Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Кто живёт в лесу?".»
Тема. Дикие животные.
Цель: Ознакомить учащихся с главными признаками зверей; обогатить знания учащихся новыми сведениями про жизнь зверей; прививать любовь к природе, бережное отношение к животным; воспитывать любовь к родному краю.
- Как можно их назвать?(животные). К какой группе животных отнести?
- Почему это не насекомые? Не рыбы? Не птицы? (потому что они крупные по своим размерам, у них нет перьев, крыльев, чешуи, жабров)
Актуализация опорных знаний
- Каковы характерные признаки птиц? (Тело птиц покрыто перьями. Это основной признак, по которому мы относим животных к группе птиц.)
- Что у птиц вместо передних конечностей? (Передние конечности видоизменены в органы полета - крылья.)
- Что вы знаете о перелетных и зимующих птицах? (перелетные птицы осенью улетают в теплые края, и весной возвращаются. Зимующие птицы никуда не улетают)
- Что вы знаете о рыбах?
- Чем дышат рыбы? (кислородом)
- Чем они питаются?
- Как они размножаются? (икринками)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Каких еще зверей вы можете назвать?
- Где они живут?
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
- Что можете о них рассказать?
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока – «Звери». Вы узнаете как отличить зверей от остальных животных и как звери кормят своих малышей.
V. Первичное восприятие и изучение нового материала
1.Рассказ учителя с элементами беседы
На доске рисунки с изображениями мыши, ежа, медведя, кошки, собаки.
- Назовите части тела каждого животного. (Тело каждого из животных имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые).
- Чем покрыто тело животных? (шерстью)
- Животных, тело которых покрыто шерстью и которые имеют голову, шею, туловище, хвост и четыре конечности, называют зверями.
- На какие две группы можно разделить животных, которые изображены на рисунках? (Дикие и домашние.)
- Назовите диких зверей. Назовите домашних зверей.
Еще один характерный признак зверей – это выкармливание детенышей молоком. Поэтому их еще называют млекопитающими.
- Существуют ли летающие звери? (да)
Единственным летающим млекопитающим на Земле являются летучие мыши. Многие люди боятся летучих мышей из-за того, что они бесшумно появляются из темноты. Эти животные находят себе убежища в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши влетают на охоту только ночью или в сумерки. Днем, после ночной охоты, летучие мыши спят, причем многие виды – прицепившись к ветке или скале вниз головой. Летучие мыши полезные для человека существа. Они уничтожают кровососущих насекомых и вредителей леса. Так что не пугайтесь, ничего плохого они вам не сделают.
- Назовите еще зверей, которые живут в наших лесах (медведь).Что вы знаете о медведе?
Медведь бурый – большой, могучий зверь. Он живет в лесах Карпат.
К осени медведь жиреет, а зимой спит в берлоге. Название «медведь» связано с тем, что этот зверь очень любит мед и знает, где его искать. За ним он залезает а высокие деревья, в дупла с сотами диких пчел, нередко делает набеги на пасеки.
Днем медведь прячется в глухих уголках леса и лишь вечером выходит на поиски пищи. В начале лета он поедает молодые ростки, корни, луковицы, позднее – грибы, ягоды, желуди, орехи, разоряет муравьиные кучи, сдирает кору со старых пней, доставая жуков- короедов и других насекомых. Любит рыбу, поедает ее в большом количестве. При случае нападает на лосей, диких кабанов, оленей.
Зимой у медведицы рождаются медвежата – крохотные, голенькие, слепые. Медведица держит детенышей у себя на животе среди шерсти в тепле, согревая своим горячим дыханием.
- Какие еще звери впадают в зимнюю спячку? (барсуки, ежи, лоси )
Барсуки селятся по оврагам, балкам, близ рек, озер. Живет барсук в больших и глубоких норах. Ведет ночной образ жизни. Питается плодами, корневищами, грибами, насекомыми, их личинками, лягушками, ящерицами. Барсуки тоже любят лакомиться медом. К осени они жиреют, а потом на полгода впадают в спячку. Весной у барсучихи рождаются детеныши, которых мама целый месяц кормит молоком. Барсуки – полезные звери, потому что уничтожают вредных насекомых и их личинки, грызунов, ядовитых змей, слизняков. В медицине очень ценится барсучий жир.
Еж – зверек, который тоже впадает в спячку. Спят ежи очень долго. Просыпаются лишь с прекращением заморозков.
Лоси – крупные звери. У самцов огромные рога, у самок их нет. Питаются лоси молодыми побегами ивы, сочными веточками осины и березы. Лакомятся листьями папоротника, грибами, травой.
Лоси могут целыми днями стоять у воды. Они замечательные пловцы. Мать-лосиха приучает лосенка плавать почти с рождения.
Послушайте рассказ. Мы звери – самые умные среди остальных животных. Мы живем повсюду: на земле, под землей, возле воды и в воде. Мир животных разнообразный и богатый. Хотя мы по-разному выглядим, но имеем общие признаки.
- Чем укрыто тело зверей? (шерстью)
- Чем они кормят своих детенышей? (молоком)
- Каких зверей вы знаете? Что вы про них знаете? Расскажите.
Запомните! Своих детей звери выкармливают молоком.
Каких животных вы видите на фото с. 83 вверху? Докажите что это звери.
- Каких наземных, подземных, водяных и летающих зверей вы увидели? Назовите их.
- Каких зверей вы видите на фото с. 83 внизу?
- Найдите и покажите у разных зверей такие части тела: голову, шею, туловище, хвост и 4 концовки.
Физминутка
Это легкая забава - Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно - Там стена, а там окно. (Повороты корпуса вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
- Каковы характерные признаки зверей? (их тело покрыто шерстью, и детей они выкармливают молоком)
- Почему и мышь, и кошка – это звери? (потому что и тело кошки, и тело мыши покрыто шерстью. Они обе выкармливают малышей молоком)
- Как доказать, что летучая мышь – это зверь? (она выкармливает своего
- Каких зверей вы можете назвать?
Обобщение и систематизация знаний
Дидактическая игра «Рыбы, звери, птицы»
Учитель, указывая рукой на каждого игрока, проговаривает: «Рыбы, звери, птицы». На ком учитель останавливается, тот и называет представителя группы животных. Повторять названия уже заявленного животного нельзя.
Дидактическая игра «Праздник зверей»
Учитель называет разных животных. Услышав название зверя, дети хлопают в ладоши.
Про каких зверей говорится?
Косолапый … (медведь)
Косой … (заяц)
Серый … (волк)
Хитрая … (лиса)
Итог урока
- Над какой темой работали сегодня? (звери)
- Какими признаками звери отличаются от рыб? А от насекомых? От птиц?
- Назовите морских зверей. (кит, дельфин, морж)
- Существуют ли домашние животные – звери? (да – кошки, собаки и др.)