Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста
Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста
КГУ «Суворовская средняя школа»
Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста.
Подготовила Матяш С.А.
2014-2015 уч. год
Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста.
Рефлексия позволяет учителю критически оценить свою деятельность, даёт возможность прочувствовать проблемы в преподавании и обучении, искать пути их решения.
Во время рефлексии своих уроков следует заметить, что анализ урока даёт пищу для последующего поведения и действий.
– Как прошёл урок?
– Была ли моя стратегия урока удачной? Если да/нет, то почему?
– Как можно было бы построить урок иначе, чтобы сделать его эффективнее?
– Что бы я поменяла, если бы провела этот урок заново?
– Научились ли мои ученики чему-нибудь на уроке? Если да, то благодаря чему? Если нет, то по какой причине?
– В следующий раз я буду…и др.
Рефлексия урока служит полезной заметкой на будущее при планировании следующего урока, позволяя учителю извлечь пользу из сделанных выводов, а также тех моментов, на которые нужно обратить внимание для того, чтобы улучшить свою последующую преподавательскую деятельность.
Эффективный, думающий, т. е. рефлексирующий учитель должен уметь чётко ставить цели, вести занятия интересно, уважать и заботиться об учащихся, соответственно оценивать, быть независимым, активно вовлекать учащихся в учебный процесс и учиться у них. Всё это очень важно для рефлексирующего педагога. Размышлять об эффективных, подходящих и соответствующих стратегиях, отвечающих индивидуальным, возрастным, психологическим потребностям своих подопечных.
Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную её форму.
Анализируя свои уроки, я прихожу к выводу, что уроки должны быть разнообразными по видам деятельности, обладать логической связью и завершённостью каждого этапа. На уроках использую разнообразные формы и методы обучения – это уроки путешествия, уроки – экскурсии, уроки – зачёты, интегрированные уроки, уроки - исследования.
Анализируя результаты своей деятельности, прихожу к выводу,
что надо более тщательно разрабатывать разноуровневые задания к каждому уроку.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать следующие умения и навыки: рефлексивные, поисковые, исследовательские, коммуникативные, презентационные, навыки оценочной самостоятельности, работа в сотрудничестве.
Я, как учитель, стремящийся к творчеству, должна дать возможность самоопределиться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. В прошлом году закончила работу по теме: «Игра как средство развития творческих способностей младшего школьника».
Для реализации цели и задач применялись следующие методы: изучение научно-педагогической литературы, обобщение опыта учителей, обобщение собственного опыта, диагностика усвоения.
Результатом деятельности является участие в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, создание сборника дидактических игр «Познаём играя». В данной работе приведена подборка дидактических, словесных, подвижных игр, кроссвордов, викторин, ребусов, загадок, которые помогут учителю вызвать интерес у детей к предмету, снять напряжение и усталость, а также помогут учащимся получить новые знания, играя.
Основным результатом работы по данной теме считаю лицензированное электронное пособие для учащихся 3 класса по русскому языку «Путешествие- сказка «Как Пятачок искал друзей». Предлагаемое пособие по русскому языку представляет собой методику интерактивного преподавания русского языка для 3 класса в форме путешествия-сказки. Данный материал предназначен учителям для организации учебного процесса, детям и их родителям как дидактические задания для закрепления тем по программе 3 класса.
В данное время начала работать над новой темой самообразования «Развитие ИКТ – компетентности младших школьников в условиях с переходом на 12-летнее образование».
Используя компьютерную технологию, повышаю эффективность обучения, интерес к изучению предмета, индивидуальный и дифференцированный подход, повышаю качество контроля знаний.
Также способствует развитию профессионального роста проведение открытых уроков с базой накопленных знаний методов и приёмов по пройденным курсам НИШ. Работая в методическом объединении начальных классов, принимаю участие в педсоветах, работаю в творческой группе на базе научно-практического центра «Костанай дараны».
Но какими бы мы творческими учителями не были, какими технологиями не пользовались на уроке, важен результат. Важно, чтобы дети знали программный материал, умели пользоваться теоретическим материалом на практике, выросли хорошими людьми.
Не могу сказать, что в работе получается всё хорошо и гладко. Конечно, нет!
Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.
В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…. И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Каждый урок учителя – это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, учитель состоялся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста »
КГУ «Суворовская средняя школа»
Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста.
Подготовила Матяш С.А.
2014-2015 уч. год
Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста.
Рефлексия позволяет учителю критически оценить свою деятельность, даёт возможность прочувствовать проблемы в преподавании и обучении, искать пути их решения.
Во время рефлексии своих уроков следует заметить, что анализ урока даёт пищу для последующего поведения и действий.
– Как прошёл урок?
– Была ли моя стратегия урока удачной? Если да/нет, то почему?
– Как можно было бы построить урок иначе, чтобы сделать его эффективнее?
– Что бы я поменяла, если бы провела этот урок заново?
– Научились ли мои ученики чему-нибудь на уроке? Если да, то благодаря чему? Если нет, то по какой причине?
– В следующий раз я буду…и др.
Рефлексия урока служит полезной заметкой на будущее при планировании следующего урока, позволяя учителю извлечь пользу из сделанных выводов, а также тех моментов, на которые нужно обратить внимание для того, чтобы улучшить свою последующую преподавательскую деятельность.
Эффективный, думающий, т. е. рефлексирующий учитель должен уметь чётко ставить цели, вести занятия интересно, уважать и заботиться об учащихся, соответственно оценивать, быть независимым, активно вовлекать учащихся в учебный процесс и учиться у них. Всё это очень важно для рефлексирующего педагога. Размышлять об эффективных, подходящих и соответствующих стратегиях, отвечающих индивидуальным, возрастным, психологическим потребностям своих подопечных.
Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную её форму.
Анализируя свои уроки, я прихожу к выводу, что уроки должны быть разнообразными по видам деятельности, обладать логической связью и завершённостью каждого этапа. На уроках использую разнообразные формы и методы обучения – это уроки путешествия, уроки – экскурсии, уроки – зачёты, интегрированные уроки, уроки - исследования.
Анализируя результаты своей деятельности, прихожу к выводу,
что надо более тщательно разрабатывать разноуровневые задания к каждому уроку.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать следующие умения и навыки: рефлексивные, поисковые, исследовательские, коммуникативные, презентационные, навыки оценочной самостоятельности, работа в сотрудничестве.
Я, как учитель, стремящийся к творчеству, должна дать возможность самоопределиться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. В прошлом году закончила работу по теме: «Игра как средство развития творческих способностей младшего школьника».
Для реализации цели и задач применялись следующие методы: изучение научно-педагогической литературы, обобщение опыта учителей, обобщение собственного опыта, диагностика усвоения.
Результатом деятельности является участие в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, создание сборника дидактических игр «Познаём играя». В данной работе приведена подборка дидактических, словесных, подвижных игр, кроссвордов, викторин, ребусов, загадок, которые помогут учителю вызвать интерес у детей к предмету, снять напряжение и усталость, а также помогут учащимся получить новые знания, играя.
Основным результатом работы по данной теме считаю лицензированное электронное пособие для учащихся 3 класса по русскому языку «Путешествие- сказка «Как Пятачок искал друзей». Предлагаемое пособие по русскому языку представляет собой методику интерактивного преподавания русского языка для 3 класса в форме путешествия-сказки. Данный материал предназначен учителям для организации учебного процесса, детям и их родителям как дидактические задания для закрепления тем по программе 3 класса.
В данное время начала работать над новой темой самообразования «Развитие ИКТ – компетентности младших школьников в условиях с переходом на 12-летнее образование».
Используя компьютерную технологию, повышаю эффективность обучения, интерес к изучению предмета, индивидуальный и дифференцированный подход, повышаю качество контроля знаний.
Также способствует развитию профессионального роста проведение открытых уроков с базой накопленных знаний методов и приёмов по пройденным курсам НИШ. Работая в методическом объединении начальных классов, принимаю участие в педсоветах, работаю в творческой группе на базе научно-практического центра «Костанай дараны».
Но какими бы мы творческими учителями не были, какими технологиями не пользовались на уроке, важен результат. Важно, чтобы дети знали программный материал, умели пользоваться теоретическим материалом на практике, выросли хорошими людьми.
Не могу сказать, что в работе получается всё хорошо и гладко. Конечно, нет!
Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.
В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… . И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Каждый урок учителя – это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, учитель состоялся.