kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Механизм восприятия звуков речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар

МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

     Знание фонематической системы родного языка и основных механизмов восприятия звуковой стороны речи позволяет логопеду строить процесс коррекции произношения с учетом проявления в речи  наименьших лингвистичесих единиц - фонем.

     По определению Ф.Ф. Рау, фонемой (от греческого phone - "звук") называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования и различения значимых единиц языка - морфем и слов.

     Звуки - это не просто комплексы тонов и шумов. Они имеют ряд признаков, одни из которых являются смыслоразличительными, а другие, нейтральными.

     В русском языке смыслоразличительными признаками являются:

1) для согласных:

  • глухость - звонкость;
  • мягкость - твердость;

2) для гласных:

  • ударность - безударность.

     В то же время такие признаки, как громкость, тембр, высота, долгота, в русском языке не имеют сигнального значения. Эти нейтральные признаки в русском языке могут быть смыслоразличительными в другом языке.

     Для речи необходима развитая высшая форма человеческого слуха - речевой слух, единицей которого является не звук, а его смыслоразличительный признак фонема.

     Фонематический слух является лишь одним из звеньев в процессе звукоразличения. Он представляет собой одну из основных характеристик речевого процесса, обеспечивающую дифференциацию звуков речи на основе выделения сигнальных, смыслоразличительных признаков звуков и отвлечения от несущественных, а фонема есть смыслоразличительный признак, свойство звука. Фонематический звук, фонема, зависит от позиции внутри слова и поэтому может приобретать разные акустические формы, оставаясь всегда одной и той же фонемой с устойчивой смыслоразличительной значимостью.

     Фонематическая организация звуковой речи предполагает наличие определенных и четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности, т.е. согласованную работу речеслухового и речедвигательного анализаторов.

     В отечественной психолингвистике имеется модель восприятия речи, предложенная в 60-е годы 20 века исследовательницей Л.А. Чистович, которая считала, что процесс распознавания человеком слышимой речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня основывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. Звуки речи записываются в памяти человека как набор характеристик по смыслоразличительным признакам. Чистович предположила, что в нервной системе присутствуют специальные схемы (блоки) для обнаружения таких признаков. При перцепции речевого сигнала указанные схемы вырабатывают символы, обозначающие акустические явления, в результате воспринимаемый звук речи опознается.

     В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового восприятия (долингвистические) и лингвистические ступени. Конечным звеном лингвистических ступеней и является расшифровка смысла речевого сообщения.

     Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора.

     Периферический его отдел располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.

     Проводниковый отдел передает кинестетическую информацию к коре головного мозга, частично ее анализируя  - определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (8 пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).

     Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей - левого),который является аппаратом специально приспособленным для анализа и синтеза речевых звуков, т.е. аппаратом речевого слуха. Именно здесь в центре Вернике осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков

     Как показали исследования нейроанатомов (С.М. Блинков,1955), вторичные отделы коры височной области связаны богатыми U-образными связями с нижними отделами постцентральных и премоторных зон, иначе говоря, со всеми теми аппаратами мозга, опираясь на которые осуществляется артикулированная речь. Это и дает им возможность участвовать в мозговой организации речи и, в частности, в выделении тех фонематических признаков, на основе которых формируются звуки речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Механизм восприятия звуков речи"»

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар


МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ


Знание фонематической системы родного языка и основных механизмов восприятия звуковой стороны речи позволяет логопеду строить процесс коррекции произношения с учетом проявления в речи наименьших лингвистичесих единиц - фонем.

По определению Ф.Ф. Рау, фонемой (от греческого phone - "звук") называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования и различения значимых единиц языка - морфем и слов.

Звуки - это не просто комплексы тонов и шумов. Они имеют ряд признаков, одни из которых являются смыслоразличительными, а другие, нейтральными.

В русском языке смыслоразличительными признаками являются:

1) для согласных:

  • глухость - звонкость;

  • мягкость - твердость;

2) для гласных:

  • ударность - безударность.

В то же время такие признаки, как громкость, тембр, высота, долгота, в русском языке не имеют сигнального значения. Эти нейтральные признаки в русском языке могут быть смыслоразличительными в другом языке.

Для речи необходима развитая высшая форма человеческого слуха - речевой слух, единицей которого является не звук, а его смыслоразличительный признак фонема.

Фонематический слух является лишь одним из звеньев в процессе звукоразличения. Он представляет собой одну из основных характеристик речевого процесса, обеспечивающую дифференциацию звуков речи на основе выделения сигнальных, смыслоразличительных признаков звуков и отвлечения от несущественных, а фонема есть смыслоразличительный признак, свойство звука. Фонематический звук, фонема, зависит от позиции внутри слова и поэтому может приобретать разные акустические формы, оставаясь всегда одной и той же фонемой с устойчивой смыслоразличительной значимостью.

Фонематическая организация звуковой речи предполагает наличие определенных и четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности, т.е. согласованную работу речеслухового и речедвигательного анализаторов.

В отечественной психолингвистике имеется модель восприятия речи, предложенная в 60-е годы 20 века исследовательницей Л.А. Чистович, которая считала, что процесс распознавания человеком слышимой речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня основывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. Звуки речи записываются в памяти человека как набор характеристик по смыслоразличительным признакам. Чистович предположила, что в нервной системе присутствуют специальные схемы (блоки) для обнаружения таких признаков. При перцепции речевого сигнала указанные схемы вырабатывают символы, обозначающие акустические явления, в результате воспринимаемый звук речи опознается.

В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового восприятия (долингвистические) и лингвистические ступени. Конечным звеном лингвистических ступеней и является расшифровка смысла речевого сообщения.

Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора.

Периферический его отдел располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.

Проводниковый отдел передает кинестетическую информацию к коре головного мозга, частично ее анализируя - определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (8 пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).

Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей - левого),который является аппаратом специально приспособленным для анализа и синтеза речевых звуков, т.е. аппаратом речевого слуха. Именно здесь в центре Вернике осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков

Как показали исследования нейроанатомов (С.М. Блинков,1955), вторичные отделы коры височной области связаны богатыми U-образными связями с нижними отделами постцентральных и премоторных зон, иначе говоря, со всеми теми аппаратами мозга, опираясь на которые осуществляется артикулированная речь. Это и дает им возможность участвовать в мозговой организации речи и, в частности, в выделении тех фонематических признаков, на основе которых формируются звуки речи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему: "Механизм восприятия звуков речи"

Автор: Стаценко Лариса Викторовна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Исследовательская работа по музыке на тему «Влияние рок-музыки на психику подростка»"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_po_muzyke_na_temu_vliianie_rok_muzyki_na_psikhiku_podro"
    ["file_id"] => string(6) "514098"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560090938"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Рекомендации  для  педагогов  по  проведению  песенок – игр  «Музыкальные  складушки  про  весёлые  игрушки». "
    ["seo_title"] => string(114) "riekomiendatsii-dlia-piedaghoghov-po-proviedieniiu-piesienok-ighr-muzykal-nyie-skladushki-pro-viesiolyie-ighrushki"
    ["file_id"] => string(6) "208117"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430741440"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства