kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер класс по теме «Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках татарского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса:

Представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи мастер-класса:

1. Диссеминация своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

4. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Ожидаемый результат: модель занятия, которую разработал участник мастер-класса с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Презентация педагогического опыта.

 Повышая свою профессиональную подготовку по вопросам  введения ФГОС, я столкнулась с проблемой недостаточной методической освещ?нности данного вопроса при обучении татарскому языку и литературы в начальной школе.  

           Изучая литературы, собственная педагогическая деятельность, общение педагогами работающими по внедрению ФГОС, убедили меня в необходимости детального рассмотрения данной проблемы.

 Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.

 Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика учиться.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые и формируют фундаментальное ядро образования.

 Наиболее  современным приоритетам  российского  образования соответствует системно - деятельностный подход, который является основой ФГОС.

 Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая является способом реализации деятельностного подхода.

 Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают

Учебные ситуации строятся с учетом:

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет

равнодушным и пассивным подростка),

  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно

отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной/обществоведческой

части окружающего мира типами формируемых умений),

  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих

активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться,

особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Изучая литературы, собственная педагогическая деятельность, общение педагогами работающими по внедрению ФГОС, убедили меня в необходимости детального рассмотрения данной проблемы.

Осознание того, что ФГОС активно заво?вывает свои позиции, требовании

    модернизирующегося образования и потребность в постоянном профессиональном росте

привели меня к решению использовать элементы деятельностного подхода при обучении татарскому языку и литературе.

Творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций,разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, целью которойявляется формирование не только предметных, но и  метапредметных и личностных результатов.

 Нужно поставить эту ситуацию в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.

Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических при?мов.

Сущность опыта. Деятельностный подход на уроках татарского языка и литературы реализуется через построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.

Новизна. Создание учебных ситуаций на уроках татарского языка через использование педагогических при?мов для реализации метапредметных и личностных результатов.

Результаты, полученные при использовании методов наблюдения, помогли установить, что реализация деятельностного подхода через решение учебных ситуаций:

- способствует формированию метапредметных и личностных результатов;

- позволяет поставить ученика в новую роль – «исследователей», под «скрытым»

руководством учителя они открывают для себя новые знания.

- делает процесс учения поисковым и творческим;

-предоставляет учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

На основании теоретического анализа и поисковой работы я пришла к выводам, что деятельностный подход на уроках татарского языка реализуется успешнее через построение и решение учебных ситуации.

      Перспективой дальнейшей работы вижу создание методической копилки педагогических при?мов для использования в различных учебных ситуациях.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по теме «Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках татарского языка» »

Мастер-класс учителя татарского языка и литературыАглиуллиной Ф.У.



«Использование элементов технологии деятельностного метода

на уроках татарского языка , построение процесса обучения

на основе учебных ситуаций»

на школьном конкурсе «Учитель года»




Цель мастер-класса:

Представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.


Задачи мастер-класса:

1. Диссеминация своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

4. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.


Ожидаемый результат: модель занятия , которую разработал участник мастер-класса с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.























Презентация педагогического опыта .

Повышая свою профессиональную подготовку по вопросам введения ФГОС, я

столкнулась с проблемой недостаточной методической освещѐнности данного вопроса

при обучении татарскому языку и литературы в начальной школе.

Изучая литературы, собственная педагогическая деятельность, общение педагогами работающими по внедрению ФГОС, убедили меня в необходимости детального рассмотрения данной проблемы

Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика учиться.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые и формируют фундаментальное ядро образования.

Наиболее современным приоритетам российского образования соответствует системно - деятельностный подход, который является основой ФГОС .

Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая является способом реализации деятельностного подхода.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают

Учебные ситуации строятся с учетом:

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет

равнодушным и пассивным подростка),

  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно

отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной/обществоведческой

части окружающего мира типами формируемых умений),

  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих

активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться,

особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Изучая литературы, собственная педагогическая деятельность, общение педагогами работающими по внедрению ФГОС, убедили меня в необходимости детального рассмотрения данной проблемы.

Осознание того, что ФГОС активно завоѐвывает свои позиции, требовании

модернизирующегося образования и потребность в постоянном профессиональном росте

привели меня к решению использовать элементы деятельностного подхода при обучении татарскому языку и литературе.

Творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций,

разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, целью которойявляется формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных

результатов.

Нужно поставить эту ситуацию в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.

Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических

приѐмов.

Сущность опыта. Деятельностный подход на уроках татарского языка и литературы реализуется через построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.

Новизна. Создание учебных ситуаций на уроках татарского языка через использование педагогических приѐмов для реализации метапредметных и личностных результатов.

Результаты, полученные при использовании методов наблюдения, помогли установить, что реализация деятельностного подхода через решение учебных ситуаций:

- способствует формированию метапредметных и личностных результатов;

- позволяет поставить ученика в новую роль – «исследователей», под «скрытым»

руководством учителя они открывают для себя новые знания.

- делает процесс учения поисковым и творческим;

-предоставляет учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

На основании теоретического анализа и поисковой работы я пришла к выводам, что деятельностный подход на уроках татарского языка реализуется успешнее через построение и решение учебных ситуации.

Перспективой дальнейшей работы вижу создание методической копилки педагогических приѐмов для использования в различных учебных ситуациях.


2. Представление системы учебных занятий

(описание системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии; определение

основных приемов работы, которые будут демонстрироваться слушателям).

Вашему вниманию я предлагаю учебное занятие в 1 классе по теме «Татарстан». Оно разработано по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода


УМК «Күңелле татар теле»

Предмет: Татарский язык.

Авторы учебника: Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева

Класс: 1Б

Тема: «Путешествие по городам Татарстана»


Цель урока: контроль коммуникативных навыков учащихся на основе использования

выученной лексике

Тип урока: урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению

контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий .

Структура урока

1. Мотивация

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.

3. Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков говорения и

чтения.

4. Контроль навыков говорения ичтения.

5. Самоконтроль.

6. Самооценка.

7. Рефлексия деятельности.

8. Согласование оценок.


Теперь рассмотрим этапы урока с использованием приѐмов педагогической техники

согласно созданным ситуациям.


I. Организационный момент. Мотивация.


Название учебной ситуации


Приѐм педагогической техники


Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные

результаты

личностные

результаты

Ситуация

стимули-

рования


«Фонетическая зарядка»

“Угадай,названия каких городов Татарстана здесь спрятались.

На данном этапе ведется

повторение звуков ,слогов, слов направленная на произношения и закрепления

пройденной лексики. Повторение

подводится к тому, что

дети не могут выговарить назание городов .

Тем самым возникает

ситуация, для которой

необходимы

дополнительные

исследования или действия.

регулятивные,

коммуникативные


Регулятивные, коммуникативные

смысло

образование



II. Актуализация и подготовка мышления учащихся.


Название учебной ситуации


Приѐм педагогической техники


Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные

результаты

личностные

результаты

Ситуация

решение

проблем-

ных

ситуаций

«Мозговой штурм»

Работа по карте.

Если решишь этот ребус,то прчитаешь названия четырех городов Татарстана

Учащимся предлагается

ответить на вопросы.Ребята Шурале хочет познакомиться с нами.Он спрашивает,гле ты живешь? «Син кайда яшисең? Бу Казанмы? Бу нинди шәһәр?.......»

регулятивные,

коммуникативные


смысло

образование









III. Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков говорения и

чтения.


Название учебной ситуации


Приѐм педагогической техники


Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные

результаты

личностные

результаты

Ситуация

выбора

«Своя опора»

Ученики,работают в парах .

БуКазанмы? Юк бу Казан түгел,бу Әлмәт.Син Чаллыда яшисеңме?Әйе....

Учащиеся выбирают из

предложенного материала

позитивные и негативные

факторы и составляют

индивидуальную опору

ответа.


регулятивные,

коммуникативные


смысло

образование



IV. Контроль навыков говорения

Название учебной ситуации


Приѐм педагогической техники


Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные

результаты

личностные

результаты

Ситуация

общения


Игра “Разговары по телефону”-ситуативные упр.

Игра”Пантомима”


«Рассказ-

эстафета»


Учащимся

представляется

возможность рассказать о том, что они живут в городе Казань.

Ребята,представьте себе,что.вы оказались среди незнакомых людей.Вам нужно поздороваться и познакомиться.Какой разговор призойдет между вами?


регулятивные,

коммуникативные


смысло

образование



VI. Самооценка.

Название учебной ситуации


Приѐм педагогической техники


Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные

результаты

личностные

результаты

Ситуация

самооценки


«Только мои

плюсы»


Ученики называют только

то, что у них получилось

лучше всего.


регулятивные,

коммуникативные


смысло

образование



VII. Рефлексия.

Название учебной ситуации


Приѐм педагогической техники


Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные

результаты

личностные

результаты

Ситуация

«Интеллектуальная рефлексия»


Карточка с заданием

«Продолжить фразу

Миңа бүген..(дәрес ошады)

Мин бүген...(яздым,укыдым)

Иртәгә мин( яхшы язам,укыйм )


регулятивные,

коммуникативные


смысло образование





Моделирование


Уважаемые коллеги, полученные вами знания я предлагаю использовать на конкретном

примере. Для этого необходимо организовать рабочие группы, где будете выступать в

роли учеников, которые выполняют самостоятельную работу по конструированию

собственной модели учебного занятия в режиме предложенной технологии на примере

одного из самых распространенных типов уроков: урока общеметодологической

направленности.

Структура урока общеметодологической направленности

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

- в знакомой ситуации (типовые)

- в изменѐнной ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Каждой рабочей группе предлагается обозначить учебную ситуацию и подобрать к ней

соответствующие педагогические приѐмы согласно каждому этапу урока.

Рабочий лист группы

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Этап урока:

1.

2.

3.

Название учебной

ситуации

Приѐм педагогической

техники


Описание ситуации







4. Рефлексия

Уважаемые коллеги, гости, присутствующие! Сейчас мы с вами находимся на

заключительном этапе нашего мастер-класса и я предлагаю оценить результаты нашей

совместной деятельности.

(«Продолжите фразу…») Мастер-класс был……

На мастер-классе я научился….

Деятельностный подход через построение процесса

обучения на основе учебных ситуаций можно …

Я оцениваю мастер-класс…

Свою работу на мастер- классе я оцениваю…

Как было сказано ранее, что одним из самых распространенных приѐмов рефлексии

является синквейн. Давайте подведѐм итог нашей сегодняшней работы и составим

синквейн.


1. Подход

2. Деятельностный, современный

3. Развивать, сотрудничать, воспитывать

4. Хочу уметь применять на уроках

5. Новаторство!


1 этап

Презентация педагогического

Опыта

2 этап

Представление системы

учебных занятий

3 этап

Моделирование

4 этап

Рефлексия

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аглиуллина Фарида Усмановна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства