kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы: "Воспитательные возможности современных образовательных технологий деятельностного типа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья обобщает опыт использования учителем современных образовательных технологий деятельностного типа в начальной школе. Технология проектно - исследовательской деятельности и продуктивного чтения дают возможность повышать мотивацию учащихся и качество обученности. В статье приведены эпаты работы на уроках с использованием проектно - исследовательской технологии, приведены результатыт деятельности учащихся. На примере урока окружающего мира в 4 классе на тему "Земля - кормилица" описан опыт использования технологии продуктивного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Воспитательные возможности современных образовательных технологий деятельностного типа" »

Из опыта работы: "Воспитательные возможности современных образовательных технологий деятельностного типа"

МОУ Кудиновская СОШ Т.В. Мараховская

Эпиграфом к своему выступлению хочу взять слова Л.С. Выготского: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно».

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.

В Стандарте второго поколения определён "портрет" выпускника начальной школы:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Развитие личности ребенка – процесс непрерывный. Какой будет личность ученика во многом зависит от учителя. Современный учитель должен использовать эффективные образовательные технологии. К таким технологиям несомненно можно отнести проектно - исследовательскую и технологию продуктивного чтения. Основной принцип этих технологий образование через собственную деятельность учащихся.

Современное развитие детей характеризуется определенными особенностями. Сегодня дети отличаются своей энергией, талантами и одаренностью. Они верят в себя, в свои возможности и способности. Сотрудничество – единственно возможная форма организации отношений между детьми нового поколения. Они не воспринимают жесткие рамки, готовые методики и принципы. А взамен дети предлагают свое креативное мышление, новые нестандартные пути решения любых задач и уверенность в своих действиях.

Реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Проектно - исследовательскую технологию использую в своей работе на протяжении нескольких лет. Мною разработан и реализован педагогический проект "Организация процесса обучения на основе проектно - исследовательской технологии". На практике апробирована простая схема реализации данной технологии в учебном процессе, в кружковой деятельности и внеклассной работе.

Проектно - исследовательская технология даёт возможность научить:

  • сотрудничать;

  • приобретать знания самостоятельно;

  • систематизировать полученную информацию;

  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;

  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;

  • пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций;

  • делать выводы и заключения;

  • получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.

Как использую проектно - исследовательскую технологию в учебном процессе?

Виды организации урока:

- проектный урок: целиком состоит из работы над проектом;

- урок - защита проекта, на котором представляется индивидуально наработанный материал по теме;

- выполнение индивидуального проекта к уроку по теме;

- собственно поисковая деятельность - урок - исследование.

Урок по любому предмету можно построить в целом как урок – исследование. Структура урока - исследования проста и универсальна для любого предмета.

Основные этапы данного урока:

-актуализация знаний,

-мотивация,

-создание проблемной ситуации,

-определение темы урока (исследования),

-формулирование цели исследования,

- выдвижение гипотезы (простейшая формулировка "если..., то...."),

- проверка гипотезы (чтение литературы, размышления, опыты),

- интерпретация полученных данных,

- вывод по результатам исследовательской работы,

- применение новых знаний в учебной деятельности,

- рефлексия,

- подведение итогов урока и домашнее задание.

На уроках-исследованиях использую разнообразные формы работы: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они способствуют формированию личности и приобретению знаний самостоятельно. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

Проектно - исследовательская технология эффективна во внеурочной деятельности - кружок "Я - исследователь".

Работу кружка "Я - исследователь" учащиеся презентовали на школьном уровне:

- школьная научная конференция "Мои открытия" (предметная неделя по окружающему миру);

- День науки и творчества - конференция "Первые шаги в науку".

На всероссийском уровне:

- Всероссийский дистанционный конкурс "День Победы" (2 диплома II степени);

- Всероссийский дистанционный конкурс "Ученик года - 2012"(лауреат);

- Всероссийский дистанционный конкурс "Ученик года - 2013"(сертификаты);

- IV Всероссийский конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» (4 диплома лауреатов);

- муниципальный конкурс на лучшее исследование государственной символики Российской Федерации и символики Калужской области "Овеянные славою флаг наш и герб" (2,3 места);

- VI Всероссийские Вавиловские чтения и олимпиада - 2013 (г. Москва РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева 2,3 места)

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому ученику, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и родителей.

Результат этой технологии представляю родителям. Совместное родительское собрание в классе на тему "Влияние проектной деятельности на развитие личности ребёнка" ярко показало, что учащиеся могут открыто выступать перед аудиторией, используют презентации, стихи, рассказывают о дальнейших планах, задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей. Над проектами учащиеся работали в течение 1 четверти. Темы проектов предложила им я. Но в результате работы менялись формулировки тем, мы открывали новые знания через исследования. На собрании все учащиеся класса представили свой лучший проект по итогам года. Родителям были рады за своих детей. На выставке проектов учащихся были обычные проекты к урокам и проекты всероссийских конкурсов, которые были оформлены по положениям конкурсов.

В воспитательной работе проектно- исследовательская технология даёт возможность учащимся раскрыть коммуникативные качества, развивает сотрудничество, учит приобретать знания самостоятельно, выполнять разные социальные роли. В основном это социальные проекты: "Выборы президента школы", "Следы войны в моей семье" (рассказ о прадедушках - участниках войны), "Книга в нашей жизни", "Разговор настоящих мальчишек и девчонок" (выпуск книги) и другие.

Мною реализована программа воспитания младших школьников «Воспитание гражданина России». Воспитательная программа представлена на межрегиональном конкурсе - проекте "Новое содержание образования" и имеет экспертное заключение. Главное направление программы - краеведение. Коллегам представила опыт работы по теме «Поисково – исследовательская деятельность младших школьников в изучении родного края».

В результате воспитательной работы сформирована активная жизненная позиция учащихся. Они осознанно участвуют в общественной жизни школы, посёлка. Я уверена, что ученики вырастут настоящими гражданами своей страны.

Опыт работы по применению проектно - исследовательской технологии я представляю коллегам. поделилась своим опытом на Открытом Международном конкурсе педагогических проектов "Золотой пеликан"(диплом) , в журнале «Исследовательская работа школьников» (диплом лауреата), на Всероссийском конкурсе "Учитель - новатор" (лауреат) и публикации на портале "Завуч - ИНФО" и Фестивале педагогических идей "Открытый урок", сборник "Новое содержание образования" (статья в сборнике).

Мною апробирована ещё одна современная технология деятельностного типа - технология продуктивного чтения. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных задач современной школы.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. В результате деятельность детей немотивированна. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст?

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100». Но данная технология используется в любом УМК. Я работаю по УМК "Школа России".

На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательс­кой деятельности или технология продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом[1,1].

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».

Приведу пример работы по тексту урока "Земля - кормилица" (автор А.А. Плешаков, окружающий мир, 4 класс) [2,160].

1 шаг: работа с текстом до чтения.

Работа с ключевыми словами темы, определение смысловой направленности, предугадывание предстоящего чтения. Далее читаю слова учёного почвоведа В. В. Докучаева " Почва - кормилица человека. Она для нас дороже нефти, угля, золота". Рассуждаем: почему так сказал учёный? Далее выходим на тему и цели урока. На этом этапе происходит мотивационный и эмоциональный настрой учащихся на работу.

2 шаг: работа с текстом во время чтения.

Материал урока разбиваю на две логические части: виды почв и охрана почв.

Учащиеся читают текст "Виды почв" самостоятельно с известными пометами, осмысливая информацию. 4 класс учащиеся читаю текст "про себя". Далее по прочитанному задаю вопросы:

- Что вы знали о почве?

- Какая информация была новой?

- Что было интересно?

- Чем были удивлены?

- Какие почвы и где распространены?

На этом этапе учащиеся через самостоятельную деятельность работают с текстом и осмысливают информацию осознанно, находят в тексте конкретные сведения, факты. А учитель использует различные виды чтения ознакомительное, поисковое. Далее делаем общий вывод по полученным знаниям, обращаемся к плану изучения темы.

"Охрана почв". Дети читают самостоятельно с пометами. После чтения задаю анализирующий вопрос: - Как растения защищают почву от ветра и воды? Развиваю знания: как растения защищают почву в зоне пустынь? А затем предлагаю учащимся задать вопросы по содержанию прочитанного своим одноклассникам. Это очень важно научить ученика задавать вопросы по прочитанному, а значит выяснить , что он понял, о чём читал, какие сведения для себя принял. Ученик через собственную деятельность логически обработал полученные знания и сформулировал вопрос. Учителем подготовлены слайды. По необходимости обращаемся к тексту и читаем. Делаем общий вывод, обращаемся к целям урока и плану изучения темы.

3 шаг: работа с текстом после чтения.

На этом этапе я развиваю знания учащихся по теме. Предлагаю организовать работу в исследовательской лаборатории. Форма работы групповая и индивидуальная. Учащиеся разделены на группы и получили задания:

1 группа:

- Почему землю называют "волшебной кладовой"? (по содержанию дополнительного текста "Волшебная кладовая").

2 группа:

- Что полезно, что вредно почве? (заполнить таблицу).

3 группа:

- Люди каких профессий необходимы в сельском хозяйстве?(профессиональная ориентация)

- Каким качеством должны обладать люди любой профессии?

А двум учащимся (они сидят за отдельной партой) предлагаю индивидуальные задания.

Один ученик работает с дополнительными источниками "Великан на поляне" статья "Дороже жемчуга и злата". Он находит ответ на вопрос из статьи.

- Почему земля дороже жемчуга и злата?

Другой ученик работает с картой Калужской области и отвечает на вопрос:

- Какие типы почв есть Калужской области?

После работы самостоятельной идёт коллективная работа - смысловая беседа. Учащиеся выступают со своей работой перед классом. Следовательно, все учащиеся класса получали развивающую информацию по теме "Земля - кормилица" из дополнительных источников. Здесь мы обращаемся к фотографиям, иллюстрациям, слайдам презентации. Делаем общий вывод.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Я привела конкретный пример урока. Если учитель теоретически изучит технологию, выстроит приёмы, осмыслит и будет применять её в своей работе, то обратная связь и результат будет виден ясно. Считаю, что технология продуктивного чтения - эффективная технология для воспитания сознательного читателя, учит ученика учиться, сотрудничать, способствует социализации в группе, в коллективе.

Хочу привести результаты техники чтения моих учащихся на конец февраля 2014 года. Норма чтения на конец 4 класса (90 слов в минуту). В классе 17 учащихся. 3 учащихся пока читают до 70 слов. С ними работаем вместе с родителями. Понимают прочитанное и пересказывают текст все учащиеся.

80 слов и

90 слов и

100 слов и

3 учащихся

4 учащихся

7 учащихся

Полностью согласна с высказываем Л.С. Выготского (эпиграф). Если мы будем организовывать процесс обучения учащихся в сотрудничестве, основываясь на деятельности учащихся, продумывая каждый шаг, корректируя на уроке деятельность учащихся, то воспитаем личность развитую, способную самостоятельно решать проблемы сегодня на уроке, а в будущем на производстве.

Мы воспитаем личность любознательную, активно и заинтересованно познающую мир, владеющую основами умения учиться, способную к организации собственной деятельности, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, личность доброжелательную, умеющую слушать и слышать собеседника, обосновывая свою позицию, высказывающую своё мнение.

В заключении хочу сказать, что у современного учителя, который работает творчески, есть все возможности работать на каждого ученика. Современные образовательные технологии просты, обеспечены интересными приёмами и если их правильно применять они дают хороший результат для учителя , а учащихся мотивируют к учению.

Библиографический список

1. Статья А.А.Соловьёва. Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

2. Учебник по окружающему миру А.А. Плешаков. 4 класс. М.: Просвещение. 2013.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Мараховская Татьяна Васильевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 150075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Новый образовательный стандарт - мой творческий поиск"
    ["seo_title"] => string(54) "novyi_obrazovatiel_nyi_standart_moi_tvorchieskii_poisk"
    ["file_id"] => string(6) "374844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483275461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Мастер класс по теме «Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках татарского языка» "
    ["seo_title"] => string(122) "mastier-klass-po-tiemie-ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-na-urokakh-tatarskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190186"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427117484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ""Технология проектной деятельности при обучении дошкольников с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-pri-obuchienii-doshkol-nikov-s-narushieniiami-intielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "284002"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453909456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства