Все чаще и чаще мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Процент речевых нарушений звукопроизношения растет в геометрической прогрессии. Все чаще встречаются дети, которые не просто говорят плохо, непонятно, а такие у кого отсутствует речь вообще.
Почему происходит такое повальное нарушение. Причин много. Вот только некоторые. Это и постоянно ухудшающейся экологической обстановке. Это и то, что молодая мама зачастую не готовая к материнству. Это и сложная беременность, и осложненные роды, и период новорожденности, который не всегда проходит гладко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Коррекция речи – необходимость и значимость"»
"Коррекция речи – необходимость и значимость"
Все чаще и чаще мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Процент речевых нарушений звукопроизношения растет в геометрической прогрессии. Все чаще встречаются дети, которые не просто говорят плохо, непонятно, а такие у кого отсутствует речь вообще.
Почему происходит такое повальное нарушение. Причин много. Вот только некоторые. Это и постоянно ухудшающейся экологической обстановке. Это и то, что молодая мама зачастую не готовая к материнству. Это и сложная беременность, и осложненные роды, и период новорожденности, который не всегда проходит гладко.
Не только психическое и интеллектуальное здоровье ребенка закладывается в раннем детстве, а главное его физическое состояние.
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Если ребенок с раннего возраста слышит речь с какими-то нарушениями, то и у него речь будет изобиловать этими же нарушениями, т.к. речь формируется в той среде близких ему людей, где он пребывает большую часть времени.
Надо помнить, что речь ребенка может сформироваться, только в человеческой среде. Если в раннем детстве с ребенком мало разговаривают близкие люди, и нет телесного контакта с взрослым, нет общения глаза в глаза, то речевое развитие ребенка будет отставать от речи сверстников, от его физиологической нормы.
Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен и может усвоить 2,5 – 3 тысячи слов, а за всю оставшуюся жизнь он усваивает примерно столько же, т.е. значение дошкольного детства нельзя недооценивать. Поэтому так необходимо контролировать не только физическое развитие, но и речевое.
Проводить целенаправленную работу как с детьми, имеющими нарушения речи, так и с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста, когда закладывается фундамент речевого развития.
Для родителей проводитья мастер классы по развитию у детей коммуникативных навыков, развития мелкой и артикуляторной моторики. Семинары практикумы, по организации речевого пространство дома. И самые обыкновенные индивидуальные игры – занятия по развитию речевых навыков, под руководством логопеда.
Иногда взрослые бывают недостаточно внимательны к детям, когда слышат дефектную речь, они серьезного значения не придают лепету ребенка, думая, что с возрастом сами собой «исчезнут» такие нарушения.
Но надо помнить, что есть физиологические нормы становления звуков, умения грамотно и связно высказываться, умение общаться словесно, отклонения от которых может нарушить ход уже и интеллектуального развития ребенка.
Период от 5 до 7 лет самый благоприятный для формирования у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.
И если вы, родители, сомневаетесь: все ли в порядке с речью ребенка, то лучше всего обратиться к учителю – логопеду за консультацией, чтобы вовремя выявить нарушения и не упустить, время для коррекции возникших нарушений речи у ребенка.
Речевые нарушения у детей, становятся серьёзным препятствием в овладении коммуникативной стороной речи, а значит, речевое общение со сверстниками снижается или вообще становится затруднительным. Следом тормозится интеллектуальное развитие.
В школе, когда начинает формироваться письменная речь, возникают серьезные проблемы в овладении навыками чтения и письма.
Казалось бы, ну и что, что ребенок плохо говорит, он и так всему научиться, но если не принимать ни каких мер, то проблемы будут расти как снежный ком, с каждым днем. Ребенок плохо говорит, как следствие, трудно общаться со сверстниками (они его не понимают, смеются, ребенок остается в одиночестве). Возникают отрицательные стороны в поведении самого ребенка. Он может переходить от апатии к агрессии, т.к. ему хочется полноценного общения, а оно не складывается, поэтому нет полноценной речи. Отклонение от нормального речевого развития отрицательно сказывается и на психическое развитие ребёнка, и на его эмоционально-волевую сферу. Не сформированная речь влечет снижение интеллектуального развития, сказывается на формировании познавательной деятельности, на становлении личности ребёнка, способствуют развитию нерешительности, замкнутости, негативизма.
Уважаемые родители, хочется обратить ваше внимание не те стороны речи, которые чаще всего нарушаются и над которыми работают все специалисты ДОУ, с детьми в группе компенсирующей направленности
Нарушение произношения. – Формирование правильного произношение нарушенных звуков в словах и в свободной речи.
Нарушение фонематического восприятия. – Развитие фонематического процессов, т.е. выделение и различение на слух гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих Умение выделить звуко-слоговой состав слов…
Отсутствие или неверное употребление в речи грамматических форм родного языка. – Работа над простым и сложным предложением, согласованием слов в роде, числе падеже. Работа над словообразованием и словоизменением..
Отсутствие связного высказывания – Формирование диалогической и монологической речи. Составления рассказов, сказок, и других форм связного высказывания…
Развитие психических процессов, таких как, внимание, память, мышление, воображение, становление и развитие которых способствует совершенствование речи.
Мелкие дифференцированные движения пальцев рук, языка, мимики недостаточны – формирование и укрепление мелкой и артикуляторной моторики…
Нарушение произношения звуков, нарушение фонематического слуха лексики, грамматики родного языка, словоизменения и словообразования, несформированность связной речи, психически процессов (внимание, память, мышление, логика) и состояние мелкой моторики (рук, пальцев, языка) - всё это составные части речи человека. И если они нарушены или плохо развиты у ребёнка, то это говорит о том, что у ребенка выявляется ОНР (общее недоразвитие речи). Оно бывает трёх уровней - первый, второй и третий. При этом слух и интеллект у ребёнка остаются сохранны.
Положительный результат коррекционной работы логопеда во многом зависит от того, какие условия для общего и речевого развития детей созданы в семье. Систематические занятия с ребенком необходимы как в детском саду, так и дома, поэтому только совместная работа детей родителей и специалистов станет эффективной.
Почему же так важна и необходима помощь родителей?
Во-первых, потому что именно родительское мнение в этом возрасте является авторитетным для ребенка.
Во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки с ребенком дома, путем живого, непосредственного общения с ребенком.
Без активного взаимодействия с вами невозможна полноценная коррекция, т.к. логопедические упражнения и задания просто необходимо закрепляться дома (особенно когда идет процесс автоматизации поставленных логопедом звуков, для закрепления лексико- грамматических категорий).
Для каждого ребенка, коррекционная работа логопеда носит дифференцированный характер (предусматривающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта) с учетом индивидуальных особенностей развития личности.
А теперь сравним направления работы по коррекции выявленных нарушений у детей на логопедическом пункте ДОУ или в логопедической группе. Проведем параллели и выделим особенности.
Логопедический пункт детского сада
В рамках логопедического пункта оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую группу.
На логопункт зачисляются дети с более простыми речевыми нарушениями в звукопроизношении, в формировании фонематических процессов, после прохождения ПМПк ДОУ с 5 лет.
С детьми, посещающими логопедический пункт, проводится занятие логопедом 1 раз в неделю фронтально, т.е. со всеми детьми, 2 раза в неделю индивидуально.
Основное в работе логопеда на логопедическом пункте - это коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Коррекционная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи
В речевую группу зачисляются дети с общим недоразвитием речи, фонетико – фонематических недоразвитием, на фоне дизартрии после прохождения ПМПК, уже городского с 5 лет
В речевой группе логопед ежедневно проводит логопедические занятия (фронтальные, индивидуально – подгрупповые) которые включают в себя развитие речи по всем составным направлениям развития речи: это и звукопроизношение, и фонематические процессы, работа над словарем и грамматическим строем, связной речью.
Работа по коррекции речевых нарушений у детей строится в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ.
Коррекционно работа в группе строится в рамках лексической темы недели ДОУ и прослеживается на всех занятиях и совместной деятельности. Закрепляют же успехи детей дома родители, по заданию логопеда.
Необходимо усвоить, что залогом успеха и успешного преодоления недостатков речевого развития ребенка является:
Медикаментозное лечение, если таковое необходимо вашему ребенку и только по показаниям врача.
Соблюдение и выполнение рекомендаций учителя – логопеда дома, работа в домашних тетрадях
Отсутствие пропусков по неуважительным причинам, т.е. регулярное посещение детского сада
А главное, необходим контроль, как за своей собственной речью, так и за речью ребенка.