Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы". »
Конспект логопедического занятия на тему:
Слова, обозначающие предметы.
Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить усвоение лексического значения слова;
- способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;
- учить задавать вопросы к словам-предметам;
- учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;
- развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;
- развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;
- развивать мелкую моторику;
- формировать коммуникативную сторону речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
- воспитывать усидчивость.
Оборудование: изображения космического корабля; разрезная азбука; предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка); мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.
Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)
Пора года, когда цветут яблони. (Весна)
Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)
Здание, где дети учатся читать и писать. (Школа)
День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.
- У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.
Звуковой анализ и синтез:
- Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.
- Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.
- Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. - Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.
- Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты
Карб Чтение.
Ждло Стол.
Телва Арбуз.
Выбму Улица.
- Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
- Что же это? (Набор букв.)
- Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова.)
- Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.)
3. Слова, обозначающие предметы.
- Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.
- Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв.)
- Можно ли из этих букв составить слово?
- Какое слово получилось? («предметы»)
- Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы»)
На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.
- Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет.) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя девочки не названо.)
Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.
Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.
- Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.
4. Физкультминутка.
- Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
- Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.
Я знаю 5 молочных продуктов…
Я знаю 5 названий птиц…
Я знаю 5 лиственных деревьев…
Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
Я знаю 5 головных уборов…
Я знаю 5 диких животных…
Я знаю 5 музыкальных инструментов…
Я знаю 5 видов спорта…
Я знаю 5 названий насекомых…
5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
- Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»
- Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.
- Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»
- Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»
- Всё, что движется само, ест, растёт - живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.
- Давайте познакомимся с ними поближе.
Работа по карточкам.
- Проведите линию от вопросов к предметам.
6. Закрепление знаний по теме.
1. - Слова - предметы приглашают вас поиграть с мячом.
1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово - предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.
2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.
- На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»
Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.
7. Работа по преобразованию слов.
- Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».
- Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях).