ГК СОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
?
?
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ:
«Живые и неживые слова-предметы»
Подготовила:
учитель-логопед
I квалификационной категории
Агеева Е.Н.
?
2014-2015 учебный год
Тема: «Живые и неживые слова-предметы».
Тип занятия: комбинированное.
Форма проведения – фронтальная.
Цель – практическое закрепление слов, обозначающие живые и неживые предметы.
Задачи:
- воспитание терпимости друг к другу, навыков сотрудничества, любви к окружающему миру;
- закрепление знаний о живом и неживом, умения дифференцировать живые и неживые предметы;
- развитие фонетических процессов, зрительного восприятия, мелкой и общей моторики, речевого дыхания, мышц артикуляционного аппарата, обогащение словарного запаса.
Оборудование:
Компьютер, колонки, проектор, экран, счетные палочки, магнитная азбука, карточки с заданиями, «море», корабли, удочки, рыбки, зеркала, цветные карандаши, цветные картинки, сундучки с подарками, корабль, музыка.
Ход занятия:
Организационный момент.
«Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами, и с нашим гостями отправимся в интересное морское путешествие. В этом путешествии мы с вами вспомним то, о чем говорили на прошлых занятиях и обязательно узнаем что-нибудь новое! А также отправимся на необитаемый остров и будем знакомиться с его особенностями и местными жителями». А теперь давайте представимся нашим гостям.
Каждый ребенок называет свое имя.
Артикуляционная гимнастика. (Каждое упражнение по 5-6 раз)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- А для того, что бы нам начать наше путешествие, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. ( упражнение «Улыбка»).
- Давайте покажем, какая у нас замечательная лодочка! (упражнение «Лодочка»).
- А теперь поднимем наш парус. (упражнение «Парус»).
- Проверим готовы ли трубы для нашего путешествия (упражнение «Пароход»).
- Но чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо завести моторчик у нашей лодочки. (упражнение «Заведи моторчик»).
3. Звуковой анализ и синтез
-У меня есть название нашего корабля, но вы же знаете, что в море часто встречаются пираты и поэтому оно зашифровано. Однако умные ребятки всегда смогут его расшифровать. Назовите первый звук каждой картинки, и вы получите название корабля.
Каждому ученику «выдается» билет с картинкой. На билетах картинки (душ, ель, тигр, игла). По одному дети подходят к доске, ищут на столе «нужную» букву и вместе с картинкой прикрепляют ее на доску.
- Что получилось? (слово «Дети»). Скажите пожалуйста, на какой из картинок изображен слово-предмет, отвечающий на вопрос «Кто?». (тигр). Если он отвечает на вопрос кто?, то это живое или неживое слово-предмет? Какие предметы не живые и отвечают на вопрос «Что?»
- Давайте закроем глаза и представим, как мы с вами плывем по морю в поиске нашего острова.
4. Развитие мелкой и общей моторики.
Игра «Рыбалка».
- Ой, смотрите, что это возле нашего корабля? Ребята, давайте поймаем эти предметы.
Дети по очереди с закрытыми глазами ловят из «моря» тот или иной предмет (рыбки, сундук сапог, морские конек и звезда).
Происходит перечисление живых и неживых слов-предметов с подбором ответа к каждому предмету, обоснованием своего выбора.
-Смотрите, КТО к нам плывет? (играет музыка моря со звуками дельфинов). Дети обращают внимание на дельфина. Отвечают на вопрос.
- Посмотрите, ЧТО он нам несет? Письмо. (карточка с пословицей «Без труда не выловишь рыбку из пруда»).
Выкладывание пословицы с картинкой на доске. Разбор смысла пословицы.
5. Обогащение словарного запаса.
На экране появляется картинка с островом.
- Вот мы и прибыли на остров. Посмотрите, ребята, кто нас тут встречает? Правильно хозяйка этого острова Мартышка. Посмотрите, сколько тут у нее различных предметов. Давайте поможем нашей хозяйке и разделим их на 2 группы.
Детям выдаются индивидуальные карточки, и они на местах обводят карандашами - желтые – живые, зеленые – неживые картинки с изображением различных предметов.
- Ребята, а помогите мне, пожалуйста, вспомнить, как мы можем понять, что тот или иной предмет живой? (Дети должны ответить, что живые предметы питаются, двигаются, дышат, у них появляются детишки).
6. Развитие зрительного восприятия, формирование правильного речевого дыхания и тренировка произвольного внимания.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Ребята, молодцы! А теперь, давайте на прощание, споем нашим приветливым жителям острова. Когда вы видите неживой слово-предмет, то вдыхаете носиком воздух и поете звук [Ш], а когда живое, то звук [С].
Показ слайдов с картинками слов-предметов (сом, шапка, снегирь, шар, слон, шкаф, собака, шуба, свинья, шкатулка).
- Обитателям острова очень понравились такие гости, и они хотели бы подарить вам сундучки с подарками.
7. Подведение итогов.
- Нам пора возвращаться на корабль. Но, прежде чем попасть на него ответьте на вопрос «Что мы сегодня делали на занятии?».
- Если вас сейчас хорошее настроение, то повяжите на мачту корабля зеленую ленточку, если плохое, то красную (дети притязают ленточку).
-Спасибо вам за такое интересное приключение. Я вами очень довольна. И на память о нашем приключении Мартышка передала вам сундучки с подарками.
Дети получают призы.
Презентация см. Приложение
?
?
?
?
?
?
?
?
ПРИЛОЖЕНИЕ