kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Место и роль игровой технологии в учебном процессе начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место и роль игровой технологии в учебном процессе начальной школыМ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Место и роль игровой технологии в учебном процессе начальной школы»

6


Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов

1 слайд

Добрый день, дорогие коллеги! Тема моего выступления «Использование игровых педагогических технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС третьего поколения»

2 слайд

Василий Александрович Сухомлинский писал:

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

3 слайд

Труд, учеба, игра - важные виды деятельности ученика начальной школы. Функция игровой деятельности – доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. В игре происходит освоение правил общения, преодоление трудностей, усвоение социально – культурных ценностей и т.д.

Для младшего школьного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

- помогает снять чувство усталости;

- раскрывает способности детей, их индивидуальность;

- усиливает непроизвольное запоминание.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс.

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

В современной школе игровая деятельность используется в качестве: самостоятельной технологии; как элементы более обширной технологии; технологии внеклассной работы. Игровая форма урока создаётся при помощи игровых приемов и ситуаций.

Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

Главной особенностью игровой деятельности является, что с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Выделим наиболее важные функции игры.

4 слайд

1. Социокультурное назначение игры. Игра - средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, влияющие на формирование человека.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

3. Самореализации человека в игре - это одна из основных функций игры. Процесс игры - это пространство самореализации.

4. Коммуникативная функция игры. Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

5. Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».

6. Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевой игре.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

- наличие собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- самоопределение через ролевое экспериментирование;

- самоопределение через различную деятельность.

5 слайд

По характеру педагогического процесса игры бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, психотехнические и другие.

6 слайд

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

7 слайд

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

  • различают игры с предметами и без них (например: сопровождаемые передачей мяча);

  • настольные (ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д.);

  • комнатные;

  • уличные;

  • на местности;

  • компьютерные и с ТСО;

  • с различными средствами передвижения (сюжетные игры с личным участием детей)


Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

Требования к играм:

1. Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

3. Возможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от лёгких, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

6. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Ценность игры:

1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.

2. Активизация и интенсификация учебного процесса.

3. Учебно-познавательная направленность.

4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.

Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.

8 слайд

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на уроке МАТЕМАТИКи

1. Игра «Засели домик»,

2. Игра «Кто скорее?»,

3. Игра «Назови соседей числа»,

4. Игра «Забей мяч в корзину»,

5. Игра«Набери число»,

6. Игра«Кто быстрее»,

7. Игра «Лесенка»,

8. Игра «Не зевай»,

9. Игра «Лото»

10. Рифмованные задачи

9 слайд

РУССКИЙ ЯЗЫК

  • Игра"Чей голосок" (установление изучаемого звука в словах);

  • Игра"Где спрятался звук ?"(определение места звука );

  • Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции (ра ма; ра на; по ра; ко ра)

  •  Игра "Кто быстрее, кто больше ?"(из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова);

  • Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?« (например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

  • Скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи (закрепляют правильное произношение детьми звуков, отрабатывают дикцию)

  • Игра « Шифровальщики»;

  • Ребусы, кроссворды ;

  •  Рифмованные стихотворения на запоминание правил.

10 -11слайд

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


Соедини половинки слов.

Найди лишнее”.

Игра “Слово”

Игра “Путаница”

Анаграммы “Звери”


12 слайд

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

«Пятый лишний»
«Назови одним словом»


Таким образом, игровые технологии направлены на: расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков в знакомой и незнакомой ситуации на практике, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей. Игровые технологии имеют свои особенности в применении в разные возрастные периоды для развития детей. Применение игровых технологий в учебной деятельности способствует лучшей социализации школьников, оказывает влияние на умственное развитие младшего школьника.





Список литературы:

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы присхологии. - №6 – с.61-64

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.

Зайцев Д. В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие. М.: Форум; Инфра-М, 2007. 224 с.

Максимова А.А. «Учим общаться детей 6-10 лет» Методическое пособие. Москва. Издательство «ООО «ТЦ Сфера». 2005 г.

Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению» Мастерская учителя. Москва «ВАКО» 2006 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Место и роль игровой технологии в учебном процессе начальной школы

Автор: Малышева Марья Исламовна

Дата: 27.08.2024

Номер свидетельства: 655473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Система работы учителя начальных классов "
    ["seo_title"] => string(46) "sistiema-raboty-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "103244"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402574201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства