Цель данной технологии - обеспечить развитие критического мышления (способности анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам) посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс; развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление (содержание), рефлексия. Исследователи утверждают, что такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Базовая модель урока в технологии развития критического мышления может быть реализована с помощью различных стратегий - последовательности шагов, повышающая вероятность достижения запланированного результата, каждая из которых представляет собой совокупность приемов, реализующих все три стадии урока. В технологии критического мышления применяются следующие методы и приемы: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, фишбоун (рыбья кость), понятийное колесо, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», РАФТ и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как развить критическое мышление через игру»
Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе - технология развития критического мышления у обучающихся
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью
Л.Н. Толстой
Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, и поэтому появляются системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.
Именно это и обуславливает необходимость особой организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом обучающемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность учащегося, далекая от простой репродукции. Для реализации процесса творчества нужно рефлексивное видение учениками целесообразности своих действий и их оснований. Самоконтроль, самостоятельность, самоанализ и самооценка – вот двигатель, который помогает обучающимся саморазвиваться. Поэтому в современных образовательных учреждениях формирование критического мышления у учеников является наиглавнейшей задачей системы образования в целом.
Цель данной технологии - обеспечить развитие критического мышления (способности анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам) посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс; развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление (содержание), рефлексия. Исследователи утверждают, что такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Базовая модель урока в технологии развития критического мышления может быть реализована с помощью различных стратегий - последовательности шагов, повышающая вероятность достижения запланированного результата, каждая из которых представляет собой совокупность приемов, реализующих все три стадии урока. В технологии критического мышления применяются следующие методы и приемы: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, фишбоун (рыбья кость), понятийное колесо, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», РАФТ и другие.
На данных уроках учитель выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Использование технологии критического мышления направлено на формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных, ценностно-смысловых, регулятивных, информационных компетенций.
В свою очередь, на уроках я стараюсь использовать разные формы организации учебной деятельности обучающихся, но предпочтение отдаю групповой работе. Именно интерактивные формы дают возможность вовлечь всех учащихся в работу, уплотнить время говорения каждого ученика, использовать личностно-ориентированные задания. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет; должны быть способны решать трудные проблемы, иметь альтернативные мнения. Думаю, что будущее за теми, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность. Ведь не даром результатом использования технологии критического мышления является развитость таких личностных качеств, как толерантность, взаимоуважение, понимание; использование знаний для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создание базы для новых типов человеческой деятельности.
На уроках мы постоянно учимся самостоятельно работать с информацией, которую необходимо воспринимать, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.
В заключении отмечу, что технология развития критического мышления и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Источники информации
1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. -№ 4. С. 60-61.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 272 с.