kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Карточки по окружающему миру по программе "гармония" в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал удобно использовать на уроке окружающего мира по программа "Гармония" в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Карточки по окружающему миру по программе "гармония" в 4 классе»

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1. Вставь пропущенные слова.

Рисунок служит людям средством передачи … (информации). Чтобы показать внутренние части предмета, рисуют … (разрезы). Строителям, архитекторам, инженерам необходимы … (чертежи), созданные на основе точных измерений. План предмета – это чертеж его вида … (сверху).

Карточка 2. Обозначь основные стороны горизонта.

Карточка 3. Обозначь промежуточные стороны горизонта.





Карточка 1. Заполните пропуски в ответе на вопрос: Чем отличаются действия составителя карты и человека, который ею пользуется?

Один видимую поверхность преобразует в условные знаки, другой по ним … (воображает) ее.

Один … (уменьшает) расстояния при составлении карты, другой их … (увеличивает), читая ее.

Один, путешествуя, … (наносит) на карту географические объекты, другой по ним … (планирует) маршрут своего путешествия.












Карточка 2. Соедините линиями понятия и слова, поясняющие их.











Карточка 3. Соедините линиями возможный масштаб.



Блицопрос об условных знаках географической карты.

Учащиеся используют сигнальные карточки: если верно данное высказывание – зеленую, если неверно – красную.

1) Параллели проходят по направлению запад – восток. (+)

2) Глубокие места морей и океанов окрашивают на карте голубым цветом. (–)

3) Зеленым цветом отмечены низменности. (+)

4) Меридианы проходят по направлению запад – восток. (–)

5) Желтым цветом отмечены горы. (–)

6) Коричневым цветом отмечены возвышенности. (–)

7) Темно-коричневой красой отмечены низменности, которые располагаются ниже уровня моря. (+)

8) Города обозначены кружком. (+)



2. Работа по карточкам.

Карточка 1. Найдите «лишнее» слово.

1) Нева, Волга, Байкал, Москва;

2) Кавказские, Уральские, Алтайские, Каспийское;

3) Онежское, Ладожское, Черное, Байкал.

4) Волга, Лена, Иртыш, Эльбрус, Дон.

Карточка 2. Соедини название гор и название вершины:



3. Решить кроссворд «Водоемы России».

Вопросы:

1. Самое промерзшее озеро.




2. Работа по карточкам.

Карточка 1. Вставь пропущенные слова.

У нас под ногами под тонким слоем почвы располагаются … (горные породы). При остывании раскаленной магмы после извержения вулканов образовались … (базальт) и … (гранит). Из остатков растений и животных, населявших Землю в давние времена, образовались … (торф), … (уголь), … (известняк). Сохранившиеся формы древних растений и животных в горных породах называют … (окаменелостью).

Карточка 2. Найди «лишнее» слово.

а) река, озеро, море, торф;

б) базальт, горы, равнины, низменности;

в) известняк, гранит, уголь, торф.

2. Работа по карточкам.

Карточка 1

1. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого.

2. Найди «лишнее» слово:

а) гранит, известняк, глина, бурый железняк;

б) серебро, медный колчедан, золото, платина;

в) алюминий, медь, цинк, серебро;

г) мрамор, гранит, песок, природный газ.

Карточка 2

1. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого.

2. Найди «лишнее» слово:

а) песок, алюминиевые руды, глина, мрамор;

б) гранит, серебро, золото, платина;

в) цинк, медь, нефть, алюминий;

г) базальт, гранит, песок, железная руда.

3. Прочитайте ребусы – названия полезных ископаемых.







3. Кроссворд «Условные знаки полезных ископаемых»

Запишите полезные ископаемые, которые обозначены условными знаками:

Ответы: 1. Алмазы. 2. Природный газ. 3. Калийные. 4. Торф. 5. Нефть. 6. Поваренная соль. 7. Золото.





Учащиеся работают по карточкам.

I вариант

Заполни схему примерами полезных ископаемых.

II вариант

Заполни схему примерами полезных ископаемых.





Карточка 1. Напиши названия соответствующих природных зон.

а) Природная зона, расположенная к северу от зоны тундры, – __________ .

б) Природная зона, расположенная к северу от зоны лесов, – __________ .

в) Природная зона, расположенная к югу от зоны тундры, – __________ .

Карточка 2. Напиши, как связаны эти организмы.

Карточка 3. Соедини линиями животное с природной зоной, в которой оно обитает.


Карточка 4. Подпиши названия растений. Подчеркни, к какой из перечисленных групп они относятся.

а) деревья;

б) кустарники;

в) травянистые растения.



Карточка 1. В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:

а) ягель  олень  волк;

б) грибы  белка  куница;

в) водоросли  рачки  морж?

Карточка 2. Найдите лишний объект растительного или животного мира:

а) водоросли, полярный мак, сосна;

б) олень, бурый медведь, белый медведь;

в) рысь, тупик, гагара;

г) пихта, береза, клен.

Карточка 3. Дополните схему «Значение леса».

Карточка 4. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Лесная зона расположена к … (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более … (мягкие), чем в тундре. Растительный мир … (богат). Большую территорию занимает … (тайга). В лесной зоне редкими животными являются: …, …, …, (амурский тигр, зубр, утка-мандаринка). Лесным исполином называют … (лося).



Карточка 1

До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра.)

Карточка 2

Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. (Арктика.)

Карточка 3

Здесь хорошей погодой считаются дожди и пасмурное небо. Растения почти не имеют листьев. Животные днем спасаются от жары в глубине песка, а охотятся ночью. Ветры наметают дюны и барханы из песка, а иногда засыпают оазисы. (Пустыня.)

Карточка 4

Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое, с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь.)

Карточка 5

Здесь темные, хвойные леса на больших пространствах. Хозяин здесь бурый медведь и лось. (Тайга.)

Карточка 6

Здесь много вечнозеленых растений. Теплая зима и жаркое лето. Выращивают здесь мандарины и апельсины. Многие люди любят здесь отдыхать летом. (Побережье Черного моря, субтропики.)

Карточка 7

Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра.)

Карточка 8

С приближением лета с каждым днем становится все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот пронесся горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями. (Степь.)

Карточка 9

Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески, кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня.)

Карточка «Водоем – природное сообщество».

1. Как ты представляешь себе водоем?

2. Какие виды водоемов ты знаешь?

3. Назови животных водоемов.

4. Как приспособились млекопитающие к условиям жизни в водоемах?

5. Составь две цепочки питания, которые сложились в водоеме.

6. Подпиши названия этих растений. Что объединяет эти растения?

7. Выбери животных, обитающих только в мелких водоемах: 1) бабочка-капустница; 2) лягушка; 3) комар; 4) муха; 5) акула; 6) линь; 7) окунь; 8) щука; 9) тритон; 10) карась; 11) стрекоза; 12) плавунец; 13) катушка; 14) шмель; 15) минтай; 16) клоп-водомерка.

Укажи самого прожорливого хищника планеты.

8. Если в водоеме исчезнут лягушки, как это повлияет на жизнь комаров и аистов?

9. Надо ли охранять водоемы? Как охраняют водоемы?

Ответы:

1. Водоем – углубление в поверхности земли, заполненное водой, населенное разнообразными жителями.

2. Естественные (ручей, река, озеро, море), искусственные (водохранилище, пруд, канал).

3. Насекомые: стрекоза, жук-плавунец, клоп-водомерка. Птицы: утка, цапля, аист. Рыбы: щука, карась, окунь. Звери: бобр, выдра, ондатра.

4. Млекопитающие умеют плавать; с гладкой шерстью; питаются растениями и животными, обитающими в водоеме, жилье – по берегам водоемов.

5. Муха – лягушка – цапля.

Водоросли – карась – щука.

6. Рогоз, ряска, кувшинка, стрелолист. Подземные части растений находятся в илистом дне или под водой. Листья и стебли поднимаются над водой, плавают на поверхности воды.

7. Лягушка, комар, муха, мышь, окунь, щука, тритон, карась, стрекоза, плавунец, катушка, минтай, клоп-водомерка.

8. Комаров будет избыточное количество. Аисты должны будут искать другое место обитания, так как у них не будет пищи.

9. Не загрязнять водоемы, расчищать родники и ручьи, не мусорить на берегах, оберегать животных и растения водоемов.

Карточка «Болото – природное сообщество».

1. Что такое болото?

2. Какие бывают болота?

3. Назови животных болот.

4. Как приспособились растения и животные к условиям жизни на болоте?

5. Составь одну-две цепочки питания животных болота.

6. Докажи, что болото лечит не только человека, но и нашу землю.

7. Как человек использует болото?

8. Какое растение болота называют хищником?

9. Как надо охранять болота?

10. Подпиши названия болотных растений.

11. Напиши названия растений и животных болота, взятых под охрану.

Ответы:

1. Болото – топкое место (сырой участок земли) часто с застаивающейся водой.

2. Низменные и верховые.

3. Комар, слепень, чибис, аист.

4. Растения – опушенные, с восковым налетом на листьях. Животные (птицы) – длинные ноги, тонкие вытянутые пальцы, длинный клюв.

5. Комар – лягушка – аист.

6. Болота – хранилища воды. Здесь берут начало ручьи и реки. Болота фильтруют воду.

7. Добыча торфа; сбор клюквы, голубики, черники.

8. Росянку.

9. Не осушать, не уничтожать растения и животных.

10. Стрелолист, багульник, пушица, клюква, росянка.

11. Журавль, аист, бобр, росянка, белокрыльник.

Карточка «Луг – природное сообщество».

1. Как ты представляешь себе луг?

2. Назови растения луга.

3. Опиши животный мир луга.

Насекомые Птицы Звери

__________ __________ __________

__________ __________ __________

__________ __________ __________

4. Почему крупные звери не живут на лугах?

5. Составь 1–2 цепи питания, складывающиеся на лугах.

6. Что будет, если на лугу уничтожить жаб?

7. Выбери животных, обитающих только на лугу.

1) Крот 3) Луговой чекан

2) Махаон 4) Хомяк

5) Шмель 7) Капустная белянка

6) Аист 8) Коростель

8. Как животные приспособились к жизни на лугу?

9. Как человек использует луга?

10. Как охраняют луга?

Ответы:

1. Большой участок земли с травянистой растительностью.

2. Клевер, лютик, мышиный горошек, колокольчик, тимофеевка.

3. Насекомые: мухи, пчелы, бабочки, осы, шмели, кузнечики. Птицы: перепел. Коростель, луговой чекан, трясогузка. Звери: мыши, кроты.

4. На открытой местности трудно скрываться от врагов.

5. Нектар растений – бабочка – трясогузка; муха – луговой чекан.

6. Растительные насекомые начнут размножаться в больших количествах и погубят много растений.

7. № 1, 2, 3, 5, 8.

8. «Жилье» – на земле, в земле; защитная окраска, небольшой размер.

9. Пастбища; заготовка корма для скота, сбор лекарственных трав.

10. Очищают от кустарников, охраняют некоторые виды растений, животных.



3. Работа с контурной картой (карточкой).

1) Найдите на карте город, в котором начал править Рюрик. Напишите, как он называется. _______________________________

2) Куда была перенесена столица древнерусского государства при князе Олеге? __________________________________________

3) В «Повести временных лет» упоминается путь «из варяг в греки». Нарисуйте этот путь на карте.

4) Объясните, что такое дань.




2. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1. Соединить события с датой.

Крещение Руси 1147 г.

Куликовская битва 1240 г.

Основание Москвы 1242 г.

Невская битва 988 г.

Ледовое побоище 1380 г.

Карточка 2. Соединить определение с его значением.

описание событий, произошедших летом

Летопись описание природы

ежегодное описание событий

картина из камней или стекла

Мозаика красивая посуда

ограда вокруг храма

Карточка 3. Соединить слова, связанные друг с другом.

юрта домашний скот

верблюд жилище

лук огородное растение

дань оружие

баскак картина

сборщик дани

деньги

3. Индивидуальная работа по карточкам.

1. Выберите правильный ответ.

1) Какого князя называли «государь всея Руси»?

Даниил Иван IV Иван III

2) С какого князя начинается родословная московских князей?

Иван Калита Александр Невский Даниил

3) При каком князе появляются новые символы государства?

Дмитрий Донской Иван III Иван IV

2. Ответьте на вопросы.

1) Против кого вел военные действия Ермак?

_______________________________________________________

2) В гербе какого города запечатлены походы Ермака? Что там изображено?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

3) Какими ремеслами должен был владеть Иван Федоров, чтобы изготовить печатный станок?

_______________________________________________________

_______________________________________________________



3. Индивидуальные задания.

Выберите правильный ответ:

1) Какой русский город монголо-татары назвали «злым»?

Владимир Рязань Козельск

2) В каком году была Куликовская битва?

1237 1380 1480

3) Соедините стрелками имена и события, которые в истории были связаны между собой.

2. Работа по карточкам.

Карточка 1. Что могло относиться к каждому из государственных деятелей? Соедини стрелкой.

Карточка 2. Соедини стрелкой дату и историческое событие.

1380 г. Первый Московский университет

1240 г. Куликовская битва

1709 г. Полтавское сражение

1242 г. Ледовое побоище

1755 г. Невская битва

2. Самостоятельная работа.

Запиши ответы на вопросы.

I вариант

1) Сборщик дани во времена монголо-татарского ига. (Баскак.)

2) Имя князя, возглавившего русские дружины в Куликовской битве. (Дмитрий.)

3) Правитель в Древней Руси. (Князь.)

4) Город, ставший центром объединения русских княжеств в борьбе с Золотой Ордой. (Москва.)

5) Город на Волге, покоренный в царствование Ивана Грозного. (Казань.)

6) На какой реке происходили сражения Ермака? (Обь.)

7) Родоначальник российской науки. (Ломоносов.)

8) Кто был первопечатником на Руси? (Федоров.)

9) Кто собрал в 1612 году ополчение на борьбу с польскими захватчиками? (Минин.)

10) Какое государство вело войну с Россией в начале XIX века? (Франция.)

11) Название Российского государства с 1721 года. (Империя.)

II вариант

1) На какой реке произошла Куликовская битва? (Дон.)

2) Правитель в Золотой Орде. (Хан.)

3) Город, оказавший наибольшее сопротивление монголо-татарским завоевателям. (Рязань.)

4) Прозвище Ивана IV. (Грозный.)

5) Кто возглавил отряд казаков, покоривших Сибирское ханство?
(Ермак.)

6) Город, переставший быть столицей России во времена Петра. (Москва.)

7) Как назывался первый печатный учебник? (Азбука.)

8) Полководец, возглавивший борьбу с Наполеоном. (Кутузов.)

9) Имя первого императора России. (Петр I.)

10) Что появилось в русской армии во времена Петра Великого?
(Флот.)

11) Кто противостоял России на Балтийском море? (Шведы.)







Укажите цифрами последовательность событий в истории нашего Отечества.

На доске запись:

Битва под Сталинградом.

Открытие Московского университета.

Бородинская битва.

Объединение республик в Советский Союз.

Битва на Чудском озере.

Полет в космос Ю. Гагарина.

Куликовская битва.

Первые печатные книги на Руси.





Задание 1. Оформите карточку «Названия Российского государства». На шаблоне «ленты времени» укажите дату и название государства.

Под изображением «ленты времени» приведите перечень названий государства:

со второй половины IX века (862 год) до первой трети XII века __________ ;

с начала XIV века до начала XVIII века (1721 год) _________ ;

с 1721 года до 1917 года __________ ;

с 1917 года до 1991 года __________ ;

с 1991 года по настоящее время __________ .

Задание 2. Оформите карточку «Столицы Российского государства». Отметьте на «ленте времени» разным цветом времена, когда столицей Российского государства были Великий Новгород, Киев, Москва, Санкт-Петербург. Укажите даты.

Задание 3. Оформите карточку «Видные руководители Российского государства». На «ленте времени» покажите время правления видных руководителей и основателей государства для разных времен.

Задание 4. Оформите карточки «Борьба России с захватчиками». Покажите на «ленте времени» условными знаками (разным цветом) века борьбы с хазарами, половцами, монголо-татарами, шведами, немецкими рыцарями, поляками, французами, немецкими фашистами.

Задание 5. Оформите карточки «Великие сражения в истории России». Покажите на «ленте времени» годы великих сражений и заполните таблицу.


Год
сражения

Место сражения

Российский
полководец

Противник

1240

река Нева

Александр Невский

Шведы

1242

Чудское озеро

Александр Невский

Немецкие рыцари

1380

Куликово поле

Дмитрий Донской

Монголо-татары

1612

река Москва

Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский

Поляки

1709

Полтава

Петр I

Шведы

1812

Бородино

Кутузов

Французы

1941–
1942

Москва,
Сталинград

Жуков

Немецкие фашисты







3. Индивидуальные карточки.

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы.

Самый густонаселенный материк – … (Евразия). Здесь находятся самые крупные государства мира: по численности населения – (Китай), по площади территории – … (Россия). Здесь насчитывается более … (80) государств.

Карточка 2. Найдите «лишний» географический объект:

а) Обь, Волга, Нил, Енисей;

б) Байкал, Каспийское, Ладожское, Мичиган;

в) китайцы, американцы, японцы, французы;

г) сайгак, панда, кенгуру, белый медведь.

Карточка 3. Соотнесите названия государств и их столицы:

4. Прочитайте ребусы, и вы узнаете обитателей Евразии.





2. Работа по карточкам.

Карточка 1. Вставьте пропущенные слова:

Самое глубокое озеро на земле – … (Байкал).

Самая длинная река на Земле – … (Нил).

Самая полноводная река не Земле – … (Амазонка).

Самая высокая горная вершина на земле – … (Эверест).

Самая большая пустыня на Земле – … (Сахара).

Самое большое озеро на Земле – … (Каспийское).

Карточка 3. Соедините названия животного с материком, на котором оно обитает:

Анкета нашей планеты

1. Имя ____ (Земля).

2. Форма ______ (шарообразная).

3. Длина экватора _____ (40 000 км).

4. Расстояние до Солнца _____ (150 000 000 км).

5. Естественный спутник Земли _____ (Луна).

6. Кто и когда первым увидел Землю из космоса _____ (Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 г.).

7. Ближайшие планеты _____ (Венера и Марс).

8. Время оборота вокруг оси _____ (24 часа).

9. Время обращения вокруг Солнца _____ (1 год – 365 дней и 6 часов).

10. Число полюсов _____ (2).

11. Число материков _____ (6).

13. Самый большой материк _____ (Евразия).

14. Самый большой океан _____ (Тихий).

15. Самая высокая гора _____ (Эверест).

16. Самая глубокая впадина _____ (Марианская в Тихом океане).

Конкурс «Острый глаз».

Команды получают карточки и выполняют задания.

Карточка 1. Подпиши названия изображенных материков.

Карточка 2. Подпиши названия изображенных материков.

I вариант «Растения и животные сада»

1. Как ты представляешь себе сад?

2. Назови растения, которые можно встретить в саду.

Деревья Кустарники Травы

__________ __________ __________

__________ __________ __________

3. Назови животных – друзей сада.

Насекомые Птицы

__________ __________

__________ __________

__________ __________

4. Назови животных – врагов сада.

Насекомые Звери

__________ __________

__________ __________

__________ __________

5. Назови растения. Что объединяет их?

6. Составь цепь питания, складывающуюся в саду.

7. Почему люди разводят сады?

8. Как люди ухаживают за садами?

Ответы:

1. Территория, на которой выращивают плодовые деревья, ягодные кустарники и травянистые растения.

2. Деревья: яблони, груши, сливы, вишни. Кустарники: облепиха, смородина, малина, рябина, крыжовник. Травы: земляника.

3. Насекомые: божья коровка, жужелица, пчела. Птицы: горихвост, славка, соловей, синица, поползень, трясогузка.

4. Насекомые: тля, долгоносик, плодожорка. Звери: зайцы, мыши, кроты.

5. Смородина, рябина, малина, облепиха – кустарники.

6. Яблоко – яблочный плодожорка – славка.

7. Плоды растений полезны и вкусны, содержат много витаминов и других полезных для организма человека веществ.

8. Обрабатывают почву, подкармливают, пересаживают растения, защищают деревья от грызунов, вредителей, обрезают сухие ветки.

II вариант «Растения и животные поля»

1. Как ты представляешь себе поле?

2. Подпиши названия растений. Дай общее понятие, объединяющее их.

3. Растения, которые человек специально выращивает, называются…

4. Какие овощи выращивают в поле?

5. Назови известные тебе сорняки, растущие в поле.

6. Какие животные обитают в поле?

Насекомые Птицы Звери

__________ __________ __________

__________ __________ __________

__________ __________ __________

7. Какие птицы прилетают на поля и уничтожают вредителей?

8. Почему крупные животные не живут в поле?

9. Какие работы люди выполняют на полях?

Ответы:

1. Большой участок земли, засеянный (засаженный) культурными растениями.

2. Пшеница, овес, гречиха – зерновые хлебные культуры.

3. Культурными.

5. Василек, овсюг, осот, пырей, сурепка.

6. Насекомые: капустная белянка, колорадский жук, жужелица. Звери: мыши, хомяки, суслики. Птицы: жаворонок, перепел.

7. Канюк, пустельга, грач, сова.

8. На открытой местности трудно спрятаться.

9. Обработка, подкормка, полив почвы, уход за посадками, прополка, уничтожение вредителей.

III вариант «Растения и животные леса»

1. Как ты понимаешь, что такое лес?

2. Какие виды лесов ты знаешь? Напиши, какие деревья растут в этих лесах.

1. __________ лес 2. __________ лес 3. __________ лес

Деревья Деревья Деревья

3. Почему растения в лесу растут «этажами»?

4. Какую роль в жизни леса играют грибы?

5. Что такое лесная подстилка? Какое значение для леса она имеет?

6. Как люди используют лес?

7. Как люди охраняют лес и животных леса?

8. Назовите животных леса.

9. Почему мир животных леса так разнообразен? От чего это зависит?

10. Составь цепочку питания, где звеном будет животное, которое отгадаешь по описанию: «Крупное животное бурого цвета с сильными лапами, крупными когтями и крепкими зубами, которое спит в берлоге зимой».

11. Подпиши названия лесных растений.

Ответы:

1. Лес – обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами.

2. Виды лесов – хвойные (ели, пихты, сосны, лиственницы), лиственные (береза, осина, рябина, липа, дубы, клены), смешанные (ели, сосны, березы, осины, дубы и др.).

3. Растениям нужно разное количество света: те, кому надо больше света, занимают верхние «этажи», а те, кому меньше, – нижние.

4. Нити грибниц помогают другим растениям всасывать из почвы воду. Грибы помогают разлагаться растительным остаткам. Это пища и лекарства для животных.

5. Опавшие листья и отмершие части растений. Благодаря ей почвы пополняются перегноем.

6. Место для отдыха: сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных растений; заготовка древесины; охота.

7. Контроль вырубки лесов. Посадка новых растений. Охота – в определенные сроки. Организация заповедников. Охрана растений и животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры, ломать и рвать растения.

8. Паук, мышь, лось, рысь, жук-олень.

9. В лесу несколько ярусов разнообразных растений. Животные приспосабливаются к обитанию и питанию в определенном ярусе. Больше ярусов – больше животных.

10. Семена растений – мышь – медведь.

11. Кислица, кукушкин лен, папоротник, брусника, копытень, ландыш.

II. Проведение контрольной работы.

Задания (учитель использует задания по уровню класса).

1. Португалец, возглавивший первое кругосветное путешествие.

2. Один из первых русских путешественников, автор записок «Хождение за три моря».

3. Одна из основных сторон горизонта.

4. Прибор для определения сторон горизонта.

5. Модель Земного шара.

6. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария.

7. Крайняя точка Северного и Южного полушарий.

8. Время, когда день равен ночи.

9. Промежуток времени, приблизительно равный обращению Земли вокруг Солнца.

10. Подробное изображение отдельных участков местности.

11. Многолетний режим погоды, характерный для какой-нибудь местности.

12. Материк.

13. Участок поверхности с небольшими колебаниями по высоте.

14. Участок земной поверхности, высоко поднятый над уровнем моря.

15. Начало реки.

16. Река, впадающая в другую реку.

17. Искусственный водоем.

18. Самое большое в мире соленое озеро.

19. Самое глубокое в мире озеро.

20. Океан.

21. Крупнейшая река Европа.

22. Подбери пары подходящих слов:

планета Солнце

материк Москва

страна Михайловское

столица Земля

село Россия

город Север

звезда Самара

23. Выбери правильный ответ на каждый вопрос:

Какова причина смены дня и ночи?

Почему происходит смена времен года?

Солнце движется вокруг Земли.

Земля вращается вокруг своей оси.

Земля вращается вокруг Солнца.

Земля то приближается, то удаляется от Солнца.

Наклон оси Земли.

24. В районе реки Печоры (север европейской части России) в июне, в полдень, заблудившийся путешественник, стоя лицом к солнцу, видит, что его тень падает ему за спину. В каком направлении ему нужно двигаться, чтобы прийти к ближайшему морскому побережью? На какие природные приметы он может ориентироваться для сохранения выбранного направления движения?

25. За какие три моря ходил Афанасий Никитин? В каких частях света он побывал? На каких материках?

26. Начертите на карте путь Афанасия Никитина в Индию и домой. Найдите и подпишите три моря, за которые ходил великий русский путешественник.

27. Какое море исследовал Беринг?

Белое море Каспийское море Чукотское море

28. Какое слово лишнее в к каждом ряду слов:

Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал;

Россия, Франция, Петербург, Китай;

Дон, Енисей, Марс, Днепр;

Африка, Индия, Австралия, Южная Америка.

29. Распределите данные географические понятия на группы. Каждой группе дайте название:

Юпитер, восток, Меркурий, Париж, северо-запад, юго-запад, Киев, Венера, Москва, Рим, юг, Плутон.

30. Попробуйте объяснить смысл пословиц Владимира Ивановича Даля:

1) Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.

2) Матушка Москва белокаменная, хлебосольная, православная, словоохотливая.

3) Москва создана веками, Петербург – миллионами.

31. На рисунке даны планы Москвы и Петербурга. Рассмотрите планы и напишите, чем отличается застройка одного города от другого.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Карточки по окружающему миру по программе "гармония" в 4 классе

Автор: Ускова Татьяна Ивановна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока с презентацией "Хвойные деревья". Окружающий мир 1 класс.  УМК "Гармония". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-khvoinyie-dieriev-ia-okruzhaiushchii-mir-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "102800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402553140"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Презентация для урока Окружающий мир 3 класс. Гармония. Обитатели почвы. "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-dlia-uroka-okruzhaiushchii-mir-3-klass-garmoniia-obitatieli-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "112692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408862514"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект и презентация урока окружающего мира "Разнообразие облаков" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-raznoobraziie-oblakov-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140607"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417972596"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Исследовательская работа по окружающему миру "Перелётные птицы". Работа с научно-популярным текстом "
    ["seo_title"] => string(113) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-okruzhaiushchiemu-miru-pierieliotnyie-ptitsy-rabota-s-nauchno-populiarnym-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "110653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406373659"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами" "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-siedobnyie-i-niesiedobnyie-ghriby-v-lies-za-ghribami"
    ["file_id"] => string(6) "159036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421844653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства