kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

    Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.

  Необходимость перехода к личностно - ориентированному образованию связана с тем, что современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной, самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

   Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. [ 1 ]

       В частности в ФГОС прослеживается приоритет личностной ориентации. В соответствии с реализацией ФГОС НОО деятельностей парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся  и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Можно сказать, что в рамках данных преобразований задача обучения сводится не к формированию знаний, умений, навыков, а формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. При этом успешность формирования качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих личностное развитие каждого ребёнка.

  __________________________________________________________________

1 Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.  [сборник] . – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

 

 

 

 

  Сегодня от выпускника начальных классов требуются не только знания, умения и навыки, но и готовность к самостоятельному усвоению необходимых знаний, потребность интеллектуальной активности. Поэтому задачами современного образования являются раскрытие потенциала личности, предоставления ему права сделать выбор собственного пути, целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию. [2]

 

   Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы каждый ребёнок полюбил книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие? Эти вопросы всегда волновали меня, заставляя искать, пробовать, что-то отвергать, что- то накапливать в своём опыте.

    Исходя из этого у меня возникает вопрос – как организовать урок литературного чтения чтобы он был личностно- ориентированным на каждого учащегося моего класса.

 

Актуальность.     Одна из главных  задач в обучении младших школьников – формирование навыков чтения. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, к самому себе. От умения читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависит их успех в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы, обучению чтению и какую ответственность он несёт перед учеником, его родителями, учителями средней школы. В связи с этим встаёт необходимость в организации личностно – ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения.

 

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа – М.: Просвещение, 2010.

 

Тема: «Организация личностно-ориентированного обучения на уроках литературного чтения в начальных классах».

 Задачи проекта: определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.  

Объектом исследования: является скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения. В качестве предмета исследования избираются: личностно-ориентированное обучение, методы и приёмы  на уроках, способствующие развитию навыка чтения.   

Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

  • Организовать личностно-ориентированное обучение на уроках
  • Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).
  • В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей.

Этапы проекта:

1. Изучить литературу по вышеуказанной теме.

2.Определить  наиболее  целесообразные  методы  и  приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.

 3. Изучить опыт коллег по данной проблеме.

4. Проведение исследовательской работы.

Методологическую основу исследования составляет теоретический анализ философских и психолого-педагогических исследований, раскрывающих сущность навыков чтения, значение обучения и воспитания как процесса овладения читательской деятельностью младших школьников.

Практическая значимость работы заключается в выявлении эффективности организации личностно-ориентированного обучения и  внедрение методик, раскрывающих способы и пути формирования навыков чтения.

Планируемые результаты:

- повышения уровня качественной успеваемости учащихся;

- активизация познавательной деятельности  и интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения" »












ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


«Организация личностно-ориентированного обучения

младших школьников

на уроках литературного чтения»







Работу выполнила

учитель начальных классов

МОУ Телешовской ООШ

МО «Цильнинский район»

Щегердюкова Наталья Николаевна





Содержание



  1. Ведение. ………………………………………2

  2. Организация личностно- ориентированного обучения на уроках литературного чтения в начальных классах.

  1. Организация личностно- ориентированного обучения при чтении художественного произведения. …… 5

  2. Приёмы организации личностно-ориентированного обучения на уроках литературного чтения. ……… 17

  1. Исследовательская работа. …………………….. 21

  2. Заключение. …………………………………….26

  3. Литература. …………………………………… 27

  4. Приложение. …………………………………….28

















Введение

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.

Необходимость перехода к личностно - ориентированному образованию связана с тем, что современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной, самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. [ 1 ]

В частности в ФГОС прослеживается приоритет личностной ориентации. В соответствии с реализацией ФГОС НОО деятельностей парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Можно сказать, что в рамках данных преобразований задача обучения сводится не к формированию знаний, умений, навыков, а формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. При этом успешность формирования качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих личностное развитие каждого ребёнка.

__________________________________________________________________

1 Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. [сборник] . – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2011.





Сегодня от выпускника начальных классов требуются не только знания, умения и навыки, но и готовность к самостоятельному усвоению необходимых знаний, потребность интеллектуальной активности. Поэтому задачами современного образования являются раскрытие потенциала личности, предоставления ему права сделать выбор собственного пути, целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию. [2]


Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы каждый ребёнок полюбил книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие? Эти вопросы всегда волновали меня, заставляя искать, пробовать, что-то отвергать, что- то накапливать в своём опыте.

Исходя из этого у меня возникает вопрос – как организовать урок литературного чтения чтобы он был личностно- ориентированным на каждого учащегося моего класса.


Актуальность.  Одна из главных задач в обучении младших школьников – формирование навыков чтения. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, к самому себе. От умения читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависит их успех в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы, обучению чтению и какую ответственность он несёт перед учеником, его родителями, учителями средней школы. В связи с этим встаёт необходимость в организации личностно – ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения.


2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа – М.: Просвещение, 2010.


Тема: «Организация личностно-ориентированного обучения на уроках литературного чтения в начальных классах».

 Задачи проекта: определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.  

Объектом исследования: является скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения. В качестве предмета исследования избираются: личностно-ориентированное обучение, методы и приёмы на уроках, способствующие развитию навыка чтения.   

Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

  • Организовать личностно-ориентированное обучение на уроках

  • Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

  • В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

  • Учитывать индивидуальные особенности детей.

Этапы проекта:

1. Изучить литературу по вышеуказанной теме.

2.Определить  наиболее  целесообразные  методы  и  приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.

3. Изучить опыт коллег по данной проблеме.

4. Проведение исследовательской работы.

Методологическую основу исследования составляет теоретический анализ философских и психолого-педагогических исследований, раскрывающих сущность навыков чтения, значение обучения и воспитания как процесса овладения читательской деятельностью младших школьников.

Практическая значимость работы заключается в выявлении эффективности организации личностно-ориентированного обучения и внедрение методик, раскрывающих способы и пути формирования навыков чтения.

Планируемые результаты:

- повышения уровня качественной успеваемости учащихся;

- активизация познавательной деятельности и интереса к предмету.




  1. Организация личностно - ориентированного обучения на уроках литературного чтения в начальных классах.


1. Организация личностно – ориентированного обучения при чтении художественного произведения.

Личностно- ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. В связи с этим нуждаются в пересмотре организационной, содержательной и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности, повышения качества образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Умелое применение приёмов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным – максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт и качеств.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким – либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающая в объединении учащихся. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах.

Таким образом, при личностно – ориентированном обучении осуществляются учёт индивидуально – типологических особенностей личности в сфере группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

В настоящее время дифференцированное обучение осуществляется или во внешней, или во внутренней форме.

Для внешней формы характерно комплектование гомогенных

( однородных) классов по различным критериям. Наиболее существенным и оправданным является критерий сформированности познавательного интереса к тому или иному предмету.

Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных или разноуровневых) классах, где обычно имеют место три уровня – высокий, средний и низкий ( по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени гибкости ума, по степени запоминания, степени показательной активности и т.д.)

Так, к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, видят существенное, закономерное, в частности видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытие на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

Ученик среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений, умению увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

Внедрение дифференцированного обучения дает возможность учителя иметь информацию потенциальных познавательных возможностях каждого ребёнка с целью систематического отслеживания фактического уровня читательских умений. Это является первым шагом реализации личностно- ориентированного обучения чтению, в результате которого осуществляется диагностика физиологических и интеллектуальных способностей учащихся и мониторинг уровня предметных достижений.

Комплектование групп - уровня проводится на основе критериев, описанных выше. Деление класса, по понятным причинам, негласно и условно, так как состав групп непостоянен. Динамика читательских умений является основанием для перевода в другую условную группу.

Второй шаг по реализации дифференцированного обучения заключается в подборе разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту. Тут возможна вариативность рассматриваемой специфики. Первый вариант решения, самый простой, предполагает распределение заданий, сформулированных к текстам, по уровням в том виде и порядке, в каком они представлены авторами – составителями книг для чтения. В качестве иллюстрации рассмотрим задания к стихотворению Е. Трутневой «Осень», предложенные Л.А. Ефросиньевой (2 класс): 1. Какое настроение вызывает это стихотворение? 2. Как ты понимаешь слова «стало вокруг светлее вдвое»? 3. Представь себе берёзку: «Это платье золотое у берёзки на плечах». 4. Прочитай выразительно стихотворение. 5.Рассмотри рисунок и подбери к нему строки из стихотворения. Второй вариант решения может быть заключён в конкретизации функциональных возможностей каждого задания, рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся. Так, по первому заданию ученикам высокого уровня предлагается исследовать настроение автора в каждом четверостишии и определить средства выразительности при передаче этого настроения.

Учащиеся среднего уровня в это время находят в тексте доказательства и причины грустного настроения автора. С детьми низкого уровня организуется устная работа по определению настроения стихотворения. По третьему заданию группа высокого уровня рисует иллюстрацию к первому четверостишью и находит неточности иллюстрации, выполненной к произведению в книге. Группа среднего уровня рисует берёзку к словам «это платье золотое» и сравнивает с иллюстрацией в книге. Группа низкого уровня получает задание нарисовать свою берёзку на основе впечатлений по прочитанному произведению. Учитель может развести по уровням и четвёртое задание. Самые сильные учащиеся самостоятельно готовят выразительное чтение. Вторая группа выделяет ту часть стихотворения, которая соответствует настроению времени года, и отрабатывает выразительность этого отрывка. Слабочитающие ученики работают вместе с учителем по определению громкости и темпа чтения каждой строки. Третий вариант подразумевает ещё большую степень креативности педагога в составлении разноуровневых заданий на основе владения различными видами дифференциации. Дифференциация по характеру мыслительной деятельности предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности. Так, для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера, например:

  • Прочитай текст.

  • Подчеркни (отметь) непонятные слова.

  • Отметь трудные для чтения слова.

  • Прочитай и расставь ударения.

  • Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.

  • Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

  • Прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения.

  • Выполни задания, данные после текста.

  • Отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте).

  • Сосчитай, сколько раз встречается в тексте прямая речь.

  • Прочитай выразительно прямую речь.

  • Выдели красивые слова и выражения.

  • Выдели однородные слова в тексте.

  • Какие синонимы использует автор к слову.

  • Из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не употреблялись.

  • И слов, данных на карточке, выбери те, которые встретил в тексте, подчеркни их.

  • Раздели предложение или предложения на логические отрезки, состоящие из 1,2,3 слов. Прочитай, делая паузы.

  • Прочитай выразительно по смысловым отрезкам первый абзац, пятый абзац …

Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабо читающих детей. Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задание конструктивного характера. Таковыми могут быть задания вида:

  • Подбери однокоренные слов к заголовку рассказа.

  • На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

  • Распространи предложение (абзац, часть) прилагательными (словами отвечающие на вопрос «какой?».

  • На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями.

  • Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушался.

  • Дополни (распространи) каждое предложение однородными членами и прочитай новый текст.

  • Реши анаграммы. Встречаются ли эти слов в тексте?

  • Замени слово «маша» в третьем предложении различными синонимами с учётом эмоциональной окраски текста.

  • На отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью изучаемого текста.

  • На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.

  • На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге.

  • Подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы. Прочитай выразительно.

  • Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера, например:

  • Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т.п.?)

  • Какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

  • Прочитай рассказ в лицах.

  • Какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?

  • Прочитай отрывок, который помещён на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?

  • Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же - вторую, третью и т.п. Читай, делая движения глазами только вниз.

  • Почему текст так называется? Докажи.

  • Какие особенности стиля автора в написании рассказа (стихотворения) ты заметил?

  • Докажи, что данное произведение – легенда (сказка, басня и т.п.)

  • Отметь в тексте кульминацию повествования.

  • Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?

  • Выполни партитуру текста, отметь ритмические особенности чтения. Прочитай именно так.

  • Подготовь сценарий данного текста.

  • Выбери группу исполнителей создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.

Эти задания способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.

Дифференциация может быть организована по другому признаку – по объёму. В основе этой дифференциации лежит степень владения техникой чтения.



Задание 1.

1 уровень. Прочитай первый абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.

2 уровень. Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка.

3 уровень. Подготовь выразительное чтение всего текста.

Задание 2.

1 уровень. Прочитай и перескажи первую часть близко к тексту.

2 уровень. Прочитай и перескажи подробно весь текст.

3 уровень. Прочитай весь текст и перескажи кратко.

Задание 3.

1 уровень. Прочитай часть, раздели предложение на смысловые отрезки (синтагмы).

2 уровень. Раздели на смысловые отрезки (синтагмы) весь текст.

3 уровень. Раздели текст на смысловые отрезки (синтагмы) и подготовь выразительное чтение.

Задание 4.

1 уровень. Прочитай глазами под счёт учителя все предложения абзаца с опорой на гласные. Запиши одним предложением главную мысль.

2 уровень. Прочитай первую половину текста, выбери из группы вопросов те, которые составлены к этой части текста.

3 уровень. Прочитай текст молча, ответь письменно на следующие вопросы.




Задание 5.

1 уровень. Прочитай с опорой на последнюю букву каждое слово первого предложения, второго и т.п. запиши или подчеркни главное (ключевое) слово каждого предложения.

2 уровень. Прочитай первую часть текста, одновременно выписывая ключевое слово каждого абзаца.

3 уровень. Прочитай текст, озаглавь каждую часть предложением из текста.

Задание 6.

1 уровень. Прочитай текст, подчеркни на кальке главное предложение первого абзаца.

2 уровень. Прочитай текст, отметь на кальке главное предложение каждого абзаца.

3 уровень. Прочитай текст, подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль произведения.

Задание 7.

1 уровень. Прочитай, вычеркни из каждого предложения неглавные слова из первого абзаца. Прочитай без этих слов.

2 уровень. Вычеркни несущественные для смысла слова из текста, перечитай упрощённый текст.

3 уровень. С помощью просмотрового чтения упрости текст, оставляя самое существенное в каждом абзаце.

Задание 8.

1 уровень. Определи настроение первой строфы стихотворения.

2 уровень. Определи, какое настроение выражено в каждой строфе стихотворения.

3 уровень. Определи смену настроений в стихотворении и прочитай выразительно.

Задание 9.

1 уровень. Прочитай текст, выполни задание 1,2,3.

3 уровень. Выполни все задания.

Задание 10.

1 уровень. Найди в стихотворении эпитеты.

2 уровень. Выдели эпитеты, сравнения.

3 уровень. Какими средствами художественной выразительности пользовался автор?




Задание 11.

1 уровень. Подсчитай количество глаголов в стихотворении А.С. Пушкина.

2 уровень. Какая часть речи наиболее часто встречается в поэзии А.С. Пушкина?

3 уровень. Понаблюдай и сделай вывод, какими художественными способами отличается поэтическое творчество А.С. Пушкина.

Задание 12.

1 уровень. Подбери синоним к слову «зима».

2 уровень. Составь синонимический ряд к слову «зима».

3 уровень. Почему А. С. Пушкин использовал эти синонимы?

Задание 13.

1 уровень. К какому жанру относится это произведение Л. Н. Толстого? Докажи.

2 уровень. Какие произведения Л.Н.Толстого можно отнести к жанру басни? Назови и докажи.

3 уровень. Что можно сказать о жанровом разнообразии произведений Л.Н.Толстого? Докажи.

Задание 14.

1 уровень. Выбери из данных пословиц ту, которая подходит к произведению.

2 уровень. Подбери пословицу к произведению.

3 уровень. Найди в произведении предложения, которые являются пословицами (поговорками). Какие ещё пословицы на эту тему ты знаешь?


Дифференциация также может быть организована и по уровню творчества. Примерные дифференцированные задания творческого характера таковы:

Задание 1.

1 уровень. Реши анаграммы: екознамы, дылес, езимне, троу.

2 уровень. Составь рассказ на тему «Зимнее утро» по опорным словам.

3 уровень. Сочини четверостишие о зиме, о зимнем утре.

Задание 2.

1 -2 уровень. Прочитай слова: нашкорабльстоялнаякоре.

2 уровень. Составь такие же «загадочные письма» на карточках для своих товарищей.

3 уровень. Составь кроссворд по произведениям Л.Н. Толстого.


Задание 3.

1 уровень. Подбери рифмы

Небеса –

Иней –

Снежок –

2 уровень. Придумай двустишие по рифмам:

Ковром – серебром

Бело – замело

3 уровень. Придумай стихотворение на тему «Зима»

Задание 4.

1 уровень. Составь модельный план произведения.

2 уровень. Составь эскизно – модельный план произведения.

3 уровень. Составь словесный план произведения.

Задание 5.

1 уровень. Подготовь пересказ на основе готового плана.

2 уровень. Подготовь пересказ на основе собственного эскизно – модельного плана.

3 уровень. Подготовь пересказ на основе собственного модельного плана.

Задание 6.

1 уровень. Подготовь подробный пересказ.

2 уровень. Подготовь выборочный пересказ.

3 уровень. Подготовь краткий пересказ.

Задание 7.

1 уровень. Распространи предложение с помощью прилагательных.

2 уровень. Распространи абзац с помощью прилагательных.

3 уровень. Распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.

Задание 8.

1 уровень. Сверни текст. Убери в предложениях несущественные для смысла слова. Перечитай новый вариант.

2 уровень. Зачеркни на кальке предложения, которые не нарушают смысл абзаца. Перечитай новый вариант.

3 уровень. Оставь в каждом абзаце главное предложение. Прочитай оставшиеся предложения.

Задание 9.

1 уровень. Подготовь свою сказку, изменив место (время) действия.

2 уровень. Сохрани фабулу сказки, изменив главных героев другими.

3 уровень. Сочини свою сказку, полностью отличающуюся от прочитанной в классе.

Задание 10. Раздели текст на части .

1 уровень. В соответствии с количеством абзацев.

2 уровень. В соответствии с данным планом.

3 уровень. По смыслу.

Задание 11.

1 уровень. Выбери сравнение из данных словосочетаний.

2 уровень. Найди сравнение в тексте.

3 уровень. Придумай собственное сравнение.

Задание 12.

1 уровень. Распространи предложения абзаца прилагательными. Сравни свой вариант с авторским по книге.

2 уровень. Распространи с помощью прилагательных те предложения текста, которые касаются портрета героя (описание природы и т.п.)

3 уровень. Распространи текст с помощью однородных определений.

Задание 13.

1 уровень. Изобрази своё отношение к произведению цветом.

2 уровень. Нарисуй наиболее существенную деталь, характеризующую это произведение.

3 уровень. Нарисуй иллюстрацию к произведению.

Задание 14.

1 уровень. Нарисуй иллюстрацию к эпизоду из текста.

2 уровень. Составь диафильм по эпизоду из произведения.

3 уровень. Оставь диафильм по тексту и определи характер музыкального сопровождения.

Приведённые примеры заданий рассчитаны на индивидуальную самостоятельную работу.

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. Этому способствуют разнообразные кратковременные письменные работы, которые могут быть выполнены на листках бумаги, кальке, целлофановой плёнке и т.п. такие виды работ помогают учителю осуществлять обратную связь и организацию адресной коррекционной работы, способствуют формированию самоконтроля, ответственности и других личностных качеств, обеспечивающих совершенствование читательских умений. Дифференцированные задания могут выполнятся не только индивидуально, но и в группах.

Ключевым основанием для дифференциации образовательного процесса может выступать не интеллектуальные способности (слабые, средние, сильные), а индивидуальные особенности учащихся восприятия и переработки информации.

При организации личностно - ориентированного обучения на уроках чтения любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. У школьников формируется более глубокий интерес к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека. [3] Известно, что умение учиться - это, новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества (Г.А. Цукерман). Психологи давно определи, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в групповой работы убеждает в том, что:

- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретает теплоту, человечность;

- сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

- учащиеся приобретают знания, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Не каждый ребёнок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям необходимо помочь, включая их в групповую работу. Говоря о целях организации совместной работы на уроках чтения необходимо дать каждому ребёнку:

- эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включаться в общую работу класса;

- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

Урок - ведущая форма жизни детей. Урок литературного чтения занимает среди других дисциплин особое место. Он отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека.

В школе на всех предметах проводится работа по формированию и развитию читательской компетентности. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения. [ 4 ]

Процесс восприятия художественного произведения – очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительнее своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует не очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.






















2.Приёмы организации личностно – ориентированного обучения на уроках литературного чтения.

Подходы к организации личностно – ориентированного обучения разработаны с позиции общего развития школьников начальных классов. Они представлены в виде общих дидактико – методичестких установок организации процесса. В качестве общего основания выступает установка организации многогранной учебной деятельности школьников, включащих познавательную деятельность, а также опыт эмоционально – ценностных отношений, практическую деятельность взаимодействия с объектами окружающего мира и коммуникативную деятельность отношений, что служит задаче социализации личности школьников. Методическая система приёмов, направленная на решение задачи личностного развития школьника, реализует указанное основание не по отдельным видам деятельности, а целостно.

В качестве общего основания организации личностно – ориентированного обучения и системы методических приёмов выступает также установка реализации в процессе овладения учебным материалом субъектной позиции ученика, когда младший школьник становится субъектом деятельности.

В теории и практике обучения долгие годы школьника рассматривали в качестве объекта учебно – воспитательных воздействий, благодаря которым он должен овладеть определённым потенциалом знаний. Основным методом обучения был репродуктивный, приёмы повторения, деятельность по образцу. Главным результатом такого обучения было накопление знаний и умений, а развитие мышления, сознания и личностных качеств отступало на второй план.

И. С. Якиманская считает, урок становится личностно – ориентированным лишь тогда, когда постоянно обращаются к субъектному опыту школьников, к опыту их собственной жизнедеятельности и признают самобытность и уникальность каждого ученика.

Опора на субъектный опыт предусматривает, что учитель при подготовке к уроку предусматривает выявление в диалоге – по логике детских версий, содержательных характеристик в субъектном опыте учащихся как результата их предшествующего обучения и собственной жизнедеятельности. Обсуждая их на уроке, учитель формирует «коллективное знание» переводит содержание индивидуального опыта ученика в социально значимое содержание, тем самым добивается личностного усвоения этого содержания.

Приёмы организации познавательной деятельности в личностно – ориентированном обучении включают школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, наблюдение, интерпретацию и обобщение.

Например:

Учитель. Назовите предметы, изображённые на картинках.

Дети. зубр зебра

лиса кабан

белка жираф

У. Исключите из каждого столбика по одному названию по трём признакам одновременно.

Д. Из первого столбика надо исключить слово зубр. В этом слове один слог, а в словах лиса и белка – по два. Первый звук в слове зубр твёрдый, а в словах лиса и белка – мягкий.

Последний звук в этом слове согласный, а в других словах – гласный.

Д. Из второго столбика надо исключить слово зебра. В нём первый звук мягкий, а в словах кабан и жираф – твёрдый. Последний звук в этом слове гласный, а в других словах – согласный. Ударение в словах зебра падает на первый слог, а в словах кабан и жираф на – второй.

С помощью данных приёмов и заданий учитель также может провести уровень усвоения знаний школьников и увеличивает долю самостоятельности учащихся и развития мыслительной деятельности.

Знания, которые получает ученик на уроках нужны не сами по себе, не как «мёртвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых учебных задач. Можно выделить следующий компонент развития: умение применять полученные знания. А это умение не возможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное задание. Здесь нужен подход к очень важному моменту личностно – значимого обучения – развитию мотивации учебной деятельности. Например, при работе над темой «Правописание сочетаний «жи» и «ши»», учитель показывает на наборном полотне два слова, в которых пропущена буква «и»: ш…ло, ш..нель, и спрашивает, какая буква пропущена? Ответы детей разные: один говорит «и», другие «ы».

У. Какой первый звук в этих словах? ( Звук [ш])

У. Что мы о нём знаем? (Всегда твёрдый)

У. Какую букву возьмём для составления слога «ши»? (Возьмём букву «и»)

У. Надо запомнить, что сочетания «ши» пишется только с буквой «и».

На доске «ши» «шы», учитель предлагает одному ученику взять красный мел и перечеркнуть «шы».


Казалось бы чуть – чуть изменён характер обучения, но эти изменения весьма важны –они формируют у школьников мотив их деятельности. При этом готовность к образованию включает умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

Следующий важнейший компонент детского развития – сформированность умения добывать знания.

К каким ролям привык сегодняшний младший школьник? Учитель призывает его «внимательно слушать» (он – слушатель), внимательно смотреть ( он – «зритель») и всё хорошо запоминать ( он – «репродуктор»). В этом случае процесс обучения ориентируется на приоритет таких психических процессов, как восприятие и память, то есть «на уже созревшие плоды» (Д.Б. Эльконин), опирается на «слабость» ребёнка, а не на его «силу».

В основе сознательного акта чтения лежит способность ученика к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того , без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение.

И, наконец, принципиально важным становится опора на два принципа обучения – на доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.

И, конечно, личностно-ориентированное обучение связано с удовлетворением потребителей ребёнка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших школьников одной их самых актуальных деятельностей остаётся игра. Каждый учитель имеет в своём опыте ряд игр, которые он широко использует на уроках. Во время игры ребёнок берёт на себя роль, действует в воображаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками, вместе с ними создаёт сюжет игры. Всё это он делает по своему разумению, самостоятельно. Дети свободны в выборе партнёров, действий.

Приведу пример игры «Проводи Красную Шапочку к бабушке».

Описание игры. В одном из углов слоговой таблицы устанавливается домик бабушки, а в противоположном – Красная Шапочка. Учитель сообщает игровую ситуацию: Красная Шапочка отправляется проведать бабушку. Помните, что с ней случилось в сказке? Проводите её, показывая дорогу слогами. К доске вызывается два ученика. Один из них диктует «Два шага вперёд, один шаг влево и т.д. ( шагом считается прямоугольник слоговой таблицы) другой, взяв в руки Красную Шапочку, выполняет действия, предлагаемые товарищем. Он устанавливает игрушку возле нужного прямоугольника и читает слог, который в нём находится.


Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно многое: признать право каждого ребёнка на самостоятельность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

Индивидуальный подход к ученикам при организации домашней работы по чтению создаёт условия для выполнения заданий, направленных на углубление полученных на уроке знаний, совершенствование умений и навыков, а также заданий с учётом интересов и склонностей ребёнка, уровня развития его познавательных интересов. Учитывая сформированность навыка чтения, умения отвечать на вопросы, пересказывать, принимая во внимание характер и развитость памяти, можно общее задание – читать текст – дополнить дифференцированными. Например, задание подготовить пересказ всего рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле» необходимо дополнить а) прочитать весь рассказ и пересказать первую часть (для детей слабочитающих); б) пересказать весь рассказ, близко к тексту любую часть;

в) пересказать рассказ по плану и выучить наизусть одно – два предложения (для детей с плохой памятью и малоразвитой речью.)

учитель хорошо понимает, для чего, с какой целью предлагается в качестве домашнего каждое задание – какие приёмы и способы действий формируют и оттачивает, в каких умственных действиях упражняется ребёнок, какие стороны его личности развиваются.










III.Исследовательская работа

Исследование проводилось мною в МОУ Телешовской ООШ на базе 1 класса.

Работая с учащимися начальных классов, я веду отслеживание формирования навыков чтения начиная с 1 класса.

Проверка сформированности умений и навыков чтения в целом относиться к числу наиболее сложных, деликатных и крайне трудоёмких процедур.

Сложных – потому что требует охвата нескольких сторон в применении навыка чтения и учёта специфики тех текстов, с которыми дети знакомились на уроках чтения, и тех, которые читали на уроках по другим предметам, и наконец тех книг, которые должны быть прочитаны детьми самостоятельно.

Деликатных – потому что сама процедура проведения проверки требует создания атмосферы доброжелательности и повышенного внимания к каждому ребёнку, исключения всякого рода резких замечаний, одёргивания, повышения голоса и т.п.

Трудоёмких – потому что эта процедура сопряжена со значительными затратами сил, времени, с подготовкой места проверки, текстовых материалов, измерителей времени.

Организационно проверку я строю в соответствии с её формой- индивидуальной или фронтальной.

Наиболее полное и достоверные данные о навыке чтения того или иного ученика и класса в целом я получаю при индивидуальной проверке, проводимой в ходе как текущего, так и рубежного контроля. Для её проведения специально подбираю тексты, которые отвечают требования стандарта, а следовательно и официальной учебной программе.

Работая над задачей «Формирование навыка чтения в букварный период» я фиксирую результаты в таблице:

Формирование способа чтения

в 1 классе

Месяц

НЕ читают

Читают

по буквам

Читают

по слогам

Читают по слогам и словами

Читают целыми словами

Сентябрь

100%





Октябрь

75%

25%




Ноябрь


50%

50%



Декабрь



100%





В течении этого времени веду работу по усвоению фонематического слуха детей, обучению их первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтении, организации экскурсий, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию речи.

На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов.

В связи с тем, что все учащиеся пришли нечитающими особое внимание при проверке обращаю на способ чтения. Общая оценка должна складываться из совокупных данных по каждому из компонентов. Если к примеру, ученик прочитал какое то слово, а затем тут же вновь его повторил, то это едва ли можно отнести к ошибочному чтению. В данном случае подобного рода повтор надо скорее квалифицировать, как стремление ученика утвердиться в точности понимания им смысла читаемого.

Отрицательные оценки по чтению не выражаю в виде такого же рода отметок, т.е. плохо «1» или «2». В последних случаях даю советы по устранению очевидных недостатков в чтении ученика, предлагаю выполнить определённые индивидуальные задания, а главное, беру, что называется под контроль такого ученика и разрабатываю для него систему мер по улучшению его чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения включают следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание. После проведенной коррекционной работы было вновь проведено исследование развития речи учащихся. Были получены следующие результаты за I и II полугодие (см. Приложение 1) (см. Приложение 2). На основе полученных данных строю диаграммы .

Диаграмма 1 «Способ чтения»

Анализ исследований показывает, что в I полугодии все дети читают по слогам. Во II полугодии динамика положительная: читают слогами и словами 75% учащихся, а целыми словами – 25% учащихся.

Диаграмма 2. «Правильность чтения»

Анализ исследований показывает, что ученики 1 класса испытывают затруднения в правильности чтения, но наблюдается положительная динамика. Учащиеся не допускают более 2-х ошибок, нет пропусков, замен и искажений при чтении, но затрудняются при постановки ударения и наблюдается повтор слов.

Диаграмма 3 «Осознанность чтения»

При исследовании осознанности чтения выявлена положительная динамика. К концу II полугодия все учащиеся отвечают на вопросы по тексту, увеличился процент учащихся, умеющих определять главную мысль, правильно оценивающих действия героев, один ученик высказывает своё мнение.

Диаграмма 4. «Выразительность чтения»

Анализ исследования указывает на недостаточную сформированность навыка выразительного чтения. Но наблюдается положительная динамика в соблюдении интонации, логических ударений и пауз. Учащиеся плохо владеют голосом и мимикой.

Диаграмма 5. «Скорость чтения»

К концу II полугодия все учащиеся читают на уровне и выше уровня стандарта, и все понимают прочитанное.

Вывод: отмечается отсутствие у учеников определенных умений в навыках чтения. К ним относятся:



  • Выразительность чтения (неумение интонационно оформлять предложения разных типов)

  • Правильность чтения (требует дальнейшего совершенствования);

  • Осознанность (отсутствие умения выражать мысль своими словами).

Таким образом, я как педагог должна продолжить работу по формированию навыка чтения учащихся.

Возможности, способствующие развитию навыков чтения огромны. Для того чтобы ученики могли научиться этому, их нужно учить это делать именно в школе. Учащиеся под руководством учителя выявляют свои возможности и производят их корректировку, определяют границы своих знаний, намечают возможные направления дальнейшего поиска в решении ими системы учебных задач.

































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводимые эксперименты показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверке чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие и родители. В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

Понятно, что проведенное исследование не может полностью исчерпать изучаемую проблему, а представляет лишь один из ее вариантов к ее разрешению и в перспективе требует более глубокого конкретного осмысления в условиях реализации его во внеклассное время.

Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени и неоднозначны, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь на лучшее в ребенке, если даже это лучшее еще не проявилось. Он, принимая любого ребенка, обращается к нему не к такому, какой он «сегодня», а к такому, каким он может быть «завтра».

Изменение приоритетной цели начального образования, направленной на развитие личности ребёнка и становление его убеждений, мировоззрение, требует такой педагогической технологии, которая бы взяла на себя роль адаптации учителя в реализации данной цели. Учитель начальных классов должен быть готов ориентировать каждый учебный предмет на поиск своего места в развитии личности младшего школьника, в формировании у него ведущей, учебной деятельности, умения и желания учиться, чтобы он смог без труда продолжить своё образование в основной школе и адаптироваться в жизни. Для этого учитель начальных классов должен уметь переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности, которые чётко выражены в выражении «Помогите мне это сделать самому». Таким образом, главная задача учителя начальных классов в современных условия: быть помощником ребёнка в его жизненном самоопределении, не быть перед ребёнком чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними.


Литература.


  1. «Начальное образование».- М.: ЗАО Издательство «Русский журнал», 2010г. №3. «Новые подходы к литературному образованию младших школьников как путь реализации стандартов второго поколения». С.3


  1. «Начальное образование».- М.: ЗАО Издательство «Русский журнал», 2010г. №2. Н.Н. Перетягина «Модернизация образования и реализация стандарта второго поколения». С. 24




  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [cост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: АСТ Астрель




  1. Управление начальной школой. №11/ноябрь/2012. О.В. Карпова,

А.Б. Карпов «Виды работы учителя и обучающихся

на уроках литературного чтения». С. 28


  1. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринёва М.И. и др. Учимся

успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей

общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2011.


  1. do.gendocs.ru/docslindex – 94934. htm/


  1. libsib.ru/pedagogika/protsess – obuch


  1. BankReferatov. Ru





22




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щегердюкова Наталья Николаевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155062

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства