Методическая разработка урока русского языка для 1 класса, разработанная в технологии деятельностного метода обучения
Методическая разработка урока русского языка для 1 класса, разработанная в технологии деятельностного метода обучения
Методическая разработка урока русского языка для 1 класса (УМК "Перспектива"), разработанная в технологии деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тема урока "Алфавит". Может быть рекомендована учителям начальных классов, студентам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка для 1 класса, разработанная в технологии деятельностного метода обучения»
ГАОУ ДПО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Курсы «Особенности содержания и технологи реализации ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
«Модель урока в начальной школе в 1 классе по русскому языку по программе «Перспектива», разработанная в технологии деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС»
Работу выполнила:
Краснова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ № 4 города Боровичи
Боровичского муниципального района
Новгородской области
Руководитель: Н.П.Федорова
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2018 год
Обоснование выбранной темы.
Задачей стандартов общего образования второго поколения является ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Стандарт определяет три группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе и к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Организуя поиск ответа на этот вопрос, я обращаюсь к технологии деятельностного метода, разработанного доктором педагогических наук, лауреатом премии Президента РФ в области образования Людмилой Георгиевной Петерсон.
Характеристика выбранной технологии.
Технология «деятельностного метода» разработана в рамках научно – экспериментальной работы и представляет собой последовательность деятельностных шагов, которые авторы называют технологией «деятельностного метода».
Создание этого метода осуществлялось на основании теории деятельности, разработанной в методологии Г. П. Щедровицким, О. С. Анисимовым, А. А. Деркач и другими. В данном подходе носителем деятельности не является индивид. Она сама захватывает индивида и тем самым воспроизводится.
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель – направлена на формирование метапредметных результатов освоения программы; формирование умения самостоятельно строить новые понятия и способы действий.
Содержательная цель – направлена на формирование предметных результатов осовоения программы; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода Л.Г. Петерсон:
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
устанавливаются тематические рамки («могу»). На этом этапе происходит процесс адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающий сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик».
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Модель урока.
Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит».
Предметная задача: обобщить знания учащихся об алфавите.
Метапредметная задача: открыть способ упорядочивания слов по алфавиту.
Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Игра «Спрятанные буквы»: на доске 2 домика (красный и синий). На каждой парте 2 буквы.
- Распределите буквы по домикам.
- Можем ли мы поселить буквы в один домик?
-Сколько надо квартир?
- Каким образом мы заселим домик?
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Как мы назовем дом, в котором живут буквы?
- Что такое алфавит?
- Кто расскажет алфавит?
- Что об алфавите мы должны узнать?
Выявление места и причины затруднения.
- Для чего нужен алфавит?
- Где мы можем использовать алфавит и как?
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какая тема урока?
- Какая цель урока?
- Упр. 91
Реализация построенного проекта.
- А теперь давайте выполним упр. 92.
Составление алгоритма.
Прочитайте все слова.
Обратите внимание на первую букву в слове (подчеркнуть).
Расположите слова в алфавитном порядке (записать).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Как выполняли задание?
- Что вам в этом помогло?
- Как использовали алгоритм?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- На доске записаны словарные слова: ворона, сорока, береза.
- Запишите их в алфавитном порядке.
- При выполнении задания пользуйтесь алгоритмом.
- Проверьте себя по словарю, расположенному в конце учебника.
- У кого возникли трудности?
- С чем они связаны?
- У кого все получилось? Поставьте на полях знак «+».
- У кого не получилось? Поставьте знак «-».
Включение в систему знаний и повторений.
- Где может использоваться алфавит?
- Правильно, в алфавитном порядке расположены фамилии учеников в журнале – так проще.
Вызываются 4 ученика, у которых фамилии на одну букву.
- Встаньте друг за другом в алфавитном порядке.
- Каким правилом пользовались?
- Какие трудности у вас возникли?
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.
- Какую задачу мы сегодня ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Где можно применить новые знания?
Распределяют буквы
Да
Дети предлагают разные варианты.
Азбука, алфавит
Дети предлагают разные варианты.
Дети предлагают разные варианты.
Дети предлагают разные варианты.
Совместное составление алгоритма.
Работа в тетради.
Проговаривание алгоритма выполнения работы.
Записывают в тетради слова в алфавитном порядке.
Проверяют работу по словарю.
Рефлексия выполнения задания.
В библиотеке, в школьном журнале, в поликлинике…
Выполняют задание
Дети предлагают разные варианты ответов.
Анализ урока.
Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит».
Предметная задача: обобщить знания учащихся об алфавите.
Метапредметная задача: открыть способ упорядочивания слов по алфавиту.
Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения.
Предметную задачу решали на этапе «Реализация построенного проекта» на материале упражнения учебника (упр. 92).
Использовали способ закрепление с проговариванием во внешней речи при проговаривании алгоритма выполнения задания – на материале упр. 92.
После выполнения данного задания детям было предложено самостоятельно выполнить работу с самопроверкой по эталону и оценить себя знаково («+», «-»).
На этапе включения в систему знаний и повторения учащимся было предложено встать по алфавиту детям с одинаковой первой буквой в фамилии. При выполнении данного задания дети также использовали алгоритм.
Оценка результативности деятельности проводится на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону с помощью вопросов учителя («У кого возникли трудности?» «С чем они связаны?») и за выборочные индивидуальные ответы в форме слов-пообщрений, на этапе включения в систему знаний и повторения – при помощи вопросов («Каким правилом пользовались?» «Какие трудности у вас возникли?»), на этапе рефлексии учебной деятельности на уроке по вопросам («Где можно применить новые знания?»), на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону с помощью знаков («+», «-»).
Метапредметную задачу - открыть способ упорядочивания слов по алфавиту – решали на этапе выявления места и причины затруднения, когда учащиеся столкнулись с проблемой, на этапе построения проекта выхода из затруднения, когда дети предлагали различные варианты решения возникшей проблемы, на этапе реализации построенного проекта, когда учащиеся совместно с учителем составили алгоритм постановки слов в алфавитном порядке, на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, когда учащиеся использовали данный алгоритм для выполнения задания из учебника, на этапе включения в систему знаний и повторения, когда учащиеся использовали алгоритм в новой ситуации.
На этапе рефлексия учебной деятельности на уроке учитель проверит степень овладения учащимися способом упорядочивания слов по алфавиту, т.е. достижения метапредметной задачи.