kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование информационно-компьютерных технологий в логокоррекционной работе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗИЛАИРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  по теме

«Использование информационно-компьютерных технологий  в логокоррекционной работе»

 

 

 

 

 

                            Подготовила: учитель-логопед  

     Халикова Ф.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  2014 – Зилаир

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Все чаще и чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Это открывает новые, эффективные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Несмотря на новизну, в основу информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные известными дефектологами-классиками: Л.С. Выготским, Петр Яковлевичем Гальпериным, Алексеем Николаевичем  Леонтьевым, Александр Романовичем Лурия, и др.

 

Компьютерные средства обучения в работе логопеда

 

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи является их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Компьютерная грамотность учителя-логопеда подразумевает овладение реальными и потенциальными возможностями компьютерной технологии. Под компьютерной грамотностью логопеда подразумевается его профессиональная компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации ДОУ.

Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.

  • Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому.
  • Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

 

Таким образом, ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

Это:

разнообразные цифровые образовательные ресурсы, тематические коллекции, программные средства для учебной деятельности на основе ИКТ, которые логопед может использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы направленные на устранение речевых недостатков, развитие психических процессов учащихся. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи  «Игры для Тигры»

 Мультимедийное оборудование используется на групповых занятиях. Преимущество состоит в том, что учитель - логопед может самостоятельно составить презентацию урока в программе Роwer Рoint в соответствии с темой и задачами, уровнем речевого развития учащихся.

Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность у детей. Ведь, создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений речи.

Также очень эффективно использование учебно-методических материалов с применением ИКТ, которые позволяют осуществлять коррекционный процесс комплексно, во взаимосвязи с  каждым специалистом-педагогом  ОУ. Это создание совместных проектов, проведение родительских собраний, консультаций и т.д. с   психологами, музыкальными работниками, инструкторами по физвоспитанию, воспитателями и медицинским персоналом.

Безусловно, большое значение в применении ИКТ учителем-логопедом уделяется  работе с родителями. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, разработка домашних заданий и др. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото - и видео материалами.

 

Теперь рассмотрим ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИКТ в коррекционном процессе учителя-логопеда:

  • Ведение документации

Современные технологии позволяют  использовать компьютер в диагностических целях. Создание банка данных речевых показателей детей в начале и в конце коррекционной работы, анализ результатов в виде диаграмм.  Планирование, конспекты занятий, паспорт кабинета, - вся документация логопеда в электронном виде очень удобна в использовании.

 

  • Разработка и применение авторских презентаций по различным разделам программного обучения

Это один из самых популярных видов применения ИКТ. Компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать мультимедийную презентацию - это проявление профессиональных возможностей педагога на различных мероприятиях – методобъединениях, конференциях, мастер-классах, родительских собраниях и т.д. Мультимедийная презентация наглядно проиллюстрирует речь выступающего.

 

  • Создание специализированного профессионального сайта и участие в его функционировании

Интернет работает 24 часа в сутки, поэтому качественная разработка сайта для многих сфер становится не данью моде, а необходимостью.

 

Остановимся несколько подробнее на мультимедийной презентации PowerPoint -  самом популярном из всех видов применения ИКТ.

Этот вид презентаций отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек. Она основана на демонстрации слайд-шоу.

Необходима  для оптимизации образовательного процесса. Чередование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. В состав данного вида презентаций включается графические объекты, диаграммы, фотографии и схемы. Возможность наложения звуковых эффектов и внедрения небольших видеороликов обеспечивается использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука.

Основой любой мультимедийной презентации являются: сюжетная линия, сценарий и навигационная структура. Навигационная структура, как правило, представлена «меню управления».

 

Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речиребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

 

Положительные стороны и все преимущества компьютерных технологий в образовательном процессе мы увидели. Безусловно, создание сайта, презентаций-игр может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

 

Список литературы

  1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск, 2004.
  2. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
  3. Головченко А.В. Картинный материал для логопедической работы: ресурсы программы “CorelDRAW” Логопед. 2009. № 5.

Просмотр содержимого документа
««Использование информационно-компьютерных технологий в логокоррекционной работе» »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗИЛАИРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА











Доклад по теме

«Использование информационно-компьютерных технологий в логокоррекционной работе»






Подготовила: учитель-логопед

Халикова Ф.И.











2014 – Зилаир

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Все чаще и чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Это открывает новые, эффективные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Несмотря на новизну, в основу информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные известными дефектологами-классиками: Л.С. Выготским, Петр Яковлевичем Гальпериным, Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Александр Романовичем Лурия, и др.


Компьютерные средства обучения в работе логопеда


Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи является их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Компьютерная грамотность учителя-логопеда подразумевает овладение реальными и потенциальными возможностями компьютерной технологии. Под компьютерной грамотностью логопеда подразумевается его профессиональная компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации ДОУ.

Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.

  • Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому.

  • Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.


Таким образом, ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

Это:

разнообразные цифровые образовательные ресурсы, тематические коллекции, программные средства для учебной деятельности на основе ИКТ, которые логопед может использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы направленные на устранение речевых недостатков, развитие психических процессов учащихся. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»

Мультимедийное оборудование используется на групповых занятиях. Преимущество состоит в том, что учитель - логопед может самостоятельно составить презентацию урока в программе Роwer Рoint в соответствии с темой и задачами, уровнем речевого развития учащихся.

Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность у детей. Ведь, создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений речи.

Также очень эффективно использование учебно-методических материалов с применением ИКТ, которые позволяют осуществлять коррекционный процесс комплексно, во взаимосвязи с каждым специалистом-педагогом ОУ. Это создание совместных проектов, проведение родительских собраний, консультаций и т.д. с психологами, музыкальными работниками, инструкторами по физвоспитанию, воспитателями и медицинским персоналом.

Безусловно, большое значение в применении ИКТ учителем-логопедом уделяется работе с родителями. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, разработка домашних заданий и др. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото - и видео материалами.


Теперь рассмотрим ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ в коррекционном процессе учителя-логопеда:

  • Ведение документации

Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях. Создание банка данных речевых показателей детей в начале и в конце коррекционной работы, анализ результатов в виде диаграмм. Планирование, конспекты занятий, паспорт кабинета, - вся документация логопеда в электронном виде очень удобна в использовании.


  • Разработка и применение авторских презентаций по различным разделам программного обучения

Это один из самых популярных видов применения ИКТ. Компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать мультимедийную презентацию - это проявление профессиональных возможностей педагога на различных мероприятиях – методобъединениях, конференциях, мастер-классах, родительских собраниях и т.д. Мультимедийная презентация наглядно проиллюстрирует речь выступающего.


  • Создание специализированного профессионального сайта и участие в его функционировании

Интернет работает 24 часа в сутки, поэтому качественная разработка сайта для многих сфер становится не данью моде, а необходимостью.


Остановимся несколько подробнее на мультимедийной презентации PowerPoint - самом популярном из всех видов применения ИКТ.

Этот вид презентаций отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек. Она основана на демонстрации слайд-шоу.

Необходима для оптимизации образовательного процесса. Чередование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. В состав данного вида презентаций включается графические объекты, диаграммы, фотографии и схемы. Возможность наложения звуковых эффектов и внедрения небольших видеороликов обеспечивается использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука.

Основой любой мультимедийной презентации являются: сюжетная линия, сценарий и навигационная структура. Навигационная структура, как правило, представлена «меню управления».


Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речиребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.


Положительные стороны и все преимущества компьютерных технологий в образовательном процессе мы увидели. Безусловно, создание сайта, презентаций-игр может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.


Список литературы

  1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск, 2004.

  2. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

  3. Головченко А.В. Картинный материал для логопедической работы: ресурсы программы “CorelDRAW” Логопед. 2009. № 5.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Использование информационно-компьютерных технологий в логокоррекционной работе»

Автор: Халикова Фаузина Искандаровна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131979

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства