Урок окружающего мира.
Автор: Литвинова Лариса Ивановна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МБОУ Курагинская СОШ № 3.
Класс: 2
Программа: «Гармония».
Тема: Разнообразие облаков.
Цель:
•познакомить детей с разнообразием форм облаков и их видами, сформировать образные представления о кучевых, слоистых и перистых облаках; обсудить, что содержат разные облака;
•развивать внимание, наблюдательность, умение работать с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать,
•воспитывать чувство прекрасного, дружелюбие, любознательность, самостоятельность
УУД:
- Формировать регулятивные УУД : умение у обучающихся ставить перед собой учебную задачу (целеполагание), планировать, контролировать, корректировать, оценивать и рефлектировать;
- Познавательные УУД – действия моделирования.
3. Развивать коммуникативные УУД
Оборудование: учебник Поглазовой О.Т. “Окружающий мир, 2 класс”, 1 часть, мультимедийная система, авторская презентация к уроку , карточки работы: №1, № 2, вата на каждую парту, схемы.
Ход урока
1 . Организационный момент
2 .Актуализация знаний
1) – Начинаем урок окружающего мира. И сразу за работу. Возьмите задание №1. Перед вами список ученых и работа, которую они выполняют. Какие ученые что изучают? Найдите пары, соедините линиями. (Дети работают в парах)
географ живую природу
биолог звёзды
астроном погодные явления, предсказывают погоду
метеоролог поверхность Земли
– Проверяем. Слайд 1.
- Работа с интерактивной доской. Выделить природные явления в неживой природе. (По программе «Кирилл и Мефодий».)
3.Тема и цели урока
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
(Дети: облака) Слайд 2
- Какой из учёных изучает облака?
- Какие вопросы вы хотели бы задать учёному?
- Какие бывают облака?
- Как образуются облака?
-Из чего состоят облака?
-Есть ли у облаков родной брат?
- На эти вопросы мы найдём ответ на уроке. Они станут целями нашего урока. Слайд 3
3 Схематизация урока.
- Как будем работать на уроке (схемы)
3. Изучение нового.
Слайд 4
- Какие бывают облака?
– Где можем взять данную информацию? (Дети: учебник, интернет, книги)
– Перед вами карточка с заданиями № 2, которую надо заполнить, используя учебник. Откройте с.96. Под иллюстрацией текст. Прочитайте, обратите внимание на выделенные слова, заполните .
– Итак, о каких видах облаков вы узнали? (Дети: перистые, кучевые, слоистые).
Слайд 5
Синоптик Люк Говард более 200 лет назад предложил разделить облака на 3 основных вида.
Слайд 6
Облака образуются на разной высоте
Слайд 7
– На что похожи перистые облака?
Перистые облака можно увидеть в солнечный день высоко в небе
Образуются на высоте куда долетают самолеты (6км и выше).
Слайд 8
– На что похожи кучевые облака?
Кучевые облака напоминают снежные горы
кучевые – там, где могут летать на дельтаплане (2–6км)
Слайд 9
– На что похожи слоистые облака?
Слоистые облака – самые низкие, в пасмурный день покрывают всё небо.
Иногда облака сгущаются и становятся грозовой тучей
Слоистые облака образуются на высоте Останкинской башни (540м),
Слайд 10
Иногда облака сгущаются и становятся грозовой тучей
4.Рисование облаков на доске.
- Как образуются облака? (стр. 97) Слайд 11
- Заполните далее ответ на вопрос. Работа в парах. Прочитай на стр. 97 и ответь на вопрос 2.
Объясните с помощью схемы. (на доске)
3. Облака состоят из _____________________________________
Проверка: Слайд 12
– Расскажет нам по схеме, как образуются облака …
(Дети: Солнце греет. Тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх от поверхности Земли. На определённой высоте пар охлаждается и превращается в капельки, которые собираются в облака)
– А мы можем ответить на вопрос, что находится у облака внутри? (Дети: капельки воды).
– Раз капельки воды, то из облака должен идти только дождь. А какие осадки вы знаете? (Дети: дождь, снег, град).
– Ребята, кто из вас трогал облака руками? На самом деле вы все проходили сквозь облака! Не верите?
У облака есть родной братец:
Летним утром спозаранку
Выплывает на полянку,
Расстилает белый пух,
Хоть без ног он и без рук.
Слайд 13
(Дети: туман)
Слайд 14, 15
– Узнайте из учебника, что такое туман, с.97 (Дети: это скопление мелких водяных капель в приземном воздухе).
Слайд 16
– Особенно часто он образуется в низинах, над болотами и другими водоемами.
Слайд 17
– А где еще можно увидеть туман, кроме как над поверхностью земли и воды? (Картинки – пар изо рта, кипящий чайник)
– Когда человек в холодное время дышит, изо рта вылетает водяной пар – невидимый, он охлаждается и превращается в туман.
5 . Работа в парах.
1 ряд – изобразите с помощью ваты перистые облака.
2 ряд – кучевые.
3 ряд – слоистые.
– Где располагаются перистые облака? (Дети: высоко над Землей)
– Где располагаются кучевые облака? (Дети: ниже)
– Где располагаются слоистые облака? (Дети: низко над Землей)
Слайды 18 - 23
– Потренируемся, определим вид облаков.
( Появляются изображения перистых, кучевых, слоистых облаков и облака неизвестного детям вида).
– К какому виду относятся эти облака? (не знаем)
– Какой вопрос зададим метеорологу?
(Дети: Какие еще виды облаков бывают?)
Рефлексия. Слайд 24
Что было легко на уроке?
Что показалось сложным?
Что произвело особое впечатление?
Что ещё хотели бы узнать?