«Довольствуйся настоящим,
Но стремись к лучшему»
Сократ
Слайд 2.Что такое современные технологии на уроке? Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Но каждый решает эту проблему по-своему.
Ритм современной жизни требует от каждого гибкости, оперативности мышления. Чтобы успешно существовать в обществе, человеку необходимо уметь работать с различной информацией: воспринимать, добывать, анализировать. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Важной частью образованного человека становится информационная культура. Каждому в современном обществе недостаточно знаний учебников, а необходимо - компьютерная грамотность и владение компьютером.
Младший школьный возраст – это период в жизни, когда игра является основным наиболее близким средством познания.
Слайд 3.В настоящее время многие дети имеют дома компьютер, игровые приставки, обучаются, используя развивающие игры. Поэтому назрела необходимость включать в уроки начальной школы ИКТ. Применение компьютерных технологий помогает детям совместить в учебном процессе игровую и учебную деятельность, обучение становится увлекательным и интересным, при этом происходит плавная смена деятельности.. На уроке с применением ИКТ центральное место занимает ученик, который выстраивает процесс получения знаний, а учитель является помощником, стимулирующим активность детей.
Слайд4-8. Используются компьютерные презентации при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, чтение скороговорок, проведение физкультминуток.
Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам.- Какова роль учителя на современном этапе обучения?
( научить ребенка учиться)
В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.
В современной педагогической деятельности меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику.
Основная задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс; развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Слайд9. И для реализации этих задач на уроках внедряются инновационные технологии: игровые технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технология проектного обучения;
Слайд10-11. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игровую деятельность можно использовать для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль).
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Слайд 12-13.Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
На уроках проводятся физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности», « Режим дня».Выбирать физкультминутку нужно в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то используются упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
На уроках математики тоже нужно прививать своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации. Так на уроках литературы и познания мира дети сами находят информацию и делятся с другими учащимися. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций. Я разработала и провела открытый урок во 2классе по познанию мира с использованием ИКТ (приложение). На этом уроке дети получили информацию о повадках животных, вилась беседа об охране природы, дети получили большое удовольствие от этого урока.
Слайд14.Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создается проблемная ситуация на уроке – удивление, затруднение.Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Так же через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока.
Слайд 15.Технологию проектного обучения используется в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике используются предметные, межпредметные проекты. Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира: «Растения зимой», «Домашние животные», «Иней.»
Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.
Проекты выполняются коллективно и индивидуально. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем.Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Слайд 20.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Проведение классных часов с использованием ИКТ помогают развивать внимательность, воображение, фантазию.
Таким образом, можно сказать, что использование ИКТ в начальных классах помогает учителю качественным образом улучшить процесс обучения и является важным этапом в формировании педагогического мастерства.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Слайд 21. И хотелось бы свой доклад закончить высказыванием учителя «Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего….»
И как говорил академик Семёнов А.П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»