МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы
Выполнила ученица 5 класса
Одношовина Елена
Руководитель: Саютина С.В.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
С. Брылино, 2014 г.
Содержание
Содержание ………………………………………………………. 1
Введение ..………………………………………………...…….. 2
Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2
Основная часть……………………………………………………. 3
Вывод …………………………………………………………….…7
Список использованной литературы, источники…………..……..8
Приложение……………………………………………………..… 9
Введение.
У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».
С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.
Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.
Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.
Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания
Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки
Задачи:
- Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка.
- На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки.
- Определить тематику сказок, выявить тропы, используемые авторами сказок для описания Снегурочки.
Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения.
Методы исследования:
- биографический
- исследовательский
- аналитический
- анкетирование
Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение –чк -, в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.
Различия обнаружены не только в произношении имени.
Эпизоды для сравнения
В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»
Русская народная сказка «Снегурочка»
А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса».
Рождение Снегурочки
Из комочка снега в горшочке (…я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена)
Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос , нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба
Была внучка у старика и старухи Снегурушка
Описание внешности
Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок
Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет
Нет описания
Как растёт
Растёт на радость старикам
Ни по дням, а по часам
Черты характера (отношение к родителям, к труду)
Умная, разумная
Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду.
Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка)
Плачет припеваючи
Когда и где случается несчастье со Снегурочкой
Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась…
Спасает Жучка
Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко ( откликнулась эхом)
Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.
Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег- суффикс –ур- и суффикс –очк- окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.
В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, беленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.
Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька, и никто не назвал её просто внучка. Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:
Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,
В цветное платьице рядить,
Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)
Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять). Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.
Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона ( рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.
Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».
В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.
Результаты работы.
В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.
Выводы по работе.
- Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка как главная героиня сказки впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
- Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются: сравнение, гипербола, эпитет.
- Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – история жизни Снегурочки
- Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка, так и Снегурочка исчезает с приходом весны. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения.
Список использованной литературы:
- Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/ А.Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
- Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
- Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.