, словесное творчество детей. Главный результат – умение говорить литературным языком, передавать свои мысли и чувства в процессе общения точно, выразительно, грамматически правильно.
Однако современный ребенок , легко и в большом количестве, получающий информацию из интернета, телевидения, кино, теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир , дать знания и представления о жизни, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.
В. А. Сухомлинский считал, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира.
Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. Слабочитающий ученик в средней и старшей школе обречен на неуспеваемость. Ученики начальной школы находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости и понимания прочитанного. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда есть группа слабочитающих детей.
Очень часто автоматизации навыка чтения мешает отсутствие беглости. Причины медленного чтения разные. Кто-то из учащихся не очень хорошо знает буквы, кто-то «теряется» в пространстве печатного листа и не всегда помнит, где начинается строка, встречаются трудности артикуляции, недостаточный объем зрительного внимания, у кого-то не сформировалось чувство ритма и трудности с контролем дыхания. А у кого-то трудности обусловлены комплексом этих и других причин. Поэтому, для того, чтобы научиться хорошо читать, мало просто тренироваться – нужно попытаться устранить причины, которые мешают достичь необходимой беглости и осознанности чтения.
Чтобы сформировать навыки быстрого чтения, улучщить работу артикуляционного аппарата, развить представление о пространстве и образе слова, совершенствовать зрительное восприятие, улучшить контроль дыхания и чувство ритма, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения, двигаясь от простого к сложному. Такая комплексная работа обязательно приведет к положительному результату.
Хочу представить упражнения, которыми я пользуюся для повышения техники чтения.
Приведу несколько примеров.
Чтение слоговых таблиц разной сложности.
Чтение чистоговорок.
ПИ-ПИ-ПИ – пёс на цеПИ.
ПО-ПО-ПО – река ЛимПОПО.
ПЫ-ПЫ-ПЫ – золотые сноПЫ.
ОП-ОП-ОП – на грядке УКРОП.
АП-АП-АП – след кошачьих ЛАП.
УП- УП-УП – будет вкусный СУП.
ПА-ПА-ПА – рассыпана круПА.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому!
3.Ребенку предлагаются таблицы, где буквы перемешаны. Нужно найти заданную букву и обвести её карандашом или раскрасить. В качестве дополнительного упражнения можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на эту букву
Найди и обведи все буквы В
П Р В О Ж М В Ч Н Ф В А Ж В
И М Р В С Н Г В В Р У Ч Д В Л
В С Г Л В Р И М В Н К В У О А
М А В Ч Л В Т И Р О В Ж К П В
4.Чтение задом наперед.
Прочитай слова, начиная с последней буквы.
АМИЗ, ГЕНС, ДЁЛ, ДОЛОХ, ИКНАС, ЗОРОМ, КОТАК
Чтение в обратном порядке – это весело, полезно и увлекательно. Прочитав несколько слов или предложений, предлагаю перечитать текст еще раз, но в обратном порядке, т.е. от конца к началу. Цель упражнения – добиться, чтобы скорость чтения в прямом и обратном порядке сравнялась.
5. Нахождение слов в таблице.
6. Словесные пирамиды и клиновидная цифровая таблица.
Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.
Самый простой вариант клиновидной цифровой таблицы – это одно- и двухзначные числа от 0 до 18, причем числа справа и слева совпадают.
7. Упражнения на расширение поля зрения.
Большинство детей в 1 и 2 классе читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно.
Помогают расширить поле зрения числовые квадраты - « таблицы Шульте». Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.