Ход занятия: 1.Создание психологической комфортности на занятии - Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что сегодня ясный зимний день, я в гостях у вас - замечательных красивых, приветливых детей, встретивших меня улыбкой. У меня хорошее настроение. Я приглашаю вас к общению! Уверена, что оно будет приятным. Предлагаю вам сыграть в игру «Миксер». Вам понятно это слово? Встаньте, пожалуйста, в круг (дети и родители) Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай. Поменяйтесь местами те, у кого в одежде есть белый цвет. Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные. Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста. Соберитесь вместе те, у кого примерно одного цвета волосы. Соберитесь вместе те, у кого хорошее настроение! Спасибо за разминку. Это упражнение помогло преодолеть скованность и стеснение, а также настроиться на активную плодотворную работу. 2. Введение в тему - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет предлагаемый сюжет. Внимание на экран! (видеофрагмент) - Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе) - Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.) - А теперь этот же вопрос я адресую родителям. Уважаемые родители, как вы понимаете значение этого всем известного слова? (Настоящая дружба – это когда уважают права друга, прислушиваются к мнению друга и др.) - Спасибо за ваши искренние ответы, уважаемые собеседники. - Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей. (Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию.) Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи. - Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться? - Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде» и др.) - Уважаемые родители, приведите пример из жизни, подтверждающий мудрость пословицы. - Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? -Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ. Прочитаем и объясним их: Без беды друга не узнаешь Будь друг да не вдруг Верному другу цены нет Друга ищи, а найдешь – береги Дружба крепка не лестью, а правдой и честью Друга на деньги не купишь Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты 3.- Я предлагаю вам сейчас провести Исследовательский мини-проект «Социологический опрос» Цель: исследование (изучение) мнения членов группы-команды по вопросу: «Какой он - настоящий друг?» -Сядьте, пожалуйста, по группам за свои отдельные столы. Каждой группе предложены на карточке варианты качеств друга, нужно будет выбрать и подчеркнуть те, которые вы считаете правильными, можно дописать свое. Затем каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов каждой группы, из повторяющихся вариантов составляют модель настоящего друга и представляют ее нам. Родители помогают ребятам. (У каждой группы карточка с качествами настоящего друга): - модно одет - надежный - веселый - не признает свои ошибки - отзывчивый - не подойдет первым мириться - добрый - поддержит словом и делом - верный - не скажет правду - вместе в горе и радости - выручит в трудную минуту Свое________________________ - Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя «Модель настоящего друга», а командам предлагаются конверты для новой групповой работы. 4. Закрепление социальных понятий. - Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы. Ситуация 1. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить. Ситуация 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ситуация 3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. Ситуация 4. Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду. (группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить) - А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят вашего класса. (представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску). - А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели 10 законов дружбы (появляются на экране). Прочитайте их глазами: Доверять другу. Делиться новостями, успехами и неудачами. Уметь хранить чужие секреты. Радоваться вместе с другом его успехам. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций. Защищать друга. Не критиковать друга в присутствии других людей. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя. Всегда выполнять свои обещания. - Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми? - Попрошу вас снова сесть поближе ко мне (полукругом). - Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово! Рефлексия - Можете ли вы мне сказать, почему человеку нужны друзья? - Что ваш друг (ваша подруга) делает хорошего для вас? - Что вы делаете хорошего для своего друга (своей подруги)? 5. Итог занятия - Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? -Что вам запомнилось? - Над чем вы задумались? 6. Рефлексивно-оценочная деятельность - Ребята, на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите его на ту ступеньку, где по вашему мнению находитесь вы как друг. Анализ рефлексивной деятельности - Посмотрите, сколько у нас друзей! Те, которые пока на 2-й и 3-й ступеньке вероятно очень честные. Они знают, над чем им надо еще поработать, чтобы стать настоящим другом! Посмотрите, сколько уже настоящих друзей – они на 1-ой ступеньке! ИТОГ:- Я думаю, что сегодняшнее занятие вам запомнится. - А у меня прекрасное настроение, потому что сегодня у меня появились новые друзья, с которыми мне было интересно общаться. Хороший друг - как ветер. При несчастье Он унесет и горе и беду. Как листья, Что осыпались в ненастье В осеннем, холодеющем саду. А в радости – Он мощный вал, стоящий Надежно на пути врагов твоих. Люблю друзей надежных, настоящих. Ценю и воспеваю их! - Подойдите, пожалуйста, ко мне мои новые друзья! Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья! |