kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка для 1 класса, разработанная в технологии деятельностного метода обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка для 1 класса (УМК "Перспектива"), разработанная в технологии деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тема урока "Алфавит". Может быть рекомендована учителям начальных классов, студентам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка для 1 класса, разработанная в технологии деятельностного метода обучения»

ГАОУ ДПО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»








Курсы «Особенности содержания и технологи реализации ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»







ИТОГОВАЯ РАБОТА

«Модель урока в начальной школе в 1 классе по русскому языку по программе «Перспектива», разработанная в технологии деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС»








Работу выполнила:

Краснова Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ № 4 города Боровичи

Боровичского муниципального района

Новгородской области



Руководитель: Н.П.Федорова





ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2018 год

  1. Обоснование выбранной темы.

Задачей стандартов общего образования  второго поколения является ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели  и смысла образования.

Стандарт определяет три группы результатов: личностные, предметные и метапредметные. 

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе и к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты  - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов  начального общего образования нового поколения. 

Как же построить урок, чтобы реализовать требования  Стандартов второго поколения?

Организуя поиск ответа на этот вопрос, я обращаюсь к технологии деятельностного метода, разработанного доктором педагогических наук,  лауреатом премии Президента РФ в области образования Людмилой Георгиевной Петерсон.  














  1. Характеристика выбранной технологии.

Технология «деятельностного метода» разработана в рамках научно – экспериментальной работы и представляет собой последовательность деятельностных шагов, которые авторы называют технологией «деятельностного метода».

Создание этого метода осуществлялось на основании теории деятельности, разработанной в методологии Г. П. Щедровицким, О. С. Анисимовым, А. А. Деркач и другими. В данном подходе носителем деятельности не является индивид. Она сама захватывает индивида и тем самым воспроизводится.


Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель – направлена на формирование метапредметных результатов освоения программы; формирование умения самостоятельно строить новые понятия и способы действий.

Содержательная цель – направлена на формирование предметных результатов осовоения программы; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода Л.Г. Петерсон: 

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

устанавливаются тематические рамки («могу»). На этом этапе происходит процесс адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающий сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик».


 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;  
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 

мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 

фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 


3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.


  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.


 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. 


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.










  1. Модель урока.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит».

Предметная задача: обобщить знания учащихся об алфавите.

Метапредметная задача: открыть способ упорядочивания слов по алфавиту.

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Игра «Спрятанные буквы»: на доске 2 домика (красный и синий). На каждой парте 2 буквы.

- Распределите буквы по домикам.

- Можем ли мы поселить буквы в один домик?

-Сколько надо квартир?

- Каким образом мы заселим домик?


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Как мы назовем дом, в котором живут буквы?

- Что такое алфавит?

- Кто расскажет алфавит?

- Что об алфавите мы должны узнать?


  1. Выявление места и причины затруднения.

- Для чего нужен алфавит?

- Где мы можем использовать алфавит и как?


  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какая тема урока?

- Какая цель урока?

- Упр. 91


  1. Реализация построенного проекта.

- А теперь давайте выполним упр. 92.

Составление алгоритма.

  1. Прочитайте все слова.

  2. Обратите внимание на первую букву в слове (подчеркнуть).

  3. Расположите слова в алфавитном порядке (записать).


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как выполняли задание?

- Что вам в этом помогло?

- Как использовали алгоритм?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- На доске записаны словарные слова: ворона, сорока, береза.

- Запишите их в алфавитном порядке.

- При выполнении задания пользуйтесь алгоритмом.

- Проверьте себя по словарю, расположенному в конце учебника.

- У кого возникли трудности?

- С чем они связаны?

- У кого все получилось? Поставьте на полях знак «+».

- У кого не получилось? Поставьте знак «-».


  1. Включение в систему знаний и повторений.

- Где может использоваться алфавит?

- Правильно, в алфавитном порядке расположены фамилии учеников в журнале – так проще.

Вызываются 4 ученика, у которых фамилии на одну букву.

- Встаньте друг за другом в алфавитном порядке.

- Каким правилом пользовались?

- Какие трудности у вас возникли?

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

- Какую задачу мы сегодня ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Где можно применить новые знания?







Распределяют буквы

Да



Дети предлагают разные варианты.




Азбука, алфавит


Дети предлагают разные варианты.





Дети предлагают разные варианты.


Дети предлагают разные варианты.







Совместное составление алгоритма.



Работа в тетради.





Проговаривание алгоритма выполнения работы.





Записывают в тетради слова в алфавитном порядке.


Проверяют работу по словарю.



Рефлексия выполнения задания.




В библиотеке, в школьном журнале, в поликлинике…






Выполняют задание







Дети предлагают разные варианты ответов.
































  1. Анализ урока.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит».

Предметная задача: обобщить знания учащихся об алфавите.

Метапредметная задача: открыть способ упорядочивания слов по алфавиту.

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения.

Предметную задачу решали на этапе «Реализация построенного проекта» на материале упражнения учебника (упр. 92).

Использовали способ закрепление с проговариванием во внешней речи при проговаривании алгоритма выполнения задания – на материале упр. 92.

После выполнения данного задания детям было предложено самостоятельно выполнить работу с самопроверкой по эталону и оценить себя знаково («+», «-»).

На этапе включения в систему знаний и повторения учащимся было предложено встать по алфавиту детям с одинаковой первой буквой в фамилии. При выполнении данного задания дети также использовали алгоритм.

Оценка результативности деятельности проводится на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону с помощью вопросов учителя («У кого возникли трудности?» «С чем они связаны?») и за выборочные индивидуальные ответы в форме слов-пообщрений, на этапе включения в систему знаний и повторения – при помощи вопросов («Каким правилом пользовались?» «Какие трудности у вас возникли?»), на этапе рефлексии учебной деятельности на уроке по вопросам («Где можно применить новые знания?»), на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону с помощью знаков («+», «-»).


Метапредметную задачу - открыть способ упорядочивания слов по алфавиту – решали на этапе выявления места и причины затруднения, когда учащиеся столкнулись с проблемой, на этапе построения проекта выхода из затруднения, когда дети предлагали различные варианты решения возникшей проблемы, на этапе реализации построенного проекта, когда учащиеся совместно с учителем составили алгоритм постановки слов в алфавитном порядке, на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, когда учащиеся использовали данный алгоритм для выполнения задания из учебника, на этапе включения в систему знаний и повторения, когда учащиеся использовали алгоритм в новой ситуации.

На этапе рефлексия учебной деятельности на уроке учитель проверит степень овладения учащимися способом упорядочивания слов по алфавиту, т.е. достижения метапредметной задачи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Краснова Светлана Викторовна

Дата: 18.09.2018

Номер свидетельства: 478073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном» "
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "133688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416568250"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства