Классный час на тему: «Дружба – главное чудо».
Цели и задачи:
- Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
- Ознакомить с правилами дружбы.
- Обсудить, кто такой настоящий друг, умеют ли дети дружить.
- Расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям.
- Формировать доброжелательное отношение ребенка к себе и окружающим его людям.
Ход классного часа
- Психологический настрой.
-
Уч. Добрый день. В природе есть солнце. Оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и добавит хорошего настроения. А для этого нужно сесть ровно, улыбнуться соседу по парте, улыбнуться учителю и с улыбкой начать классный час.
- Вступление учителя.
-
Уч. Нашу встречу я бы хотела начать со сказки.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Богатство, третью – Красота, четвертую – Удача, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.
- Твоя правда, – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Уч. А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Уч. Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Уч. Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. Наш классный час называется «Дружба – главное чудо!»
Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)
- «Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба».
-
Уч. Подумайте над вопросом: «Что такое дружба?»
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
Уч. В толковом словаре В. Даля дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность? (Дети высказывают своё мнение)
Уч. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.Ученик: Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Пусть эти слова послужат эпиграфом к нашему занятию.
Уч. Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
4. Работа над понятием «настоящий друг»
Уч. Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба)
Уч. Какие качества вы выбрали? Почему?
Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Наверно, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
Песня «Настоящий друг»
5.Игра «Волшебная рука»
Детям раздаются цветные ладошки. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
Уч. А теперь свои ладошки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
Уч. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.
Уч. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Николая Чабаевского “Одинаковые”?
(Дети разыгрывают по ролям).
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
Уч. Сейчас очень хороший совет даст вам Гоша.
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!Уч. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
- Работа с пословицами.
-
Уч. Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На листочках написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
Дружба крепка не лестью, ……./а правдой и честью/.
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Уч. А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
(дети называют пословицы)
- Творческая работа «Цветок дружбы»
-
Уч. Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
1.Ученик. Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски2. Ученик. Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать. - Ученик. Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?” –
Оба дружно начинают врать. -
Уч. Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” - это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной. Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что-нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.
Уч. Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках .
Посмотрите, ребята, мы с вами составили цветок дружбы, на котором написаны правила настоящих друзей.
Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
(на лепестках Цветка дружбы).
1 Помогай другу.
2 Будь честным.
3 Не груби.
4 Проси прощения.
5 Не жадничай.
6 Уступай другу.
7 Не злись.
8. Готов ли ты к дружбе?
Уч. Дети, у вас на партах лежат колоски пшеницы, мы сейчас составим из них пшеничные снопы.
- Когда пшеница созревает, каким цветом становятся колоски?
- А когда она еще не созрела, то колосья какие?
- Подумайте, вы уже научились дружить, ваши колоски созрели для настоящей дружбы?
- Если “да”, то раскрасьте желтым цветом, если кто-то еще не созрел, а только учится быть настоящим другом, раскрасьте зеленым цветом.Теперь свои колоски прикрепите на доску: желтые к желтым, зеленые к зеленым. Какой сноп больше?
9.Игра «Клубок дружбы».
Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Женя, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается клубок дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий клубок.
Уч. Сколько света в этом мире,
Молод он в красе своей!
И становится все шире,
Все прочнее круг детей.Дружба – это свежий ветер!
Это радости привет,
Ничего на белом свете
Лучше крепкой дружбы нет!10. Подведение итогов (рефлексия)
Уч. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
С чего начинается дружба? (С улыбки). Я надеюсь, что после этого часа ваше настроение улучшится.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
На память о сегодняшнем празднике Дружбы каждый из вас получит Цветок дружбы. Пусть он напоминает вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то поступит с другом неправильно, загляните сюда и посмотрите, как нужно поступать.
Уч. А еще я бы посоветовала вам прочитать замечательные книги о дружбе.
Это «Три товарища» Валентины Осеевой, «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова, «Подружки идут в школу» Любови Воронковой, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя мультфильма, самого доброго и терпеливого кота на свете.
Ребята, давайте жить дружно!