Консультация "Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Консультация "Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Консультация «Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Уразбаева Г.З.
учитель-логопед МДОБУ « ЦРР - детский сад «Алёнушка
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую жизнь.
Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка»(А.И.Сорокина).Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.
Что значит развивать речь ребенка? Конечно же, развивать у ребенка речь - это учить его разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, понимать речь окружающих, слушать их. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Мы считаем, что ребенок плохо говорит,когда у него плохая дикция или когда он не может ответить на простой вопрос, когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать словом многие предметы и действия и т.п.
В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой паталогии, поэтому устранение нарушений речи небходимо начинать как можно раньше. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Невмешательство в процессе формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитие. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознать все : логопеды, родители, воспитатели, учителя. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятие с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями, воспитателями группы детского сада. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей небходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, данных логопедом.Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом. А также должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и другого речевого материала.В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков,отработанных грамматических форм и т.п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Речь самого воспитателя должен служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонационной, выразительной. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по- разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Воспитателю важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Поэтому,понимая важность и небходимость проведения общеобразовательной и коррекционно - развиващей работы, необходимо оказывать помощь каждому ребенку.
Функциями воспитателя логопедической группы таким образом, являются:
- учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели.
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
- обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
- включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
- формирование связной речи.
- заучивание стихотворений, потешек, текстов.
- знакомство с художественной литературой.
- работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель – логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.
Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Подводя итог своей консультации хочу сказать, что основными направлениями коррекционной работы воспитателя является:
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"»
Консультация «Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Уразбаева Г.З.,
учитель-логопед МДОБУ « ЦРР - детский сад «Алёнушка »
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую жизнь.
Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка»(А.И.Сорокина).Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.
Что значит развивать речь ребенка? Конечно же, развивать у ребенка речь - это учить его разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, понимать речь окружающих, слушать их. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Мы считаем , что ребенок плохо говорит ,когда у него плохая дикция или когда он не может ответить на простой вопрос, когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать словом многие предметы и действия и т.п..
В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой паталогии, поэтому устранение нарушений речи небходимо начинать как можно раньше . Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Невмешательство в процессе формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитие. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознать все : логопеды, родители, воспитатели, учителя. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятие с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями, воспитателями группы детского сада. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей небходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, данных логопедом .Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом. А также должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и другого речевого материала.В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков,отработанных грамматических форм и т.п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Речь самого воспитателя должен служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонационной, выразительной. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по- разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Воспитателю важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Поэтому,понимая важность и небходимость проведения общеобразовательной и коррекционно - развиващей работы, необходимо оказывать помощь каждому ребенку.
Функциями воспитателя логопедической группы таким образом, являются:
- учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели.
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
- обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
- включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
- формирование связной речи.
- заучивание стихотворений, потешек, текстов.
- знакомство с художественной литературой.
- работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель – логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.
Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Подводя итог своей консультации хочу сказать, что основными направлениями коррекционной работы воспитателя является: