kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока Окружающий мир 3 класс. Гармония. Обитатели почвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация поможет при изучении темы по окружающему миру в 3 классе по программе Гармония на этапе урока Закрепление и применение знаний. Материал изложен доступным для младших школьников языком и дает представления о жизни под землей. Поможет воспитать доброе, гуманное отношение ко всему живому. Игровой принцип, заложенный в основу презентации, дает возможность легко усвоить тему.

Основная цель данной презентации - помочь детям и педагогу узнать и оценить особенности обитания жителей почвы, обратить внимание младших школьников и вызвать желание сделать все, чтобы  жизнь становилась лучше.

На этапе применения знаний учитель создает проблемные ситуации.  Вот только  некоторые приемы и формы  создания проблемных ситуации в учебной деятельности младших школьников.

1.РАБОТА В ГРУППАХ  (Слайд 9-10) .Это прежде всего работа по карточкам. Это прием: Проблемные ситуации с недостающими данными.

2.Составление таблиц и схем. (Слайд 20-22).

3.  Дидактические игры. (Слайд 23-25). Это прием : Создание    проблемной    ситуации    на    основе    предварительных домашних заданий.

Информация о «крвартирантах». (Слайд 26).

4.Мини блиц в форме вопросов и ответов (или Брейн - ринг) (Слайд 27- 37 ).

5.Опыты и наблюдения (Слайд 39-40). Это прием: Создание проблемной ситуации при выполнении практического действия.

6. Работа с кроссвордом. (Слайд41-42 ). Это прием : Использования жизненных наблюдений и опыта.

Итог этапа урока: Некоторые дети считали червей противными, неприятными. А кто -то из детей спокойно брал червей руками. Работая по теме мы много узнали об их пользе и других обитателях почвы.

Список литературы:

1. Поурочные планы Окружающий мир, Поглазова О.Т., 2010

2.  Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. «С любовью к природе» под редакцией Зверева И.Д.. М., Педагогика,  2008

3. Сысоев Н.Д. Встречи с природой. –М.: Агропромиздат,2007

4. Интернет ресурсы .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока Окружающий мир 3 класс. Гармония. Обитатели почвы. »

Применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Урок окружающего мира Класс : 3 -Г Тема: «Обитатели почвы» УМК «Гармония»

Применение и добывание знаний в новой ситуации

(проблемные задания).

Урок окружающего мира

Класс : 3 -Г

Тема: «Обитатели почвы»

УМК «Гармония»

Хоть выйди ты не в белый свет,  А в поле за околицей, —  Пока идешь за кем-то вслед,  Дорога не запомнится.  Зато, куда б ты ни попал  И по какой распутице,  Дорога та, что сам искал,  Вовек не позабудется.

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.

Обитатели почвы личинка майского жука медведка дождевой червь

Обитатели почвы

личинка майского жука

медведка

дождевой червь

Обитатели почвы стафилин жужелица сколопендра многоножка мокрица клещи

Обитатели почвы

стафилин

жужелица

сколопендра

многоножка

мокрица

клещи

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

воду Карточка 1  Задание: Вставь пропущенные слова .  Из остатков растений и --------- образуется ---------------, из которого под действием --------------------- образуются ----------------------, растения корнями всасывают из почвы------------------ с растворёнными в ней ------------------, животные питаются ---------------------.   Слова: ( животных, перегной, микробов, соли, воду,  солями, растениями ) животных перегной микробов соли солями растениями

воду

Карточка 1

Задание: Вставь пропущенные слова .

Из остатков растений и --------- образуется ---------------, из которого под действием --------------------- образуются ----------------------, растения корнями всасывают из почвы------------------ с растворёнными в ней ------------------, животные питаются ---------------------.

Слова:

( животных, перегной, микробов, соли, воду,

солями, растениями )

животных

перегной

микробов

соли

солями

растениями

Карточка 2.   Задание: Исправь ошибку.  Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной, который с водой всасывают корни растений; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.     Ошибка: Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворёнными в ней солями.

Карточка 2. 

Задание: Исправь ошибку.

Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной, который с водой всасывают корни растений; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается. 

Ошибка: Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворёнными в ней солями.

Карточка 3 . Задание: Исправь ошибку.  Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворёнными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.    Ошибок нет . 

Карточка 3 .

Задание: Исправь ошибку.

Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворёнными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается. 

Ошибок нет

Карточка 4 Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной и так далее.        Ошибка: Все процессы в почве происходят постоянно и одновременно , а не последовательно.

Карточка 4

Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной и так далее. 

Ошибка: Все процессы в почве происходят постоянно и одновременно , а не последовательно.

1 группа. Задание: Муравьи приносят вред или пользу?

  • 1 группа. Задание: Муравьи приносят вред или пользу?

Муравьи могут приносить саду пользу.  Они питаются многими  насекомыми-вредителями сада. 

Вредят муравьи: когда они лакомятся спелыми плодами; особенно муравьи любят садовую землянику (но вред от них здесь незначительный). Некоторые виды муравьёв больно «кусаются». Муравьи используют тлю как «дойную корову» и охраняют её на новом пастбище от  естественных врагов . Как известно, тля высасывает сок из растений и является переносчиком вирусных болезней. Оберегая тлю, муравьи причастны к нанесению вреда растениям, ослабляя их, и к распространению заболеваний среди растений. Муравьи являются разносчиками семян  сорняков . Уж очень любят переносить муравьи различные семена, особенно сочные и сладкие. 

  • Муравьи могут приносить саду пользу.  Они питаются многими  насекомыми-вредителями сада.  Вредят муравьи: когда они лакомятся спелыми плодами; особенно муравьи любят садовую землянику (но вред от них здесь незначительный). Некоторые виды муравьёв больно «кусаются». Муравьи используют тлю как «дойную корову» и охраняют её на новом пастбище от  естественных врагов . Как известно, тля высасывает сок из растений и является переносчиком вирусных болезней. Оберегая тлю, муравьи причастны к нанесению вреда растениям, ослабляя их, и к распространению заболеваний среди растений. Муравьи являются разносчиками семян  сорняков . Уж очень любят переносить муравьи различные семена, особенно сочные и сладкие. 

ВЫВОД : Муравьи могут приносить саду как пользу, так и вред. 

  • ВЫВОД : Муравьи могут приносить саду как пользу, так и вред. 
Почему тлю называют «дойной коровой»?    Первое, что тля делает после рождения, это прокалывает острым хоботком стебель или лист растения, высасывает из него сок, а его избыток выделяет через две трубочки, находящиеся внизу на брюшке, в виде капелек, обогащенных сахаром.  Этот питательный сироп, получивший название «муравьиное молочко», является важной частью муравьиного рациона.

Почему тлю называют «дойной коровой»?

Первое, что тля делает после рождения, это прокалывает острым хоботком стебель или лист растения, высасывает из него сок, а его избыток выделяет через две трубочки, находящиеся внизу на брюшке, в виде капелек, обогащенных сахаром.

Этот питательный сироп, получивший название «муравьиное молочко», является важной частью муравьиного рациона.

2 группа. Задание: Где зимует медведка?  Медведки – насекомые-вредители, которые, питаясь корнями растений, не только уничтожают посевы, но и ухудшают состояние почвы. При этом сами они служат пищей для птиц, змей, различных грызунов, лисиц. Как и у кротов, в честь которых медведки получили свое английское название – сверчок-крот , их плоские передние ноги прекрасно приспособлены к плаванью и рытью нор.  Зимует медведка в земле на глубине до 2-х и более метров, либо в компостных кучах. 

2 группа. Задание: Где зимует медведка?

Медведки – насекомые-вредители, которые, питаясь корнями растений, не только уничтожают посевы, но и ухудшают состояние почвы. При этом сами они служат пищей для птиц, змей, различных грызунов, лисиц. Как и у кротов, в честь которых медведки получили свое английское название – сверчок-крот , их плоские передние ноги прекрасно приспособлены к плаванью и рытью нор.

Зимует медведка в земле на глубине до 2-х и более метров, либо в компостных кучах. 

4 группа.  Задание: Прочитайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.  Какие ещё обитатели почвы не были названы при чтении сказки? 

4 группа.

Задание: Прочитайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.  Какие ещё обитатели почвы не были названы при чтении сказки? 

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. .. Кузя хотел уже было испугаться. Но тут раздалось чьё-то угрюмое ворчание, и голос произнёс: « Я не позволю вам обижать одинокого беззащитного червяка.» И пригласил Кузю в гости.  Дом у крота находился глубоко под землёй. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками. Крот усадил Кузю на почётное место на мягком корешке. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зелёных водорослей и плесневых грибов. Они Они тоже хотели узнать побольше о новом друге. Кузя все рассказал о себе... Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух».

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. .. Кузя хотел уже было испугаться. Но тут раздалось чьё-то угрюмое ворчание, и голос произнёс: « Я не позволю вам обижать одинокого беззащитного червяка.» И пригласил Кузю в гости. Дом у крота находился глубоко под землёй. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками. Крот усадил Кузю на почётное место на мягком корешке. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зелёных водорослей и плесневых грибов. Они Они тоже хотели узнать побольше о новом друге. Кузя все рассказал о себе... Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух».

ОТВЕТ:  В сказке были названы обитатели почвы: дождевые черви, крот, грибы, водоросли. Обитатели почвы, которые не были названы при чтении сказки : многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы, клещи. 

ОТВЕТ: В сказке были названы обитатели почвы: дождевые черви, крот, грибы, водоросли.

Обитатели почвы, которые не были названы при чтении сказки : многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы, клещи. 

составление схем и таблиц

составление схем и таблиц

Обитатели почвы

Обитатели почвы

Бактерии, вирусы Клещи Кроты, землеройки Дождевые черви Обитатели почвы Муравьи, медведка  Жуки, личинки Грибы, водоросли Корни растений

Бактерии, вирусы

Клещи

Кроты, землеройки

Дождевые черви

Обитатели почвы

Муравьи, медведка

Жуки, личинки

Грибы, водоросли

Корни растений

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактическая игра   «Кто лишний?»

Дидактическая игра

  «Кто лишний?»

ИНФОРМАЦИЯ:  Кроме постоянных “жителей” в почве есть временные -“ квартиранты ”: суслики, зайцы, барсуки, лисы, волки, жабы. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.

ИНФОРМАЦИЯ:

Кроме постоянных “жителей” в почве есть временные -“ квартиранты ”: суслики, зайцы, барсуки, лисы, волки, жабы. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.

МИНИ БЛИЦ В ФОРМЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

МИНИ БЛИЦ

В ФОРМЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Самые крупные обитатели почвы? Кроты и слепыши.

Самые крупные обитатели почвы?

Кроты и слепыши.

Как дождевой червь прокладывает себе дорогу в почве? Дождевой червь раздвигает частички почвы головным отделом тела, а когда это невозможно, как бы “вгрызается” в нее и пропускает через себя.

Как дождевой червь прокладывает себе дорогу

в почве?

Дождевой червь раздвигает частички почвы головным отделом тела, а когда это невозможно, как бы “вгрызается” в нее и пропускает через себя.

Какова роль микроорганизмов, бактерий для почвы? Микроорганизмы разлагают органическую массу до простых минеральных солей, которыми питаются растения.

Какова роль микроорганизмов, бактерий для почвы?

Микроорганизмы разлагают органическую массу до простых минеральных солей, которыми питаются растения.

Кого называют «квартирантами» почвы? Суслики, кролики, барсуки, лисы, волки.

Кого называют «квартирантами» почвы?

Суслики, кролики, барсуки, лисы, волки.

Можно ли крота увидеть днем? Да. Охота у крота идет днем и ночью. Двадцать четыре часа  суток делятся у крота лишь на время охоты и  отдыха. Есть он должен через каждые четыре часа.

Можно ли крота увидеть днем?

Да. Охота у крота идет днем и ночью. Двадцать четыре часа  суток делятся у крота лишь на время охоты и  отдыха. Есть он должен через каждые четыре часа.

Почему после затяжного дождя дождевые черви выползают на поверхность земли? Потому дождевые черви и называются дождевыми, потому что во время ливней покидают свои убежища. Вода заполняет все свободное пространство в почве, даже самые маленькие дырочки в ней. А поскольку червь дышит всей поверхностью тела, то во время дождя он просто задыхается.

Почему после затяжного дождя дождевые черви выползают на поверхность земли?

Потому дождевые черви и называются дождевыми, потому что во время ливней покидают свои убежища. Вода заполняет все свободное пространство в почве, даже самые маленькие дырочки в ней. А поскольку червь дышит всей поверхностью тела, то во время дождя он просто задыхается.

Кто перерабатывает останки растений и животных? Бактерии, микроорганизмы.

Кто перерабатывает останки растений и животных?

Бактерии, микроорганизмы.

Как сохраняют плодородие почвы разные живые организмы? Разные жуки, муравьи, дождевые черви постоянно собирают, перетаскивают, измельчают, перерабатывают растительные и животные остатки. Сгнившие остатки бактерии превращают в минеральные соли, которые растворяются в воде и всасываются корнями растений.

Как сохраняют плодородие почвы разные живые организмы?

Разные жуки, муравьи, дождевые черви постоянно собирают, перетаскивают, измельчают, перерабатывают растительные и животные остатки. Сгнившие остатки бактерии превращают в минеральные соли, которые растворяются в воде и всасываются корнями растений.

Что такое гумус? Перегнившие растения.

Что такое гумус?

Перегнившие растения.

Что и почему надо обязательно делать после того, как поработал с почвой? Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.

Что и почему надо обязательно делать после того, как поработал с почвой?

Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.

опыты и наблюдения

опыты и наблюдения

Эксперимент. (Проводится за неделю до темы).   Мы взяли трёхлитровую банку. На дно банки насыпали почву, сверху - слой песка. На песок положили несколько сухих листьев и 5 червей. Слегка полили содержимое банки водой и поставили банку в тёмное прохладное место. Через три дня  рассмотрели, что произошло в банке. На песке были тёмные землистые  комочки. Песок дорожками «протёк» через почву, показывая нам пути,  по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные  остатки и перемешивая слои. Через семь дней почва и песок оказались  перемешенными.

Эксперимент. (Проводится за неделю до темы).

Мы взяли трёхлитровую банку. На дно банки насыпали почву, сверху - слой песка. На песок положили несколько сухих листьев и 5 червей. Слегка полили содержимое банки водой и поставили банку в тёмное прохладное место. Через три дня рассмотрели, что произошло в банке. На песке были тёмные землистые комочки. Песок дорожками «протёк» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои. Через семь дней почва и песок оказались перемешенными.

РАБОТА С КРОССВОРДОМ

РАБОТА С КРОССВОРДОМ

я м б м л а о щ к у а ш Спасибо за внимание! к с м р е р к о м р т е а р т ж п и т о е ы ч в л и р у ь ц е ц ш е ч а к р а и у ь й к а к в а и и

я

м

б

м

л

а

о

щ

к

у

а

ш

Спасибо за внимание!

к

с

м

р

е

р

к

о

м

р

т

е

а

р

т

ж

п

и

т

о

е

ы

ч

в

л

и

р

у

ь

ц

е

ц

ш

е

ч

а

к

р

а

и

у

ь

й

к

а

к

в

а

и

и


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока Окружающий мир 3 класс. Гармония. Обитатели почвы.

Автор: Худолей Оксана Николаевна

Дата: 24.08.2014

Номер свидетельства: 112692


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства