- расширить словарный запас учащихся.
Личностные УУД: развитие интереса к изучению темы, ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения, осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
- выполнение самопроверки или взаимопроверки учебного задания.
-формирование предпосылок к овладению учебным материалом по теме «Слова-предметы»;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ |
Этап логопедического занятия | Длительность этапа | Методы и приёмы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Этап мотивации | 3 мин | Словесные | Фронтальная, индивидуальная | Доброе утро! Давайте с вами повторим наше волшебное правило. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. -Ребята! У вас на партах по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите. - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего урока (занятия) хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится. | Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в начале урока (занятия)). |
Этап актуализации знаний | 3 мин. | Практические | Фронтальная, индивидуальная | Упражнение в звуковом анализе слова Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на паровозике «Знаний». У меня есть билет с названием станции, куда мы отправляемся. Посмотрите внимательно на вагончики. На каждом из них изображена картинка. Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки по порядку и вы получите название станции. (ряд картинок: сова, лев, ослик, верблюд, аист) - Что получилось? («слова» — набирается буквами разрезной азбуки) -Теперь мы знаем название станции, пора отправляться в путь.
| Выполнение действий по инструкции. Анализ слова. Составление слова при помощи разрезной азбуки |
Этап выявления затруднений | 2 мин. | Наглядно-демонстрационные, проблемные, | Фронтальная, индивидуальная | -Мы приехали на станцию «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них местные жители. Послушайте: КТР, ТРН, ЖЛЕ,… - Понятно ли вам, что я вам говорила? - Что же это? (набор звуков) - А теперь послушайте: Кошка, чайник, телевизор, стакан, собака… Понятно ли вам, что я говорила? - Что же это? (слова) - Почему слова вам понятны, а набор звуков – нет? (в каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают) | Формулирование и произнесение понятия «слово» |
Этап объяснения новых знаний | 15 мин. | Практические, наглядно-демонстрационные, логические | Фронтальные, индивидуальные | Слова, обозначающие предметы - На нашей станции несколько сказочных домиков. Давайте заглянем в первый домик. Посмотрите на нашем домике надпись «ПРЕДМЕТЫ». - Как же называются жители этой этого домика? («слова-предметы») - Познакомьтесь с некоторыми из этих жителей поближе. У учеников на парте предметные картинки. - Сейчас слушайте внимательно. Если услышите «слово-предмет» – поднимите картинку. Логопед вперемешку называет слова или соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово, ученики поднимают соответствующую картинку и объясняют, почему, например, на слово «кукла» они подняли картинку, а на звукосочетание «кла» – не подняли. Слова, обозначающие живые и неживые предметы - «Слова-предметы» могут быть живые и неживые. -Посмотрите этот домик с двумя подъездами. На одном написана буква «Ж», на другом «Н». Как вы думаете в каком подъезде живут неживые предметы, почему? (Какой 1-й звук в слове «живые»? - Какой буквой обозначим этот звук? (Ж) Какой 1-й звук в слове «неживые»? Какой буквой обозначим этот звук? (Н). -Чтоб слова вышли к нам на встречу нужно знать волшебное заклинание, чтоб открылись двери.(Кто?, Что?) Поочерёдно стучится в двери и произносит вопросы. Кто? - кошка, собака, белка, девочка Что? - пирамидка, машина, мяч… | Выполнение действий по инструкции. Отвечают на вопрос учителя. Формулирование понятия «слово-предмет» Тренируются в распознании слов-предметов. Формулирование вывода: живые предметы отвечают на вопрос - Кто?, неживые – Что? |
Закрепление | 6 мин. | Практические, наглядно-демонстрационные, проблемные, аналитико-синтетические | Фронтальные | Физкультминутка Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Игра с мячом 1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет. 2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово. Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … | Выполнение действий по инструкции. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 7 мин. | Практические, проблемные | Индивидуальные | - Жители домика очень хотят, что бы мы взяли их в свой паровозик. Только одно условие. Слова, обозначающие живые предметы не должны ехать в одном вагоне со словами, которые обозначают неживые предметы. | Самостоятельная работа с раздаточным материалом. |
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. | 4 мин. | Словесные | Фронтальная, индивидуальная | Вот наш паровозик прибыл на нашу станцию. Это значит, что наше занятие подходит к концу. - Давайте вспомним, где мы с вами были? Почему так называется станция? Какие слова там живут?(«слова-предметы»).На какие вопросы отвечают слова-предметы? - Обратимся к нашим облачкам. Какое у вас сейчас настроение? Покажите. - Я рада, что в конце нашего урока (занятия) у вас хорошее настроение. А на обратной стороне облачка нарисуйте смайлик. (грустный-ничего не узнал нового, весёлый – узнал новое). - Наше занятие подошло к концу. До свидания. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока (занятия)). |