kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы «Самостоятельная деятельность на уроках в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самостоятельности учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Об этом в моей статье "Самостоятельная деятельность на уроках в начальных классах".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Самостоятельная деятельность на уроках в начальных классах»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Городищенская основная общеобразовательная школа»



















Из опыта работы

«Самостоятельная деятельность на уроках в начальных классах»





















Берберих Надежда Васильевна

учитель начальных классов









Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самостоятельности учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение;

Вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Для организации самостоятельной работы на уроках в 4 классе я использую упражнения различного содержания и характера. Цель организации самостоятельной работы определяет ее содержание и методику. Поэтому виды самостоятельных заданий разнообразны и одновременно они отражают специфику формирования основных умений и навыков именно по конкретному предмету.

Самостоятельная работа на уроках чтения .

Известно, что успехи ученика в чтении оказывают самое непо­средственное влияние на успехи по всем учебным предметам, в частно­сти и таких, как математика, окружающий мир, русский язык, где чтение - важнейшее средство в достижении специальных знаний, необходимых для усвоения учебного материала. В связи с этим важно, чтобы учащиеся как можно раньше приобрели навыки самостоятельного чтения, умения работать с текстом произведения.

Если темой урока является чтение несложных рассказов, научно-познавательных статей, в 4 классе ознакомиться с текстом дети могут и самостоятельно. Перед чтением даю учащимся конкретное задание, использую такие виды работы :

1. Чтение учащимися самостоятельно.

2. Выборочное чтение к иллюстрации в учебнике.

3. Выборочное чтение по вопросам.

4. Дать полные ответы на вопросы к тексту. Зачитать их.

5. Чтение описания чего- либо (природы).

6. Чтение характеристики героев.

7. Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения.

8. Чтение с объяснением непонятных слов и понятий.

2. Творческие самостоятельные работы.

1. Составить окончание к тексту.

2. Составить план текста.

3. Разделить текст на части и озаглавить их. (В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»)

4. Сочинить загадки, скороговорки, сказки(Обобщающие уроки)

Приведенные выше виды самостоятельной работы и задания к их выполнению помогают учащимся лучше читать, понимать прочитанное, выделять в тексте главное, обогащают и развивают речь учащихся. Считаю, что самостоятельная работа с книгой должна быть систематической и постоянной.

На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа - это в основном разнообразные упражнения

Определяя самостоятельные задания, я использую, прежде всего, учебник, в котором сосредоточено большое количество заданий, связанных с текстом. Такие упражнения позволяют более осознанно формировать речевые умения учащихся. В учебнике представлено много упражнений, где предлагается найти соответствующую часть, достроить ту, которой не хватает.

- упражнения на звукобуквенный анализ- подчеркни буквы, которые в этих словах обозначают два звука; спиши, отметь ударение; выпиши только те слова, в которых звонкие согласные;

- упражнения на запоминание -при выполнении этих упражнений очень важно иметь в виду, чтобы они активизировали в комплексе зрительный, речедвигательный и мыслительный компоненты, взаимодействие которых и обеспечивает силу произвольного и непроизвольного запоминания;

- упражнения на  решение орфографических задач -это упражнения на затрудненное распознавание понятий, ситуаций и на применение определенных правил, предусматривающих определенную последовательность действий.

Важное значение, на уроках русского языка, считаю, играют индивидуальные карточки. Применение таких карточек помогает своевременно выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся. Особенно полезны карточки с заданиями, в которых учитель определяет для ученика последовательность умственных и практических действий.

На этапах закрепления, обобщения и систематизации знаний полезной самостоятельной работой являются упражнения на классификацию и обобщение: подведение видовых понятий под родовые и наоборот; сопоставление и противопоставление. Например, после ознакомления детей с понятием о частях речи предлагаю для самостоятельной работы классификацию существительных по признаку рода, числа и т.д.

Самостоятельные работы на основе предложенного алгоритма действий.

Результатом такой работы по проблеме использования на уроках самостоятельных работ в рамках развивающего обучения, считаю следующее:

 высокая активность учащихся в течение урока;

 повышение познавательного интереса школьников к предмету;

 создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи;

 более успешное усвоение учебного материала.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках математики, так как она тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся.

Большую роль в самостоятельной работе на уроках математики играет учебник. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития. Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно.

Для индивидуальной самостоятельной работы должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности.

Можно выделить следующие виды самостоятельной работы на уроках математики:

1.Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний.

Введение нового материала может проводиться на разных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и уровня подготовленности класса.

Работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются учащимися на основе образца или памятки.

Например, на доске записаны примеры: 243х20, 532х300

Ученики называют тему и я делаю развернутую запись решения примера:

243х20=243х(2х10)=243х2х10, затем решение записываю столбиком:

- Посмотрите, на доске записано решение примера с объяснением и памятка с опорными словами, которые помогут вам объяснить способ решения.

- Ребята, самостоятельно разберитесь в решении данного примера. Опрос начинаю по желанию и со слабых учащихся. В конце делаю обобщение по ответам учащихся.

2. Самостоятельные работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся.

Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Закрепление – процесс длительный и задания должны предлагаться в определенной последовательности: решение аналогичных заданий; выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия; далее – включение новых знаний в систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера. Для самостоятельного выполнения можно предлагать задания любого вида. Например:

  1. Реши примеры по образцу.

  2. Реши задачу, подобно той, которую разобрали устно.

  3. Начерти такой же угол и т. д.

Задания творческого характера.

Например:

1.Используя первый пример, составь второй на вычисления:

190х30-69

2.Придумай задачу, которая решалась бы так : 65х6+60х6 (задача на движение).







3. Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся

Цель проверки – определение уровня усвоения знаний и умений уч-ся. Результат проверки – выставление оценки.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу.

Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике

Традиционно самостоятельная работа рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом.

При анализе общей структуры темы, учитель заранее определяет для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще-учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятельной деятельности на уроках математики (работа в парах).

Поэтому в поурочном плане учителя могут указать: место самостоятельной работы. В структуре урока; задания (их направленность и содержание); время, выделяемое для выполнения заданий.

Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики — один из возможных путей устранения перегрузки. Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. (работа в группах). Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному.(на этом этапе очень хорошо применять карточки- консультанты)

Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы. Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным. Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблицах, карточках.

Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним

заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденном материалом занимают 15-20 минут.(карточки с быстрой проверкой + лото (как отработка вычислительных навыков).

За много лет работы накопилось много дидактического материала. Они содержат задания разной сложности.

Особое внимание необходимо уделить развитию познавательного интереса к предмету, проведение творческих самостоятельных работ (сказки, кроссворды, биографии, различные доказательства одной и той же теоремы, поиски математически-исторических справок, подготовка докладов и презентаций) они требуют особой подготовки самого учителя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Из опыта работы «Самостоятельная деятельность на уроках в начальных классах»

Автор: Берберих Надежда Васильевна

Дата: 09.04.2016

Номер свидетельства: 316901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС НОО" "
    ["seo_title"] => string(66) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "212515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431864875"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста "
    ["seo_title"] => string(114) "razvitiie-rieflieksivnykh-navykov-uchitielia-nachal-nykh-klassov-kak-sposob-povyshieniia-profiessional-nogho-rosta"
    ["file_id"] => string(6) "208292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430761950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства