kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как помочь первокласснику учиться?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даются рекомендации родителям. Полезные советы можно использовать в обучении и воспитании ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как помочь первокласснику учиться?»

Как помочь первокласснику учиться?

(родительское собрание)



Начался первый для вашего ребенка учебный год. От него во многом зависит, как будет учиться ваш ребёнок в дальнейшем. И, естественно, родителей волнуют вопросы: Как помогать первокласснику учиться? Что делать, если он не успевает по математике? Как приблизить ребёнка к чтению? и так далее.

Итак, как же помочь ребёнку учиться?

С первых дней обучения первоклассники нуждаются в серьёзной поддержке и контроле. Окончились те 6 дней, когда первоклассникам давались несложные задания, но вот уже сложность возрастает: решить примеры, придумать задачу, прочитать страницу в Букваре.

1. Теперь главное – обратить внимание на то, сколько времени первоклассник затрачивает на выполнение домашних заданий. Вырабатывайте у него навык самоконтроля. На выполнение всех домашних заданий должно уходить не более 1 часа, причём необходимы 1-2 минутные перерывы, в течение которых ученик сможет отвлечься, скопировать физкульт. минутку, выученную ребёнком в классе.

2. С какого предмета начинать выполнение дом.заданий? На этот счёт существует много разногласий: с математики, с русского языка, с устных заданий…

Кто же прав?

Какой предмет дается труднее, с того и нужно начинать работу дома.

Контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

- какие отметки? –

- выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

--Как же определить, нужна или не нужна ребёнку сегодня ваша помощь? Расспросите ребёнка о том, как он собирается выполнять задание. Убедитесь, что материал понят правильно, присядьте поодаль (на первых порах обязательно в поле зрения ребёнка) и займитесь своими делами: вязанием, шитьём, изредка поглядывайте, как идёт работа.

Иногда ребёнок воспринимает присутствие взрослых как повод поговорить.

Понимая, что вопросы, не имеющие отношения к дом.заданию, вероятно, взрослые не одобрят, первоклассники удачно выбирают тему для таких бесед: что было в классе, как решали примеры, что сказала по поводу этого учительница…

3. Приучайте первоклассника не отвлекаться от работы. Такие разговоры очень нужны, но лучше перенести их на другое время или расспросить ребёнка об этом сразу после школы.

Создать привычку работать не отвлекаясь – наиболее распространённая трудность. Это редко кому из первоклассников легко даётся, но работать над этим необходимо.

4. Оконченную работу ребёнок должен проверить сам. Нередко первоклассник добросовестно вглядывается в неверно написанное слово, но не может обнаружить своей ошибки. В этом случае родители иногда спешат показать ошибку. Как же правильно помочь первокласснику?

Предложить ему остро отточенным карандашом, читая слово по слогам,разделить слоги едва заметными точками. Тогда ошибка будет на виду.

Неверно написаное ребёнок аккуратно одной чертой зачёркивает, а сверку, при необходимости пишет правильно.

Другие способы исправления недопустимы.

У многих первоклассников чуть ли не с первых дней обучения в школе появляются дополнительные тетради. Нужны ли такие тетради вообще? Нет, не нужны. Работа в дополнительной тетради приводит к перегрузке ребёнка, к непроизводительным затратам времени на подготовку письменного задания.

Порой в семье так переписывают первые неудач ребёнка, что нарушают требования, которые были высказаны на родительском собрании. Учительница, к примеру, просила не заставлять малышей писать на черновике. Но расстроенная неудачами ребёнка мама заставляет его в черновике писать букву за буквой. Буквы с каждой новой строчкой всё сильнее заваливаются набок, ладошка намокает от пота, оставляя на листе бумаги след, пальцы, сжимающие ручку устают. Дело, как правило, кончается если не ссорой, то слезами. В классную тетрадь перебираются «уроды», которые никого порадовать не могут. А у ребёнка постепенно начинает складываться отрицательное отношение к учению. Яркий и незабываемый праздник первого звонка затмевают будни, которые не дарят ребёнку радости.

Итак, дополнительные домашние задания может давать только учитель, который даст вам совет, чем, когда и как догружать ребёнка, и есть ли в этом необходимость. В противном случае чрезмерное настойчивость взрослых, стремящихся во что бы то ни стало «вытянуть» первоклассника на «4» и на «5», обращается во вред: у ребёнка начинает формироваться негативное, отрицательное отношение к учению.

5. Но вот все уроки закончены. Помогите ребёнку подвести итоги: всё ли сделано, удалось ли уложиться во времени, почему работа затянулась. Скажите ему, как вы оцениваете его прилежание сегодня. Похвалите за старание. Поддержите. Постарайтесь подбодрить, вселить в него уверенность в том, что терпение и труд всё перетрут.

6. Окончив работу, первоклассник должен привести в порядок рабочее место, подготовиться к следующему рабочему дню.

Привычка обстоятельно и аккуратно готовиться к школе будет способствовать формированию в характере ребёнка таких черт, как бережливость и аккуратность.

Следующий вопрос:

7. Как привит интерес к чтению?

Читать в семье надо начинать задолго до того, как ребёнок начинает посещать школу.

Интерес к книге как источнику знаний, заложенный в раннем детстве остаётся на всю жизнь. Поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о привитии любви к книгам, бережного отношения к ним.

С самого раннего возраста ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Лучшим подарком для всех возрастов является книга.

Очень важно, чтобы ребёнок знал, какие книги у него есть в библиотеке, что они существуют не для того, чтобы занимать место на полках, а для чтения.

Постоянно нужно вызывать у ребёнка интерес к чтению, рассказывая, что в дом.библиотеке есть много интересных книг на разнообразные темы.

А что, если ребёнок с первых дней не хочет самостоятельно читать?

В этом случае родители подобрать приёмы «зажигающие» в ребёнке интерес к книге. Один из приёмов – домашнее чтение. Кто-то из взрослых начинает читать книгу вслух и останавливается на самом интересном. Ребёнку невольно захочется узнать, что же произошло дальше и сам в следующий раз возьмётся за книгу.

Очень полезно вместе с детьми читать вслух, беседовать о книге как в процессе чтения, так и после чтения, рассматривать иллюстрации.

Слушая громкое чтение или читая сами, дети лучше поймут книгу в целом.

Особенно важно читать вслух дома младшим школьникам, у которых ещё слаба техника чтения. Таким детям часто трудно самостоятельно справиться с книгой и не потому, что она трудна по содержанию, а потому, что им труден самый процесс чтения. Но не надо отказываться и от чтения «про себя». Во-первых, к чтению «про себя» надо приучать, во-вторых, увеличивает беглое чтение. После такого чтения надо побеседовать с ребёнком.

Им необходимо несколько раз прочитать домашнее задание по чтению, причём ненавязчиво попросить прочитать вслух бабушке, сестрёнке и т.д.

После того, как книга прочитана, хорошо бы поговорить о неё. Хорошая книга обычно вызывает желание поделиться впечатлениями с товарищами, с родителями.

Во многих семьях систематические беседы о книгах стали традицией. Очень хорошо, когда дети на таких беседах-обсуждениях пересказывают содержание понравившихся эпизодов.

Круг чтения постоянно должен рассматриваться и включать в себя научно-познавательную литературу.

Читающего первоклассника можно записать в библиотеку. Постарайтесь, чтобы день записи в библиотеку был необычным и обязательно торжественным. Сами сходите с ребёнком в библиотеку, посмотрите его читательский формуляр, поинтересуйтесь, что он читает.

В общем, воспитывайте в своём ребёнке активного читателя.


Родители должны:

 

·        Установить с детьми отношения, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью;

·         Знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе, если будут с отдачей заниматься;

·        Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий на должном уровне, к выполнению дополнительных заданий;

·        Контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным;

·        Постоянно общаясь с детьми внимательно их выслушивать, принимать участие в решении проблем, с которыми первоклассникам трудно справиться в одиночку;

·        Подавать пример доброжелательного общения.

Роль режима дня в жизни школьника.

Режим дня – важное условие жизнедеятельности ученика и успешности его обучения.

Все функции организма подчиняются закону ритма. Наиболее важен ритм суточный, который отражается в смене сна и бодрствования. При бодрствовании важно распределение времени деятельности и отдыха. Должен быть выработан четкий режим дня.

Соблюдение ребенком режима:

Укрепляет здоровье, активизирует его бодрость и жизнедеятельность;

Позволяет полноценно использовать каждый час, минуту;

Укрепляет волю; приближение времени выполнения какого-то режимного момента (учебного занятия и п.т.) заставляет организм мобилизироваться.

Родители должны помочь ребенку правильно спланировать его режим дня. Правильно чередовать труд и отдых. Установить время занятий теми или иными видами труда и время отдыха. Твердо соблюдать назначенное время для той или иной деятельности, следуя выбранному графику четко и неизменно. Необходимо, чтобы подобное постоянство вошло у ребенка в привычку. Привычка все делать вовремя образуется на основе условного рефлекса, который  будет способствовать более продуктивной работе всего  организма. Возникнет рефлекс на время.

Рефлекс на время образуется в результате выполнения определенных дел в одно и то же время. Благодаря этому рефлексу организм готовится к определенной деятельности: сну, учебной работе и т.д.

Очень желательны в режиме дня физические нагрузки. Ежедневные физические упражнения ( утренняя зарядка, игры подвижные и спортивные, велосипед, лыжи и др.) «наслаиваются» на достигнутые результаты от предыдущих занятий. Так развивается тренированность.

Памятка родителям первоклассников.

·       Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

·       Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

·       Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

·       Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

·       Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

·       Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

·       Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

·       С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

·       Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности. · Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. · Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. • В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть. Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребѐнка на покорение новых вершин и   

Закончить собрание мне бы хотелось такими словами: "В каждом ребёнке есть солнце, только не мешайте ему светить!".




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как помочь первокласснику учиться?

Автор: Ксенофонтова Римма Петровна

Дата: 22.12.2023

Номер свидетельства: 642988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Работа родительского комитета 2-а МОБУ СОШ №13 ГО "город Якутск" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabota-roditiel-skogho-komitieta-2-a-mobu-sosh-13-go-ghorod-iakutsk"
    ["file_id"] => string(6) "177114"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424576368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Как помочь ребёнку сочинять рассказы. "
    ["seo_title"] => string(39) "kak-pomoch-riebionku-sochiniat-rasskazy"
    ["file_id"] => string(6) "135292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416900256"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Как помочь первокласснику справиться  со стрессом в адаптационный период? "
    ["seo_title"] => string(76) "kak-pomoch-piervoklassniku-spravit-sia-so-striessom-v-adaptatsionnyi-pieriod"
    ["file_id"] => string(6) "166104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422900423"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь""
    ["seo_title"] => string(84) "stsienariisobraniiadliaroditielieipiervoklassnikovpotiemievviedieniievshkolnuiuzhizn"
    ["file_id"] => string(6) "276975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452817635"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект мероприятия" Посвящение в первоклассники" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-mieropriiatiia-posviashchieniie-v-piervoklassniki"
    ["file_id"] => string(6) "194575"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427793264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства