kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Математика в кулинарии

Нажмите, чтобы узнать подробнее об олимпиадах

Реферативная работа для 4 класса. по математике. Работа интересная и познавательная.

Просмотр содержимого документа
«Математика в кулинарии»

Муниципальный конкурс «Первые шаги в науку»










Тема: «Математика в кулинарии»


Направление: Математика. Информатика



















Автор: Новосёлова Кристина, 4 А класс,

МКОУ СОШ №4 г. Миньяр

Научный руководитель:

Лаврентьева Светлана Ивановна,

учитель начальных классов





Аша - 2015



Содержание:



ВВЕДЕНИЕ________________________________________________ 2

ГЛАВА 1. Увлекательная и познавательная математика_______ 2

1.1.Математика – страна без границ____________________________ 3

ГЛАВА 2. Немного истории_________________________________ 4

2.1 Соус БЕШАМЕЛЬ_______________________________________ 4

2.2 Бутерброд САНДВИЧ____________________________________ 4

2.3 Мясное блюдо – БЕФСТРОГАНОВ_________________________ 5

ГЛАВА 3. Математика в кулинарии_________________________ _5

3.1 Преобразования__________________________________________ 5

3.2 Приведение к единице_____________________________________6

3.3 Расчет стоимости торта____________________________________6

3.4 Геометрические фигуры в кулинарии________________________ 6

Глава 4. Практическая значимость___________________________7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________ 8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ____________________________________________ 10























Введение

Занимаясь математикой, решая математические задачи, я задумалась над тем, а так ли важна она в нашей повседневной жизни.

Целью моей работы является узнать назначение математики в кулинарии, рассмотрение и изучение роли математики в жизни общества.

Исходя, из этого я поставила перед собой следующие задачи:

1. Исследовать литературу о математике и кулинарии.

2. Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в кулинарии.

Поэтому объектом моего исследования является математика в кулинарии.

Актуальность: В школе очень большое внимание уделяется математике. У нас в классе многим нравится этот урок. Мы тоже любим математику. Любим устно считать, решать задачи, особенно на смекалку. Но некоторые ребята опасаются трудных задач, больших вычислений. Может быть, они не любят математику? Или не понимают, зачем она нужна? Мне захотелось им помочь, раскрыть им глаза, научить любить эту науку, показать важность математики.

Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни? Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше, заинтересовать их.

Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в кулинарии. Математика служит во благо человеку.

ГЛАВА 1. Увлекательная и познавательная математика

Математика - одна из древнейших наук. «Греки изучали ее, чтобы познавать мир, а римляне - для того, чтобы измерять земельные участки».

А для чего изучаем ее мы?

Наука в школе есть одна,

Во всех профессиях нужна .

Учителям, врачам и поварам,

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

Математика- часть мира, в котором мы живем. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни мы будем процветать и использовать все знания по математике.

Математика- это жизнь! В жизни вы не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из нас умеет считать, знает таблицу умножения, умеет строить геометрические фигуры. С этими фигурами мы часто встречаемся в окружающей жизни.

Матема́тика — это наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Слово «математика» произошло от др. греч. μάθημα (máthēma), что означает изучение, знание, наука, и др. греч. μαθηματικός (mathēmatikós), первоначально означающего восприимчивый, успевающий.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Вывод: Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

1.1. Математика – страна без границ.

Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика – это страна без границ, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы живем вместе с математикой и поэтому просто не замечаем её. А ведь с математики начинается всё.

Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес и возраст.

Вывод:Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях.

Убедимся в этом на примере. Я исследовала, как используются математические знания в кулинарии

ГЛАВА 2. Немного истории

«CULINARIUS» – в Древнем Риме «искусство приготовления пищи»

КУЛИНАРИЯ высоко ценилась во все времена, но при этом она всегда подчинялась законам капризной моды, точно так же, как искусство изготовления одежды, украшений и предметов интерьера.

Существует множество легенд, литературных произведений, в которых затрагивается кулинарная тематика. Во все времена приготовление пищи считалось занятием творческим и весьма почетным.

Существует множество рецептов блюд, которые названы по имени знаменитых людей, а также в честь поваров, создавших их. К таким блюдам относятся например, бешамель, сандвич, салат «Оливье» или вкусное мясное кушанье - бефстроганов.

2.1 Соус БЕШАМЕЛЬ

Соус бешамель был назван в честь богатого и знаменитого финансиста Бешамеля, служившего метрдотелем у Людовика Х IV.

2.2 Бутерброд САНДВИЧ

Что касается САНДВИЧА, то этот популярный у англичан закрытый бутерброд был назван по имени Джона Монтегю, графа Сандвича, англичанина, жившего в ХVIII веке.

Однажды лорд распорядился нарезать тонкие ломтики хлеба и положить между ними такие же тонкие куски жареного мяса. С тех пор это аппетитное кушанье называется САНДВИЧЕМ.

2.3 Мясное блюдо БЕФСТРОГАНОВ

БЕФСТРОГАНОВ – это блюдо появилось в конце ХIХ и названо в честь графа Александра Григорьевича Строганова.

Один из поваров графа изобрел замечательное мясное блюдо – мелкие ломтики мяса, обжаренные под соусом. Это блюдо можно назвать русско-французским, так как соус – изобретение французов подавался не отдельно, по-французски, а вместе с мясом, как русская подливка.

ГЛАВА 3. Математика в кулинарии

Математика используется не только в науке, но и в кулинарии, при приготовлении пищи. На самом деле, все этапы приготовления пищи, в том числе покупка продуктов питания, израсходование бюджета требуют некоторые математические знания.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.

Нужно знать и владеть приёмами устных вычислений, уметь составлять план – меню, знать рецептуру блюд.

3.1 Преобразования

Как в математике, так и в кулинарии мы используем преобразования. Многие рецепты написаны в имперских единицах. Некоторые новые рецепты и измерительные приборы обозначены в метрических единицах (например, миллилитры).

Если в рецепте даётся ½ чашки сливочного масла, а в вашем приборе измерение в мл, то здесь следует использовать преобразование.

Применяем эту формулу перевода:

1 чашка = 237mL. Это означает, что ½ чашки = 118.5mL.

3.2 Приведение к единице

Например, для пирога из 4-х яиц надо180г муки, 120г сахара и 80г масла. А сколько продуктов надо для пирога из трех яиц? (Приложение №1)

По данной таблице мы видим, сколько нужно ингредиентов для пирога из трех яиц. Для этого мы сначала вычислим сколько нужно продуктов, если мы готовим пирог из одного яйца, мы делим все ингредиенты на четыре. После этого мы умножаем все ингредиенты на три и получаем количество граммов продуктов для приготовления пирога из трех яиц.

3.3 Расчёт стоимости торта

Однажды мама решила приготовить торт «Дамский каприз». Мы сходили в магазин, и я рассчитала стоимость этого торта.

Стоимость торта: масло - 145 рублей; сахар – 32 рубля; яйца -15 рублей; молоко сгущенное - 45 рублей; пшеничная мука - 50 рублей; мед натуральный – 100 рублей. Всего мы заплатили – 387 рублей.

3.4 Геометрические фигуры в кулинарии

Стоит нам подумать о еде, как сразу же, мы сталкиваемся с математикой – вкусной и красивой математикой!

В какой обстановке приятнее поглощать пищу? Когда она красиво подана! «Вот это стол – за ним едят!» - писал С. Маршак в своей пьесе «Кошкин дом». Стол – это горизонтальная плоскость, она символизирует спокойствие. Начинаем с формы стола: это геометрическая фигура: круг, овал, прямоугольник, квадрат. Говоря о форме квадрата в кулинарии, в первую очередь вспоминаем про салфетки - непременный предмет сервировки стола. Салфетки для банкета складываются в форме конверта, трубочки, конуса, паруса, веера, тюльпана и т.д. (и вновь геометрические формы: треугольники, цилиндры, конусы).

Столовые приборы (тарелки) тоже имеют свои геометрические формы – круг, квадрат или прямоугольник (сегодня очень модно иметь в доме тарелки квадратной формы в японском стиле). Бокалы (кружки) имеют форму цилиндра, конуса или усеченного конуса. Стопки для сока по форме напоминают правильные призмы, в основаниях которых находятся шести, восьми, двенадцати, шестнадцати - угольники.

ГЛАВА 4. Практическая значимость

Мы со своим руководителем составили «Математический задачник

для 4 класса». Теперь на уроках математики предлагаем решить наши задачи своим одноклассникам. Им нравится, они с удовольствием работают над ними. (Приложение № 3) и буклет





















Заключение

Я надеюсь, что мой доклад помог понять: математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения, интернет. Я думаю, учащиеся, должны почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей их деятельности, так и для жизни человеческого общества.

Пусть математика сложна,

Ее до края не познать.

Откроет двери всем она,

В них только надо постучать



















Библиографический обзор


1.Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика. 2. Волина В.В. Учимся играя.

3. Похлебкин, В. В. Кулинарный словарь [Текст]/ В. В. Похлёбкин.-М.: Центрополиграф, 1997.

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007.

5. www.povarenok.ru/recipes/tag/34/






















Приложения

Приложение № 1

Таблица 1. Приведение к единице

4 яйца

180 г. муки

120 г сахара

80 г масла

1 яйцо

45 г. муки

30 г сахара

20 г масла

3 яйца

135 г. муки

90 г сахара

40 г масла







Приложение № 2

Рецепт: ТОРТ «Дамский каприз»

1 фунт (прим. 400 г) сливочного масла растереть добела, положить 1 фунт (прим. 400 г) мелкого сахара, растёртого добела с 2 желтками, цедру с 2 столовыми ложками меда, 1/2 столовой ложки соды. Когда всё хорошо будет перемешано, нужно кастрюлю поставить на паровую баню и помешивая добавить 2 столовой ложки муки на паровой бане тесто должно находиться 7 минут. Затем тесто вымешивать до густой консистенции 1,5 стаканами муки. После того как тесто будет готово, его разделить на равные части, раскатать на коржи и выпекать в духовке.

Крем для торта: 1 фунт (прим 400 г) сливочного масла, 1 банка сгущённого молока.

Стоимость торта: масло - 145 рублей; сахар – 32 рубля; яйца -15 рублей; молоко сгущенное - 45 рублей; пшеничная мука - 50 рублей; мед натуральный – 100 рублей. Всего мы заплатили – 387 рублей.




Приложение № 3

«Математический задачник для 4 класса»


1. Бабуля собралась печь булочки. Для этого она использовала 1000г муки, 20г соли, сахара взяла на 20г больше, чем соли, маргарина она положила на 160г больше, чем сахара, а также 200г сметаны и соды на 190г меньше, чем сметаны. Сколько всего граммов продуктов понадобилось на булочки?


2. Бабушка сделала блины на 720г, а мама в 3 раза меньше. Сколько граммов блинов у них вместе?


3. Для того чтобы испечь блины, надо взять 320г муки, сахара в 8 раз меньше, чем муки. А соли на 2г меньше, чем сахара. Масла – 250г. Сколько граммов ингредиентов надо, чтобы испечь блины? На сколько граммов муки больше, чем масла?


4. Пять буханок хлеба стоят 70 рублей. Сколько стоят девять таких же буханок?


5. С четырёх яблонь собрали 3т яблок. С 1 яблони собрали 360кг , со 2 яблони – в 2 раза больше, чем с первой, а с 3 яблони собрали на 36кг яблок больше, чем с первой. Сколько килограммов яблок собрали с 4 яблони


6. Пирожок в кулинарии стоит 12 рублей. Покупатель купил 40 пирожков. Сколько рублей он заплатил за покупку?


7. На приготовление ужина у мамы ушло 2 часа. Для приготовления мясных блюд понадобилось 40 минут, десерт занял 20 минут, все остальное время было затрачено на приготовление салатов. Сколько времени понадобилось маме для приготовления салатов ?


8. За зиму медведь Вини Пух съел 16 горшочков меда. Сколько горшочков меда заготовил Вини Пух, если у него осталось ещё 20 горшков?


9. В наличии 9 кг муки и чашечные весы с гирькой в 200 грамм. Необходимо в 3 приема отвесить ровно 2 кг муки для приготовления вкуснейшего пирога.


10. Как разделить пять яблок между пятью  мальчиками, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине?


11. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?


12. Одно яйцо нужно варить 5 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 6 таких яиц?













Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Интолимп


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математика в кулинарии

Автор: Лаврентьева Светлана Ивановна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#805 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#827 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по математике в 6 классе  на тему "Пропорциональность величин" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-v-6-klassie-na-tiemu-proportsional-nost-vielichin"
    ["file_id"] => string(6) "192013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427390672"
  }
}
object(ArrayObject)#805 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Презентация к уроку на тему: Использование различных возможностей электронных таблиц  Excel "
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-ispol-zovaniie-razlichnykh-vozmozhnostiei-eliektronnykh-tablits-excel"
    ["file_id"] => string(6) "115629"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412054623"
  }
}
object(ArrayObject)#827 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока.Доли. Обыкновенные дроби. "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-doli-obyknoviennyie-drobi-1"
    ["file_id"] => string(6) "145570"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418942537"
  }
}
object(ArrayObject)#805 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "арифметические действи с обыкновенными дробями и смешанными числами."
    ["seo_title"] => string(77) "arifmietichieskiie-dieistvi-s-obyknoviennymi-drobiami-i-smieshannymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "308344"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458568125"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Комплекты

Электронная тетрадь по русскому языку 4 класс (часть 2)

Элестронная тетрадь по русскому языку 4 класс (часть 2)

Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства