Просмотр содержимого документа
«Карточки по окружающему миру по программе "гармония" в 4 классе»
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1. Вставь пропущенные слова.
Рисунок служит людям средством передачи … (информации). Чтобы показать внутренние части предмета, рисуют … (разрезы). Строителям, архитекторам, инженерам необходимы … (чертежи), созданные на основе точных измерений. План предмета – это чертеж его вида … (сверху).
Карточка 2. Обозначь основные стороны горизонта.
Карточка 3. Обозначь промежуточные стороны горизонта.
Карточка 1. Заполните пропуски в ответе на вопрос: Чем отличаются действия составителя карты и человека, который ею пользуется?
Один видимую поверхность преобразует в условные знаки, другой по ним … (воображает) ее.
Один … (уменьшает) расстояния при составлении карты, другой их … (увеличивает), читая ее.
Один, путешествуя, … (наносит) на карту географические объекты, другой по ним … (планирует) маршрут своего путешествия.
Карточка 2. Соедините линиями понятия и слова, поясняющие их.
Карточка 3. Соедините линиями возможный масштаб.
Блицопрос об условных знаках географической карты.
Учащиеся используют сигнальные карточки: если верно данное высказывание – зеленую, если неверно – красную.
1) Параллели проходят по направлению запад – восток. (+)
2) Глубокие места морей и океанов окрашивают на карте голубым цветом. (–)
3) Зеленым цветом отмечены низменности. (+)
4) Меридианы проходят по направлению запад – восток. (–)
5) Желтым цветом отмечены горы. (–)
6) Коричневым цветом отмечены возвышенности. (–)
7) Темно-коричневой красой отмечены низменности, которые располагаются ниже уровня моря. (+)
8) Города обозначены кружком. (+)
2. Работа по карточкам.
Карточка 1. Найдите «лишнее» слово.
1) Нева, Волга, Байкал, Москва;
2) Кавказские, Уральские, Алтайские, Каспийское;
3) Онежское, Ладожское, Черное, Байкал.
4) Волга, Лена, Иртыш, Эльбрус, Дон.
Карточка 2. Соедини название гор и название вершины:
3. Решить кроссворд «Водоемы России».
Вопросы:
1. Самое промерзшее озеро.
2. Работа по карточкам.
Карточка 1. Вставь пропущенные слова.
У нас под ногами под тонким слоем почвы располагаются … (горные породы). При остывании раскаленной магмы после извержения вулканов образовались … (базальт) и … (гранит). Из остатков растений и животных, населявших Землю в давние времена, образовались … (торф), … (уголь), … (известняк). Сохранившиеся формы древних растений и животных в горных породах называют … (окаменелостью).
Карточка 2. Найди «лишнее» слово.
а) река, озеро, море, торф;
б) базальт, горы, равнины, низменности;
в) известняк, гранит, уголь, торф.
2. Работа по карточкам.
Карточка 1
1. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого.
2. Найди «лишнее» слово:
а) гранит, известняк, глина, бурый железняк;
б) серебро, медный колчедан, золото, платина;
в) алюминий, медь, цинк, серебро;
г) мрамор, гранит, песок, природный газ.
Карточка 2
1. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого.
2. Найди «лишнее» слово:
а) песок, алюминиевые руды, глина, мрамор;
б) гранит, серебро, золото, платина;
в) цинк, медь, нефть, алюминий;
г) базальт, гранит, песок, железная руда.
3. Прочитайте ребусы – названия полезных ископаемых.
3. Кроссворд «Условные знаки полезных ископаемых»
– Запишите полезные ископаемые, которые обозначены условными знаками:
Карточка 1. Напиши названия соответствующих природных зон.
а) Природная зона, расположенная к северу от зоны тундры, – __________ .
б) Природная зона, расположенная к северу от зоны лесов, – __________ .
в) Природная зона, расположенная к югу от зоны тундры, – __________ .
Карточка 2. Напиши, как связаны эти организмы.
Карточка 3. Соедини линиями животное с природной зоной, в которой оно обитает.
Карточка 4. Подпиши названия растений. Подчеркни, к какой из перечисленных групп они относятся.
а) деревья;
б) кустарники;
в) травянистые растения.
Карточка 1. В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:
а) ягель олень волк;
б) грибы белка куница;
в) водоросли рачки морж?
Карточка 2. Найдите лишний объект растительного или животного мира:
а) водоросли, полярный мак, сосна;
б) олень, бурый медведь, белый медведь;
в) рысь, тупик, гагара;
г) пихта, береза, клен.
Карточка 3. Дополните схему «Значение леса».
Карточка 4. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Лесная зона расположена к … (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более … (мягкие), чем в тундре. Растительный мир … (богат). Большую территорию занимает … (тайга). В лесной зоне редкими животными являются: …, …, …, (амурский тигр, зубр, утка-мандаринка). Лесным исполином называют … (лося).
Карточка 1
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра.)
Карточка 2
Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. (Арктика.)
Карточка 3
Здесь хорошей погодой считаются дожди и пасмурное небо. Растения почти не имеют листьев. Животные днем спасаются от жары в глубине песка, а охотятся ночью. Ветры наметают дюны и барханы из песка, а иногда засыпают оазисы. (Пустыня.)
Карточка 4
Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое, с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь.)
Карточка 5
Здесь темные, хвойные леса на больших пространствах. Хозяин здесь бурый медведь и лось. (Тайга.)
Карточка 6
Здесь много вечнозеленых растений. Теплая зима и жаркое лето. Выращивают здесь мандарины и апельсины. Многие люди любят здесь отдыхать летом. (Побережье Черного моря, субтропики.)
Карточка 7
Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра.)
Карточка 8
С приближением лета с каждым днем становится все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот пронесся горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями. (Степь.)
Карточка 9
Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески, кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня.)
Карточка «Водоем – природное сообщество».
1. Как ты представляешь себе водоем?
2. Какие виды водоемов ты знаешь?
3. Назови животных водоемов.
4. Как приспособились млекопитающие к условиям жизни в водоемах?
5. Составь две цепочки питания, которые сложились в водоеме.
6. Подпиши названия этих растений. Что объединяет эти растения?
7. Выбери животных, обитающих только в мелких водоемах: 1) бабочка-капустница; 2) лягушка; 3) комар; 4) муха; 5) акула; 6) линь; 7) окунь; 8) щука; 9) тритон; 10) карась; 11) стрекоза; 12) плавунец; 13) катушка; 14) шмель; 15) минтай; 16) клоп-водомерка.
Укажи самого прожорливого хищника планеты.
8. Если в водоеме исчезнут лягушки, как это повлияет на жизнь комаров и аистов?
9. Надо ли охранять водоемы? Как охраняют водоемы?
Ответы:
1. Водоем – углубление в поверхности земли, заполненное водой, населенное разнообразными жителями.
4. Млекопитающие умеют плавать; с гладкой шерстью; питаются растениями и животными, обитающими в водоеме, жилье – по берегам водоемов.
5. Муха – лягушка – цапля.
Водоросли – карась – щука.
6. Рогоз, ряска, кувшинка, стрелолист. Подземные части растений находятся в илистом дне или под водой. Листья и стебли поднимаются над водой, плавают на поверхности воды.
1) Какой русский город монголо-татары назвали «злым»?
Владимир Рязань Козельск
2) В каком году была Куликовская битва?
1237 1380 1480
3) Соедините стрелками имена и события, которые в истории были связаны между собой.
2. Работа по карточкам.
Карточка 1. Что могло относиться к каждому из государственных деятелей? Соедини стрелкой.
Карточка 2. Соедини стрелкой дату и историческое событие.
1380 г. Первый Московский университет
1240 г. Куликовская битва
1709 г. Полтавское сражение
1242 г. Ледовое побоище
1755 г. Невская битва
2. Самостоятельная работа.
Запиши ответы на вопросы.
I вариант
1) Сборщик дани во времена монголо-татарского ига. (Баскак.)
2) Имя князя, возглавившего русские дружины в Куликовской битве. (Дмитрий.)
3) Правитель в Древней Руси. (Князь.)
4) Город, ставший центром объединения русских княжеств в борьбе с Золотой Ордой. (Москва.)
5) Город на Волге, покоренный в царствование Ивана Грозного. (Казань.)
6) На какой реке происходили сражения Ермака? (Обь.)
7) Родоначальник российской науки. (Ломоносов.)
8) Кто был первопечатником на Руси? (Федоров.)
9) Кто собрал в 1612 году ополчение на борьбу с польскими захватчиками? (Минин.)
10) Какое государство вело войну с Россией в начале XIX века? (Франция.)
11) Название Российского государства с 1721 года. (Империя.)
II вариант
1) На какой реке произошла Куликовская битва? (Дон.)
2) Правитель в Золотой Орде. (Хан.)
3) Город, оказавший наибольшее сопротивление монголо-татарским завоевателям. (Рязань.)
4) Прозвище Ивана IV. (Грозный.)
5) Кто возглавил отряд казаков, покоривших Сибирское ханство? (Ермак.)
6) Город, переставший быть столицей России во времена Петра. (Москва.)
7) Как назывался первый печатный учебник? (Азбука.)
8) Полководец, возглавивший борьбу с Наполеоном. (Кутузов.)
9) Имя первого императора России. (Петр I.)
10) Что появилось в русской армии во времена Петра Великого? (Флот.)
11) Кто противостоял России на Балтийском море? (Шведы.)
– Укажите цифрами последовательность событий в истории нашего Отечества.
На доске запись:
Битва под Сталинградом.
Открытие Московского университета.
Бородинская битва.
Объединение республик в Советский Союз.
Битва на Чудском озере.
Полет в космос Ю. Гагарина.
Куликовская битва.
Первые печатные книги на Руси.
Задание 1. Оформите карточку «Названия Российского государства». На шаблоне «ленты времени» укажите дату и название государства.
Под изображением «ленты времени» приведите перечень названий государства:
со второй половины IX века (862 год) до первой трети XII века __________ ;
с начала XIV века до начала XVIII века (1721 год) _________ ;
с 1721 года до 1917 года __________ ;
с 1917 года до 1991 года __________ ;
с 1991 года по настоящее время __________ .
Задание 2. Оформите карточку «Столицы Российского государства». Отметьте на «ленте времени» разным цветом времена, когда столицей Российского государства были Великий Новгород, Киев, Москва, Санкт-Петербург. Укажите даты.
Задание 3. Оформите карточку «Видные руководители Российского государства». На «ленте времени» покажите время правления видных руководителей и основателей государства для разных времен.
Задание 4. Оформите карточки «Борьба России с захватчиками». Покажите на «ленте времени» условными знаками (разным цветом) века борьбы с хазарами, половцами, монголо-татарами, шведами, немецкими рыцарями, поляками, французами, немецкими фашистами.
Задание 5. Оформите карточки «Великие сражения в истории России». Покажите на «ленте времени» годы великих сражений и заполните таблицу.
Год сражения
Место сражения
Российский полководец
Противник
1240
река Нева
Александр Невский
Шведы
1242
Чудское озеро
Александр Невский
Немецкие рыцари
1380
Куликово поле
Дмитрий Донской
Монголо-татары
1612
река Москва
Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский
Поляки
1709
Полтава
Петр I
Шведы
1812
Бородино
Кутузов
Французы
1941– 1942
Москва, Сталинград
Жуков
Немецкие фашисты
3. Индивидуальные карточки.
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы.
Самый густонаселенный материк – … (Евразия). Здесь находятся самые крупные государства мира: по численности населения – (Китай), по площади территории – … (Россия). Здесь насчитывается более … (80) государств.
5. Что такое лесная подстилка? Какое значение для леса она имеет?
6. Как люди используют лес?
7. Как люди охраняют лес и животных леса?
8. Назовите животных леса.
9. Почему мир животных леса так разнообразен? От чего это зависит?
10. Составь цепочку питания, где звеном будет животное, которое отгадаешь по описанию: «Крупное животное бурого цвета с сильными лапами, крупными когтями и крепкими зубами, которое спит в берлоге зимой».
2. Виды лесов – хвойные (ели, пихты, сосны, лиственницы), лиственные (береза, осина, рябина, липа, дубы, клены), смешанные (ели, сосны, березы, осины, дубы и др.).
3. Растениям нужно разное количество света: те, кому надо больше света, занимают верхние «этажи», а те, кому меньше, – нижние.
4. Нити грибниц помогают другим растениям всасывать из почвы воду. Грибы помогают разлагаться растительным остаткам. Это пища и лекарства для животных.
5. Опавшие листья и отмершие части растений. Благодаря ей почвы пополняются перегноем.
6. Место для отдыха: сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных растений; заготовка древесины; охота.
7. Контроль вырубки лесов. Посадка новых растений. Охота – в определенные сроки. Организация заповедников. Охрана растений и животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры, ломать и рвать растения.
8. Паук, мышь, лось, рысь, жук-олень.
9. В лесу несколько ярусов разнообразных растений. Животные приспосабливаются к обитанию и питанию в определенном ярусе. Больше ярусов – больше животных.
Задания (учитель использует задания по уровню класса).
1. Португалец, возглавивший первое кругосветное путешествие.
2. Один из первых русских путешественников, автор записок «Хождение за три моря».
3. Одна из основных сторон горизонта.
4. Прибор для определения сторон горизонта.
5. Модель Земного шара.
6. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария.
7. Крайняя точка Северного и Южного полушарий.
8. Время, когда день равен ночи.
9. Промежуток времени, приблизительно равный обращению Земли вокруг Солнца.
10. Подробное изображение отдельных участков местности.
11. Многолетний режим погоды, характерный для какой-нибудь местности.
12. Материк.
13. Участок поверхности с небольшими колебаниями по высоте.
14. Участок земной поверхности, высоко поднятый над уровнем моря.
15. Начало реки.
16. Река, впадающая в другую реку.
17. Искусственный водоем.
18. Самое большое в мире соленое озеро.
19. Самое глубокое в мире озеро.
20. Океан.
21. Крупнейшая река Европа.
22. Подбери пары подходящих слов:
планета Солнце
материк Москва
страна Михайловское
столица Земля
село Россия
город Север
звезда Самара
23. Выбери правильный ответ на каждый вопрос:
Какова причина смены дня и ночи?
Почему происходит смена времен года?
– Солнце движется вокруг Земли.
– Земля вращается вокруг своей оси.
– Земля вращается вокруг Солнца.
– Земля то приближается, то удаляется от Солнца.
– Наклон оси Земли.
24. В районе реки Печоры (север европейской части России) в июне, в полдень, заблудившийся путешественник, стоя лицом к солнцу, видит, что его тень падает ему за спину. В каком направлении ему нужно двигаться, чтобы прийти к ближайшему морскому побережью? На какие природные приметы он может ориентироваться для сохранения выбранного направления движения?
25. За какие три моря ходил Афанасий Никитин? В каких частях света он побывал? На каких материках?
26. Начертите на карте путь Афанасия Никитина в Индию и домой. Найдите и подпишите три моря, за которые ходил великий русский путешественник.
27. Какое море исследовал Беринг?
Белое море Каспийское море Чукотское море
28. Какое слово лишнее в к каждом ряду слов:
– Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал;
– Россия, Франция, Петербург, Китай;
– Дон, Енисей, Марс, Днепр;
– Африка, Индия, Австралия, Южная Америка.
29. Распределите данные географические понятия на группы. Каждой группе дайте название: