Проект
«Природные мотивы Дагестана в народных промыслах»
Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» ориентирована на все социальные слои общества и возрастные группы граждан России. Формированиеу дошкольников патриотических чувств – это воспитание потребности в участии в делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, воспитание чувства собственного достоинства,воспитание таких качеств, как сочувствие и сострадание и осознание себя частью окружающего мира.
Ознакомление с родным краем посредством приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству народов Дагестана способствует накоплению знаний и впечатлений о природе родного края, чтоявляется важным компонентом в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Формирование представлений дошкольников оприроде родного края посредством ознакомления с народными промыслами малой Родины - гончарным делом балхарских мастеров, ковроткачеством, искусством кубачинских и унцукульских мастеров и народным фольклором, позволит детям почувствовать себя частью дагестанского народа, ощутить гордость за свой край, свою великую Родину.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Срок реализации проектa: крaткосрочный (3 недели).
Учaстники проектa: педагоги, воспитанники подготовительной группы родители.
Гипотеза: любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь с родной природой, со своим народом и культурой своего народа. Родная природа и культура должны стать неотъемлемой частью души ребенка. В связи с чем мы стремимся воспитать в детях любовь и уважение к природе, к народным традициям, фольклору.
Цель: воспитание любви и уважения к родной природе, к народным традициям, фольклору.
Задачи:
- формировать представления детей о родном крае, городе, селе; о географии местности: горы, предгорья, равнины (степи), реки, озера, море, их экосистемы;
- ознакомить детей с основными промыслами народов Дагестана: гончарным делом балхарских мастеров, ковроткачеством, искусством кубачинских и унцукульских мастеров; с графическим изображением элементов народного творчества: волнистая линия - ручей, море; прямая – земля; ломаная – горы, завитая – растительность и др.;
- развивать творческие способности детей для выполнения декоративных композиций по мотивам балхарской росписи, кубачинского орнамента, унцукульской насечки, составления ковровых композиций по мотивам народного искусства с учетом характерных узоров и цветового решения;
- формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к природе родного края посредством изучения народных промыслов Дагестана;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, дагестанским традициям и промыслам;
- вовлечь семьи воспитанников в образовательную деятельность ДОУ.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают и называют место проживания: город, республику, страну; географию местности, климатические условия; флору и фауну города и республики; находят на карте республики природные объекты: горы, предгорья, равнины (степи), реки, озера, море; знают природоохранные мероприятия.
- Дети знают свою культуру, основные народные промыслы, русскую культуру, традиции; у детей сформировано чувство гордости своим народом, его достижениями.
- У детей сформирована эмоциональная отзывчивость любования природой, умение наблюдать за природными явлениями, сформировано бережное отношение к природе.
- Дети знают, что они являются жителями планеты Земля.
- Дети приобрели опыт продуктивного коллективного взaимодействия.
- Родители заинтересованы и принимают активное участие в образовательном процессе детского сада.
Презентация проекта: оформление творческого пакета; интегрированное обобщающее занятие «Природные мотивы Дагестана в народных промыслах».
Основные виды деятельности проекта
- Разработать и провести цикл бесед и занятий:
- Беседа «Объекты родной природы»;
- Беседа «Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество) история Дагестана, история России»;
- Беседа «Знакомство с балхарским искусством и орнаментом»;
- Беседа «Знакомство с ковровым искусством и орнаментом паласов»;
- Беседа «Знакомство с унцукульским искусством и орнаментом»;
- Занятие«Береги свою планету»;
- Занятие «Природные мотивы Дагестана в народных промыслах».
- Обогатить мини-музей прикладного творчества народов Дагестана (изделия унцукульских и кубачинских мастеров).
- Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
- Проведение праздника: «Праздники по народному календарю»: «Праздник первой борозды».
- Выставка детского и народного творчества, сотворчества детей и родителей: «Природные мотивы Дагестана в народных промыслах».
- Деятельность фольклорного кружка «Радуга»:
- «Горных мастеров дары – небывалой красоты» (вечер произведений фольклора и стихов на тему народных промыслов; экскурсия в исторический парк-музей «Россия - моя история»).
- «Забавные игрушки Балхара» (роспись балхарской игрушки).
- Физкультура и здоровье:
Проведение праздника: «Праздники по народному календарю»:
- Организация фольклорно-физкультурного досуга: «Навруз-байрам».
- Акции: «Зеленый патруль», «Озеленение территории детского сада».
Оснащение предметно-развивающей среды группы:
- Изготовление атрибутов для игр: «Отгадай элемент узора», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Найди лишнее», «Составь узор», «Собери народную игрушку» и т.д.
- Оформление «Экологической тропы», «Центра краеведения», мини-музея познавательно-исследовательской деятельности «Природные богатства Дагестана».
- Оформление альбома: «В гостях в эколого-биологическом центре учащихся», «Хорошо у нас в саду».
- Создание газет: «Природа моего города», «Я в историческом парке-музее «Россия - моя история»».
Работа с родителями:
- Осуществить совместные проекты детей – родителей – педагогов «Откуда берутся узоры на изделиях народных промыслов?».
- Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?».
- Посильная помощь в организации экскурсии в музей и ГБОУ ДОД «Республиканский эколого-биологический центр учащихся».
- Помощь в снятии видеофильмов.
- «Трудовой десант» родителей с детьми (посадка деревьев, кустарников, подрезание, уборка мусора на участке детского сада).
- Выставка плакатов – проектов: «Земля – планета на которой мы живем».