Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь"
Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь"
Сценарий собрания для родителей первоклассников
Тема: «Введение в школьную жизнь»
Цель:
- уточнить и скорректировать представления родителей о возрастных закономерностях детского развития, показателях готовности к школьному обучению;
- информировать о психолого-педагогических особенностях адаптации ребенка к школьному обучению.
Актуальность. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Этот период совпадает также с «кризисом семи лет». Этот возраст связан с наступлением критического переломного периода, во время которого происходит перестройка картины самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней сторон личности. Именно в эти первые месяцы школьной жизни начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
Форма проведения мероприятия – круглый стол.
Организация пространства встречи
Встреча организуется в классном кабинете. В центре класса размещаются три «круглых» стола. Сзади полукругом расставляются стулья, на которых рассаживаются родители в начале встречи. Затем родители делятся на три группы, и пересаживаются за столы. Психолог стоит в центре перед столами, периодически отходт к доске для записей.
Форма приглашения родителей
Приглашение изготавливается в виде открытки индивидуально для каждого родителя. Раздается накануне родительского собрания.
Открытка содержит следующий текст:
«У вас событие – ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся его взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок. Это естественно, поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности.
Уважаемые родители!
Если вы согласны с нами, что главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился, приглашаем вас на семинар «Введение в школьную жизнь», который состоится (далее указывается дата и время).
Сценарий встречи
1) Приветствие
- Здравствуйте, очень приятно видеть ваши улыбки. Сегодня мы с вами поговорим об адаптации первоклассников к обучению в школе.
2) Упражнение «Ассоциация»
- Мы с вами знаем, что первые дни ребенка в школе связаны с адаптацией. Какие ассоциации возникают у вас при слове «адаптация»? Возможно, это образ или какое-то внутреннее ощущение?
По мере выступлений родителей все ассоциации фиксируются на листе ватмана.
- Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети приходят в школу. Каждый из них надеется быть примерным и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Не чуждо это радостное настроение и учителям. «Вот мои дети. Какие они хорошие! Надо только найти к каждому из них свой «золотой ключик».
Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал!», «А когда будут каникулы? Все учимся, учимся…». И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложность работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться, и с какими детьми трудно учителю? Мы сегодня подробно поговорим о трудностях, с которыми сталкиваются первоклассники в школе, о потенциальных возрастных возможностях детей данного возраста, о том, как помочь детям в этот трудный для них и для вас период времени. Но сначала предлагаю размяться.
3) Групповая дискуссия «Наши ожидания по отношению к ребенку».
Родители делятся на подгруппы.
Основанием деления на группы являются различия в точках зрения, выявленные в ходе выбора ответа на вопрос «Какова ваша позиция в отношении развития ребенка?»:
А – любой ребенок может все, важна лишь методика обучения;
Б – есть индивидуальные особенности ребенка, лишь с учетом этих особенностей возможны
желаемые результаты;
В – прогресс в обучении и развитии ребенка зависит от врожденных качеств, которые
разворачиваются независимо от методики обучения.
Прежде чем начинается групповая дискуссия, каждому родителю предлагается индивидуальное задание – в течение 3 минут описать, чего они ждут от своего ребенка в первом классе и чего – от школы. Каждой группе предлагается выработать свое мнение относительно ожиданий от ребенка и от школы, подобрать аргументацию в защиту собственной позиции. Организуется групповая дискуссия. Затем представитель от каждой группы озвучивает результат обсуждения.
Дискуссия позволяет уточнить и глубже осознать позиции родителей в отношении возможностей их детей – их развития и школьного обучения.
Итогом дискуссии является осознание необходимости глубже изучить своего ребенка.
- До нашей дискуссии мы начали разговор о трудностях детей в учебе. Так каким же детям трудно учиться? (Родители предлагают варианты ответов). Делается вывод, что именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадает желание учиться и интерес к школьной жизни.
- Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. На доску вывешиваются названия этих трудностей: 1) трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; 2) трудности в общении со взрослыми; 3) трудности в сфере собственного самопознания ребенка.
Далее каждой группе родителей предлагается по одной группе трудностей, к которой необходимо подобрать определения в чем они заключаются. Задание выполняется на печатном листе. После обсуждения этот лист озвучивается и прикрепляется на доску под группой трудностей.
Делается вывод:
1. Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками: неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.
2. Трудности в общении со взрослыми: непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфических учебных ситуаций и учебного общения.
3. Трудности в сфере собственного самопознания ребенка: завышенная самооценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя.
- Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Итак, психологическая готовность к школе включает в себя:
1) интеллектуальную готовность, которая не сводится только к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
2) личностную готовность, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе;
3) оформление основных элементов волевого действия: к шести годам ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия в случае препятствия, оценить результат своего действия.
- Как же можно помочь ребенку в этот сложный для него период?
4) «Мозговой штурм»
Все предложенные родителями варианты записываются на ватмане.
В конце встречи ведущий предлагает собрать «копилку вариантов», как помочь ребенку в период адаптации к школе:
- безусловно, принимать ребенка;
- можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;
- можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;
- не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи;
- если ребенку трудно и он готов принять помощь, обязательно помочь ему;
- позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Так ребенок становится сознательным;
- активно слушать ребенка;
- если ребенок вызывает своим поведением отрицательные переживания, сообщить ему об этом;
- правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, должны согласовываться взрослыми между собой;
- использовать в повседневном общении приветливые фразы;
- обнимать ребенка в течение дня не менее 4, а лучше 8 раз;
- на доступных примерах показать ребенку важность уроков, школьного распорядка;
- никогда не говорить о том, что в школе неинтересно;
- внимательно и заинтересовано относиться к занятиям в школе.
5) Рефлексия
- Мы с вами говорили на очень важную тему «Адаптация первоклассника к школьной жизни». Сначала рассказали о своих ожиданиях от ребенка и школы, затем получили много информации о готовности ребенка к школе, о возможных трудностях, о путях помощи детям в этот трудный для них период. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о своих впечатлениях от собрания, о своих мыслях.
(Родители высказываются).
- Спасибо вам за внимание. Надеюсь, что эта информация поможет вам и вашим детям в их адаптации к школе, в общении с учителем, со сверстниками.
Список использованных источников:
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт. сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2000.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Психологический комфорт в школе: как его достичь / авт.-сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2. – 384 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь"»
Сценарий собрания для родителей первоклассников
Тема: «Введение в школьную жизнь»
Цель:
- уточнить и скорректировать представления родителей о возрастных закономерностях детского развития, показателях готовности к школьному обучению;
- информировать о психолого-педагогических особенностях адаптации ребенка к школьному обучению.
Актуальность. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Этот период совпадает также с «кризисом семи лет». Этот возраст связан с наступлением критического переломного периода, во время которого происходит перестройка картины самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней сторон личности. Именно в эти первые месяцы школьной жизни начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
Форма проведения мероприятия – круглый стол.
Организация пространства встречи
Встреча организуется в классном кабинете. В центре класса размещаются три «круглых» стола. Сзади полукругом расставляются стулья, на которых рассаживаются родители в начале встречи. Затем родители делятся на три группы, и пересаживаются за столы. Психолог стоит в центре перед столами, периодически отходт к доске для записей.
Форма приглашения родителей
Приглашение изготавливается в виде открытки индивидуально для каждого родителя. Раздается накануне родительского собрания.
Открытка содержит следующий текст:
«У вас событие – ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся его взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок. Это естественно, поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности.
Уважаемые родители!
Если вы согласны с нами, что главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился, приглашаем вас на семинар «Введение в школьную жизнь», который состоится (далее указывается дата и время).
Сценарий встречи
1) Приветствие
- Здравствуйте, очень приятно видеть ваши улыбки. Сегодня мы с вами продолжим поговорим об адаптации первоклассников к обучению в школе.
2) Упражнение «Ассоциация»
- Мы с вами знаем, что первые дни ребенка в школе связаны с адаптацией. Какие ассоциации возникают у вас при слове «адаптация»? Возможно, это образ или какое-то внутреннее ощущение?
По мере выступлений родителей все ассоциации фиксируются на листе ватмана.
- Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети приходят в школу. Каждый из них надеется быть примерным и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Не чуждо это радостное настроение и учителям. «Вот мои дети. Какие они хорошие! Надо только найти к каждому из них свой «золотой ключик».
Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал!», «А когда будут каникулы? Все учимся, учимся…». И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложность работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться, и с какими детьми трудно учителю? Мы сегодня подробно поговорим о трудностях, с которыми сталкиваются первоклассники в школе, о потенциальных возрастных возможностях детей данного возраста, о том, как помочь детям в этот трудный для них и для вас период времени. Но сначала предлагаю размяться.
3) Групповая дискуссия «Наши ожидания по отношению к ребенку».
Родители делятся на подгруппы.
Основанием деления на группы являются различия в точках зрения, выявленные в ходе выбора ответа на вопрос «Какова ваша позиция в отношении развития ребенка?»:
А – любой ребенок может все, важна лишь методика обучения;
Б – есть индивидуальные особенности ребенка, лишь с учетом этих особенностей возможны
желаемые результаты;
В – прогресс в обучении и развитии ребенка зависит от врожденных качеств, которые
разворачиваются независимо от методики обучения.
Прежде чем начинается групповая дискуссия, каждому родителю предлагается индивидуальное задание – в течение 3 минут описать, чего они ждут от своего ребенка в первом классе и чего – от школы. Каждой группе предлагается выработать свое мнение относительно ожиданий от ребенка и от школы, подобрать аргументацию в защиту собственной позиции. Организуется групповая дискуссия. Затем представитель от каждой группы озвучивает результат обсуждения.
Дискуссия позволяет уточнить и глубже осознать позиции родителей в отношении возможностей их детей – их развития и школьного обучения.
Итогом дискуссии является осознание необходимости глубже изучить своего ребенка.
- До нашей дискуссии мы начали разговор о трудностях детей в учебе. Так каким же детям трудно учиться? (Родители предлагают варианты ответов). Делается вывод, что именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадает желание учиться и интерес к школьной жизни.
- Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. На доску вывешиваются названия этих трудностей: 1) трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; 2) трудности в общении со взрослыми; 3) трудности в сфере собственного самопознания ребенка.
Далее каждой группе родителей предлагается по одной группе трудностей, к которой необходимо подобрать определения в чем они заключаются. Задание выполняется на печатном листе. После обсуждения этот лист озвучивается и прикрепляется на доску под группой трудностей.
Делается вывод:
1. Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками: неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.
2. Трудности в общении со взрослыми: непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфических учебных ситуаций и учебного общения.
3. Трудности в сфере собственного самопознания ребенка: завышенная самооценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя.
- Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Итак, психологическая готовность к школе включает в себя:
1) интеллектуальную готовность, которая не сводится только к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
2) личностную готовность, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе;
3) оформление основных элементов волевого действия: к шести годам ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия в случае препятствия, оценить результат своего действия.
- Как же можно помочь ребенку в этот сложный для него период?
4) «Мозговой штурм»
Все предложенные родителями варианты записываются на ватмане.
В конце встречи ведущий предлагает собрать «копилку вариантов», как помочь ребенку в период адаптации к школе:
- безусловно, принимать ребенка;
- можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;
- можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;
- не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи;
- если ребенку трудно и он готов принять помощь, обязательно помочь ему;
- позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Так ребенок становится сознательным;
- активно слушать ребенка;
- если ребенок вызывает своим поведением отрицательные переживания, сообщить ему об этом;
- правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, должны согласовываться взрослыми между собой;
- использовать в повседневном общении приветливые фразы;
- обнимать ребенка в течение дня не менее 4, а лучше 8 раз;
- на доступных примерах показать ребенку важность уроков, школьного распорядка;
- никогда не говорить о том, что в школе неинтересно;
- внимательно и заинтересовано относиться к занятиям в школе.
5) Рефлексия
- Мы с вами говорили на очень важную тему «Адаптация первоклассника к школьной жизни». Сначала рассказали о своих ожиданиях от ребенка и школы, затем получили много информации о готовности ребенка к школе, о возможных трудностях, о путях помощи детям в этот трудный для них период. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о своих впечатлениях от собрания, о своих мыслях.
(Родители высказываются).
- Спасибо вам за внимание. Надеюсь, что эта информация поможет вам и вашим детям в их адаптации к школе, в общении с учителем, со сверстниками.
Список использованных источников:
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт. сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2000.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; ТЦ «Сфера», 2002.
Психологический комфорт в школе: как его достичь / авт.-сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2. – 384 с.