kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие ключевых языковых компетенций учащихся на уроках казахского языка и литературы через применение стратегий РКМЧП критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества человека, мышление можно и нужно развить. Обучение критическому мышлению направлено на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность), которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимы не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

Взяв за основу своей педагогической деятельности слова Л.С. Выготского: «Прежде чем объяснить – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – приготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового», я активно использую на своих уроках стратегии критического мышления. Целью использования данной технологий является развитие коммуникативных навыков, развитие речи, развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, развитие умения учащихся анализировать, наблюдать, интерпретировать, делать выводы.

С целью повышения мотивации учащихся и с целью активизации их деятельности я на своих уроках стараюсь создать атмосферу сотрудничества, необходимую благоприятную среду для учащихся. Использовав несколько видов игр, такие как «Атомы и молекулы», «Размотало-замотало», «Подари улыбку», я пришла к выводу, что создание коллаборативной, т.е. благоприятной среды положительно влияет на образовательную, эмоциональную и социальную сферы учащихся, что ребенок -это не просто ученик, который должен прилежно учиться, но и просто человек, у которого есть определенные физиологические и эмоциональные потребности. Прежде чем спрашивать с него знание материала и подготовленность к уроку, необходимо, чтобы он почувствовал безопасность и доброжелательность со стороны учителя. Поэтому свои уроки начинаю с добрых пожеланий, которые поднимают настроение детей, обеспечивают психологический настрой на деятельность, позволяют создать все условия для дальнейшей работы, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

Обучение критическому мышлению проходит на каждом этапе моих уроков: на этапе вызова, осмысления и при рефлексии. Использую различные методы, которые позволяют вывести учащихся на новую тему. Так, например, на стадии вызова учащимся предлагаю расшифровать анаграмму, разгадать загадку, после которых они сами называют тему урока. Я полагаю, что такие задания не только учат критически рассуждать, но и позволяют проявить творческие умения, а также такие задания можно назвать гимнастикой для ума, которая повышает интерес к уроку. При использовании различных стратегий критического мышления повышается эффективность восприятия новой информации, повышается мотивация обучения, ребята учатся критически мыслить, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга.

На стадии вызова для активизации мыслительной деятельности учащихся, побуждения интереса к получению новой информации, для постановки учеником собственных целей обучения я использую такие приемы, как «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм», «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

На этапе осмысления использую стратегии «Простые и сложные вопросы», «Фишбоун», диаграмму Венна. Данные виды работ способствуют развитию умения сравнивать, выделять общее и отличие. При такой организации работы учитель выступает в роли консультанта, который направляет детей, а не управляет процессом.

На стадии рефлексии использую критическое мышление при составлении синквейна. Цель применения стратегий -это развитие творческого мышления, речевых навыков учащихся, развитие их индивидуальных способностей. Через составленные учащимися синквейны я определяю отношение детей к изучаемой теме. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом.

 Особое место на своих уроках стараюсь отвести для «тонких и толстых вопросов» что, безусловно, способствует развитию критического мышления у учащихся. Внедрение технологий критического мышления позволило мне активизировать учащихся к высказываниям, способствовало развитию умений формулировать и задавать вопросы, развитию познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, а также созданию благоприятного психологического климата в классе. Большинство заданий выполняются в парах, в группах, в результате которой дети стараются относиться друг другу терпимее, развивают умения работать в команде. Учащиеся научились добывать информацию из разных источников, аргументированно спорить, проявлять творческие способности, принимать решения, делать выводы, ассоциировать, схематизировать материал, воспроизводить, анализировать.

Я нахожу интересными все стратегии критического мышления, поэтому я и в дальнейшем буду пользоваться ими, что поможет мне разнообразить уроки и повысить интерес учащихся к моему предмету.

Развитие критического мышления через чтение и письмо является системой стратегией методических приемов, предназначенных для использования в различных областях, видах и формах работы. Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком (сравнивая объем программы 5 и 9-х классов), умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься; умение сотрудничать и работать в группе. 

Всем известно, что чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Следовательно, нам необходимо научить учащихся хорошо читать и писать, (что очень актуально в нашей школе), и в процессе этих действий научить их размышлять. Но как это сделать более эффективно? Потому что в каждом классе есть 1-2 ученика, которые пишут очень слабо или вообще только работают по образцу. Лучше всего этого я добиваюсь на уроках в игровой форме, уроках-путешествиях, уроках-викторинах, используя при этом формы работы по технологии РКМЧП, как кластер. Например, при изучении домашних животных это иноязычное слово «Кластер» оказалось на деле просто ассоциативное поле слов: ?оян, ?ас?ыр, мысы?, ла?, ?ой (ешкі, кірпі, т?лкі) предлагаемые слова. Казалось простое задание: выбрать – записать, прочитать. Работает мышление – критическое мышление. Да пишет, да, читает, да. Цели достигла, используя технологию КМ. 

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: 

- стадия вызова; 

- смысловой стадии; 

- стадии рефлексии. 

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: 

- сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; 

- затем познакомиться с новой информацией, потом продумать для чего и как их сможешь применить; 

- и последнее, когда ты полученную информацию «присваиваешь», т.е. информация превращается в собственное знание. 

Преподаватель, применяющий интерактивные технологии работает в режиме творческого соавторства, готовности к обоснованным изменениям и принятии нестандартных и ответственных решений. Чем разнообразнее методы и средства, тем больше у преподавателя возможностей найти неформальный контакт с аудиторией, что способствует не только успешному учению, но и росту самого педагога. 

В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков стратегий, методов и приемов обучения. Можно выделить следующие их группы: 

1. Интерактивные методы, способствующие образовательной мотивации, т.е. ориентированные на актуализацию имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации: 

- Кластер 

- Мозговой штурм 

- Перепутанные логические цепи 

- Проблемные вопросы 

- Большой круг 

2. Интерактивные методы, ориентированные на активное получение информации, соотнесения нового с уже известным, отслеживания собственного понимания: 

- Зигзаг 

- Инсерт (метод пометок) 

- Совместный поиск 

- Эстафета 

- Аквариум 

3. Интерактивные методы,. ориентированные на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу - Синквейн 

- Рыбий скелет 

- Диаграмма Венна 

- Кубик 

- Диаграмма «Как?» 

Использование в работе технологии критического мышления позволяет в наибольшей мере адаптироваться в окружающем мире. Поскольку методика критического мышления направлена на развитие активности, самостоятельности, ответственности, т.е. тех качеств, которые понадобятся не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни. Поэтому обучение казахскому языку с применением технологии критического мышления подчинено одной цели: «разбудить» учащихся, пробудить интерес к изучаемому материалу, сделать из него творческую личность, способную решать самые разные задачи.Для этого на уроке предлагаются учебные пособия, раздаточный материал, дополнительные заготовки. При изучении материала перед учащимся ставятся проблемные задания, ответы на которые они находят самостоятельно. Для закрепления материала применяется составление кластера – таблицы с символическими изображениями основных направлений темы. При опросе используют кластеры как «закрытыми» т.е. без обозначений, так и «открытыми» т.е. частично объясняющими тему. Таким образом, учащиеся получают двойную возможность для развития памяти, мышления, а не только изучения, познания нового. На таких уроках у учащихся повышается интерес к самому процессу обучения, проявляется стремление узнать больше, ответить лучше.

Формы урока РКМЧП отличаются от традиционных уроков. Ученики являются главными действующими лицами урока, они думают, вспоминают, читают, пишут, обсуждают. 

Да, чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зависит все его будущее. Я планирую и дальше более углубленно применять, изучать другие приемы РКМЧП, хотя еще вокруг образовательных технологий во всем мире ведутся серьезные дискуссии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ключевых языковых компетенций учащихся на уроках казахского языка и литературы через применение стратегий РКМЧП критического мышления»

Развитие ключевых языковых компетенций учащихся на уроках казахского языка и литературы через применение стратегий «РКМЧП» критического мышления


Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества человека, мышление можно и нужно развить. Обучение критическому мышлению направлено на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность), которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимы не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

Взяв за основу своей педагогической деятельности слова Л.С. Выготского: «Прежде чем объяснить – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – приготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового», я активно использую на своих уроках стратегии критического мышления. Целью использования данной технологий является развитие коммуникативных навыков, развитие речи, развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, развитие умения учащихся анализировать, наблюдать, интерпретировать, делать выводы.

С целью повышения мотивации учащихся и с целью активизации их деятельности я на своих уроках стараюсь создать атмосферу сотрудничества, необходимую благоприятную среду для учащихся. Использовав несколько видов игр, такие как «Атомы и молекулы», «Размотало-замотало», «Подари улыбку», я пришла к выводу, что создание коллаборативной, т.е. благоприятной среды положительно влияет на образовательную, эмоциональную и социальную сферы учащихся, что ребенок -это не просто ученик, который должен прилежно учиться, но и просто человек, у которого есть определенные физиологические и эмоциональные потребности. Прежде чем спрашивать с него знание материала и подготовленность к уроку, необходимо, чтобы он почувствовал безопасность и доброжелательность со стороны учителя. Поэтому свои уроки начинаю с добрых пожеланий, которые поднимают настроение детей, обеспечивают психологический настрой на деятельность, позволяют создать все условия для дальнейшей работы, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

Обучение критическому мышлению проходит на каждом этапе моих уроков: на этапе вызова, осмысления и при рефлексии. Использую различные методы, которые позволяют вывести учащихся на новую тему. Так, например, на стадии вызова учащимся предлагаю расшифровать анаграмму, разгадать загадку, после которых они сами называют тему урока. Я полагаю, что такие задания не только учат критически рассуждать, но и позволяют проявить творческие умения, а также такие задания можно назвать гимнастикой для ума, которая повышает интерес к уроку. При использовании различных стратегий критического мышления повышается эффективность восприятия новой информации, повышается мотивация обучения, ребята учатся критически мыслить, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга.

На стадии вызова для активизации мыслительной деятельности учащихся, побуждения интереса к получению новой информации, для постановки учеником собственных целей обучения я использую такие приемы, как «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм», «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

На этапе осмысления использую стратегии «Простые и сложные вопросы», «Фишбоун», диаграмму Венна. Данные виды работ способствуют развитию умения сравнивать, выделять общее и отличие. При такой организации работы учитель выступает в роли консультанта, который направляет детей, а не управляет процессом.

На стадии рефлексии использую критическое мышление при составлении синквейна. Цель применения стратегий -это развитие творческого мышления, речевых навыков учащихся, развитие их индивидуальных способностей. Через составленные учащимися синквейны я определяю отношение детей к изучаемой теме. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом.

 Особое место на своих уроках стараюсь отвести для «тонких и толстых вопросов» что, безусловно, способствует развитию критического мышления у учащихся. Внедрение технологий критического мышления позволило мне активизировать учащихся к высказываниям, способствовало развитию умений формулировать и задавать вопросы, развитию познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, а также созданию благоприятного психологического климата в классе. Большинство заданий выполняются в парах, в группах, в результате которой дети стараются относиться друг другу терпимее, развивают умения работать в команде. Учащиеся научились добывать информацию из разных источников, аргументированно спорить, проявлять творческие способности, принимать решения, делать выводы, ассоциировать, схематизировать материал, воспроизводить, анализировать.

Я нахожу интересными все стратегии критического мышления, поэтому я и в дальнейшем буду пользоваться ими, что поможет мне разнообразить уроки и повысить интерес учащихся к моему предмету.

Развитие критического мышления через чтение и письмо является системой стратегией методических приемов, предназначенных для использования в различных областях, видах и формах работы. Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком (сравнивая объем программы 5 и 9-х классов), умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься; умение сотрудничать и работать в группе. 

Всем известно, что чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Следовательно, нам необходимо научить учащихся хорошо читать и писать, (что очень актуально в нашей школе), и в процессе этих действий научить их размышлять. Но как это сделать более эффективно? Потому что в каждом классе есть 1-2 ученика, которые пишут очень слабо или вообще только работают по образцу. Лучше всего этого я добиваюсь на уроках в игровой форме, уроках-путешествиях, уроках-викторинах, используя при этом формы работы по технологии РКМЧП, как кластер. Например, при изучении домашних животных это иноязычное слово «Кластер» оказалось на деле просто ассоциативное поле слов: қоян, қасқыр, мысық, лақ, қой (ешкі, кірпі, түлкі) предлагаемые слова. Казалось простое задание: выбрать – записать, прочитать. Работает мышление – критическое мышление. Да пишет, да, читает, да. Цели достигла, используя технологию КМ. 

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: 

- стадия вызова; 

- смысловой стадии; 

- стадии рефлексии. 

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: 

- сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; 

- затем познакомиться с новой информацией, потом продумать для чего и как их сможешь применить; 

- и последнее, когда ты полученную информацию «присваиваешь», т.е. информация превращается в собственное знание. 

Преподаватель, применяющий интерактивные технологии работает в режиме творческого соавторства, готовности к обоснованным изменениям и принятии нестандартных и ответственных решений. Чем разнообразнее методы и средства, тем больше у преподавателя возможностей найти неформальный контакт с аудиторией, что способствует не только успешному учению, но и росту самого педагога. 

В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков стратегий, методов и приемов обучения. Можно выделить следующие их группы: 

1. Интерактивные методы, способствующие образовательной мотивации, т.е. ориентированные на актуализацию имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации: 

- Кластер 

- Мозговой штурм 

- Перепутанные логические цепи 

- Проблемные вопросы 

- Большой круг 

2. Интерактивные методы, ориентированные на активное получение информации, соотнесения нового с уже известным, отслеживания собственного понимания: 

- Зигзаг 

- Инсерт (метод пометок) 

- Совместный поиск 

- Эстафета 

- Аквариум 

3. Интерактивные методы,. ориентированные на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу - Синквейн 

- Рыбий скелет 

- Диаграмма Венна 

- Кубик 

- Диаграмма «Как?» 

Использование в работе технологии критического мышления позволяет в наибольшей мере адаптироваться в окружающем мире. Поскольку методика критического мышления направлена на развитие активности, самостоятельности, ответственности, т.е. тех качеств, которые понадобятся не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни. Поэтому обучение казахскому языку с применением технологии критического мышления подчинено одной цели: «разбудить» учащихся, пробудить интерес к изучаемому материалу, сделать из него творческую личность, способную решать самые разные задачи.Для этого на уроке предлагаются учебные пособия, раздаточный материал, дополнительные заготовки. При изучении материала перед учащимся ставятся проблемные задания, ответы на которые они находят самостоятельно. Для закрепления материала применяется составление кластера – таблицы с символическими изображениями основных направлений темы. При опросе используют кластеры как «закрытыми» т.е. без обозначений, так и «открытыми» т.е. частично объясняющими тему. Таким образом, учащиеся получают двойную возможность для развития памяти, мышления, а не только изучения, познания нового. На таких уроках у учащихся повышается интерес к самому процессу обучения, проявляется стремление узнать больше, ответить лучше.

Формы урока РКМЧП отличаются от традиционных уроков. Ученики являются главными действующими лицами урока, они думают, вспоминают, читают, пишут, обсуждают. 

Да, чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зависит все его будущее. Я планирую и дальше более углубленно применять, изучать другие приемы РКМЧП, хотя еще вокруг образовательных технологий во всем мире ведутся серьезные дискуссии. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Каршигина Манар Сагировна

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 316288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства