kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО»

 

Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребёнка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегчённая школа…

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. 
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 
 Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 
Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения. 

Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания можно на любом учебном предмете. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию

Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. 

- На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие  с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие  с «затруднением».

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

-  Начнём с ситуации, возникающей с «удивлением»


 Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

  1. Математика, 2 класс. 
    Учитель делает на доске запись:

                (2 + 7) ∙ 3 =27

                2 + 7 ∙ 3 = 23

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? 
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? 
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? 

Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?

Ученики: Поставить скобки  (2 + 7) ∙ 3 = 27

Учитель: Где вы поставите скобки?

- Ещё один пример использования этого приёма:

Слайд 6

  1. Русский язык, 3 класс

Учитель: Разберите по составу слово пролетел

Какие орфограммы встретились в этом слове? (безударная гласная)

В каких частях слова безударная гласная? Можно ли проверить?

Ученики: В корне можно – проверочное слово (лёт), а приставку нужно запомнить, приставки пра – не бывает.

Возникновение слов (прабабушка, прадедушка, правнук)

Учитель : Давайте разберём эти слова по составу. Что заметили?

Чем является пра- в этих словах?

Приставка пра- используется в словах со значением «самый первый, самый древний», их немного, но они встречаются в русском языке.

Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

Окружающий мир, 2 класс. 
Учитель: Таня, Лена  и мама на зимние каникулы поедут на Байкал, а Ваня  и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи.  

(Приложение)(набор вещей для поездки)

(Разыгрывается сбор вещей: 2 команды, 2 чемодана и карточки с названием вещей)
Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)

Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Почему так вышло?

 Чего мы не знаем?

(Побуждение к формулированию проблемы.)

- Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)


Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 
 Русский язык, 3 класс. 
Учитель:  На доске слова:   низкий,    низко

Сравните эту пару слов? Что общего? 
Ученики: Корень.

Учитель: Тогда чем они отличаются?
Ученики: Окончаниями. 

 (Дети младшего школьного возраста ещё  не имеют представления о наречиях,  и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)

Учитель: Измените форму слова  низкий.

(Дети убедились, что  - ий  окончание)

Аналогично попытаемся изменить слово низко. Не получилось?
Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?

Ученики:  Что это окончание.

Учитель: А что оказалось потом?

 (Побуждение к осознанию противоречия.)

Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что же такое "о" в слове низко? (Проблема как вопрос.)

 Ученики: Суффикс.

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 

 - Теперь рассмотрим ситуации, возникшие с «затруднением».

Прием 4. В проблемной ситуации  "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Математика, 2 класс. 
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 25 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще,либо считать будут долго.   (7+7+7+7+7+7+7+7+………………………)  Знакомство с умножением.

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 
 Математика, 2 класс. 

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

 Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

 Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока? 
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. 

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. 

Русский язык, 3 класс. 
Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным ъ и ь знаком.  (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует  слово  от.утюжить.

 Ребята сталкиваются с затруднением.  Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю,  я.

Вышеперечисленные приёмы я часто использую на уроках математики и русского языка. На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает использование приёма  «Яркое пятно». Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

 

Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. 

Я считаю. что  именно за проблемным обучением будущее современной школы.

  Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе"»





МКОУ Игжейская СОШ















МО учителей начальной школы



Мастер-класс



«Использование технологии проблемного обучения в начальной школе»



Учитель начальных классов

Селиванова Надежда Николаевна





Игжей

2016-2017г











«Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО»



Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребёнка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегчённая школа…

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. 
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 
 Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 
Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения. 

Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания можно на любом учебном предмете. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию

Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. 

- На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

- Начнём с ситуации, возникающей с «удивлением»


Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

  1. Математика, 2 класс. 
    Учитель делает на доске запись:

(2 + 7) ∙ 3 =27

2 + 7 ∙ 3 = 23

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? 
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? 
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? 

Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?

Ученики: Поставить скобки (2 + 7) ∙ 3 = 27

Учитель: Где вы поставите скобки?


- Ещё один пример использования этого приёма:


Слайд 6

  1. Русский язык, 3 класс

Учитель: Разберите по составу слово пролетел

Какие орфограммы встретились в этом слове? (безударная гласная)

В каких частях слова безударная гласная? Можно ли проверить?

Ученики: В корне можно – проверочное слово (лёт) , а приставку нужно запомнить, приставки пра – не бывает.

Возникновение слов (прабабушка, прадедушка, правнук)

Учитель : Давайте разберём эти слова по составу. Что заметили?

Чем является пра- в этих словах?

Приставка пра- используется в словах со значением «самый первый, самый древний», их немного, но они встречаются в русском языке.



Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.


Окружающий мир, 2 класс. 
Учитель: Таня, Лена и мама на зимние каникулы поедут на Байкал, а Ваня и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи.

(Приложение)(набор вещей для поездки)

(Разыгрывается сбор вещей: 2 команды , 2 чемодана и карточки с названием вещей)
Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)

Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Почему так вышло?

Чего мы не знаем?

(Побуждение к формулированию проблемы.)


- Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)



Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 
Русский язык, 3 класс. 
Учитель:  На доске слова: низкий, низко

Сравните эту пару слов? Что общего? 
Ученики: Корень.

Учитель: Тогда чем они отличаются?
Ученики: Окончаниями. 

(Дети младшего школьного возраста ещё не имеют представления о наречиях, и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)

Учитель: Измените форму слова низкий.

(Дети убедились, что - ий окончание)

Аналогично попытаемся изменить слово низко. Не получилось?
Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?

Ученики:  Что это окончание.

Учитель: А что оказалось потом?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что же такое "о" в слове низко? (Проблема как вопрос.)

 Ученики: Суффикс.


II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 

- Теперь рассмотрим ситуации, возникшие с «затруднением».

Прием 4. В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Математика, 2 класс. 
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 25 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще ,либо считать будут долго.  (7+7+7+7+7+7+7+7+………………………) Знакомство с умножением.

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 
Математика, 2 класс. 
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока? 
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. 

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. 

Русский язык, 3 класс. 
Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным ъ и ь знаком. (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует слово от...утюжить.

Ребята сталкиваются с затруднением. Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.


Вышеперечисленные приёмы я часто использую на уроках математики и русского языка. На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно» . Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.


Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. 

Я считаю. что именно за проблемным обучением будущее современной школы.

Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе"

Автор: Селиванова Надежда Николаевна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378130

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства