kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приёмы повышения техники чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендовано для учителей начальны классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы повышения техники чтения в начальной школе»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Чтение занимает важное место в жизни каждого культурного человека. Именно через чтение книг  дети приобретают первичные ценностные представления, формируется их целостная картина мира. Развитие интереса к чтению начинается задолго до того, как ребёнок сам научится читать, формирует правильную речь.  Развивается  поэтический слух, чувство языка, словесное творчество детей. Главный результат –  умение говорить литературным языком,  передавать свои мысли и чувства в процессе общения точно,  выразительно, грамматически правильно.

    Однако современный ребенок , легко и в большом количестве, получающий информацию из интернета, телевидения,  кино, теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир , дать знания и представления о жизни, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

     В. А. Сухомлинский считал, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира.

    Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. Слабочитающий ученик в средней и старшей школе обречен на неуспеваемость. Ученики начальной школы находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости и понимания прочитанного. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда есть группа слабочитающих детей.

    Очень часто автоматизации навыка чтения мешает отсутствие беглости. Причины медленного чтения разные. Кто-то из учащихся не очень хорошо знает буквы, кто-то «теряется» в пространстве печатного листа и не всегда помнит, где начинается строка, встречаются трудности артикуляции, недостаточный объем зрительного внимания, у кого-то не сформировалось чувство ритма и трудности с контролем дыхания. А у кого-то трудности обусловлены комплексом этих и других причин. Поэтому, для того, чтобы научиться хорошо читать, мало просто тренироваться – нужно попытаться устранить причины, которые мешают достичь необходимой беглости и осознанности чтения.

    Чтобы сформировать навыки быстрого чтения, улучщить работу артикуляционного аппарата, развить представление о пространстве и образе слова, совершенствовать зрительное восприятие, улучшить контроль дыхания и чувство ритма, необходимо  регулярно выполнять специальные упражнения, двигаясь от простого к сложному. Такая комплексная работа обязательно приведет к положительному результату.

Хочу представить упражнения, которыми я пользуюся для повышения техники чтения.

Приведу несколько примеров.

  1. Чтение слоговых таблиц разной сложности.

  1. Чтение чистоговорок.

ПИ-ПИ-ПИ – пёс на цеПИ.

ПО-ПО-ПО – река ЛимПОПО.

ПЫ-ПЫ-ПЫ – золотые сноПЫ.

ОП-ОП-ОП – на грядке УКРОП.

АП-АП-АП – след кошачьих ЛАП.

УП- УП-УП – будет вкусный СУП.

ПА-ПА-ПА – рассыпана круПА.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. 
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

3.Ребенку предлагаются таблицы, где буквы перемешаны. Нужно найти заданную букву и обвести её карандашом или раскрасить. В качестве дополнительного упражнения можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на эту букву

Найди и обведи все буквы В

П Р В О Ж М В Ч Н Ф В А Ж В

И М Р В С Н Г В В Р У Ч Д В Л

В С Г Л В Р И М В Н К В У О А

М А В Ч Л В Т И Р О В Ж К П В

 

4.Чтение задом наперед.

Прочитай слова, начиная с последней буквы.

АМИЗ, ГЕНС, ДЁЛ, ДОЛОХ, ИКНАС, ЗОРОМ, КОТАК

Чтение в обратном порядке – это весело, полезно и увлекательно. Прочитав несколько слов или предложений, предлагаю перечитать текст еще раз, но в обратном порядке, т.е. от конца к началу. Цель упражнения – добиться, чтобы скорость чтения в прямом и обратном порядке сравнялась.

5. Нахождение слов в таблице.

6. Словесные пирамиды и клиновидная цифровая таблица.

    Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

Самый простой вариант  клиновидной цифровой таблицы – это одно- и двухзначные числа от 0 до 18, причем числа справа и слева совпадают. 

7. Упражнения на расширение поля зрения.

    Большинство детей  в 1 и 2 классе читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. 

    Помогают расширить поле зрения числовые квадраты - « таблицы Шульте». Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методы и приёмы повышения техники чтения в начальной школе

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 14.05.2024

Номер свидетельства: 650527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Исследовательский проект "Апробация методов, повышающих технику чтения школьников""
    ["seo_title"] => string(80) "issliedovatiel_skii_proiekt_aprobatsiia_mietodov_povyshaiushchikh_tiekhniku_chti"
    ["file_id"] => string(6) "364014"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480443933"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-proiekt-orghanizatsiia-lichnostno-oriientirovannogho-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421238402"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства