Цель: помочь учащимся понять необходимость проявления уважительных и дружеских отношений к людям, чтобы жить в мире и согласии.
Задачи: 1) Расширение и углубление знаний о таких понятиях, как дружба, друзья, компромисс.
2) Совершенствование практики этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.
3) Развитие умения выбирать друзей.
Оборудование: разрезные пословицы, листы бумаги с заготовками цветика-семицветика и солнышка, клей, напечатанные на бумаге основные понятия, рисунок семьи, выставка книг, толковый словарь, костюмы для сценки, запись песни «Дружба крепкая», ноутбук.
Ход классного часа
Организационный момент
- Ребята! Повернитесь друг к другу и возьмитесь за руки. Улыбнитесь, подарите всем свою улыбку. Улыбка всегда располагает к общению.
II.Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
(Игра «Собери пословицу» - работа в парах)
- Чтобы узнать, о чём сегодня мы с вами будем говорить, надо выполнить задание. У вас на столах лежат полоски бумаги, на которых написана часть пословицы. Ребята первого ряда будут читать начало, а вы, работая в парах, подберёте продолжение пословицы. Будьте внимательны!
- О чём все эти пословицы?
- Сформулируйте тему классного часа.
- О чём же мы будем беседовать? Что узнаем? Чему будем учиться? (О дружбе, мире, друзьях. Как выбирать друзей? Как связаны дружба и мир?)
III. Беседа о дружбе, друзьях.
Понятие «дружба»
- Послушайте, как в толковом словаре объясняется значение слова «дружба».
Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, духовной близости и общности интересов.
- Подберите родственные слова к понятию «дружба». (Дружба, друзья, дружить, дружелюбный, дружище, дружественный, дружеский).
2. Друзья – это родители, семья.
- Все люди должны дружить. Давайте разберёмся, кто может быть другом.
- Посмотрите на этот рисунок и назовите наших самых первых друзей.
- Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки. Это наш дом. Это любовь и забота, труд и радость, но могут быть несчастье и печали. В настоящей семье всё пополам.
- Группа ребят подготовила для нас сценку. Давайте посмотрим.
3. Сценка «Мир в семье всего дороже»
- Какую главную мысль хотели донести до нас автор сценки и ребята?
- Здесь очень уместна пословица: «На что и клад, коли в семье лад».
- Можно дружить целыми семьями. И у нас в классе есть такие семьи.
4. Друзья – это книги. Стихотворение «Как бы жили мы без книг».
- Послушайте стихотворение и назовите следующих наших друзей.
- Хорошая книга – это друг, собеседник, учитель. Читайте, дарите друг другу книги.
- Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сочинил сказку «Маленький принц». В ней герой Лис открывает свой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», - говорит он маленькому принцу.
- Как вы думаете, о ком это сказано?
5. Наши друзья – природа: растения и животные.
- Животные делают нас добрее, внимательнее; учат не обижать слабых, защищать их, в трудную минуту прийти на помощь.
Физкультминутка
- Отдохнём с тобой, дружок,
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо…
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
6. Друзья – это учителя, одноклассники, ребята.
- Ребята, когда вы пришли в школу, она стала для нас с вами общим домом. Наш класс – это дружная семья. Учителя помогают вам заглянуть в тайны знаний, заботятся о вас. У каждого из нас свой характер, привычки, увлечения.
- А какими качествами должен обладать человек, чтобы хотелось с ним дружить?
- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём творческую работу в группах. (4 группы)
7. Творческая работа в группах.
- У вас на столах лежат заготовки цветика-семицветика и солнышка. Выберите лучики,лепестки и листики с надписями важных для жизни, по вашему мнению, качеств личности. Приклейте их на заготовленную основу. Каждая группа выберите человека, который познакомит нас с результатами вашей совместной деятельности.
- Итак, каким бы вы хотели видеть своего друга? (Зачитывают по очереди)
сдержанный с чувством юмора независимый бережливый
заботливый умный уважающий умеющий
чужое мнение слушать
ленивый злой невоспитанный корыстный
конфликтный жадный грубый лживый
- Посмотрите, какая прекрасная композиция у нас получилась!
Солнце! Цветы! Друзья! Мир! Красота!
- Прекрасная картина, не правда ли?
- А вот мой цветок. Я бы добавила ещё такие особенности характера: отзывчивость, ответственность, доброжелательность, бескорыстие, оптимизм.
- Ребята, а что нужно, чтобы у нас было много друзей? (Самим обладать такими же качествами).
- Есть такая пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».
IV. Подведение итогов.
Урок хороших манер.
- Сейчас ребята проведут для вас урок хороших манер. Прислушайтесь к их советам. (Заранее подготовленные ученики)
2. Дружба народов
- Как вы думаете, а народы стран мира могут быть друзьями?
- А что нужно делать, если возникают разногласия? (Уважать чужое мнение, быть терпимыми, договариваться, идти на компромисс)
Компромисс – это согласие на основе взаимных уступок.
- Помните! Худой мир лучше всякой войны.
- Если все люди на планете, независимо от цвета кожи, говорящие на разных языках, принадлежащие к разной религии, будут дружить, уважать и понимать друг друга, тогда не будет войн, будет мир на Земле!
- Значит, какое главное условие мира? (Дружба)
- Давайте учиться дружить!
3. Стихотворение.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своём сердце хранить!
4.Песня «Дружба крепкая» (М. Пляцковский)
- В заключение нашего классного часа давайте споём все вместе песню «Дружба крепкая».