Просмотр содержимого документа
«Место и роль игровой технологии в учебном процессе начальной школы»
6
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов
1 слайд
Добрый день, дорогие коллеги! Тема моего выступления «Использование игровых педагогических технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС третьего поколения»
2 слайд
Василий Александрович Сухомлинский писал:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
3 слайд
Труд, учеба, игра - важные виды деятельности ученика начальной школы. Функция игровой деятельности – доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. В игре происходит освоение правил общения, преодоление трудностей, усвоение социально – культурных ценностей и т.д.
Для младшего школьного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
- помогает снять чувство усталости;
- раскрывает способности детей, их индивидуальность;
- усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс.
Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.
В современной школе игровая деятельность используется в качестве: самостоятельной технологии; как элементы более обширной технологии; технологии внеклассной работы. Игровая форма урока создаётся при помощи игровых приемов и ситуаций.
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Главной особенностью игровой деятельности является, что с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Выделим наиболее важные функции игры.
4 слайд
1. Социокультурное назначение игры. Игра - средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, влияющие на формирование человека.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
3. Самореализации человека в игре - это одна из основных функций игры. Процесс игры - это пространство самореализации.
4. Коммуникативная функция игры. Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
5. Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
6.Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевой игре.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
- наличие собственной деятельности;
- творчество;
- общение;
- самоопределение через ролевое экспериментирование;
- самоопределение через различную деятельность.
5 слайд
По характеру педагогического процесса игры бывают:
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и другие.
6 слайд
По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
7 слайд
По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
различают игры с предметами и без них (например: сопровождаемые передачей мяча);
настольные (ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д.);
комнатные;
уличные;
на местности;
компьютерные и с ТСО;
с различными средствами передвижения (сюжетные игры с личным участием детей)
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
Требования к играм:
1. Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3. Возможность действия для каждого ученика.
4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от лёгких, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
6. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Ценность игры:
1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.
2. Активизация и интенсификация учебного процесса.
3. Учебно-познавательная направленность.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.
Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.
8 слайд
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на уроке МАТЕМАТИКи
1. Игра «Засели домик»,
2. Игра «Кто скорее?»,
3. Игра «Назови соседей числа»,
4. Игра «Забей мяч в корзину»,
5. Игра«Набери число»,
6. Игра«Кто быстрее»,
7. Игра «Лесенка»,
8. Игра «Не зевай»,
9. Игра «Лото»
10. Рифмованные задачи
9 слайд
РУССКИЙ ЯЗЫК
Игра"Чей голосок" (установление изучаемого звука в словах);
Игра"Где спрятался звук ?"(определение места звука );
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции (ра ма; ра на; по ра; ко ра)
Игра "Кто быстрее, кто больше ?"(из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова);
Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?« (например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Таким образом, игровые технологии направлены на: расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков в знакомой и незнакомой ситуации на практике, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей. Игровые технологии имеют свои особенности в применении в разные возрастные периоды для развития детей. Применение игровых технологий в учебной деятельности способствует лучшей социализации школьников, оказывает влияние на умственное развитие младшего школьника.
Список литературы:
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы присхологии. - №6 – с.61-64
Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.
Зайцев Д. В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие. М.: Форум; Инфра-М, 2007. 224 с.
Максимова А.А. «Учим общаться детей 6-10 лет» Методическое пособие. Москва. Издательство «ООО «ТЦ Сфера». 2005 г.
Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению» Мастерская учителя. Москва «ВАКО» 2006 г.