Исследовательская работа "Современный детский фольклор"
Исследовательская работа "Современный детский фольклор"
В детском коллективе наряду с традиционными видами детского творчества- загадками, потешками, поговорками, скороговорками на современном этапе выделяются современные виды детского фольклора.
Детский фольклор – одна из форм коллективного творчества детей в детском коллективе. Современный детский фольклор представляет собой особое многожанровый вид, созданный из разных элементов (мультфильмы, кино, литература, традиционный фольклор).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Современный детский фольклор"»
Управление образования Топкинского муниципального района
Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»
Начальная школа
СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Автор: Боровков Глеб
Евгеньевич
Класс: 4а
МАОУ «СОШ№1»
Научный руководитель:
Савчук Альбина
Алексеевна, учитель
начальных классов
ТОПКИ 2017
Содержание
Введение
3
1. Основная часть
4
1.1. Виды современного детского фольклора
4
2. Практическая часть
8
2.1. Анкетирование «Современный фольклор»
8
2.2Популярные примеры детского фольклора в нашем классе.
8
Заключение
10
Список литературы
11
Приложение
12
Введение
В детском коллективе наряду с традиционными видами детского творчества- загадками, потешками, поговорками, скороговорками на современном этапе выделяются современные виды детского фольклора.
Детский фольклор – одна из форм коллективного творчества детей в детском коллективе. Современный детский фольклор представляет собой особое многожанровый вид, созданный из разных элементов (мультфильмы, кино, литература, традиционный фольклор).
Увлечение современным фольклором начинается в школе, преимущественно в начальных классах. Школьники формируются в мини- коллективы по интересам, обмениваются своим опытом, идеями. Многообразие современного фольклора, изучение и обмен разных видов творчества особенно ярко выражен в детских летних лагерях, площадках.
Актуальность моего исследования заключается в том, чтобы изучить современные виды творчества в младшем школьном возрасте, познакомиться с любимыми видами творчества в нашем классе.
Цель работы: изучить современные виды детского фольклора.
Задачи:
-выяснить положительные и отрицательные моменты в увлечении детей современным творчеством;
-узнать увлечения ребят нашего класса.
Объект исследования: современный детский фольклор.
Методы исследования:анкетирование, беседа, наблюдение, изучение литературы.
1.1 Основная часть
1.1 Виды современного фольклора.
Детское фольклорное творчество можно разделить на пять групп: рукописное творчество, словесное творчество, детская магия, школьный фольклор, графическое творчество.
Остановимся на каждом подробнее.
1.Рукописное творчество
Рукописное творчество является одним из наиболее обширных и интересных видов. Сюда можно включить: анкеты, дневники, пожеланник, альбом. В основном они распространены в среде девочек.
1.1. Анкета- опросный лист, вопросы в котором касаются интересов одноклассников владельца анкеты. Вопросов обычно около 20- 30, анкета передается всем желающим и всем можно читать ответы. Записи в анкете могут перемешиваться со стихами и рисунками. Самые распространенные вопросы: «Какое у вас самое заветное желание? Вам нравится хозяин анкеты? С каким мальчиком из класса ты дружишь? Кокой мультфильм тебе нравится?» Анкету можно сделать своими руками или купить готовую в магазине.
1.2.Дневник- распространен в средних классах. В дневник школьники записывают все свои самые сокровенные мысли и мечты. В дневник можно записать то, что не решаешься сказать вслух.
1.3.Пожеланник-представляет собой тетрадь, каждая страница которой свернута треугольником. Внутрь треугольника вписывается пожелание, после чего треугольник заклеивается. Вскрываются страницы на Новый год, 8 марта, в день рождения или в любой обозначенный день.
1.4. Альбом– представляет собой тетради, в которых записывают тексты о любви, о дружбе, правила поведения, этикет. Альбомы часто начинаются с записи:
На Б моя фамилия
На Г меня зовут
На Н моя подруга
На С мой лучший друг.
Часто в альбоме встречается такие записи:
Прошу мои ошибки
Считать за улыбки…..
Диктовал не попугай
За ошибки не ругай.
В альбом часто помещают такие рубрики, как «икалки», «чесалки», «гадалки- тесты», «спотыкалки», «чихалки», «гороскопы».
2. Словесное творчество
К словесному творчеству можно отнести заумные считалки, детские страшные истории, детские тайные языки. Тайные языки можно разделить на виды:
-тарабарский язык (замена 10 согласных идущих в начале алфавита, но 10 согласных в конце алфавита)
-заумный язык (энэ-бэнэ-рики-таки,шли по городу макаки. Эос-бэос-растопэос-бац.)
-оборотные, или обратные,языки сзади наперед и перестановочный язык;
-языки из основы и утка- это когда в словах одинаковая основа, например: ТЫфита, КУфита, ДАфита, ПОфита, ШЛАфита?
3. Детская магия
Детская магия включает в себя разнообразные современные обычаи: девичьи гадания, игровые обряды вызывания духов. Гадания бывают по руке по монете по любимому цвету идр. Обряды вызывания духов связаны с определенными персонажами.Среди самых распространенных персонажей: домовой, гномик, чёртик, бабка-матершинница, зубная королева. Вызывают духов как правило в тёмном помещении компанией или в одиночку чтобы задать какой-будь вопрос.
Вызывание домового.
Его можно увидеть и не увидеть.От стола до кровати протягиваешь белую нитку, вешаешь на неё конфету. Берёшь листок бумаги и пишешь, что тебе нужно: килограмм « жвачки» там или килограммапельсинов, сирень зимой или что. Нужно в 12 часов встать и написать. Он всё принесёт. Если захочешь увидеть его, то осторожно, сквозь зажмуренные глаза. Если он увидит, тебя то горе будет.
4. Школьный фольклор.
Школьный фольклор включает в себя «школьные истории», пародийную школьную поэзию, стихотворные обманки, юмористические стишки.
В некоторых школах существует школьный словарь, в который включены школьные события, персонажи школ, крылатые выражения.
(Например: вызов к директору- место встречи изменить нельзя, гнев учителя- фантомас разбушевался, учитель пения – женщина которая поет, дневник – записки сумасшедшего, звонок с урока- бог нас услышал, директор и завуч – два сапога пара…)
Школьная хроника показывает, что школа это особый мир со своим языком, привычками и обычаями.
Пародийная школьная поэзия включает в себя стихотворения, песни из школьной программы , переделки или литературные пародии.
Голубой вагон разбился в щепочки,
Шапокляк повисла на суку,
Дядя Гена улетел в Америку,
Чебурашка плавает в пруду. («Голубой вагон», сл. Э.Успенского, муз.В. Шаинского)
5.Граффити.
Уличные настенные надписи, или граффити (нацарапанные) –явление старое, известное еще в древнем Египте. Надписи и рисунки обычно делаются мелом, фломастером или краской на стенах зданий, лестничных площадках, в лифтах. Бывают «граффити-рисунки», «граффити- автографы», «граффити- записки».
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование «Современный фольклор»
Мною было проведено анкетирование учеников нашего класса на тему «Современный фольклор».(см. приложение)
Результаты анкетирования показали следующее:
Виды детского фольклора знают не все ученики нашего класса. Многие в видам фольклора отнесли театр, музыку, танцы. 90 % школьников знают такие виды детского фольклора: загадки, поговорки, колыбельные песни, частушки, считалки, сказки. Это виды традиционного детского фольклора.
Многие дети в классе знают виды современного фольклора. Среди самых распространенных: страшные истории, анекдоты.
Самыми любимыми видами современного фольклора являются
-тайные языки-4
-анкеты-3
-граффити- 2
-страшные истории- 4
-другие-5
4) Из всех анкетируемых ребят, трое считают, что увлечение граффити, страшными историями и другими видами фольклора –это плохо. Остальные думают, что- хорошо.
2.2 Популярные примеры детского фольклора в нашем классе:
Шайдарова Д.
Считалка
На златом крыльце сидели
Микки Маус, Том и Джери,
Дядя Скрудж и три утенка
А водить – то будет Понка.
Мансурова В.
Страшная история
Красные двери в пещере моей
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб, всю добычу мою
Я радостно этим зверям отдаю.
Кудрявцев С.
Анекдот
-Мама, -спросил сын- сколько зубной пасты в тюбике?
-Не знаю.
-А я знаю, от дверей до дивана.
Щербакова Л.
Страшная история
День 312. Интернет до сих пор не работает.
Вывод: ребята нашего класса знакомы с традиционными видами фольклора и знают некоторые виды современного фольклора. Но для некоторых ребят затруднительно было назвать виды фольклора.
Заключение
Наряду с традиционными видами фольклора, который имеет огромное значение в детской культуре, в современном мире появляются новые виды детского творчества.
Я считаю, что современный детский фольклор это хорошо, так как дети при помощи разных видов творчества общаются, обмениваются опытом, читают, пишут, играют. Развиваются такие качества как общительность, внимательность, творческие качества. Ребята объединяются в группы по интересам, появляются общие дела, игры, обычаи, тайны. Дети фантазируют, придумывают что- то новое и необычное для их возраста. Это очень интересно и увлекательно!
Список используемой литературы
1.Виноградов Г.С. Детские тайные языки/ Виноградов Г.С./ Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. С.711-714.
2.Капица Ф.С. Русский детский фольклор:УЧ.пособие для студентов вузов/ Ф,С, Капица, Т.М Колядович. – М:Флинта: Наука, 2002 -320 с.
3. Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998-744 с.
4.Топрков А.Л.Заумь в детской поэзии/ А.Л.Топорков// Русский школьный фольклор. От «вызываний» пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. Белоусов А.Ф - М.:Ладомир: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998 с.15-36
Приложение
Анкета «Современный фольклор»
1.Какие виды детского фольклора ты знаешь?
_____________________
_____________________
2.Современный детский фольклор-это страшные истории, анкеты, тайные языки, граффити…..продолжи список
_____________________
_____________________
3.Какой вид современного фольклора у тебя любимый?
_____________________
_____________________
4. Как ты думаешь увлечения граффити, рассказы страшных историй, анекдотов это хорошо или плохо?
____________________
5.Напиши твою любимую страшную историю, надпись граффити, надпись на тайном языке, современную историю или другое.