Рефлексивный отчет учителя начальных классов третьего базового уровня Джолдиновой А.К.
Рефлексивный отчет учителя начальных классов третьего базового уровня Джолдиновой А.К.
Современное общество требует изменения в сфере образования, так как сегодня ученик должен быть востребован временем, умеющий рассуждать критический и принимать решения самостоятельно, поэтому, изучая и осваивая « Программу курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня, убедилась в необходимости внесения изменений в практику моей работы, внедрения в неё идей семи модулей Программы.
В первом полугодий 2015-2016 учебного года согласно плана я проводила 2 открытых урока во 2 классе по математике ( 21 октября) на тему « задача в два действия» и русскому языку ( 23 декабря) на тему «Однокоренные слова».
Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей, т. е. методов обучения и использование разных видов вопросов на уроках. По характеру вопросов различают уровень мышления по таксономий Блума: знание понимание, применение, анализ, синтез и оценка и все эти виды вопросов я применяла на своих уроках.
После прохождения трехмесячные курсы повышекния квалификации я планирую все свои уроки по КСП, где заранее описываю тему, цель, задачу урока и ожидаемый результат обучения для каждого уровня ( А.В.С.), а также действия ученика и учителья в течения урока.
Каждый урок я начинаю с психологического настроя, т.к у меня начальные классы я отношусь к выбору настроя очень внимательно. Потому что с помощью создания коллаборативной среды, разных игр и вопросов на засыпку я настраиваю их на веселый и удачный урок.
Далее с хорошим настроением мы повторяем пройденные темы с помощью вопросов или игры « да -нет», « аэробика для мозга», « Айболит», где ученики решая задачи определяют порядок очереди к доктору Айболиту, и т.д.
Перед основной частью урока я делю учеников на группы с помощью конфеток, разноцветных фигур, пазлов и т.д.
Основная часть урока состоит из трех заданий.
В первом заданий (знание понимание) повторяя пройденные темы, я поэтапно задаю вопросы, касающиеся новой темы, что позволяет ученикам самостоятельно называть тему урока, иногда цель урока. Затем мы с детьми обсуждаем. выполняем, решаем устно задании я и упражнения и самооцениваем усвоения нового урока с помощью стратегии « Плюс, минус, интересно», «светофор» и кулак и пять пальцев. Учитывая возрастные особенности во время оценивания, я в основном выбираю стратегии, где ребята показывают карточками или жестами.
Во втором заданий (применение, анализ) ребята в начале работают индивидуально с учебником, затем парной работой и групповой работой.
С помощью групповых работ ученики начальных классов развивают свои речевые навыки и учатся слушать и не перебивать, не перекрикивать друг друга, соблюдая правила работы в группе которые сами составили. Во время групповой работы ребята охотно делились своими мыслями друг с другом, кто то в процессе данного диалога узнавал, что то новое для себя, кто то не соглашался с мнением своих товарищей. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Но, анализ исследований Мерсера и Ходжкинсона (2008) показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки (РдУс37). Согласно «Пирамиде обучения» (РдУс32) ученики усваивают тему на 90% через передачу знаний, т.е при обмене мыслями. Для того чтобы ученики усвоили новую тему хорошо, использовала метод «подумай -в паре- поделись», где дети обсуждали как распространяются семена. В ходе выполнения работы, для того чтобы выяснить степень понимания учеников, подходила к группе, и спрашивала «все ли вам понятно?». Согласно методу «светофор», в зависимости от ответов секретаря, приклеивала на парты цветные стикеры.
Для того чтобы включить язык мышления в планирование и оценить насколько учащиеся запомнили теорию, мною были заданы вопросы низкого порядка. Во время групповых работ они выполняют основное задание которое показывает степень усвоение нового материала. В этой части урока я использую метод « Карусель» и разные методы взаимооценивания.
После групповых работ я всегда организую разные, веселые «электронные физминутки которые помогают снять напряжение после вопросов высокого порядка. Учащиеся увлечённо выполняли упражнения вместе с героями видеоролика.
В третьем заданий (синтез и оценка) ученики работают самостоятельно, затем отвечают на открытые вопросы. Самооценивают и взаимооценивают с помощью разных стратегий оценивания, где ученики могут сами оценивать свои знания, а также анализировать свои допущенные ошибки. На первых уроках оценивание осуществлялось не объективно, то есть ученики завышали или занижали оценки себе и друг другу. Для того чтобы решить данную проблему, проанализировав проведенные уроки, мною и учениками были разработаны критерии для оценивания. При помощи разработанных критериев, ученики стали объективно оценивать друг друга, увидев и проанализировав допущенные ошибки.
На этапе заключения, мы с учениками вставали в круг. Ученики по кругу высказывались одним перложением, дополняя начало предложенных фраз: «Сегодня я узнал, как распространяются семена», «Было интересно, составлять диаграмму Венна», «Я научился, сравнивать семена». Такая работа помогла выявить главные моменты урока, поговорить о том, что не получилось, оценить свою работу на уроке.
На этапе рефлексии для выяснения степени понимания учебного материала ученики само оценили себя по стратегии « Кулак и пять пальцев». Учитывая то что все ученики поднимали пять пальцев, я сделала вывод о том, что они все усвоили данную тему.
Рефлексия урока:
На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, связь с жизнью, доступности, систематичности и последовательности. Темп урока оптимальный. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, на мой взгляд, не было благодаря смене видов деятельности.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепощать» их мышление.
Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:
• эмоциональный отклик,
• увлечённость процессом деятельности;
• активность в течение всего урока.
На данных уроках были реализованы современные подходы к уроку русского языка, математики и познания мира в рамках данной Программы:
В основу построения данного урока положены методы и подходы по внедрению семи модулей, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе в сотрудничестве с различными видами информации.
Познавательные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи стратегий и приёмов технологии критического мышления.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
• прогнозирование темы урока
• целеполагание урока
• осознание качества и уровня усвоения учебного материала
В ходе урока старалась придерживаться демократического стиля общения, поддерживала коллаборативную среду. Считаю, что на уроке были созданы благоприятные условия для обучения, обстановка была доброжелательной для учебной работы. Учащиеся были мотивированы выполнять задания не ради получения хорошей оценки на уроке, а исходя, из внутренней потребности выразить свои мысли.
Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.
В результате самоанализа данного урока пришла к выводу, что, несмотря на сложности в организации такого урока, работа на уроке была интересной и продуктивной. Мне предстоит ещё совершенствовать и изменить обучение для полноценного развития учащихся. Размышляя над тем, насколько успешно применила на уроке ключевые идеи Программы, убедилась в необходимости продолжения поиска в данном направлении. Так как именно при такой форме работы на уроке возрастает реальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя так и своих одноклассников. Оказывая помощь другому, субъект актуализирует свои знания. В этом состоит залог успеха.
Интегрирование семи модулей Программы в учебный процесс дало мне возможность работать активном классе, способствовало вовлечению всех учащихся в работу.
Я понимаю, что мне ещё предстоит учиться работать по –новому, постоянно оттачивать своё мастерство и самосовершенствоваться. Но ещё я поняла, и это главное, что уже не смогу работать как раньше.
В дальнейшем буду проводить уроки с внедрением семи уроков Программы. Это поможет сделать уроки интересными, что будет способствовать повышению качества знаний учеников, развитию у них навыков критического мышления, способности обучаться самостоятельно и применять полученные знания в жизни, т.е. адаптации и реализации себя как личности в современном мире.
Учитель сегодня меняет ход размышления о своей практике на основе идей, рассматриваемых в Программе. Следовательно, учитель является стержневой фигурой, который сможет внести в практику новизну и тем самым оказать своевременную помощь ученику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет учителя начальных классов третьего базового уровня Джолдиновой А.К.»
КГУ «Основная школа села Акпан»Акимата Осакаровского района.
Рефлексивный отчет
учителя начальных классов
третьего базового уровня
Джолдиновой А.К.
2015 - 2016 г
Современное общество требует изменения в сфере образования, так как сегодня ученик должен быть востребован временем, умеющий рассуждать критический и принимать решения самостоятельно, поэтому, изучая и осваивая « Программу курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня, убедилась в необходимости внесения изменений в практику моей работы, внедрения в неё идей семи модулей Программы.
В первом полугодий 2015-2016 учебного года согласно плана я проводила 2 открытых урока во 2 классе по математике ( 21 октября) на тему « задача в два действия» и русскому языку ( 23 декабря) на тему «Однокоренные слова».
Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей, т. е. методов обучения и использование разных видов вопросов на уроках. По характеру вопросов различают уровень мышления по таксономий Блума: знание понимание, применение, анализ, синтез и оценка и все эти виды вопросов я применяла на своих уроках.
После прохождения трехмесячные курсы повышекния квалификации я планирую все свои уроки по КСП, где заранее описываю тему, цель, задачу урока и ожидаемый результат обучения для каждого уровня ( А.В.С.), а также действия ученика и учителья в течения урока.
Каждый урок я начинаю с психологического настроя, т.к у меня начальные классы я отношусь к выбору настроя очень внимательно. Потому что с помощью создания коллаборативной среды, разных игр и вопросов на засыпку я настраиваю их на веселый и удачный урок.
Далее с хорошим настроением мы повторяем пройденные темы с помощью вопросов или игры « да -нет», « аэробика для мозга», « Айболит», где ученики решая задачи определяют порядок очереди к доктору Айболиту, и т.д.
Перед основной частью урока я делю учеников на группы с помощью конфеток, разноцветных фигур, пазлов и т.д.
Основная часть урока состоит из трех заданий.
В первом заданий (знание понимание) повторяя пройденные темы, я поэтапно задаю вопросы, касающиеся новой темы, что позволяет ученикам самостоятельно называть тему урока, иногда цель урока. Затем мы с детьми обсуждаем. выполняем, решаем устно задании я и упражнения и самооцениваем усвоения нового урока с помощью стратегии « Плюс, минус, интересно», «светофор» и кулак и пять пальцев. Учитывая возрастные особенности во время оценивания, я в основном выбираю стратегии, где ребята показывают карточками или жестами.
Во втором заданий (применение, анализ) ребята в начале работают индивидуально с учебником, затем парной работой и групповой работой.
С помощью групповых работ ученики начальных классов развивают свои речевые навыки и учатся слушать и не перебивать, не перекрикивать друг друга, соблюдая правила работы в группе которые сами составили. Во время групповой работы ребята охотно делились своими мыслями друг с другом, кто то в процессе данного диалога узнавал, что то новое для себя, кто то не соглашался с мнением своих товарищей. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Но, анализ исследований Мерсера и Ходжкинсона (2008) показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки (РдУс37). Согласно «Пирамиде обучения» (РдУс32) ученики усваивают тему на 90% через передачу знаний, т.е при обмене мыслями. Для того чтобы ученики усвоили новую тему хорошо, использовала метод «подумай -в паре- поделись», где дети обсуждали как распространяются семена. В ходе выполнения работы, для того чтобы выяснить степень понимания учеников, подходила к группе , и спрашивала «все ли вам понятно?». Согласно методу «светофор», в зависимости от ответов секретаря, приклеивала на парты цветные стикеры.
Для того чтобы включить язык мышления в планирование и оценить насколько учащиеся запомнили теорию, мною были заданы вопросы низкого порядка. Во время групповых работ они выполняют основное задание которое показывает степень усвоение нового материала. В этой части урока я использую метод « Карусель» и разные методы взаимооценивания.
После групповых работ я всегда организую разные, веселые «электронные физминутки которые помогают снять напряжение после вопросов высокого порядка. Учащиеся увлечённо выполняли упражнения вместе с героями видеоролика.
В третьем заданий (синтез и оценка) ученики работают самостоятельно, затем отвечают на открытые вопросы. Самооценивают и взаимооценивают с помощью разных стратегий оценивания, где ученики могут сами оценивать свои знания, а также анализировать свои допущенные ошибки. На первых уроках оценивание осуществлялось не объективно, то есть ученики завышали или занижали оценки себе и друг другу. Для того чтобы решить данную проблему, проанализировав проведенные уроки, мною и учениками были разработаны критерии для оценивания. При помощи разработанных критериев, ученики стали объективно оценивать друг друга, увидев и проанализировав допущенные ошибки.
На этапе заключения, мы с учениками вставали в круг. Ученики по кругу высказывались одним перложением, дополняя начало предложенных фраз: «Сегодня я узнал, как распространяются семена», «Было интересно, составлять диаграмму Венна», «Я научился, сравнивать семена». Такая работа помогла выявить главные моменты урока, поговорить о том, что не получилось, оценить свою работу на уроке.
На этапе рефлексии для выяснения степени понимания учебного материала ученики само оценили себя по стратегии « Кулак и пять пальцев». Учитывая то что все ученики поднимали пять пальцев, я сделала вывод о том, что они все усвоили данную тему.
Рефлексия урока:
На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, связь с жизнью, доступности, систематичности и последовательности. Темп урока оптимальный. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, на мой взгляд, не было благодаря смене видов деятельности.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепощать» их мышление.
Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:
• эмоциональный отклик,
• увлечённость процессом деятельности;
• активность в течение всего урока.
На данных уроках были реализованы современные подходы к уроку русского языка, математики и познания мира в рамках данной Программы:
В основу построения данного урока положены методы и подходы по внедрению семи модулей, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе в сотрудничестве с различными видами информации.
Познавательные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи стратегий и приёмов технологии критического мышления.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
• прогнозирование темы урока
• целеполагание урока
• осознание качества и уровня усвоения учебного материала
В ходе урока старалась придерживаться демократического стиля общения, поддерживала коллаборативную среду. Считаю, что на уроке были созданы благоприятные условия для обучения, обстановка была доброжелательной для учебной работы. Учащиеся были мотивированы выполнять задания не ради получения хорошей оценки на уроке, а исходя, из внутренней потребности выразить свои мысли.
Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.
В результате самоанализа данного урока пришла к выводу, что, несмотря на сложности в организации такого урока, работа на уроке была интересной и продуктивной. Мне предстоит ещё совершенствовать и изменить обучение для полноценного развития учащихся. Размышляя над тем, насколько успешно применила на уроке ключевые идеи Программы, убедилась в необходимости продолжения поиска в данном направлении. Так как именно при такой форме работы на уроке возрастает реальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя так и своих одноклассников. Оказывая помощь другому, субъект актуализирует свои знания. В этом состоит залог успеха.
Интегрирование семи модулей Программы в учебный процесс дало мне возможность работать активном классе, способствовало вовлечению всех учащихся в работу.
Я понимаю, что мне ещё предстоит учиться работать по –новому, постоянно оттачивать своё мастерство и самосовершенствоваться. Но ещё я поняла, и это главное, что уже не смогу работать как раньше.
В дальнейшем буду проводить уроки с внедрением семи уроков Программы. Это поможет сделать уроки интересными, что будет способствовать повышению качества знаний учеников, развитию у них навыков критического мышления, способности обучаться самостоятельно и применять полученные знания в жизни, т.е. адаптации и реализации себя как личности в современном мире.
Учитель сегодня меняет ход размышления о своей практике на основе идей, рассматриваемых в Программе. Следовательно, учитель является стержневой фигурой, который сможет внести в практику новизну и тем самым оказать своевременную помощь ученику.