kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий собрания для родителей первоклассников

Тема: «Введение в школьную жизнь»

            Цель:

 - уточнить и скорректировать представления родителей о возрастных закономерностях детского развития, показателях готовности к школьному обучению;

- информировать о психолого-педагогических особенностях адаптации ребенка к школьному обучению.

Актуальность. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Этот период совпадает также с «кризисом семи лет». Этот возраст связан с наступлением критического переломного периода, во время которого происходит перестройка картины самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней сторон личности. Именно в эти первые месяцы школьной жизни начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Форма проведения мероприятия – круглый стол.

Организация пространства встречи

            Встреча организуется в классном кабинете. В центре класса размещаются три «круглых» стола. Сзади полукругом расставляются стулья, на которых рассаживаются родители в начале встречи. Затем родители делятся на три группы, и пересаживаются за столы. Психолог стоит в центре перед столами, периодически отходт к доске для записей.

Форма приглашения родителей

            Приглашение изготавливается в виде открытки индивидуально для каждого родителя. Раздается накануне родительского собрания.

Открытка содержит следующий текст:

«У вас событие – ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся его взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок. Это естественно, поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности.

            Уважаемые родители!

            Если вы согласны с нами, что главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился, приглашаем вас на семинар «Введение в школьную жизнь», который состоится (далее указывается дата и время).    

Сценарий встречи

1) Приветствие

            - Здравствуйте, очень приятно видеть ваши улыбки. Сегодня мы с вами  поговорим об адаптации первоклассников к обучению в школе.

2) Упражнение «Ассоциация»

            - Мы с вами знаем, что первые дни ребенка в школе связаны с адаптацией. Какие ассоциации возникают у вас при слове «адаптация»? Возможно, это образ или какое-то внутреннее ощущение?

            По мере выступлений родителей все ассоциации фиксируются на листе ватмана.

            - Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети приходят в школу. Каждый из них надеется быть примерным и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Не чуждо это радостное настроение и учителям. «Вот мои дети. Какие они хорошие! Надо только найти к каждому из них свой «золотой ключик».

            Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал!», «А когда будут каникулы? Все учимся, учимся…». И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложность работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться, и с какими детьми трудно учителю? Мы сегодня подробно поговорим о трудностях, с которыми сталкиваются первоклассники в школе, о потенциальных возрастных возможностях детей данного возраста, о том, как помочь детям в этот трудный для них и для вас период времени. Но сначала предлагаю размяться.

3) Групповая дискуссия «Наши ожидания по отношению к ребенку».

Родители делятся на подгруппы.

Основанием деления на группы являются различия в точках зрения, выявленные в ходе выбора ответа на вопрос «Какова ваша позиция в отношении развития ребенка?»:

А – любой ребенок может все, важна лишь методика обучения;

Б – есть индивидуальные особенности ребенка, лишь с учетом этих особенностей возможны

      желаемые результаты;

В – прогресс в обучении и развитии ребенка зависит от врожденных качеств, которые

       разворачиваются независимо от методики обучения.

            Прежде чем начинается групповая дискуссия, каждому родителю предлагается индивидуальное задание – в течение 3 минут описать, чего они ждут от своего ребенка в первом классе и чего – от школы. Каждой группе предлагается выработать свое мнение относительно ожиданий от ребенка и от школы, подобрать аргументацию в защиту собственной позиции. Организуется групповая дискуссия. Затем представитель от каждой группы озвучивает результат обсуждения.

            Дискуссия позволяет уточнить и глубже осознать позиции родителей в отношении возможностей их детей – их развития и школьного обучения.

            Итогом дискуссии является осознание необходимости глубже изучить своего ребенка.

            - До нашей дискуссии мы начали разговор о трудностях детей в учебе. Так каким же детям трудно учиться? (Родители предлагают варианты ответов). Делается вывод, что именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадает желание учиться и интерес к школьной жизни.

            - Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. На доску вывешиваются названия этих трудностей: 1) трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; 2) трудности в общении со взрослыми; 3) трудности в сфере собственного самопознания ребенка.

            Далее каждой группе родителей предлагается по одной группе трудностей, к которой необходимо подобрать определения в чем они заключаются. Задание выполняется на печатном листе. После обсуждения этот лист озвучивается и прикрепляется на доску под группой трудностей.

Делается вывод:

1. Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками: неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

2. Трудности в общении со взрослыми: непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфических учебных ситуаций и учебного общения.

3. Трудности в сфере собственного самопознания ребенка: завышенная самооценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя.

            - Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Итак, психологическая готовность к школе включает в себя:

1) интеллектуальную готовность, которая не сводится только к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;

2) личностную готовность, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе;

3) оформление основных элементов волевого действия: к шести годам ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия в случае препятствия, оценить результат своего действия.

            - Как же можно помочь ребенку в этот сложный для него период?   

4) «Мозговой штурм»

Все предложенные родителями варианты записываются на ватмане.

В конце встречи ведущий предлагает собрать «копилку вариантов», как помочь ребенку в период адаптации к школе:

- безусловно, принимать ребенка;

- можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;

- можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;

- не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи;

- если ребенку трудно и он готов принять помощь, обязательно помочь ему;

- позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Так ребенок становится сознательным;

- активно слушать ребенка;

- если ребенок вызывает своим поведением отрицательные переживания, сообщить ему об этом;

- правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, должны согласовываться взрослыми между собой;

- использовать в повседневном общении приветливые фразы;

- обнимать ребенка в течение дня не менее 4, а лучше 8 раз;

- на доступных примерах показать ребенку важность уроков, школьного распорядка;

- никогда не говорить о том, что в школе неинтересно;

- внимательно и заинтересовано относиться к занятиям в школе. 

5) Рефлексия

            - Мы с вами говорили на очень важную тему «Адаптация первоклассника к школьной жизни». Сначала рассказали о своих ожиданиях от ребенка и школы, затем получили много информации о готовности ребенка к школе, о возможных трудностях, о путях помощи детям в этот трудный для них период. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о своих впечатлениях от собрания, о своих мыслях.

            (Родители высказываются).

- Спасибо вам за внимание. Надеюсь, что эта информация поможет вам и вашим детям в их адаптации к школе, в общении с учителем, со сверстниками.

Список использованных источников:

  1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт. сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
  3. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2000.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  5. Психологический комфорт в школе: как его достичь / авт.-сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.
  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2. – 384 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь"»

Сценарий собрания для родителей первоклассников


Тема: «Введение в школьную жизнь»


Цель:

- уточнить и скорректировать представления родителей о возрастных закономерностях детского развития, показателях готовности к школьному обучению;

- информировать о психолого-педагогических особенностях адаптации ребенка к школьному обучению.

Актуальность. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Этот период совпадает также с «кризисом семи лет». Этот возраст связан с наступлением критического переломного периода, во время которого происходит перестройка картины самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней сторон личности. Именно в эти первые месяцы школьной жизни начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.


Форма проведения мероприятия – круглый стол.


Организация пространства встречи

Встреча организуется в классном кабинете. В центре класса размещаются три «круглых» стола. Сзади полукругом расставляются стулья, на которых рассаживаются родители в начале встречи. Затем родители делятся на три группы, и пересаживаются за столы. Психолог стоит в центре перед столами, периодически отходт к доске для записей.


Форма приглашения родителей

Приглашение изготавливается в виде открытки индивидуально для каждого родителя. Раздается накануне родительского собрания.

Открытка содержит следующий текст:

«У вас событие – ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся его взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок. Это естественно, поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности.

Уважаемые родители!

Если вы согласны с нами, что главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился, приглашаем вас на семинар «Введение в школьную жизнь», который состоится (далее указывается дата и время).


Сценарий встречи

1) Приветствие

- Здравствуйте, очень приятно видеть ваши улыбки. Сегодня мы с вами продолжим поговорим об адаптации первоклассников к обучению в школе.


2) Упражнение «Ассоциация»

- Мы с вами знаем, что первые дни ребенка в школе связаны с адаптацией. Какие ассоциации возникают у вас при слове «адаптация»? Возможно, это образ или какое-то внутреннее ощущение?

По мере выступлений родителей все ассоциации фиксируются на листе ватмана.

- Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети приходят в школу. Каждый из них надеется быть примерным и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Не чуждо это радостное настроение и учителям. «Вот мои дети. Какие они хорошие! Надо только найти к каждому из них свой «золотой ключик».

Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал!», «А когда будут каникулы? Все учимся, учимся…». И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложность работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться, и с какими детьми трудно учителю? Мы сегодня подробно поговорим о трудностях, с которыми сталкиваются первоклассники в школе, о потенциальных возрастных возможностях детей данного возраста, о том, как помочь детям в этот трудный для них и для вас период времени. Но сначала предлагаю размяться.


3) Групповая дискуссия «Наши ожидания по отношению к ребенку».

Родители делятся на подгруппы.

Основанием деления на группы являются различия в точках зрения, выявленные в ходе выбора ответа на вопрос «Какова ваша позиция в отношении развития ребенка?»:

А – любой ребенок может все, важна лишь методика обучения;

Б – есть индивидуальные особенности ребенка, лишь с учетом этих особенностей возможны

желаемые результаты;

В – прогресс в обучении и развитии ребенка зависит от врожденных качеств, которые

разворачиваются независимо от методики обучения.

Прежде чем начинается групповая дискуссия, каждому родителю предлагается индивидуальное задание – в течение 3 минут описать, чего они ждут от своего ребенка в первом классе и чего – от школы. Каждой группе предлагается выработать свое мнение относительно ожиданий от ребенка и от школы, подобрать аргументацию в защиту собственной позиции. Организуется групповая дискуссия. Затем представитель от каждой группы озвучивает результат обсуждения.

Дискуссия позволяет уточнить и глубже осознать позиции родителей в отношении возможностей их детей – их развития и школьного обучения.

Итогом дискуссии является осознание необходимости глубже изучить своего ребенка.

- До нашей дискуссии мы начали разговор о трудностях детей в учебе. Так каким же детям трудно учиться? (Родители предлагают варианты ответов). Делается вывод, что именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадает желание учиться и интерес к школьной жизни.

- Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. На доску вывешиваются названия этих трудностей: 1) трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; 2) трудности в общении со взрослыми; 3) трудности в сфере собственного самопознания ребенка.

Далее каждой группе родителей предлагается по одной группе трудностей, к которой необходимо подобрать определения в чем они заключаются. Задание выполняется на печатном листе. После обсуждения этот лист озвучивается и прикрепляется на доску под группой трудностей.

Делается вывод:

1. Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками: неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

2. Трудности в общении со взрослыми: непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфических учебных ситуаций и учебного общения.

3. Трудности в сфере собственного самопознания ребенка: завышенная самооценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя.

- Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Итак, психологическая готовность к школе включает в себя:

1) интеллектуальную готовность, которая не сводится только к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;

2) личностную готовность, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе;

3) оформление основных элементов волевого действия: к шести годам ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия в случае препятствия, оценить результат своего действия.

- Как же можно помочь ребенку в этот сложный для него период?


4) «Мозговой штурм»

Все предложенные родителями варианты записываются на ватмане.

В конце встречи ведущий предлагает собрать «копилку вариантов», как помочь ребенку в период адаптации к школе:

- безусловно, принимать ребенка;

- можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;

- можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;

- не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи;

- если ребенку трудно и он готов принять помощь, обязательно помочь ему;

- позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Так ребенок становится сознательным;

- активно слушать ребенка;

- если ребенок вызывает своим поведением отрицательные переживания, сообщить ему об этом;

- правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, должны согласовываться взрослыми между собой;

- использовать в повседневном общении приветливые фразы;

- обнимать ребенка в течение дня не менее 4, а лучше 8 раз;

- на доступных примерах показать ребенку важность уроков, школьного распорядка;

- никогда не говорить о том, что в школе неинтересно;

- внимательно и заинтересовано относиться к занятиям в школе.

5) Рефлексия

- Мы с вами говорили на очень важную тему «Адаптация первоклассника к школьной жизни». Сначала рассказали о своих ожиданиях от ребенка и школы, затем получили много информации о готовности ребенка к школе, о возможных трудностях, о путях помощи детям в этот трудный для них период. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о своих впечатлениях от собрания, о своих мыслях.

(Родители высказываются).

- Спасибо вам за внимание. Надеюсь, что эта информация поможет вам и вашим детям в их адаптации к школе, в общении с учителем, со сверстниками.


Список использованных источников:


  1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт. сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.

  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.

  3. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2000.

  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; ТЦ «Сфера», 2002.

  6. Психологический комфорт в школе: как его достичь / авт.-сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.

  7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2. – 384 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь"

Автор: Перепелкина Лариса Константиновна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 276975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства