Конспект урока по математике в 6 классе на тему "Пропорциональность величин"
Конспект урока по математике в 6 классе на тему "Пропорциональность величин"
Конспект урока по математике на тему "Пропорциональность величин"
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: Урок-исследование.
Цели урока:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции; верная и неверная пропорции;
познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.
Оборудование:
1. Маршрутный лист (МР) (приложение 1)
В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся, а также за “отгадывание” темы урока.
2. Конверты с карточками (приложение 2)
Карточки разрезаются и в конвертах раздаются учащимся (один конверт на парту).
В ходе урока данные карточки вывешиваются на магнитную доску.
Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 4).
I. Организация начала урока
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, наличие красного и синего карандаша, а также свою готовность к уроку.
II. Сообщение темы, цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение большого раздела курса математики. Мы закончили изучение темы (какой? - “Отношение”). Теперь мы приступаем к изучению новой темы в этом разделе. А узнать тему урока нам помогут несколько примеров. На титульном листе вашего маршрутного листа вам необходимо заполнить таблицу, устно решив примеры и, тогда, вы узнаете тему сегодняшнего урока. СЛАЙД 1
Итак, тема сегодняшнего урока Пропорция. СЛАЙД 2
Зная тему урока, попробуйте составить план урока. Что вы должны узнать сегодня на уроке? Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться на уроке?
Составим план, который будем дополнять по ходу урока. (учащиеся называют два первых и два последних пункта плана, остальные заполняются в течение урока, по мере “открытия” новых знаний; план урока записывается на доске)
- повторение (вопросы, связанные с отношением)
- определение пропорции
-ЧЛЕНЫ ПРОПОРЦИИ
- ВЕРНЫЕ и НЕВЕРНЫЕ ПРОПОРЦИИ
- ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ
III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной
Давайте вспомним, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке.(Фронтальный опрос)
- Что такое отношение?
- Как можно записать отношение?
- На какие вопросы отвечает отношение?
- Как можно записать отношение двух чисел?
- Чем можно заменить знак делания?
- Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?
- Они помогут нам при изучении новой темы.
У вас на столе конверты с заданиями, которые вы должны выполнить, работая в парах.
Составьте отношения а к b и c к d двумя способами.
Перед вами несколько отношений. Найдите значение этих выражений. СЛАЙД 3
4 : 0,5=
2/12=7/42
8 : 1
5 : 10 =
2,5 : 5
Сгруппируйте отношения по определенному признаку и составьте соответствующие равенства.
IV. Изучение нового материала.
СЛАЙД 3
4 : 0,5 = 8 : 1
2/12 = 7/42
5 : 10 = 2,5 : 5
- По какому признаку вы сгруппировали данные отношения?
- Их значения равны.
- Полученные равенства называются пропорцией.
Подумайте и дайте определение пропорции.
ПОДСКАЗКА – пропорция – это … НА ЭКРАНЕ (равенство)
- равенство …ЧЕГО (отношений)
- скольких отношений? (двух).
Кто готов выйти к доске и составить определение пропорции? (приложение 3)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (на магнитной доске): Пропорция – равенство двух отношений.
Посмотрим на толкование слова пропорция в словаре русского языка Ожегова С.И. СЛАЙД 4: “Пропорция - определенное соотношение частей между собой, соразмерность. В математике – равенство двух отношений”.
Вы сформулировали определение пропорции также как в словаре русского языка!
Подумайте, с каким математическим термином созвучно слово “пропорция”? (проценты). Как переводится термин “процент”? ( от ста). Значит, “про” переводится как “от”. Какая часть слова осталась? (“порция”). Где вы встречались с этим словом? (в кулинарии) Что оно означает? (размер)
Слово пропорция произошло от латинского слова proportio – соразмерность. (этимологический словарь). СЛАЙД 4
Используя определение пропорции, составьте пропорции, используя знак деления и дробную черту. (РАБОТА В ПАРАХ, конверты). Запишите пропорцию, используя буквы a,b,c,d
a : b = c : d
или
a/b =c/d
А сейчас мы узнаем, как называются числа, из которых состоит пропорция.
Числа a, b, c, d называются членами пропорции
Назовите первый и последний член пропорции? (а и с)
А как обычно (в жизни) называют первого и последнего? (крайние)
Значит, члены a и b называются …? ( крайними)
А где находятся члены с и d? ( в середине)
И как называются члены с и d? (средними)
Красным цветом выделим какие члены? (крайние)
Синим цветом (средние) члены.
СЛАЙД 6
Вернемся к плану урока – есть чем его дополнить? (крайние и средние члены пропорции)
V. Первичное закрепление знаний
Заполните таблицу:
Какой вывод можно сделать? (В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних) СЛАЙД 8
Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями?
Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции (Пропорция – равенство двух отношений). Третье равенство является равенством двух отношений? (является). По определению это пропорция? (да). А произведение крайних членов равно произведению средних?(нет). Значит, это пропорция…? (неправильная). Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и …? (верные). Сформулируйте основное свойство пропорции, используя полученные знания. (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних).
VI. Закрепление знаний.
Заполните с таблицу.
Верная пропорция Неверная пропорция
3/4 = 15/20
72 : 9 = 16 : 2
1/5= 20 : 4
А как еще можно определить верная пропорция или неверная? (найти значение отношений)
В дальнейшем мы будет говорить о верных пропорциях.
VII. Закрепление изученного материала.
Используя основное свойство пропорции, составьте верную пропорцию из следующих чисел: 4, 5, 12, 15. Сколько верных пропорций можно составить?
1 : 3 = 5 : 15
3 : 1 = 15 : 5
1 : 5 = 3 : 15
5 : 1 = 15 : 3
СЛАЙД 9
Составьте верные пропорции, используя буквы a, b, c, d (необязательное задание)
а : b = c : d
b : а = d : c
а : c = b : d
c : а = d : b
VIII. Контроль и самопроверка знаний
Математический диктант
Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6.
Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 6 классе на тему "Пропорциональность величин" »
Конспект урока по математике на тему "Пропорциональность величин"
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: Урок-исследование.
Цели урока:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции; верная и неверная пропорции;
познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.
Оборудование:
1. Маршрутный лист (МР) (приложение 1)
В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся, а также за “отгадывание” темы урока.
2. Конверты с карточками (приложение 2)
Карточки разрезаются и в конвертах раздаются учащимся (один конверт на парту).
В ходе урока данные карточки вывешиваются на магнитную доску.
Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 4).
I. Организация начала урока
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, наличие красного и синего карандаша, а также свою готовность к уроку.
II. Сообщение темы , цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение большого раздела курса математики. Мы закончили изучение темы (какой? - “Отношение”). Теперь мы приступаем к изучению новой темы в этом разделе. А узнать тему урока нам помогут несколько примеров. На титульном листе вашего маршрутного листа вам необходимо заполнить таблицу, устно решив примеры и, тогда, вы узнаете тему сегодняшнего урока. СЛАЙД 1
Итак, тема сегодняшнего урока Пропорция. СЛАЙД 2
Зная тему урока, попробуйте составить план урока. Что вы должны узнать сегодня на уроке? Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться на уроке?
Составим план, который будем дополнять по ходу урока. (учащиеся называют два первых и два последних пункта плана, остальные заполняются в течение урока, по мере “открытия” новых знаний; план урока записывается на доске)
- повторение (вопросы, связанные с отношением)
- определение пропорции
-ЧЛЕНЫ ПРОПОРЦИИ
- ВЕРНЫЕ и НЕВЕРНЫЕ ПРОПОРЦИИ
- ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ
III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной
Давайте вспомним, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке.(Фронтальный опрос)
- Что такое отношение?
- Как можно записать отношение?
- На какие вопросы отвечает отношение?
- Как можно записать отношение двух чисел?
- Чем можно заменить знак делания?
- Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?
- Они помогут нам при изучении новой темы.
У вас на столе конверты с заданиями, которые вы должны выполнить , работая в парах.
Составьте отношения а к b и c к d двумя способами.
Перед вами несколько отношений. Найдите значение этих выражений. СЛАЙД 3
4 : 0,5=
=
8 : 1
5 : 10 =
2,5 : 5
Сгруппируйте отношения по определенному признаку и составьте соответствующие равенства.
IV. Изучение нового материала.
СЛАЙД 3
4 : 0,5 = 8 : 1
=
5 : 10 = 2,5 : 5
- По какому признаку вы сгруппировали данные отношения?
- Их значения равны.
- Полученные равенства называются пропорцией.
Подумайте и дайте определение пропорции.
ПОДСКАЗКА – пропорция – это … НА ЭКРАНЕ (равенство)
- равенство …ЧЕГО (отношений)
- скольких отношений? (двух).
Кто готов выйти к доске и составить определение пропорции? (приложение 3)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (на магнитной доске): Пропорция – равенство двух отношений.
Посмотрим на толкование слова пропорция в словаре русского языка Ожегова С.И. СЛАЙД 4: “Пропорция - определенное соотношение частей между собой, соразмерность. В математике – равенство двух отношений”.
Вы сформулировали определение пропорции также как в словаре русского языка!
Подумайте, с каким математическим термином созвучно слово “пропорция”? (проценты). Как переводится термин “процент”? ( от ста). Значит, “про” переводится как “от”. Какая часть слова осталась? (“порция”). Где вы встречались с этим словом? (в кулинарии) Что оно означает? (размер)
Слово пропорция произошло от латинского слова proportio – соразмерность. (этимологический словарь).СЛАЙД 4
Используя определение пропорции, составьте пропорции, используя знак деления и дробную черту. (РАБОТА В ПАРАХ, конверты). Запишите пропорцию, используя буквы a,b,c,d
a : b = c : d
или
=
А сейчас мы узнаем, как называются числа, из которых состоит пропорция.
Числа a, b, c, d называются членами пропорции
Назовите первый и последний член пропорции? (а и с)
А как обычно (в жизни) называют первого и последнего? (крайние)
Значит, члены a и b называются …? ( крайними)
А где находятся члены с и d? ( в середине)
И как называются члены с и d? (средними)
Красным цветом выделим какие члены? (крайние)
Синим цветом (средние) члены.
СЛАЙД 6
средние члены
Вернемся к плану урока – есть чем его дополнить? (крайние и средние члены пропорции)
V. Первичное закрепление знаний
Заполните таблицу:
Пропорция
=
72 : 9 = 16 : 2
a : b = c : d
Крайние члены
3; 20
72; 2
Средние члены
4; 15
9; 16
Произведение крайних членов
60
144
Произведение средних членов
60
144
Какой вывод можно сделать? (В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних) СЛАЙД 8
Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями?
Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции (Пропорция – равенство двух отношений). Третье равенство является равенством двух отношений? (является). По определению это пропорция? (да). А произведение крайних членов равно произведению средних?(нет). Значит, это пропорция…? (неправильная). Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и …? (верные). Сформулируйте основное свойство пропорции, используя полученные знания. (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних).
VI. Закрепление знаний.
Заполните с таблицу.
Верная пропорция Неверная пропорция
=
72 : 9 = 16 : 2
= 20 : 4
А как еще можно определить верная пропорция или неверная? (найти значение отношений)
В дальнейшем мы будет говорить о верных пропорциях.
VII. Закрепление изученного материала.
Используя основное свойство пропорции, составьте верную пропорцию из следующих чисел: 4, 5, 12, 15. Сколько верных пропорций можно составить?
1 : 3 = 5 : 15
3 : 1 = 15 : 5
1 : 5 = 3 : 15
5 : 1 = 15 : 3
СЛАЙД 9
Составьте верные пропорции, используя буквы a, b, c, d (необязательное задание)
а : b = c : d
b : а = d : c
а : c = b : d
c : а = d : b
VIII. Контроль и самопроверка знаний
Математический диктант
Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6.
Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи.