kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как помочь первокласснику справиться со стрессом в адаптационный период?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу это стресс для ребёнка. Чтобы безболезненно пережить вместе с ним этот жиз­ненный этап, попробуйте использовать следующие при­ёмы:

1. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе от­ношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», приготовьте что-нибудь вкусненькое на завтрак, собирайтесь в школу без суеты.

2. Ласково, без нравоучений проводите ребёнка в школу. Покажите ему путь от дома до школы. Но помните: САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ — НЕ ЗНАЧИТ САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ!

3.  Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно (без вас) несколько часов. Расспросите о школьных делах, по­хвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если ребёнок поначалу не будет много рассказывать о школе. Столько эмоций, впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь объём новой информации.

4.  Если появились первые трудности, будьте щедры на похвалу, а не на  критику. Замечание делайте конкретное и ни в коем случае не касайтесь личности ребёнка. Он должен быть уверен, что вы его любите не за хорошую учё­бу, а за то, что он есть на свете.

5.  Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой са­мооценки или к озлоблению.

6. Если учитель предъявляет претензии к вашему ребён­ку, не объединяйтесь с ним против ребёнка. Не ругайте его в школе, при одноклассниках, а позже дома спокойно объ­ясните ему, в чём он не прав.

7.  Не позволяйте ребёнку замыкаться на школьных не­удачах. Постоянно подчёркивайте важность не отметки, а самого процесса обучения, познания нового и интересного. Найдите такую форму деятельности вне школы, где ваш ребёнок сможет проявить свои способности, обретёт уве­ренность в себе.

8. Обязательно найдите общий язык с учителем, старай­тесь, как можно чаще общаться с ним, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребёнка в школе. Избегайте обвине­ний, агрессии. Помните — только доброжелательный тон, такт и терпение!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как помочь первокласснику справиться со стрессом в адаптационный период? »


Как помочь первокласснику справиться

со стрессом в адаптационный период?


Поступление в школу это стресс для ребёнка. Чтобы безболезненно пережить вместе с ним этот жиз­ненный этап, попробуйте использовать следующие при­ёмы:

1. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе от­ношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», приготовьте что-нибудь вкусненькое на завтрак, собирайтесь в школу без суеты.

2. Ласково, без нравоучений проводите ребёнка в школу. Покажите ему путь от дома до школы. Но помните: САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ — НЕ ЗНАЧИТ САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ!

3. Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно (без вас) несколько часов. Расспросите о школьных делах, по­хвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если ребёнок поначалу не будет много рассказывать о школе. Столько эмоций, впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь объём новой информации.

4. Если появились первые трудности, будьте щедры на похвалу, а не на критику. Замечание делайте конкретное и ни в коем случае не касайтесь личности ребёнка. Он должен быть уверен, что вы его любите не за хорошую учё­бу, а за то, что он есть на свете.

5. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой са­мооценки или к озлоблению.

6. Если учитель предъявляет претензии к вашему ребён­ку, не объединяйтесь с ним против ребёнка. Не ругайте его в школе, при одноклассниках, а позже дома спокойно объ­ясните ему, в чём он не прав.

7. Не позволяйте ребёнку замыкаться на школьных не­удачах. Постоянно подчёркивайте важность не отметки, а самого процесса обучения, познания нового и интересного. Найдите такую форму деятельности вне школы, где ваш ребёнок сможет проявить свои способности, обретёт уве­ренность в себе.

8. Обязательно найдите общий язык с учителем, старай­тесь, как можно чаще общаться с ним, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребёнка в школе. Избегайте обвине­ний, агрессии. Помните — только доброжелательный тон, такт и терпение!


Почему ученикам 1-го класса нельзя задавать домашние задания?


Для ребёнка начало школьного обучения — трудное ис­пытание. Кризис 6-7-летнего возраста, новый коллектив, разнообразные впечатления, растущие требования — всё это вызывает стрессы, ухудшающие физическое и пси­хическое состояние ребёнка, что, в свою очередь, приво­дит к нежеланию учиться. Поэтому дома ребёнок дол­жен отвлечься от учебной деятельности, отдохнуть, заняться другими делами, не связанными со школой.

Первоклассники отличаются друг от друга темпом обу­чаемости. У одних ребят это умение формируется быстро, у других данный процесс протекает не один месяц. Поэтому сильным детям домашние задания не нужны, все необхо­димые умения и навыки они усваивают в школе, а слабым ребятам заниматься без профессиональной поддержки ино­гда даже вредно.

Но это совсем не значит, что родители должны отстра­ниться от школы. Каждый день интересуйтесь у перво­классника, что нового, интересного он узнал в школе, какое у него настроение и почему, что его радует или огорчает, какая помощь ему нужна с вашей стороны.


Как заниматься с первоклассником, пока нет домашних заданий?


Очень многие ответственные и заинтересованные родите­ли беспокоятся, что в 1-м классе нет домашних заданий, и поэтому сами стараются нагрузить ребёнка: проводят дик­танты, заставляют решать примеры, задачи и т. д. Делать этого не стоит. Помните, что главное в 1-м классе не сформировать какие-то навыки ребёнка, а развить пси­хологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности, научить учиться, сохранить и укрепить желание ходить в школу.

Вот некоторые советы, как можно заниматься с перво­классником:

Читайте вместе с ребёнком по очереди детские кни­ги (сначала вы читаете большую часть текста, а потом по­степенно передаёте «пальму первенства» ребёнку). Главная ваша задача — не «натаскать» первоклассника на быстрое чтение, а привить ему интерес к самому этому процессу.

Не заставляйте ребёнка писать бесконечные строч­ки букв, ведь он ещё не умеет правильно писать. А если вы просите ребёнка многократно повторить написа­ние какой-либо буквы, то его рука «запомнит» именно та­кое — неправильное — написание этой буквы. Лучше зай­митесь лепкой, рисованием букв, конструированием их из проволоки. Подобные занятия способствуют запоминанию зрительного образа буквы и развитию мелкой моторики.

Математикой занимайтесь практически, исполь­зуя любые жизненные ситуации. Например, для закрепления навыков счёта сосчитайте вместе с ребёнком сту­пеньки лестницы в вашем подъезде, деревья под окном и т. п. Составляйте условия задач (или просите ребёнка их придумать) из конкретных вещей и предметов, которые можно увидеть на улице, в квартире и т. д. Например, стоя у дороги, можно «увидеть» следующую задачу: в одну сто­рону едут 3 машины, а в другую — 5 машин. Сколько все­го машин едет по дороге? На сколько больше машин едет в одну сторону, чем в другую?

Постоянно обращайте внимание ребёнка на явления и закономерности окружающего мира. Не заставляйте первоклассника заучивать параграфы из учебника по окру­жающему миру. Лучше беседуйте с ним обо всём, что при­влечёт его внимание: «Почему осенью деревья сбрасывают листву? Как устроен компьютер?» И чем больше таких во­просов задаёт ребёнок, тем лучше.

Развивайте воображение, фантазию ребёнка: пусть он нарисует, скажем, своё настроение, сказочную птицу или придумает свою сказку с такими, например, героями, как ёжик, Красная Шапочка, Баба Яга и др.

Мастерите вместе с ребёнком то, что ему интерес­но, и то, что вы сами умеете и любите.

! Приветствуйте успехи ребёнка и принимайте его не­удачи. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.


Как воспитать у ребёнка любовь к чтению?


Большинство младших школьников любят читать, но са­ми выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребёнка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о приро­де, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуаль­ные интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произ­ведения. При чтении книг с рисунками можно попутно за­давать ребёнку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что — неправильно?» Совместное рассматри­вание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.

ПОМНИТЕ: только в читающей семье растут читающие дети!

Ребёнок должен видеть, что жизнь его родителей немыс­лима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребёнку перед сном.

После того как книга прочитана, обязательно побеседуй­те о ней с вашим ребёнком: «Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребёнку лучше понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчи­во, а главное — создаст хорошее настроение от доверитель­ного общения с вами.

Вот ещё несколько советов, которые помогут вашим де­тям подружиться с книгой:

1. Приучайте ребёнка к книге с малолетства. Яркая книжка должна занимать почётное место среди игрушек. А часы, проведённые за чтением с родителями, должны запомниться ребенку как самые счастливые. Но не про­пустите момента, когда книга должна перекочевать из ва­ших рук в руки ребенка. Этот переход обычно происходит в возрасте 7—8 лет.

2. Если ваш сын или дочь читает плохо, используй­те кассеты с литературными записями и аудиодиски. Вначале ребёнок будет только слушать, но потом посове­туйте ему внимательно следить за читаемым текстом по книге.

3. Читайте вслух! Сначала можно читать с ребёнком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно передавайте инициативу ребёнку, не забывайте хвалить его за выразительное чтение и артистизм.

4. Просите ребёнка делать рисунки к прочитанным книгам. Это разовьёт его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

5. Собирайте домашнюю библиотеку!

! Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбирать­ся в людях.


Как правильно сформировать навык письма

у младшего школьника?


Письмо — это способ передавать мысли, а красивое пись­мо — это ещё и искусство, графика. Внушите ребёнку, что всё, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый почерк - это в какой-то мере выражение внимательного отношения к другим людям; неряшливый почерк в такой же мере свидетельствует об обратном. Хотя и говорят, что почерк зависит от характера человека, его темперамента, наследственности, всё-таки добивайтесь от ребёнка во время письма аккуратности, внимательности.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Очень важ­но поставить руку, подготовить её к письму. Тут эффек­тивна штриховка предметов, развивающая мелкие мышцы пальцев и кисти ребёнка.

Правила штриховки нетрудно за­помнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые рас­стояния между линиями (штрихами). Сначала для штри­ховки можно использовать трафареты с геометрическими фигурами, потом с изображением предметов и животных, причём ребёнку особенно интересно составлять композиции из различных фигур. Штриховать можно не только параллельными линиями в различных направлениях, но и вол­нистыми и круговыми линиями, полуовалами и петлями.


Следующий этап формирования навыка письма — уме­ние писать элементы письменных букв.

Ребёнок должен усвоить, что элементы букв должны быть одинаковой высоты и ширины; если в буквах есть элемен­ты, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки сверху или снизу; расстояния между элементами букв и расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми, а все линии при письме — параллельными и ровными.

Далее из выученных элементов ребёнок составляет бук­вы и учится их писать. На этом этапе очень важно, что­бы у него сформировался зрительный образ буквы. Для этого предложите ему смоделировать букву из проволоки, пластилина, «написать» её пальчиком на столе, на руке взрослого, в воздухе.

Научите ребёнка игре «Угадай-ка!»: вы пишете любую букву на спине или ладошке ребёнка, а он её угадывает, или наоборот — он пишет, а вы угадывае­те. Не ленитесь постоянно просить ребёнка проговаривать алгоритм написания буквы («ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, веду короткую прямую наклонную до нижней линии рабочей строки, делаю закругление и до­вожу до середины рабочей строки»).

Ни в коем случае на этом этапе не требуйте от ре­бёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное уве­личение скорости письма приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить правильный способ написания буквы, и в результате закрепляются каракули.

Оптимальная скорость письма в этот период для 6-летнего ребёнка 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 зна­ков в минуту в конце года, для 7-летнего ребёнка — на 3-4 знака в минуту больше.


Что делать, если ваш ребёнок слишком застенчив?


Избавляться от застенчивости следует ещё в до­школьном возрасте. Иначе в 1-м классе застенчивый ре­бёнок не сможет ответить ни на один вопрос учителя, даже если будет прекрасно знать ответ.

Чтобы ребёнок смог побороть свою робость, чаще созда­вайте ему такие ситуации, когда возникает необходимость общения с незнакомыми людьми. Например, поручите ему отвечать на телефонные звонки или, гуляя со своим ребёнком, попросите его узнать у прохожего, который час.

Чаще берите ребёнка с собой в гости, на различные ме­роприятия. Не забывайте и к себе приглашать ребят, при­думывайте различные игры для них.

Ваш ребёнок должен принимать активное участие и в подготовке, и в проведении различных семейных торжеств. Пусть он надувает воздушные шары, накрывает стол к чаю, читает стихи, поёт песни. Не забудьте обязательно похва­лить ребенка в тот момент, когда он смог преодолеть свою робость. Если ваш ребёнок не посещал детский сад, то обя­зательно запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, где он смог бы приобрести первые навыки общения в детском коллективе. Необходимо также посещать подготови­тельные курсы в школе, если они есть.

Ваше доброжелательное отношение, поддержка, уверен­ность, что всё получится, принесут свои плоды: ребёнок не­пременно преодолеет застенчивость.


Что делать, если ваш ребёнок — левша?


Существует мнение, что довольно часто левши — это, простите, маленькие грязнули и лентяй. Они медлитель­ны, рассеянны и несобранны. В их тетрадях, в комнатах и в мыслях постоянный беспорядок. Левши часто «уходят» в свой внутренний мир и не слышат обращенного к ним вопроса. Иногда они обманывают, не преследуя при этом никаких личных интересов.

Впрочем, левши умеют нестандартно ответить на про­стые вопросы, у них богатый внутренний мир.

Все вышеперечисленные качества связаны с особенно­стями организации мозговой деятельности левшей, у ко­торых доминирует правое полушарие, «отвечающее» за пространственно-образное, художественное мышление (в отличие от левого полушария, «отвечающего» за аналити­ческое мышление). В повседневной жизни это проявляется так: ребёнок, повторим, не слышит, что ему говорят, не мо­жет объяснить смысл слова, иногда делает неправильные выводы из прочитанного рассказа, трактует жизненную ситуацию нестандартно.

Отсюда — богатое воображение, фантазии и страхи. У левшей гораздо позже, чем у правшей, формируется фонема­тический слух, а любой недостаток речи устной, естествен­но, отражается на речи письменной. Левша часто талантлив. Но только хорошо воспитанный и организованный левша.


Вот несколько советов родителям, чьи дети — левши:

1. Выделите ребёнку комнату или её часть, которая ста­нет его собственной территорией. Рабочий стол поставьте так, чтобы перед собой ребёнок видел гладкую стену, чтобы его ничто не отвлекало. Простота, спокойный цвет, порядок помогут ему сконцентрироваться на занятиях;

2. В нерабочей части обитания левши организуйте всё, что необходимо для его творчества и фантазии;

3. Семья, в которой есть ребёнок левша, должна жить по чёткому распорядку дня, все должны стараться быть после­довательными в своих действиях;

4. Никогда не торопите левшу!

5. Левша легко освоит материал, если его попросить «додумать самому»: например, придумать концовку рас­сказа;

6. Левша усваивает всё, что он потрогает руками, поню­хает, зарисует. Когда читаете вслух, разрешите ребёнку рисовать что-либо связанное с произведением;

7. Если у левши возникли проблемы с освоением чтения (нет чётко сложившегося образа буквы, поэтому он путает буквы), то «рисуйте» буквы и слова в воздухе, на руке, на столе;

8. Хвалите ребёнка за всё, что у него получается. Левши, когда их хвалят, буквально расцветают.


С дополнительной информацией о возрастных особенностях вашего ребенка можно ознакомиться на сайте: www.psynavigator.ru


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как помочь первокласснику справиться со стрессом в адаптационный период?

Автор: Синичкина Наталья Григорьевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Статья "Трудности первоклассника""
    ["seo_title"] => string(31) "statia_trudnosti_pervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "503179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552669846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства