kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Апробация методов, повышающих технику чтения школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт проекта.

Проблема исследования: какие методы и приёмы будут более эффективными при увеличении техники чтения у учащихся начальной школы.

Цель работы: выявить эффективные приёмы и методы по увеличению техники чтения.

Объектом исследования является набор методов и приёмов, повышающих скорость и качество чтения у учащихся начальных классов.

Предметом исследования является скорочтение.

Гипотеза: в своей работе исхожу из предположения, что:

- процесс формирования техники чтения у ребёнка будет более эффективным, если в работе учитывать индивидуальные психологические особенности ребёнка.

Задачи:

1.Охарактеризовать скорочтение, как комплексную научно-методическую проблему.

2.Выявить психологические особенности подготовки детей к чтению.

3.Рассмотреть проблему повышения у детей техники чтения в научной специализированной литературе.

4.Выработать рекомендации по увеличению скорости и качества чтения в начальной школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы: анализ научной и методической литературы, ретроспективный анализ, беседа, включенное наблюдение, ранжирование, диагностики, систематизация практического опыта работы.

Руководитель: учительница начальных классов Солнцева Г.Н.

      Проект: исследовательский, четырёхгодичный(2011г.-2015г.)

Учебные предметы: «Литературное чтение»

Возраст учащихся: 7-10 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Апробация методов, повышающих технику чтения школьников"»

27


СОДЕРЖАНИЕ


Введение. 4

Глава 1. Психологические обоснования процесса чтения в начальной школе. 5

1.1. История исследования психологических особенностей процесса чтения в начальном образовании. 5

1.2. Скорочтение: подходы к определению. 6

1.3.Методы и приемы работы над совершенствованием техники чтения в начальных классах. 7

Глава 2. Опытная работа по выявлению эффективных методов и приемов в работе над скорочтением. 8

2.1.Опыт использования на практике методов и приемов работы над совершенствованием техники чтения. 8

2.2. Основные требования к организации эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения. 11

2.3. Результаты опытной работы по выявлению эффективных методов и приемов по увеличению техники чтения. 13

Заключение. 14

Список использованных источников: 16

Приложение №1 17

Приложение №2 23

Приложение №3 24

Приложение №4 25


Паспорт проекта.

Проблема исследования: какие методы и приёмы будут более эффективными при увеличении техники чтения у учащихся начальной школы.

Цель работы: выявить эффективные приёмы и методы по увеличению техники чтения.

Объектом исследования является набор методов и приёмов, повышающих скорость и качество чтения у учащихся начальных классов.

Предметом исследования является скорочтение.

Гипотеза: в своей работе исхожу из предположения, что:

- процесс формирования техники чтения у ребёнка будет более эффективным, если в работе учитывать индивидуальные психологические особенности ребёнка.

Задачи:

1.Охарактеризовать скорочтение, как комплексную научно-методическую проблему.

2.Выявить психологические особенности подготовки детей к чтению.

3.Рассмотреть проблему повышения у детей техники чтения в научной специализированной литературе.

4.Выработать рекомендации по увеличению скорости и качества чтения в начальной школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научной и методической литературы, ретроспективный анализ, беседа, включенное наблюдение, ранжирование, диагностики, систематизация практического опыта работы.

Руководитель: учительница начальных классов Солнцева Г.Н.

Проект: исследовательский, четырёхгодичный(2011г.-2015г.)

Учебные предметы: «Литературное чтение»

Возраст учащихся: 7-10 лет.

База проведения исследования: МБОУ СОШ №7 г. Мантурово, ученики начальных классов.

Методическое обеспечение проекта: Программы по литературному чтению, методические пособия, статьи в журнале «Начальная школа», интернет – ресурсы.

Презентация проекта: выступление на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ СОШ №7 по теме «Методы работы над техникой чтения в начальной школе», выступление на методическом объединении учителей начальных классов г. Мантурово по теме «Скорочтение»

Исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В введении определена актуальность, предмет, объект исследования, задачи, гипотезы.

В 1 главе «Психологические обоснования процесса чтения в начальной школе» рассмотрены:

– история исследования психологических особенностей процесса чтения в начальном образовании;

– скорочтение: подходы к определению;

– методы и приемы работы над совершенствованием техники чтения в начальных классах.

Во 2 главе «Опытная работа по выявлению эффективных методов и приемов по работе над скорочтением» рассмотрены:

– опыт использования на практик методов и приемов работы над совершенствованием техники чтения;

– основные требования к организации эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения;

– результаты экспериментально - опытной работы.

В заключении сделаны выводы.

В списке литературы использованы законы, нормативные акты, материалы исследований С.Л. Рубенштейна, О.А. Андреева, Л.Н. Хромова, М.И. Омороковой, И.Л. Калининой, материалы журналов «Начальная школа».












































Введение

Чтение - одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Здесь следует, прежде всего, отметить значение чтения в формировании и нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями.

«Не будь языка письменности, был бы безвозвратно потерян опыт многих поколений людей, и каждое новое поколение было бы вынуждено заново начинать труднейший процесс изучения мира».

Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц, но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале ХХI века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент? Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

Не могут оставить равнодушными результаты изучения сформированности навыка чтения у школьников и студентов разных стран мира, проведенного в последнее десятилетие Международной ассоциацией чтения. Российские пятнадцатилетние школьники по качеству чтения заняли 33 место – из 40 стран в 2003г. При этом выявлено, что в России только 3% учащихся этого возраста находятся на самом высоком, пятом уровне качества чтения ( [15- 140-146.].

Настало время задуматься: почему же при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают, почему у них снижается интерес к чтению и что надо делать для преодоления этих негативных явлений?

Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Но несмотря на это, в нашей стране пока еще нет федеральной программы поддержки чтения и грамотности, хотя общественность уже высказывает мнение и предпринимает усилия по ее созданию.

Одной из первых частных проблем, которую надо решить сегодня является проблема резкого падения детского чтения в период перехода из начальной в среднюю школы. (5-6 классы, 10-12 лет)

Многие исследователи в прошлом и в наше время изучали чтение с разных его сторон – структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения.

Изучением этой проблемы в своих трудах занимались многие ученые, педагоги, психологи философы: С.Л. Рубенштейн, А.Н. Соколов, А.Р. Лурия, Р. Якобсон.

Огромную роль для преодоления физиологических и психологических барьеров на этапе повышения скорости чтения сыграли исследования профессоров: А.А. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтера, Н.И. Жинкина. Результаты работы этих ученых были объединены в целостную методику обучения быстрому чтению группой исследователей под руководством О.А. Кузнецова и Л.Н. Хромова.

Пользу методик скорочтения не раз отмечали в своих трудах В.А.Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили и других ученые.



Глава 1. Психологические обоснования процесса чтения в начальной школе. 1.1. История исследования психологических особенностей процесса чтения в начальном образовании.

В знаменитой книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть глава, которая называется «Что такое начальная школа?». В ней великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребенка зубрежке. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье»[17- 49].

Многие исследователи в прошлом и в наше время изучали чтение с разных его сторон – структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения. Краткий анализ истории исследования чтения показывает, что изучение чтения насчитывает более чем вековой период.

Ранние и современные исследователи сходились в одном: чтение – это неоднородный психический процесс, и неоднородность исследователи рассматривают как одну из характеристик, делающих его сложным процессом как для овладения им, так и для его исследования.

Так А.Н. Соколов писал, что чтение, с одной стороны, является процессом чувственного познания, а с другой стороны, представляет собой опосредование речью отражения действительности, так как объектом восприятия является письменное речевое сообщение.

Большой вклад в изучение чтения внес психолог, дефектолог А.Р. Лурия. Он неоднократно останавливал внимание на сложности психологии чтения вследствие разных психических процессов, находящихся в сложном взаимодействии в его психологическом содержании. Он писал, что чтение, по сути, является процессом перешифровки одних символов – зрительных (графических) в другую систему символов – устную речевую (артикуляторную). На основе этих сложных перешифровок и происходит процесс декодирования, понимания сообщения.

Существенная особенность чтения заключается в том, что состав тех операций, на которые распадается процесс чтения, является глубоко различным на разных стадиях формирования этого навыка. Если на начальных этапах чтение представляет собой развернутую деятельность, то на дальнейших этапах оно превращается в свернутый, высокоавтоматизированный процесс, почти не включающий в свой состав звуковой анализ и синтез слов и превращающийся в непосредственное узнавание значения написанных слов, а иногда и целых фраз.

Анализ литературы показывает, что большинство подходов к проблеме чтения и понимания при чтении при всех различиях объединяет одно и тоже положение, получившее в работах С.Л. Рубинштейна, который писал, что всякий текст есть лишь условие мыслительной деятельности: то, что объективно содержится в тексте, может обрести и субъективную форму в голове читателя, и эта субъективная форма существования есть результат собственной мыслительной деятельности читателя. [ 8 ]

Над повышением качества чтения работали современные педагоги и психологи. Опытная работа базировалась на достижениях современной психолингвистики в области чтения как коммуникативной деятельности и теории текста. Они опирались в построении учебного процесса на теорию общей психической и умственной деятельности и теорию управления ею (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина, А.А. Леонтьев). Учитывались достижения в обучении чтению на иностранном языке ( С.К. Фоломкина, З.И. Клычникова ), практический опыт учителей.

1.2. Скорочтение: подходы к определению.

Процесс чтения для ребенка всегда сложен и многогранен.

Известные психолингвисты А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и психологи А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин рассматривают чтение, как один из видов речевой деятельности.

Существуют 4 вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.Речевая деятельность, а следовательно и чтение, имеют определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы.

Какова структура речевой деятельности?

Первый ее уровень – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами чтения у младшего школьника являются желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги.

Второй уровень деятельности – ориентировочно – исследовательский (аналитико-синтетический), уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания.

Третий уровень деятельности – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает тексты, подчеркивает важные мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные акценты, определяет личностное отношение к событиям, героям, осмысливает и решает, в чем же смысл событий и поступков.

Чтение и слушание могут осуществляться с разной целью. Так, например, детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно и полно изучить информацию потребует изучающего чтения. Оно потребует 100% понимания текста. Если читающий ставит перед собой цель найти ответ на какой-либо вопрос, он пользуется поисковым чтением. Если читающий хочет в целом познакомиться с содержанием текста, не вникая в детали, он пользуется ознакомительным чтением, где не обязательно 100% понимание текста.

Смысловое восприятие текста также неоднозначно. Психолингвисты различают 4 этапа.

Первыйсмысловое прогнозирование (угадывание последующих частей) Второй – « вербальное сличение», то есть опознание графических образов (знаков препинания, шрифта, грамматической формы, а на уровне начала чтения – букв), умение дифференцировать графические формы. Главное умение – делить тексты на синтагмы – словосочетания и так далее, то есть расчленение речевого потока. Третий этап – определение смысловых связей. Этот этап зависит от наличия в личном опыте ребенка ассоциаций, понятий. Четвертый этап – результат всей проделанной смысловой работы; он покажет, как понял читающий подтекст, какое отношение у него вызвали поступки героев.

Итак, мы рассмотрели, как происходит развитие чтения как субъекта речевой деятельности. Представим себе чтение обобщенно:

Предмет деятельности – мысль.

Мотив деятельности – познавательная потребность, интерес.

Цель – установка: зачем и как читать (вслух, молча; вид чтения).

Ориентировочно – исследовательское звено ( уровень ) – просмотр текста, определение темы.

Исполнительское звено ( уровень ) – применение способов смысловой обработки текста, преобразование смыслового звена в поступочное – «речевой поступок»

Продукт деятельности – смысловое решение, умозаключение, суждение.

Самоконтроль – перечитывание с целью уточнения «речевого поступка» – умозаключения.

Самооценка, оценка деятельности – оценка с применением критериев: правильности, логичности чтения, выразительности и т.д.

Результат деятельности – понимание читаемого текста, основной мысли [11, 8 -12.].


1.3.Методы и приемы работы над совершенствованием техники чтения в начальных классах.

Сформировать сознательного читателя – ребенка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.

Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно – познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы над формированием правильного и осознанного чтения нужно стараться правильно подбирать и использовать методы и приемы, которые способствуют формированию умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

В работе над совершенствованием техники чтения методической литературой рекомендуется набор следующих приемов работы:

1.) приемы, направленные на развитие четкости произношения;

2.) приемы, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3.) приемы, развивающие оперативное поле чтения и память;

4.) приемы, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст. [1]

В работе над техникой чтения в методической литературе так же рекомендуют использовать следующие приемы:

1.) чтение за диктором;

2.) чтение в парах, групповое чтение;

3.) чтение с убыстре­нием темпа;

4.) жужжащее чтение («птичий ба­зар»);

5.) ежеурочные пятиминутки чтения (в режиме жужжащего);

6.) самозамер скорости чтения.

Дети в течение I мин читают текст, подсчи­тывают количество прочитанных слов и запи­сывают результат в дневник;

7.) выразительное чтение знакомой части с переходом на незнакомую часть текста;

8.) чтение в темпе скороговорки;

9.) зрительные диктанты.

Глава 2. Опытная работа по выявлению эффективных методов и приемов в работе над скорочтением. 2.1.Опыт использования на практике методов и приемов работы над совершенствованием техники чтения.

Опытная работа по выявлению эффективных методов и приёмов в работе над скорочтением проводилась в течение 4 лет (с 1 класса по 4 класс)

В начале учебного года в 1 классе из 27 детей 5 учеников владели навыками чтения целыми словами и по слогам.

Остальные дети класса либо знали только отдельные буквы, либо не знали букв совсем.

Передо мной встала задача: рассмотреть и практически апробировать приемы по увеличению техники и качества чтения, отобрать наиболее эффективные приемы, чтобы темп чтения незнакомого текста к концу учебного года был не ниже 30 слов в минуту.

Изучила литературу о методах и приемах работы с детьми над повышением у детей качества и скорости чтения:

– «Самоучитель. Как научиться быстро читать», в которой обобщен опыт в исследовании этой проблемы профессоров А.А. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтера, Н.И. Жинкина. Результаты исследований этих ученых объединены в методику обучения быстрому чтению группой исследователей под руководством О.А. Кузьнецова. и Л.Н. Хромова. Авторы этой книги для повышения эффективности чтения предлагают усовершенствовать не только психологические и физиологические аспекты процесса чтения, но и его организацию. Этому моменту уделяется много внимания, поскольку большая скорость восприятия и обработки текста еще не обеспечивает высокой результативности процесса.

– М.И. Оморокова «Совершенствование чтения младших школьников», в которой представлены приемы и способы обучения младших школьников навыкам чтения, пониманию художественных и научно – популярных текстов, выразительному чтению, а также пути управления формированием навыков чтения вслух и про себя.

– И.Л. Калинина «Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов»

– статьи из журналов «Начальная школа» и др. литературу.

Эти приемы и методы я использовала на уроках литературного чтения.

Из всех методов и приемов, раскрытых в этих книгах, я отобрала, на мой взгляд, наиболее эффективные, при использовании которых, были заметны результаты проделанной работы.

Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.

На первых уроках обучения грамоте мы выучили такие слова:

Давайте разговаривать.

И будем выговаривать

Все правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.


Как организационный момент урока, это стихотворение нацеливает и настраивать детей на то, что при работе на уроке, они систематически должны следить за своей речью, дикцией, говорить четко, внятно, понятно.

Стараюсь в каждый урок включить приемы по развитию речевого аппарата и чёткости произношения. Туда могут входить упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно).

Урок можно начать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Разминку проводит любой учащийся – ведущий. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей.

* Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

*Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется о стекло: з-з-з-з.

* В разминку ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласным:

би - бе - ба - бо - бу -бы,

ри - ре - ра - ро - ру - ры,

*Чтение слогов на одном выдохе:

ай-ой-эй-ый

ма-на-ла-ра

Практически на каждом уроке провожу артикуляционную гимнастику, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце урока в качестве физкульт-пауз в течение 5-7 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Виды артикуляционной гимнастики:

1. ЧТЕНИЕ ШЕПОТОМ И МЕДЛЕННО

2. ЧТЕНИЕ ТИХО И УМЕРЕННО

3. ЧТЕНИЕ ГРОМКО И УВЕРЕННО (см. в приложении 1)

Артикуляционную гимнастику чередую с играми на звукоподражание, например «На птичьем дворе» (см. в приложении 1).

Чередуя в своей работе эти приемы, я формирую у детей чистую правильную речь, дикцию. Дети воспринимают эти упражнения, как игру и всегда с удовольствием играют со мной на уроках.

Так же использую на уроке скороговорки, чистоговорки. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма: «В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения».

На первом этапе беру обязательно короткие, а затем более сложные скороговорки: «Шашки на столе. Шишки на сосне»; «Три сороки на пороге», «Три вороны на воротах»; «Мышонку шепчет мать: «Ты все шуршишь, не спишь?»; «Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларю, Лариона, Ларину маму»; «Кто про Прокопа, кто про Прокопиху, кто про Прокоповых детей».

Работая со скороговоркой, отрабатываю чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания, например: «Прочитай скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь».

Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими товарищами, а так же загадками, считалками, пословицами.

Работа со скороговорками и чистоговорками подготавливает речевой аппарат детей к быстрому чтению и произношению.

Часто использую так же игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами».

Эти упражнения также развивают орфографическую зоркость, слух, концентрируют внимание, что очень важно в скорочтении.

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, использую нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами.

В метод динамичного чтения можно включить следующие приемы в первую очередь, для развития зрительной памяти, внимания:

фотографирование: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за 1 сек. запомнить все, что изображено на картинке, т.е. «сфотографировать». (Одна секунда будет, если произнести про себя число «двадцать один».) Например, показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за 1 сек. запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинки предупреждаю детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даю команды: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!» (Сказка К. Чуковского «Телефон».)

В I классе даю такие задания:

1. Найди (сфотографируй) лишнюю букву: а, о, в, у, и.

2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко, ло.

3. Найди лишнее слово:

Река слон мама

Речка лев моль

Ручей мак мела

Ручка тигр мила

ручеек

Хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы.

Например широко известные у психологов цифровые и текстовые таблицы Шульте. Их можно использовать и на уроках математики, играть с детьми в перемену и на внеклассных мероприятиях (см. в приложении 1).

Другие упражнения для тренировки внимания и памяти у детей 5-7 лет можно найти в книге М.В. Ильиной «Тренируем внимание и память». [ 5 ].

Так же можно использовать работу с таблицами согласных и чтение согласных с какой-нибудь гласной (см. в приложении 1).

Жужжащее чтение использую в начале каждого урока, будь то математика или труд. При этом 3 мин. учащиеся читают вслух с использованием решеток (приложение 1).

После чтения вслух учащиеся 3 мин читают, не проговаривая вслух слова (работают только губы), и 3 мин читают только глазами.

При систематическом использовании этого приема, у детей увеличивается ширина зрительного поля, развивается бессознательное чтение, тренировка в произношении и запоминании изученных звуков и букв.

Чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов тоже довольно часто использую на уроках. Именно приемы из этой категории помогают у детей развивать осознанное чтение, расширяют словарный запас (приложение 1).

При чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия. Таким образом, в одном виде работы решаются две задачи: расширение поля ясного видения и предварительное прочтение трудных слов, чтобы восприятие текста было более полным, более осознанным. Например, в сказке для 3 класса Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» подходят для такой работы трудные слова, которые читаются глазами сверху вниз при постоянной фиксации средней линии:

зачер стветь

подбод ривший

распусти вшийся

почувст вовали


Причем слова подбодривший, распустившийся хорошо подходят для развития артикуляционного аппарата, а слово почувствовали для отработки орфоэпически правильного произношения.

Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующую часть текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на осно­ве смысла прочитанного, ученик может дога­даться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя) или буквы, слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой. Развитию антиципации способствуют следующие приемы (см. в приложении 1).

Но при чтении глаза ребенка движутся не только слева направо, но и наоборот, т.е. регрессивно. Это хотя и оказывает некоторое положительное влияние ( исправляется ошибка ), в то же время отрицательно сказывается на темпе чтения.

К сожалению, в моем классе при замере техники чтения, в некоторых случаях наблюдалось ухудшение, регрессия. Для устранения этого недостатка я так же подобрала ряд эффективных приемов.

Есть простой прием – чтение с закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого.

Закладка закрывает прочитанное, читается следующий слог и закрывается передвижением закладки левой рукой в направлении, указанном стрелкой. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее я использую этот прием для отдельных детей, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии во время индивидуальных и дополнительных занятий.

Для того, чтобы преодолеть повторы и достичь полноценного зрительного восприятия, я внимательно изучаю текст и выбираю слова, трудные для понимания и прочтения. Перед самостоятельным прочтением слова записываю на доске, дети читают, затем находят слова в тексте и читают их в предложении. Особое внимание здесь уделяю слабым учащимся, так как именно они наиболее склонны к регрессии.

Помогают детям следующие упражнения:

1.) Постепенное наращивание слова.

2.) Артикуляционное прочтение (без голоса), чтение шепотом медленно, громко медленно, громко быстро.

3.) Чтение слов, записанных равновеликим шрифтом (СГребали, взДУРИЛАСЬ, ТЕтеРЕвоЧек).

4.) Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями

Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения: чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чте­ние «разведка», чтение со счетом слов (см. в приложении 1).

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительностью, пересказом и т.д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией.

Наряду с основными упражнениями использую и другие:

1.Упражнение «финиш». Читаем так же, как и при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или выражения.(см в приложении 1)

2.Чтение с речевыми помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.

3.Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

4.Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева.

Помогает в работе над техникой чтения и книга для учителей, логопедов и родителей И.Л. Калининой «Учим детей читать и писать» . [ 6. ].

Начиная с I класса, мы с ребятами ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, самостоятельные работы по темам, выписывают понравившиеся выдержки из произведений и делают рисунки к ним.

Уже с 1 класса большое внимание нужно уделять пересказу прочитанного. План пересказа нередко предлагают сами дети, а учитель вводит поправки или корректирует данную ими формулировку того или иного пункта плана. Сначала детям трудно пересказывать. Постепенно они учатся выделять в пересказываемом тексте основное содержание, точнее и короче выражать свои мысли.

Комплексная работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся, что сказывается на конечных результатах.

Итак, я предполагаю, что при использовании этих методов и приемов к 4 классу ученики должны усвоить азы технической речи и средств выразительно­сти, уметь самостоятельно выделить главное в содержании, находить ударное слово, выбрать нужную интонацию, передавать свое отношение к читаемому, овладеть беглым чтением различных по объёму и жанрам произведений.

2.2. Основные требования к организации эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения.

Организацию и проведение контроля, как и весь процесс обучения, нужно стремиться строить на идеях сотрудничества учителя и ученика.

Проверка строится в соответствии с её формой – индивидуальной или фронтальной, а также видом проверяемого чтения – вслух или про себя.

Индивидуальная проверка может быть текущей, т.е. сопутствовать каждодневным урокам чтения.

Наиболее чёткое представление о навыках чтения каждого ученика создаётся при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля (в конце четверти, полугодия, учебного года).

Наряду с индивидуальной проверкой практикуются некоторые виды фронтальной проверки.

Комплексная проверка чтения включает:

-оценивание выразительности чтения

  • выделение ключевых слов;

  • интонирование предложений;

-оценивание осознанности чтения

  • выделение главной мысли;

  • ответы на вопросы;

  • составление вопросов, схем;

  • выражение своего отношения;

- оценивание способа чтения

- темп чтения (количество слов или знаков, прочитанных за 1-2 минуты).

Данные заносятся в карту сформированности навыков грамотного чтения у школьников (см. приложение 2).

Переходной формой от контроля внешнего (учителя) к контролю внутреннему является взаимный контроль учащихся. Здесь значительно возрастает уровень самостоятельности. Эта форма контроля позволяет не только осуществить взаимный контроль учебных действий учащихся, но и постепенно подвести их к овладению умениями самоконтроля.

При проверке чтения про себя учитывается способ чтения по характеру речедвижений: чтение без внешних речедвижений (условно «глазами»), чтение шепотное – с наличием речедвижений и чтение с участием губ — остаточными речедвижениями.. Известно, что чтение про себя в старших классах начальной школы должно доминировать, чтобы учащиеся были готовы к чтению в среднем звене, где эта форма чтения становится основной.

Для проверки чтения про себя размечается предварительно текст. Контрольное чтение проводится индивидуально, понимание выясняется с помощью вопросов разного плана .

Текущая проверка чтения про себя осуществляется в классе во время урока.

Осуществляемый учителем контроль важный этап процесса выработки у самих учащихся действий и операций самоконтроля и самооценки. Но его значение не ограничивается этим. В руках учителя он также является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности учащихся.

В процессе проведения эксперимента техника чтения в классе проверялась ежемесячно и показатели вывешивались в кабинете, чтобы каждый видел свое продвижение.

2.3. Результаты опытной работы по выявлению эффективных методов и приемов по увеличению техники чтения.

Экспериментально – опытная работа по совершенствованию техники чтения проводилась с 1сентября 2011года по 30 мая 2015года (с 1 по 4-й класс).

Опыт использования системы упражнений свидетельствует о том, что она обеспечивает овладение устойчивым навыком чтения вслух и молча. Её результативность была проверена в 2011-2012 уч. году на 1-м классе, в 2012-2013 уч. году на 2-м классе, в 2013-2014 уч. году на 3-м классе, в 2014-2015 уч. году на 4-м классе. Скорость чтения измерялась индивидуально на одном и том же тексте. Проверялось и качество сформированности грамотного чтения в баллах. (в Приложении 2, 3)

Мониторинг техники чтения показал, что ежегодный показатель выше норматива. Данные мониторинга позволяют сделать вывод о росте уровня обученности. Трое учеников в течение четырёх лет обучения показывали незначительное отклонение от норматива, однако, при этом каждый из них улучшал свои личные показатели с каждым годом. Большинство учеников (18 человек или 69% учеников) демонстрировали показатели выше установленной нормы. Лучшие результаты так же имеют тенденцию к росту (в приложении 4).



Заключение.

В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, есть возможности применения различных приемов и методов для достижения учителем поставленной цели, опираясь на специфику данного класса.

Среди всех общеучебных умений и навыков в начальной школе самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения. Известный ученый и педагог В.Н. Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не меньше 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе. Поэтому на протяжении всего периода обучения в начальной школе учитель должен вести целенаправленную работу по формированию у детей беглого, осознанного чтения.

Хотелось бы выделить несколько рекомендаций, которые должны соблюдаться при формировании у детей навыка беглого чтения:

1. Задача научиться быстро читать, наряду с задачей формировать у детей интерес к чтению, должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя.

2. Эти задачи должны быть приняты учениками и родителями. Только при совместной работе можно достичь желаемого результата.

3. Учитель должен знать и применять систематически на практике методы и приемы, рекомендованные для увеличения техники чтения.

4. Специальным приемам и упражнениям по технике чтения должны быть научены не только дети, но и родители. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого организуются тематические родительские собрания и консультации.

5. До того, как сделать первый замер техники чтения, нужно всегда психологически подготовить детей, а в случае неуспеха настроить детей на серьезную работу.

6. В классе систематически должен производиться диагностический замер техники чтения, который дает возможность определить группу учащихся, которым успешно удается работать над техникой чтения и группу учащихся, которым необходима помощь.

7. Работа над техникой чтения, не должна становиться «краеугольным камнем» в работе учителя. Она должна быть систематичной, но не должна превышать 10-15 мин. каждого урока чтения.

Организуя в своем классе контроль за техникой чтения, необходимо настраивать детей, что беглое чтение лишь средство, необходимое для решения учебных, познавательных задач. Поэтому для ученика так же должно быть важно, как он осмыслил прочитанный текст, как может его пересказать, поставить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные вопросы, озаглавить текст.

Следует так же не забывать, что несмотря на использование различных методик в работе над техникой чтения, строя обучение чтению на упражнениях в ассоциационных процессах и специальных задачах, направленных на вызов работы внутреннего внимания необходимо помнить, что успех обучения чтению на прямую зависит от общего развития ребенка. Существуют определенные причины, по которым некоторые дети не могут добиться нужной техники чтения в установленный срок, например, заикание, детские неврозы или отставание в развитии.

В этом случае такая категория детей требует специального подхода к выработке и проверке техники чтения.

Терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе, учитель должен систематически стимулировать деятельность и отстающего ученика.

Систематическую работу над техникой чтения и формирование навыка беглого чтения, на мой взгляд, переоценить трудно. В результате рассмотренных и используемых мною приемов и методов работы у детей постепенно начинает сниматься трудность в чтении, страх, неуверенность в себе. Дети воспринимают многие приемы, как игру, а не как сложную учебу. Постепенно дети начали приобретать любовь к чтению. Как радостно, когда твой ученик с гордостью говорит: «А мне так понравилось читать!» или «А читать, оказывается, весело!».

Посредством такой работы дети не только приобретают любовь к чтению, но и эта работа соединяет детей, учителя и родителей в достижении общей цели. Дети постепенно включаются в самостоятельную работу и улучшают свой результат.

Приобретение учащимися необходимой для успешного обучения техники чтения дает определенные гарантии в том, что дети не будут отставать в учебной деятельности, что позволит сохранить в среднем звене качественную успеваемость.


По результатам мониторинга можно сделать вывод, что перечисленные мною методы и приемы, используемые в развитии техники чтения, дают свои положительные результаты.

Опыт исследований был предложен в заявке на организацию опытной площадки «Создание и апробация технологии совершенствования техники чтения младших школьников в условиях общеобразовательных классов начальной школы».



Список использованных источников:
  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников./ Под. Ред. Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. – М.: Педагогика, 1997.

  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь читать быстро.- М.: Просвещение, 1991.- С. 82-85.

  3. Баязова Л.Б., Волков В.А. О некоторых приемах обучения навыкам чтения. // Начальная школа. – №1, 1998. – С.60-63.

  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.

  5. Ильиной М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

  6. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать.- М.: Флинта, 1998.

  7. Методика обучения динамичному чтению. Сост. Постоловский И.З. и др. – Одесса.: изд. ОБЛИУУ, 1994.

  8. Нечаев А.П. Психология и школа. -Москва- Воронеж, 1997 .

  9. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе. Под. ред. Зверева И.Д., Пышкало А.М. – М.: Педагогика, 1986.

  10. Оморокова М.И., Постоловский И.З., Рапорт И.А. Преодоление трудностей. Книга для учителя. – М.: Просвешение, 1990.

  11. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 1999. – С.8-12.

  12. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальной школе. // Начальная школа. – 1999. – №10 - С. 55–61.

  13. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1982.

  14. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980.

  15. Сметанникова Н. Участь чтения. - // Октябрь. – 2006. – №5. – С.140-146.

  16. Совершенствование обучения младших школьников. / Под ред. Пышкало А.М. – М.: Педагогика, 1984.

  17. Сухомлинский В.А. Как формировать у ученика радость познания. // Антология гуманной педагогики. В.А. Сухомлинский. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002.– С.49.

  18. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. – Москва–Воронеж, 2000.

  19. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.– М.: Знание, 1976.


Приложение №1

Приемы по увеличению техники чтения.

1. Виды артикуляционной гимнастики:


1. ЧТЕНИЕ ШЕПОТОМ И МЕДЛЕННО:

Да - да- да - из трубы бежит вода.

До - до - до - на дереве гнездо.

Ды - ды - ды - мы пошли по ягоды.

Ду -ду- ду-с мамой я домой иду.

Та - та - та - в нашем классе чистота.

Ту - ту - ту - наводим сами красоту.

Ты - ты - ты - нами политы цветы.

Ят - ят - ят - парты ровненько стоят.

Ют - ют - ют - очень .любим мы уют.

Ло - ло - .ло - на улице тепло.

Лу - лу - лу - стол стоит в углу.

Ул -ул -ул -у нас сломался стул.

Оль - оль - оль - мы купили соль.


2. ЧТЕНИЕ ТИХО И УМЕРЕННО:

арка – арца

арти – арда

арла - арча

арса - аржа


3. ЧТЕНИЕ ГРОМКО И УВЕРЕННО:

гарь - парь - жарь

дверь - зверь – червь


4.ПРОЧИТАЙТЕ НА ОДНОМ ВЫДОХЕ:

Прочитайте слоги на одном выдохе:

Ста-сто-сты-сту-стё

Сна – сно – сны – сну – снё

Ска – ско – скы – ску – скё.


2. Игры на звукоподражание:


На птичьем дворе.

Наша уточка с утра... Кря. кря. кря!

Hаши гуси у пруда... Га, га, га!

Наши курочки в окно... Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт... Ку-ка-ре-ку!

3.Чистоговорки:


Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошел уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.


Ра-ра-ра – Кате спать пора.

Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры – летают комары.

Ри-ри-ри – на ветке снегири.

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Арь – арь – арь – на стене висит фонарь.


4. Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

Пла-кать-ся – плакаться

По – ги – ба – ем – погнибаем

У – то – пим – ся – утопимся

По – ска – ка – ли – поскакали

Ус – лы – ха – ли – услыхали

За – бул – ты – ха – ли – забултыхали

Ля – гу – ша – чье – лягушачье


5.Игра «Курочка с цыплятами».

Начинаю работу с чтения стихотворения по таблице.

Вышла курочка гулять.

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки

– Цып. цып. цып! Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А. прочитали дети ... (на).

Прибежал задорный О. прочитали дети ... (но).

Прибежат упрямый У. прочитали дети ... (ну).

Прибежап зазнайка Е. прочитали дети ... (не).


Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории.

6. Приёмы, способствующие развитию антиципации:

1. На доске записаны 2-3 пословицы.

Предлагаю их закончить.

Делу время- _____________

Кончил дело- _____________

2.Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг другу по смыслу.

Готовь сани летом пока не перепрыгнешь.

Не торопись языком торопись делом

За твоим языком телегу зимой

Не говори гоп не поспеешь босиком.


3.Прочитай загадку, подставив недостающие слова.

Посмотрите – дом стоит,

До краев водой ______(налит).

В этом домике жильцы –

Все умелые ________(половцы).

7. Таблицы Шульте

Очень хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы.

Например, широко известные у психологов цифровые и текстовые таблицы Шульте. Их можно использовать и на уроках математики, играть с детьми в перемену и на внеклассных мероприятиях. (О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. Учитесь читать быстро.М.: Просвещение, 1991. с. 82-85.)


Точечные


















Цифровые

1 1

5

4

2

8

9

11

7

12

0

3

13

14

6

10

15


Буквенные

Ы

Т

А

Т

Е

Н

О

С

Ь

М

К

Р

Ы

Ш

А

А

К

М

Т

Р

С

О

К

О

Е



Точечные: сама таблица и точки могут быть разного цвета, от 2 до 9 точек в разных местах. Дети рассматривают таблицу, пока учитель считает до 5. Затем учитель проверяет их запоминание.

Хорошо развивают у детей объем внимания.

Числовые:

Развивают не только объём внимания, но и зрительное восприятие. Таблицы могут быть разными, от 9 до 16 клеток.

- Назовите числа по порядку? и т.д.

Буквенные:

- Назовите в таблице только гласные? Только согласные?

- Составьте из букв слова (конкурс на самое длинное слово) В каждом из этих квадратов написано более тридцати слов, прочти их все. Помни, что читать слова можно в любом направлении снизу вверх, сверху вниз, по диагонали и т.д.

Слоговая

КУ

МАН

ТУЗ

КАС

ША

ТА

ТИН

БОЛ

ТО

КАР

ТОН

НА

ФЕЛЬ

ЛИК

КА

НИЗ







Слоговые– в предложенных таблицах зачеркните лишние слоги и буквы, и прочитаешь строки из стихотворения М.Лермонтова.

Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики читают про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка.

Памятка

  1. Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом.

  2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом букв.

  3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

7. Таблицы согласных:

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

ЖЛПФХЧШБРПТСТКЛ

МНДГМКТФТРМГНЖЗ

ВДФХФГМНБСКТФМН

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

8. Чтение согласных с какой-нибудь гласной.

Например: первый ряд читает с гласным [а], второй ряд — с гласным [о], третий ряд — с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э. Следующий вид работы — чтение по таблице-треугольнику (см. рис.):

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).


9
.Упражнения с фиксацией зрения на средней линии
.

Слоги расположены пирамидкой, в основа­нии которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети уже свободно фикси­руют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т.д. Систематическая работа с такими таблица­ми дает возможность развить у детей боковое зрение, которое так необходимо для развития поля ясного видения.

Предлагаю детям сосредоточить свой взгляд на средней линии (ряде чисел) и прошу, постоянно держа в поле зрения среднюю ли­нию, краешком глаза «достать» каждую букву. Для контроля даю задание назвать цифру, соот­ветствующую слогу, например, ма, ем. Поря­док цифр в средней линии постоянно меняется.

10. Чтение «эхо»

(на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.

Цель: сильный чувствует себя ответст­венным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать.

На более позднем этапе обучения чтению силь­ный и слабый меняются ролями. Цель: силь­ный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на про­чтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

11.Чтение «канон»

Один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона).

Цель: дер­жать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценива­ют их работу.

12. Чтение «спринт»

Небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно - на скорость. Кроме быстро­ты чтения, им надо еще следить за вырази­тельностью, безошибочностью. Еще чтение «спринт» провожу и так: учащиеся на макси­мальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулиро­ванные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все». Провожу та­кое упражнение перед чтением вслух каждо­го текста. Перед чтением подготавливаю класс психологически, даю команды: «При­готовиться! Внимание! Начали!» При обуче­нии чтению «спринт» пользуюсь следующей памяткой:

Памятка.

  1. Плотно сожми губы и зубы.

  2. Читай только глазами.

  3. Читай как можно быстрей.

  4. Ответь на вопросы к тексту.

13. Чтение со счетом слов

Заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, счи­тая про себя слова текста, одновременно долж­ны уяснить и его содержание, а после оконча­ния подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением.

Цель: загрузить уши учащихся посторон­ней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. Пользуюсь при этом памяткой.

Первый вопрос к учащимся - о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и дей­ствительным не превышает 2%, хоро­шим - удовлетворительным - 5-10% при условии, что дети ответили на вопросы к тексту.

14.Чтение с решётками.

Решетки представляют собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги, размером 10x26 сантиметров. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки размером 1x6 сантиметров. Решетки различаются шириной перегородок. Тренировка начинается с решетки, перегородки кото­рой составляют 4 миллиметра (№4). При чтении решетки накладываем горизонтально на читаемую часть страницы. Учащиеся, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки, восстанавливая смысл. Когда появится ощущение легкого чтения, решетку №4 необходимо заменить на решетку № 5 и т.д.











Приложение №3


Читающие выше нормы на протяжении 4 лет:


№ ученика

1класс

кол-во слов в мин.

30-40

2класс

кол-во слов в мин

50-60.

3класс

кол-во слов в мин

75-80.

4класс

кол-во слов в мин.

90 и выше

2

40

85

97

105

3

50

81

94

105

4

42

92

103

98

5

54

108

127

138

6

32

66

75

97

7

65

116

118

125

8

43

74

89

96

11

65

102

126

157

12

54

71

86

96

15

55

87

93

125

18

34

78

91

112

19

39

77

83

94

20

75

123

130

138

22

27

54

83

96

23

41

63

82

105

24

53

76

91

106

25

32

60

89

91

26

49

79

81

101


Читали ниже нормы

№ ученика

1класс

кол-во слов в мин.

30-40

2класс

кол-во слов в мин

50-60.

3класс

кол-во слов в мин

75-80.

4класс

кол-во слов в мин.

90 и выше

13

25

45

63

78

14

29

48

67

82

21

20

36

65

80


Приложение №4

Мониторинг техники чтения за четыре года


  1. Среднее значение рассчитано по формуле: количество слов в минуту, которое читают все ученики, по отношению к количеству учеников.
    Ежегодно средний показатель выше норматива. Данные мониторинга позволяют сделать вывод о росте уровня обученности:

  1. Трое учеников в течение четырёх лет обучения показывали незначительное отклонение от норматива, однако, при этом каждый из них улучшал свои личные показатели с каждым годом:

  1. Большинство учеников (18 человек или 69% учеников) демонстрировали показатели выше установленной нормы.
    Лучшие результаты так же имеют тенденцию к росту:


27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательский проект "Апробация методов, повышающих технику чтения школьников"

Автор: Солнцева Галина Николаевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 364014


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства