Как обучение во взаимодействии способствует эффективной работе над текстом на уроке литературы
Как обучение во взаимодействии способствует эффективной работе над текстом на уроке литературы
Я считаю, что именно в сотрудничестве можно совместить очень много разных форм работы, что именно обучение во взаимодействии способствует развитию речи и умению выражать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как обучение во взаимодействии способствует эффективной работе над текстом на уроке литературы»
КАК ОБУЧЕНИЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СПОСОБСТВУЕТ
ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЕ НАД ТЕКСТОМ
НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Обучение в сотрудничестве является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчеркивают способности и вклад отдельных членов группы.
Работу по повышению речевой культуры учащихся нужно начинать с младшего школьного возраста. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому. В начальной школе учитель постоянно находится рядом с детьми, и это позволяет ему ежедневно наблюдать и корректировать речь учеников.
В контексте моей школы это так же важно, потому что именно в начальных классах формируется фундамент всех тех знаний, навыков и умений, на котором будет основываться дальнейшее развитие ученика в последующих классах среднего и старшего звена. На сегодняшний день обучение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач.
Исходя из этого, перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи: не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания литературы для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся.
Я стремлюсь воспитать ученика, умеющего учиться, стремлюсь научить детей искусству спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. В процессе сотрудничества ученики обсуждают тему, выражают своё мнение, обмениваются своими мыслями. Дети прислушиваются к мнениям других, отбирают ту информацию, которая им полезна. Казахоязычные дети, несмотря на отсутствие русскоязычной среды, благодаря общению и взаимодействию начинают красиво говорить на русском языке, у них быстро развивается устная и письменная речь.
Общество всегда предъявляло, и думаю, будет предъявлять учителю самые высокие требования. Всем известно, что в последнее время снижается интерес учащихся к литературе, как к школьному предмету. Мною выдвинуто предположение, что работа по развитию речи учащихся начальных классов представляет собой систему и может быть эффективно организована на основе совместной работы, работы в паре. Групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, повысить уровень знаний учащихся, вызвать интерес учащихся к предмету, учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для их развития.
В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Это связано с перегрузками в учебе, сокращением свободного времени приводят к оскудению интересов учащихся.
И так как нынешний век – это век информационных технологий, то и ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. И как следствие – это низкая коммуникативная, языковая компетенция.
Поэтому я задумалась над тем, как можно пробудить интерес учащихся к литературе, развивать их речь и сделать так, чтобы ученики с быстрым уровнем восприятия не сидели без дела, а ученики с медленной степенью усвоения не только не отставали, но и поверив в свои силы перешли на более высокий уровень знаний.
Я считаю, что именно в сотрудничестве можно совместить очень много разных форм работы, что именно обучение во взаимодействии способствует развитию речи и умению выражать свои мысли. Я согласна с мнением Мерсера (2005), что «взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении... нежели в беседах по типу учитель – ученик...».
Поэтому мною использовано и применено в работе обучения во взаимодействии именно эффективные методы, приемы, средства, способы и стратегии для получения ожидаемых результатов обучения, для достижения целей урока: разминка-настрой на урок в начале урока, пожелания друг другу, деление детей на группы, игровые задания, музыкальные разминки, стратегии "синквейн", кроссворд, "мозговая атака", презентации слайдов, листы оценивания, активные формы обучения - работа в группах и парах, аудио и видеозаписи.
И теперь, проанализировав данные наблюдения, делаю для себя такие выводы: использованные мною методические приемы, методы, средства, стратегии, формы, задания, техники, ресурсы, виды работ, положительно повлияли на вовлеченность учащихся в совместную работу, развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся.
Метод обучения во взаимодействии позволил мне последовательно внедрить их в свою практику. Так как такая форма работы способствует повышению мыслительной деятельности, развитию критического мышления, развитию познавательной активности и формирует дружеские и доброжелательные отношения в коллективе через совместное обучение.